Дело №а- 2602/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 августа 2016 года г.Михайловск
Судья Шпаковского районного суда Ставропольского края Шестакова Т.В.
при секретаре Абрамян Н.С.
с участием административного истца- ФИО1
представителя административного ответчика ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску ФИО1 к Администрации МО г.Михайловска, заместителю главы администрации г.Михайловска ФИО3 о признании незаконным распоряжения администрации МО г.Михайловска Шпаковского района г.Михайловска, признании незаконными действий заместителя Главы администрации МО г.Михайловска ФИО3
установил:
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Администрации МО г.Михайловска, заместителю главы администрации МО г.Михайловска ФИО3 о признании незаконным распоряжения администрации МО г.Михайловска Шпаковского района г.Михайловска, признании незаконными действий заместителя Главы администрации МО г.Михайловска ФИО3, обязании ответчиков произвести определенные действия.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что заместителем Главы администрации МО города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края ФИО3 издано распоряжение №101-р от 18.04.2016 г. «Об отмене градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером 26:11:020154:159,26:11:020154:373».Данное распоряжение считает незаконным.
Она, ФИО1, владеет на праве собственности земельным участком площадью 146 кв. м. с кадастровым номером 26:11:020154:159 расположенным по адресу : <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности на земельный участок и на праве аренды земельным участком площадью 377 кв. м. с кадастровым номером 26:11:020154:373 расположенным <адрес>, что подтверждается договором аренды №19 от 5.12.2012 года. В качестве разрешенного использования (назначения) данных земельных участков указан вид использования «для строительства магазина с офисными помещениями». В 2013г. на основании поданного ею заявления в администрацию города Михайловска, администрацией был изготовлен Градостроительный план земельного участка №RU26526101-00000000000065, подготовленный и согласованный 08.02.2013 г. с главным архитектором города Михайловска, утвержденный Распоряжением Администрации МО г. Михайловска №78 от 12.02.2013 г. Местоположение земельного участка: <адрес>, №368/2, кадастровый номер 26:11:0201154:159, 26:11:0201154:373, площадь земельных участков 146 кв. м., 377 кв. м.. Форма градостроительного плана земельного участка выданная ей соответствует законодательству. Далее она получила Разрешение на строительство №RU26526101-107 от 20.02.2013 г. разрешающее строительство объекта капитального строительства- магазина с офисными помещениями, сроком действия до 20.02.2015 г., после чего весной 2013 года она приступила к строительству
Считает, что распоряжение №101-р от 18.04.2016 г. нарушает ее права и интересы, в частности в виде невозможности осуществления строительства из-за неполноты наличия градостроительной документации, в том числе если ей понадобится проектировать или вводить объект в эксплуатацию. Считает незаконными действия органов местного самоуправления, выразившихся в неправильном заполнении раздела 2.2.4. градостроительного плана земельных участков с кадастровыми номерами 26:11:0201154:159, 26:11:0201154:373, а именно: в разделе 2.2.4. не указана информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, что противоречит форме, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от 10.05.2011 г. № 2007 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка». Статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участком. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1,2 данной статьи). Согласно положения части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков. В соответствии с частью 17 статьи 46 (об особенностях подготовки документации по планировке территории) названного Кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 данной статьи (регламентируют последовательность действий органов местного самоуправления в связи с подготовкой документации и вопросы проведения публичных слушаний). Орган местного самоуправления в течении тридцати дней со для поступления указанного обращения самостоятельно осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Администрацией города Михайловска еще в 2013 году по результатам рассмотрения ее заявления было принято решение об изготовлении и утверждении градостроительного плана земельного участка для последующего строительства.
