ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2602/2021 от 29.11.2021 Октябрьского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

62RS0003-01-2021-004136-30

2а-2602/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 ноября 2021 года

Октябрьский районный суд города Рязани

В составе председательствующей судьи Н.А. Невской

с участием помощника прокурора Рязанского района Рязанской области – О.В. Прониной,

при секретаре судебного заседания - помощнике судьи В.В. Аниськовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное исковое заявление Прокурора Рязанского района Рязанской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению,

установил:

Прокурор Рязанского района Рязанской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению.

С уточнением административного искового заявления в иске указано, что в ходе проведения проверки исполнения налогового законодательства в сфере соблюдения участниками гражданских правоотношений законодательства об информации, информационных технологиях и защите информации были выявлены факты размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации с предложениями неопределенному кругу лиц приобрести за денежные средства заполненные справки формы 2-НДФЛ, содержащие недостоверную информацию для последующего предоставления в банки и кредитные организации для получения кредитов и займов.

Проверкой прокуратуры Рязанского района установлено, что на интернет-сайтах по сетевым URL-адресам: https://vk.com/public205477384, https://best2ndfl.ru/oformit-zakaz/, осуществляется деятельность по продаже заполненных справок формы 2-НДФЛ, содержащих недостоверную информацию для последующего предоставления в банки и кредитные организации для получения кредитов и займов, т.е. осуществляется реализация заведомо подложных документов.

Поскольку распространение информации, содержащейся на указанных сайтах, является грубым нарушением действующего законодательства, а именно Налогового кодекса РФ, Приказа ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@ «Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6- НДФЛ), порядка ее заполнения и представления, формата представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме, а также формы справки о полученных физическим лицом доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц», Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», прокурор Рязанского района Рязанской области полагает, что имеются правовые основания об ограничении доступа к указанным интернет-сайтам в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.

На момент проверки установить владельцев доменных имен и URL-адресов лиц, разместивших информацию на страницах указанных сайтов, не представилось возможным.

В административном иске указано, что незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права и освобождающие от обязанностей, а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа квалифицируется как совершение преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ.

В силу п.3 ст.230 Налогового кодекса РФ налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с Письмом Министерства финансов РФ от 21.04.2016 № 03-04-06/23193, а также Письмом Федеральной налоговой службы от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515, в случае, представления налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения, то налоговый агент может быть привлечен к ответственности по статье 126.1 Налогового кодекса РФ.

Из административного иска следует, что данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов.

Согласно п.2 ч.5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Из административного иска следует, что согласно положениям статьи 4 Закона РФ от 27.12.1991 г. «2124-1 «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, а также установлен запрет злоупотребления свободой массовой информации, т.е. использования предоставленных средствам массовой информации гарантий прав и свобод во вред обществу или государству.

Ссылаясь на то обстоятельство, что размещение на страницах Интернет сайтов предложения о продаже заполненных справок формы 2-НДФЛ, содержащих недостоверную информацию для последующего предоставления в банки и кредитные организации для получения кредитов и займов, провоцирует интерес неопределенного круга лиц к данной теме, подстрекает к совершению заведомо противоправных действий, учитывая, что в силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурор Рязанского района Рязанской области просит суд признать информацию о продаже заполненных справок формы 2-НДФЛ, содержащих недостоверную информацию для последующего предоставления в банки и кредитные организации для получения кредитов и займов, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную на интернет-сайтах по сетевым URL-адресам: https://vk.com/public205477384, https://best2ndfl.ru/oformit-zakaz/, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора Рязанского района Рязанской области Пронина О.В. административные исковые требования поддержала полностью.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представлен отзыв на административное исковое заявление прокуратуры Рязанского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной, в котором указано, что в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» создана и ведется автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Основания включения сведений в Единый реестр предусмотрены ч.5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В отзыве указано, что в соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой и религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Полагают возможным признание указанной информации в сети «Интернет», размещенной на интернет-сайтах по сетевым URL-адресам: https://vk.com/public205477384, https://best2ndfl.ru/oformit-zakaz/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Просили суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, учитывая мнение помощника прокурора Рязанского района Рязанской области Прониной О.В., суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения помощника прокурора Рязанского района Рязанской области Прониной О.В., суд находит заявленные административные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису.

