ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2606/20 от 16.03.2020 Благовещенского городского суда (Амурская область)

УИД 28RS0004-01-2020-002112-93

производство № 2а-2606/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 марта 2020 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:

председательствующего судьи Астафьевой Т.С.,

при секретаре Бурдине В.В.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика администрации г. Благовещенска ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г. Благовещенска о признании незаконным постановления администрации г. Благовещенска от 03.10.2019 года 33453 об отказе в принятии на регистрационный учет возложении обязанности поставить на регистрационный учет, а также предоставить временное жилье для проживания,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что постановлением администрации г. Благовещенска №3453 от 03.10.2019 г. ФИО1 отказано в принятии на регистрационный учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещении по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как представившей документы, которые неподтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также не представившей предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы, обязанность предоставления которых возложена на заявителя, по мотивам того, что в представленной ФИО1 копии решения суда от 23.08.2014 года отсутствовала отметка о вступлении решения суда в законную силу, копия паспорта предоставлена не в полном виде, отсутствуют документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ***. Между тем, при подаче документов в МФЦ у специалиста замечаний никаких не было. Указывает, что ей с малолетним ребенком негде проживать, у нее отсутствуют средства к существованию. На основании изложенного, просит суд признать решение администрации города Благовещенска № 3453 от 03.10.2019 года недействительным, возложить на администрацию города Благовещенска обязанность поставить ФИО1 на регистрационный учет для получения жилья; возложить обязанность на администрацию города Благовещенска предоставить ФИО1 с ребенком временное жилье.

В судебном заседании административный истец на доводах административного искового заявления настаивала. Также пояснила, что оспариваемое постановление было получено 12.11.2019 года, в установленный срок не могла обратиться в суд с административным исковым заявлением, так как не знала, что существуют определенные сроки для обращения в суд, кроме того, у нее на руках находился грудной ребенок, которого не с кем было оставить. С бабушкой, ФИО3, сложились плохие отношения, в связи с чем ФИО3 не могла заниматься ее проблемами. Жилое помещение, расположенное по адресу: ***, принадлежит родственнику ее бывшего сожителя. После того, как она с сожителем перестали совместно проживать, она вынуждена была уйти и из этого дома. В настоящее время проживает с ребенком в районе «Тайвань», у подруги. Из п. Магдагачи она уехала в 2004 году с опекуном ФИО3, считает, что она снята с учета в указанном населенном пункте, в связи с переездом в г. Благовещенск.

Представитель административного ответчика администрации г. Благовещенска в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, указав, что из п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159- ФЗ следует, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц. В соответствии с п. 1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В соответствии со ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 местом жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на полном государственном обеспечении, является соответствующее детское государственное учреждение. При этом ни в органе местного самоуправления, ни в материалах дела не имеется доказательств того, что для ФИО1 город Благовещенск является постоянным местом жительства. Кроме того, принятие на регистрационный учет на территории муниципального образования город Благовещенск производится в соответствии с регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Принятие на регистрационный учет или отказ в принятии на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений, детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным постановлением администрации города Благовещенска от 10.07.2014 № 2825 (далее - Регламент). Пунктом 2.9.2 Регламента установлен перечень документов, предъявляемых при постановке на регистрационный учет, в том числе совокупность документов, подтверждающих проживание заявителя в муниципальном образовании город Благовещенск (паспорт, договор найма (поднайма), или договор социального найма, или договор безвозмездного пользования, или договор аренды, трудовой договор или трудовая книжка, решение суда об установлении факта проживания или иные документы, подтверждающие проживание заявителя в муниципальном образовании город Благовещенск). Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Благовещенска № 3453 от 03.10.2019 года отказано ФИО1 в принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, как не представившей предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы, обязанность по представлению которых возложена назаявителя, а именно решение суда о лишение родительских прав мать ФИО1ФИО4 от 22.08.2004 года не оформлено надлежащим образом, отметка о вступлении в законную силу отсутствует, копия паспорта ФИО1 представлена не в полном объеме, не отксерокопированы страницы паспорта «семейное положение, дети», а также не был представлен документ, подтверждающий право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ***. Кроме того, представителем административного ответчика заявлено о пропуске трехмесячного срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением. Просит отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

В судебное заседание не явились представители заинтересованных лиц министерства социальной защиты населения Амурской области, министерства финансов Амурской области, правительства Амурской области, МКУ «Благовещенский городско архивный центр», о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО1, *** года рождения, уроженка ***, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать ФИО1- ФИО4 решением Магдагачинского районного суда Амурской области от 22.08.2004 года была лишена родительских прав. Отец ФИО1 - ФИО5 умер *** года.