Из ч.5 ст.41 Градостроительного кодекса РФ следует, что градостроительный план является разновидностью документации по планировке территории. В соответствии с пп.2 ч.9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения на строительство необходимо предоставление градостроительного плана земельного участка. Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. Названные нормы Градостроительного Кодекса РФ, регулирующие отношения, возникающие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновывать цель истребования градостроительного плана, предоставлять иные документы кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
При таком положении при отмене распоряжения №78 от 12.02.2013 г. администрация МО г. Михайловска неправомерно ссылается на пункт 7 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации - технические условия подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения необходимые для заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 10.05.2011 г. №207, который также не содержит никаких предписаний о предоставлении заявителем каких- либо документов для получения градостроительного плана земельного участка. Из содержания перечисленных норм права следует, что исполнение обязанности органа местного самоуправления по подготовке и выдаче градостроительного плана конкретного земельного участка не обусловленного обязательным предварительным внесением соответствующих изменений в документацию по планировке территории. Внесение этих данных - обязанность Администрации МО г. Михайловска. В соответствии с п.1 ч.1 статьи Федерального закона от 27.07.2010 г. №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», запрещается органам, предоставляющим муниципальные услуги, требовать от заявителя предоставления документов и информации или осуществления действий, представления или осуществления которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающими в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Схожая позиция находит подтверждение в судебной практике определение Верховного Суда РФ от 27.03.2013 г. №6-КГ12-11 и в постановлении 18 Арбитражного Апелляционного Суда от 04.04.2014 г. по делу №18 АП-14365/2013. Срок действия или применения градостроительного плана не определен в действующем градостроительном законодательстве. Градостроительный план разрабатывается, утверждается и выдается органом местного самоуправления по обращению заявителя в отношении конкретного земельного участка. Анализ градостроительного плана позволяет сделать вывод о том, что содержание градостроительного плана составляет информация о правовом режиме земельного участка и объекта капитального строительства на момент выдачи градостроительного плана земельного участка. Вся информация которая указывается в градостроительном плане, заимствуется из ранее утвержденных или
подготовленных документов (генеральный план муниципального образования, градостроительные регламенты в составе правил землепользования и застройки муниципального образования, проект планировки и проект межевания, документы государственного кадастрового учета или технического учета и т.д.), поэтому ключевым содержанием градостроительного плана является именно информация о правовом режиме земельного участка и придельных параметрах объекта капитального строительства. Градостроительное законодательство не содержит такие формулировки, как «действующий градостроительный план» или «не действующий градостроительный план». Градостроительный план не влечет за собой правовых последствий, за исключением того, что его получение необходимо для последующего получения разрешения на строительство. Согласно ч.17 ст.46 ГрК РФ орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления обращения от физического или юридического лица о выдаче градостроительного плана осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Утверждение органом местного самоуправления градостроительного плана означает, что орган местного самоуправления фиксирует правовой режим земельного участка и предельные параметры объекта капитального строительства на определенную дату, указанную в градостроительном плане. Ссылка администрации МО г. Михайловска на пункт 7 части 3 статьи 44 Градостроительного Кодекса РФ, является формальной и в отсутствии нарушения ее прав не является основанием для отмены распоряжения №78 от 12.03.2013г. В данном, конкретном случае само по себе наличие или отсутствие сведений о технических условиях не нарушает ее, ФИО1, права и не восстановит ее права в случае отмены распоряжения №78 от 12.02.2013 г.
По состоянию на 12.02.2013 г. в г. Михайловске земельный участок кадастровый номер 26:11:0201154:159, 26:11:0201154:373 соответствовал установленному градостроительному регламенту действующему в тот момент (генеральный план г. Михайловска, Правила землепользования и застройки, проекта планировки территорий, проекты межевания территорий, постановление об утверждении режимов использования земель). Администрацией МО г. Михайловска не предоставлено объективных данных того, что отсутствие информации о технических условиях подключения именно в градостроительном плане земельного участка по ул. Гагарина №368/1, 368/2, привело к нарушению прав и законных интересов. Согласно ФЗ от 06.10.2003 г. №131-Ф3 (редакция от 15.02.2016г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ст. 48 Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей, либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие соответствующего муниципального правового акта, а так же судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, уполномоченным органом государственной власти РФ. Т.е. эта норма предоставляет возможность осуществления действия, но не является основанием обосновывающим само нарушение. Реализация полномочий органами местного самоуправления, не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления должны доказать, что отмененный ими не нормативный правовой акт принят с нарушением действующего законодательства. При этом такая отмена, как любые действия и акты органа местного самоуправления, не могут противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать субъективные права. В указанном распоряжении об отмене есть ссылка на пункт 7 ч.З ст.44 Градостроительного кодекса РФ, но ст. 44, обозначает правовые основы назначения, состава и формы градостроительных планов земельных участков, при этом не наделяет органы местного самоуправления полномочиями об отмене распоряжений утверждающих градостроительный план. Указанный в распоряжении №101-Р от 18.04.2016 г. перечень норм не имеет оснований для отмены распоряжения №78 от 12.02.2013 г. Акты органов местного самоуправления, об утверждении проекта планировки не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013г. №58). Спорное отношение находится в области градостроительства, но так как градостроительный кодекс не предусматривает оснований для отмены ненормативного акта местного самоуправления постановления об утверждении градостроительного плана земельного участка, так же такого основания нет в правилах застройки и землепользования г. Михайловска, то распоряжение утверждающее градостроительный план может быть признано не законным по заявлению органа только в судебном порядке. Администрация МО г. Михайловска выбрала ненадлежащий способ защиты права и злоупотребила своим правом.