По смыслу положений статей 29, 55 Конституции РФ, федеральным законом могут быть ограничены права и свободы человека и гражданина, в том числе право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 1 и ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании ч. 5 ст. 15 ФЗ от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Согласно положениям главы 23 Налогового кодекса РФ, а также в соответствии с приказом ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@ «Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6- НДФЛ), порядка ее заполнения и представления, формата представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме, а также формы справки о полученных физическим лицом доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц», справка о доходах и суммах налога физического лица является официальным документом, которая содержит сведения о трудоустройстве гражданина, а также сведения о доходах лица, осуществляющего трудовую деятельность за отчетный налоговый период.

Действующим Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа либо изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей или бланков (ст.327 УК РФ).

В соответствии с Письмом Министерства финансов РФ от 21.04.2016 № 03-04-06/23193, а также Письмом Федеральной налоговой службы от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515, в случае, представления налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения, то налоговый агент может быть привлечен к ответственности по статье 126.1 Налогового кодекса РФ.

На основании требований ст. 15.1 ФЗ от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Из объяснений в судебном заседании помощника прокурора Рязанского района Рязанской области Прониной О.В. следует, что при проведении проверки были выявлены Интернет-сайты с URL-адресами: https://vk.com/public205477384, https://best2ndfl.ru/oformit-zakaz/, на страницах которых размещена информация о продаже заполненных справок формы 2-НДФЛ, содержащих недостоверную информацию для последующего предоставления в банки и кредитные организации для получения кредитов и займов, при этом вход на страницы сайтов является свободным, регистрация пользователей для доступа к ресурсам страниц сайтов не требуется, ознакомиться с содержанием страниц сайтов может любой Интернет-пользователь.

Установить собственника Интернет-сайтов по адресам: https://vk.com/public205477384, https://best2ndfl.ru/oformit-zakaz/, в ходе прокурорской проверки не представилось возможным.

В соответствии с Положением о Федеральной службе Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 228 от 16 марта 2009 г., Роскомнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

Интернет-ресурсы по адресам: https://vk.com/public205477384, https://best2ndfl.ru/oformit-zakaz/, в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значатся, что подтверждается официальной информацией, предоставленной Управлением Роскомнадзора по Рязанской области, отзывом на административное исковое заявление от 26.11.2021 года, скриншотом Единого государственного реестра доменных имен указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Распространение в сети «Интернет» информации о продаже заполненных справок формы 2-НДФЛ, содержащих недостоверную информацию для последующего предоставления в банки и кредитные организации для получения кредитов и займов, т.е. реализация заведомо подложных документов, может привести к нарушению прав и свобод человека и гражданина, подрыву авторитета государственной власти, нарушению установленного порядка создания, приобретения и оборота документов.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что наличие указанной информации в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

В целях защиты прав неопределенного круга лиц, профилактики и пресечения совершения административных правонарушений и преступлений, суд считает необходимым признать размещенную в сети «Интернет» информацию о продаже заполненных справок формы 2-НДФЛ, содержащих недостоверную информацию для последующего предоставления в банки и кредитные организации для получения кредитов и займов, запрещенной к распространению на территории РФ, и после вступления решения суда в законную силу направить копию решения суда в Управление Федеральной службы Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области для внесения соответствующих сведений в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Прокурора Рязанского района Рязанской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению, удовлетворить.

Признать информацию о продаже заполненных справок формы 2-НДФЛ, содержащих недостоверную информацию для последующего предоставления в банки и кредитные организации для получения кредитов и займов, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную на интернет-сайтах по сетевым URL-адресам: https://vk.com/public205477384, https://best2ndfl.ru/oformit-zakaz/, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

После вступления решения суда в законную силу направить копию решения суда в Управление Федеральной службы Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области (ул. Ленинского комсомола, дом 15, <...>) для включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Октябрьский районный суд города Рязани в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А. Невская