Согласно ст. 34 Устава МО г. Михайловска Главой Администрации поселения является глава поселения. Согласно ст.32 Устава МО г. Михайловска Глава поселения является высшим должностным лицом поселения и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, формирует администрацию, руководит ее деятельностью на принципах единоначалия. В случае временного отсутствия главы поселения, а равно в случае отзыва главы поселения и в иных случаях невозможности исполнения полномочий главой поселения его полномочия временно исполняет первый заместитель главы поселения. Регламента для контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в том числе по отмене распоряжений администрации МО г. Михайловска нет. Порядок организации муниципального градостроительного контроля не установлен муниципальным правовым актом.
Исходя из вышеизложенного Заместитель Главы администрации МО г. Михайловска ФИО3 не имеет полномочий на издание и подписание ненормативного правового акта - распоряжения №101-Р от 18.04.2016г. Согласно правил землепользования и застройки МО г. Михайловска (приложение к решению Думы МО г. Михайловска от 27.03.2014 г. №261, действовавших на момент отмены градостроительного плана) согласование и разрешение на осуществление градостроительной деятельности в части использования и застройки земельных участков,предоставленные до введения в действие правил, остаются в силе при условии, что срок действия выданных в установленном порядке согласований и разрешений не истек. Согласно ст. 38 Действия Правил по отношению к генеральному плану поселений, документации по планировке территории и правам, возникшим до их введения. Настоящие Правила в отношении видов разрешенного использования индивидуально определенных земельных участков, установленных до введение в действие настоящих Правил посредствам издания муниципальных нормативных правовых актов, обратной силы не имеют. Настоящее Правило в отношении требований к параметрам использования объектов капитального строительства и земельных участков, установленные в градостроительных планах и архитектурно-планировочных заданиях, утвержденных до вступления в силу настоящих правил, обратной силы не имеют. Настоящее Правило в отношении требований к функциональному назначению территорий, параметрам объектов капитального строительства, земельных участков, установленные в проектах планировки и (или) межевания территорий, разработанных до вступления в силу настоящих правил, обратной силы не имеют.
Вместе с тем оспариваемое распоряжение Администрации вообще не содержит ссылок на нормы законодательства, которые были ею нарушены при принятии распоряжения от 12.02.2013 г. № 78, также нет сведений о проведении какой-либо проверки в целях установления законности ранее изданных постановлений.
Таким образом Администрацией МО г. Михайловска искусственно создана ситуация, в которой она, ФИО1, будучи на протяжении длительного времени собственником и арендатором земельного участка, фактически оказалась лишенной реальной возможности использовать данный участок по назначению для строительства, в связи с чем она не должна нести неблагоприятные последствия неисполнения органами местного самоуправления своих функций. Распоряжение утверждающее градостроительный план земельного участка не имеет недостатков содержания. Оно вынесено и подписано полномочным лицом, в отношении надлежащего субъекта и объекта права. Поскольку предусмотренных законом оснований для отмены градостроительного плана земельного участка не имелось, считает необоснованным распоряжение №101-Р от 18.04.2016 г. и просит признать незаконным полностью и отменить распоряжение №101-Р от 18.04.2016 г. об отмене распоряжения администрации МО г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от 12.02.2013 г. №78 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу <...>» (п.1 ч.1 ФЗ №210 от 27.07.2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ч.17 ст. 46 ГрК РФ) ; признать незаконным действия Заместителя Главы администрации МО г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края ФИО3 выразившихся в отмене распоряжения от 12.02.2013 г. № 78 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу <адрес> (ст. 32 и 34 Устава МО г. Михайловска, приложение к решению Думы МО г. Михайловска от 27.03.2014 г. №261) ; обязать внести технические условия подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в градостроительный план земельного участка №RU2652610100000000000065 подготовленный 08.02.2013 г. главным архитектором г. Михайловска, утвержденный Распоряжением Администрации МО г. Михайловска №78 от 12.02.2013 г. местоположение земельного участка: <адрес> кадастровый номер №, площадь земельного участка 146 кв. м., 377 кв. м. (п.1 ч.1 ФЗ №210 от 27.07.2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ч.17 ст. 46 ГрК РФ). Взыскать с Администрации МО г. Михайловска в пользу ФИО1 ... коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение административного иска.
В судебном заседании административный истец ФИО1 полностью поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации МО г. Михайловска Шпаковского района ФИО2 возражала против удовлетворений требований административного истца, представив суду возражения о том, что рассмотрев административное исковое заявление ФИО1 считает его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Часть 1 статьи 48 указанного Федерального закона №131-Ф3 предусматривает, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Таким образом, положение части 1 статьи 48 Федерального закона №131-Ф3, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации. Исходя из содержания указанной правовой нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций. Реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, которые обязаны доказать наличие оснований для отмены принятого ранее распоряжения в силу указанной нормы и требований статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Распоряжением администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от 18.04.2016 №01-р «Об отмене градостроительного плана земельного участка,расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №» отменен градостроительный план № RU 26526101 -00000000000065. Основанием для его отмены послужили выявленные нарушения градостроительных норм при подготовке исходно-разрешительной документации административным истцом ФИО1 Учитывая, что срок действия разрешения на строительство истек 20.02.2015, в целях дальнейшего устранения выявленных нарушений и не допущения их впредь, орган местного самоуправления в порядке самоконтроля издал оспариваемое распоряжение. При рассмотрении исходно-разрешительной документации, проектной документации для строительства объекта по <адрес> администрацией МО г. Михайловска были выявлены следующие нарушения:
1. Проектная документация выполнена без соответствующих результатов инженерных изысканий, в результате чего при проектировании не были учтены состояния грунтов (прочностные, химические характеристики), вместе с тем, из анализа результатов инженерных изысканий, выполненных на других объектах капитального строительства на территории города Михайловска, следует, что сейсмичность в городе Михайловске составляет 7-8 баллов.
2. При размещении объекта капитального строительства и разработке градостроительного плана земельного участка не учтены требования СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемнопланировочным и конструктивным решениям» не учтена минимальная норма противопожарного разрыва - 6 метров.
3. В соответствии с нормами СП «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.» (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*) расстояние от наземных стоянок, предназначенных для временного хранения легковых автомобилей до общественных зданий должно быть 10 м. В представленной схеме планировочной организации земельного участка стоянка транспорта расположена без отступов от возводимого здания, границы и площадь земельных участков для строительства данного объекта не позволяют выполнить стоянку транспорта с соблюдением градостроительных нормативов.
В непосредственной близости (на расстоянии 1,8 - 2,8 м) от строящегося объекта по <адрес> расположено существующее здание гаражей.
Не соблюдение и отсутствие вышеуказанных норм и требований приводит к нарушению градостроительного законодательства.
В соответствии со статьей 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации «Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Результаты инженерных изысканий отражают сведения о результатах комплексного изучения природных и техногенных условий указанной территории, в том числе о результатах изучения, оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий указанной территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства.
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации «Архитектурно-строительное проектирование» подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), другой исходно-разрешительной документации, а также результатов инженерных изысканий.
Договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
В случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик обязан предоставить такому лицу исходные данные, в том числе результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий).
Также требованиями данной статьи определены обязательные разделы проектной документации объектов капитального строительства, в число которых вошла пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями.
Пояснительная записка в составе проектной документации, разработанной ООО «СтавропольСоюзПроект» (шифр 29-1-2010-ПЗ) для строительства магазина с офисными помещениями в г. Михайловске Ставропольского края по ул. Гагарина, 368/1 не содержит в себе сведений о результатах инженерных изысканий, более того, в перечисляемых исходных данных в разделе 1 Пояснительной записки (лист 1,2) также отсутствуют сведения о результатах инженерных изысканий.
В разделе «Конструктивные и объемно-планировочные решения», разработанного для вышеуказанного объекта ООО «СтавропольСоюзПроект» (стадия РД) на листе 1 указано: «Инженерно-строительные изыскания на территории площадки объекта не производились. Предварительная зона сейсмичности площадки - 7 баллов.», также в описании объемнопланировочных решений указано что: «Все бетонные и ж/б конструкции, находящиеся в грунте, выполнить на обычных портландцементах по ГОСТ 10178-99 с маркой по водонепроницаемости W 4 (данные по агрессии грунтов и подземных вод отсутствуют)», при разработке мер по защите строительных конструкций от коррозии указано, что «Мероприятия по защите фундаментов от коррозии уточнить инженерными изысканиями», или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), другой исходно-разрешительной документации, а также результатов инженерных изысканий.
Договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
В случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик обязан предоставить такому лицу исходные данные, в том числе результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий).
Также требованиями данной статьи определены обязательные разделы проектной документации объектов капитального строительства, в число которых вошла пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями.
Пояснительная записка в составе проектной документации, разработанной ООО «СтавропольСоюзПроект» (шифр 29-1-2010-ПЗ) для строительства магазина с офисными помещениями в г. Михайловске Ставропольского края по ул. Гагарина, 368/1 не содержит в себе сведений о результатах инженерных изысканий, более того, в перечисляемых исходных данных в разделе 1 Пояснительной записки (лист 1,2) также отсутствуют сведения о результатах инженерных изысканий.
В разделе «Конструктивные и объемно-планировочные решения», разработанного для вышеуказанного объекта ООО «СтавропольСоюзПроект» (стадия РД) на листе 1 указано: «Инженерно-строительные изыскания на территории площадки объекта не производились. Предварительная зона сейсмичности площадки - 7 баллов.», также в описании объемнопланировочных решений указано что: «Все бетонные и ж/б конструкции, находящиеся в грунте, выполнить на обычных портландцементах по ГОСТ 10178-99 с маркой по водонепроницаемости W 4 (данные по агрессии грунтов и подземных вод отсутствуют)», при разработке мер по защите строительных конструкций от коррозии указано, что «Мероприятия по защите фундаментов от коррозии уточнить инженерными изысканиями», однако согласно обязательных к применению норм раздела 4 СП 22.13330.2011. Свод правил. Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83* основания и фундаменты сооружений должны проектироваться на основе и с учетом результатов инженерных изысканий для строительства.
Работы по проектированию следует вести в соответствии с техническим заданием на проектирование и необходимыми исходными данными, включающими в себя результаты инженерных изысканий.
Результаты инженерных изысканий должны содержать данные, необходимые и достаточные для выбора типа основания, фундаментов и подземных сооружений и проведения их расчетов по предельным состояниям с учетом прогноза возможных изменений (в процессе строительства и эксплуатации) инженерно-геологических условий площадки строительства и свойств грунтов, а также вида и объема инженерных мероприятий, необходимых для ее освоения.
При проектировании оснований, фундаментов и подземных сооружений в условиях нового строительства или реконструкции необходимо учитывать гидрогеологические условия площадки и возможность их изменения в процессе строительства и эксплуатации сооружения, а именно:
- естественные сезонные и многолетние колебания уровней подземных вод;
- техногенные изменения уровней подземных вод и возможность образования "верховодки";
- высоту зоны капиллярного подъема над уровнем подземных вод в пылеватых песках и глинистых грунтах;
- степень агрессивности подземных вод по отношению к материалам подземных конструкций и коррозионную агрессивность грунтов по результатам инженерно-геологических изысканий с учетом технологических особенностей производства.
Проектирование без соответствующих результатов инженерных изысканий или при их недостаточности не допускается.
При строительстве в условиях окружающей застройки инженерные изыскания следует предусматривать не только для вновь строящихся или реконструируемых сооружений, но и для окружающей застройки, попадающей в зону их влияния.
При возведении нового объекта или реконструкции существующего сооружения на застроенной территории необходимо учитывать его воздействие на окружающую застройку с целью предотвращения недопустимых дополнительных деформаций.
Таким образом, в связи с тем, что у административного ответчика отсутствовали материалы результатов инженерных изысканий, не были представлены документы по минимальным нормам противопожарных разрывов и не соблюдены требования регламентирующие расстояние от наземных стоянок, предназначенных для временного хранения автотранспорта, до общественных зданий, орган местного самоуправления принял оспариваемое распоряжение администрации МО г. Михайловска от 18.04.2016 № 101-р.
Так же в дополнение к возражениям представитель административного ответчика пояснила, что согласно распоряжения Главы администрации МО г.Михайловска, Шпаковского района ФИО4 от 14.03.2016 г. № 8-р заместитель главы администрации МО г.Михайловска ФИО3 уполномочена подписывать от имени администрации МО г.Михайловска документы согласно приложению. Пунктом 23 указанного приложения предусмотрено, что зам. главы администрации МО г.Михайловска ФИО3 имеет право на подписание распоряжений по вопросам деятельности управления муниципального имущества, градостроительства и землепользования администрации муниципального образования г.Михайловска.
Выслушав стороны, иисследовав материалы административного дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что административный истец ФИО1 имеет на праве собственности земельный участок площадью 146кв.м, кадастровый номер 26:11:020154:159, по адресу : <...> с назначением : земли населенных пунктов- под магазин с офисными помещениями.
Так ФИО1 имеет на праве аренды земельный участок площадью 377кв.м, кадастровый номер №, по адресу : <адрес> для строительства магазина с офисными помещениями.
08.02.2013 г. на основании заявления ФИО1 от 05.02.2013 г. был подготовлен градостроительный план на указанные земельные участки.
Распоряжением администрации МО г.Михайловска № 78 от 12.02.2013 г. данные градостроительный план был утвержден.
20.02.2013 г. администрацией МО г.Михайловска ФИО1 было выдано разрешение на строительство магазина с офисными помещениями.
Распоряжением заместителя главы администрации МО г.Михайловска Шпаковского района, СК, ФИО3 от 18.07.2016 г. № 101-р отменен градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу : <адрес> с кадастровым номером №, утвержденный п.2 распоряжения администрации МО г.Михайловска, Шпаковского района, Ставропольского края, от 12.02.2013 г. № 78.
Требования административного истца ФИО1 в части признания незаконным распоряжения №101-Р от 18.04.2016 г. об отмене распоряжения администрации МО г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от 12.02.2013 г. № 78 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу <адрес>» суд находит подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 48 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей, либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие соответствующего муниципального правового акта, а так же судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, уполномоченным органом государственной власти РФ.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
В своих возражениях на требования административного истца о признании незаконным распоряжения №101-Р от 18.04.2016 г. об отмене распоряжения администрации МО г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от 12.02.2013 г. № 78 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу <...>» административный ответчик указывает, что при подготовке градостроительного плана не учтены требования СП 4.13130.2013, СНиП 2.07.01.-89, а также не проведены соответствующие инженерные изыскания.
Однако со стороны административного ответчика суду не представлено никаких доказательств в подтверждение вышеприведенных доводов ( заключений специалиста, эксперта), из чего суд пришел к выводу, что распоряжение №101-Р от 18.04.2016 г. об отмене распоряжения администрации МО г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от 12.02.2013 г. № 78«Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу <...>» является незаконным и должно быть отменено администрацией МО г.Михайловска.
В удовлетворении требований административного истца ФИО1 в части признания незаконными действий заместителя главы администрации МО г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края ФИО3 выразившихся в отмене распоряжения от 12.02.2013 г. № 78 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу <адрес>». (ст. 32 и 34 Устава МО г. Михайловска, приложение к решению Думы МО г. Михайловска от 27.03.2014 г. №261), ссуд считает необходимым отказать по следующим основаниям.
В обоснование указанных требований административный истец указывает, что заместитель главы администрации МО г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края ФИО3 не имела полномочий на издание и подписание ненормативного правового акта – распоряжения №101-Р от 18.04.2016 г. об отмене распоряжения администрации МО г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от 12.02.2013 г. № 78 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу <...>»
Однако, согласно представленного суду административным ответчиком распоряжения Главы администрации МО г.Михайловска, Шпаковского района ФИО4 от 14.03.2016 г. № 8-р заместитель главы администрации МО г.Михайловска ФИО3 уполномочена подписывать от имени администрации МО г.Михайловска документы согласно приложению. Пунктом 23 указанного приложения предусмотрено, что зам. главы администрации МО г.Михайловска ФИО3 имеет право на подписание распоряжений по вопросам деятельности управления муниципального имущества, градостроительства и землепользования администрации муниципального образования г.Михайловска.
Следовательно заместитель главы администрации МО г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края ФИО3 имела полномочия на издание и подписание ненормативного правового акта – распоряжения №101-Р от 18.04.2016 г. об отмене распоряжения администрации МО г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от 12.02.2013 г. № 78«Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу <адрес>.
Требования административного истцаФИО1 в части обязания административного ответчика администрации МО г.Михайловска внести технические условия подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в градостроительный план земельного участка №RU2652610100000000000065 подготовленный 08.02.2013 г. главным архитектором г. Михайловска, утвержденный Распоряжением Администрации МО г. Михайловска №78 от 12.02.2013 г. местоположение земельного участка: <адрес> кадастровый номер №, площадь земельного участка 146 кв. м., 377 кв. м. (п.1 ч.1 ФЗ №210 от 27.07.2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ч.17 ст. 46 ГрК РФ). Суд считает необходимым оставить без рассмотрения с в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Согласно ст. 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Как установлено в судебном заседании и не отрицается административным истцом с требованиями о внесении в технические условия подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в градостроительный план земельного участка №RU2652610100000000000065 подготовленный 08.02.2013 г. главным архитектором г. Михайловска, утвержденный Распоряжением Администрации МО г. Михайловска №78 от 12.02.2013 г. к административному ответчику административный истец ФИО1 необращалась. По этому вопросу администрацией МО г.Михайловска, Шпаковского района, Ставропольского края, никакого решения не принималось.
Согласно ст. 103. КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Статьей 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Поскольку основные требования административного истца ФИО1 судом удовлетворены, суд считает возможным удовлетворить и ее требования по взысканию с административного ответчика и государственной пошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного, и руководствуясь 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить частично административное исковое заявление ФИО1.
Признать незаконным распоряжение №101-Р от 18.04.2016 г. об отмене распоряжения администрации МО г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от 12.02.2013 г. № 78 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу <адрес>» и обязать отменить указанное решение (п.1 ч.1 ФЗ №210 от 27.07.2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ч.17 ст. 46 ГрК РФ).
Отказать ФИО1 в признании незаконным действия заместителя Главы администрации МО г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края ФИО3 выразившихся в отмене распоряжения от 12.02.2013 г. № 78 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу <...>». (ст. 32 и 34 Устава МО г. Михайловска, приложение к решению Думы МО г. Михайловска от 27.03.2014 г. №261).
Административные исковые требования ФИО1 в части обязания внести технические условия подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в градостроительный план земельного участка №RU2652610100000000000065 подготовленный 08.02.2013 г. главным архитектором г. Михайловска, утвержденный Распоряжением Администрации МО г. Михайловска №78 от 12.02.2013 г. местоположение земельного участка: <адрес>, кадастровый номер №, площадь земельного участка 146 кв. м., 377 кв. м. (п.1 ч.1 ФЗ №210 от 27.07.2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ч.17 ст. 46 ГрК РФ), оставить без рассмотрения с в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Взыскать с Администрации МО г. Михайловска в пользу ФИО1 возмещение расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение административного иска в размере .... рублей..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Шпаковский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме..
Судья: Т.В.Шестакова
Решение в окончательной форме изготовлено 26 августа 2016 г.