Постановлением главы администрации Магдагачинского района Амурской области от 13.04.2001 г. № 157 над ФИО1 была установлена опека, опекуном была назначена ФИО3, которая приходится бабушкой ФИО1, проживающая в с. ***

Постановлением главы поселковой администрации Магдагачинского района Амурской области от 10.09.2004 № 2708 ФИО1 поставлена на учет для получения жилой площади во внеочередном порядке.

В августе 2004 года ФИО1 совместно с опекуном ФИО3 выехала на новое место жительства в г. Благовещенск Амурской области.

10.09.2019 г. ФИО1 обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением о принятии ее (ФИО1) на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением администрации города Благовещенска № 3453 от 03.10.2019 года ФИО1 отказано в принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно выписке из протокола №19 заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Благовещенска от 27.09.2019 года ФИО1 отказано в принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как представившей документы, которые не подтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жиломпомещении, а также не представившей предусмотренные частью 4 статьи 52 ЖК РФ документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса о порядке реализации права на бесплатное предоставление жилого помещения отнесено к компетенции законодателя.

В соответствии с п. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Как следует из ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социальногонайма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Таким образом, жилое помещение должно предоставляться по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ч.4 ст.4 Закона Амурской области от 11.04.2005 N 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления с момента вступления в силу настоящего Закона осуществляют регистрационный учет детей-сирот, достигших возраста 14 лет, детей-сирот, достигших возраста 18 лет, и детей-сирот, которые приобрели полную дееспособность до достижения совершеннолетия, а также детей-сирот, представивших письменные заявления о предоставлении им жилых помещений в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце третьем части 1 статьи 8 Федерального закона.

Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства», и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.

Местом жительства малолетних детей (несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста) признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов (пункт 2 статьи 20 ГК РФ).

При определении места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо руководствоваться следующим положениями.

В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Свобода выбора места пребывания и жительства граждан связана с достижением ими 14 лет, поскольку до 14 лет место жительства детей должно определяться исключительно по месту жительства их законных представителей.

Согласно пункту 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Таким образом, из приведенных выше законоположений в их взаимосвязи следует, что местом жительства несовершеннолетнего является место жительства опекуна, в рассматриваемом случае ФИО3 (опекуна ФИО1).

Аналогичная правовая позиция изложена в п. 12 Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, согласно которому местом жительства несовершеннолетних лиц, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.

Как следует из материалов дела, постановлением зам. главы администрации Магдагачинского района № 157 от 13.04.2001 г. № 157 над ФИО1 была установлена опека, опекуном была назначена ФИО3, которая приходится бабушкой ФИО1

В 2004 году года ФИО1 совместно с опекуном ФИО3 выехала на новое место жительства в г. Благовещенск Амурской области, где 21.06.2013 года окончила МОАУ СОШ № 17 г. Благовещенска.

17.04.2006 года ФИО1 зарегистрирована по адресу: ***.

Согласно выписке из ЕГРН № 28/101/903/2020-3202 от 05.03.2020 года собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ***, является ФИО3, которая с 29.08.2005 года являлась опекуном ФИО1

С 28.08.2013 года по 17.09.2014 года ФИО1 являлась студенткой ГПОАУ «Амурского аграрного колледжа».

Согласно информации начальника отдела образования администрации Магдагачинского района Амурской области от 11.03.2020 года ФИО1 выехала совместно с опекуном ФИО3 на новое место жительства в г. Благовещенск, ее личное дело передано в отдел опеки и попечительства Управления образования администрации города Благовещенска.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что с 2004 года постоянным местом жительства ФИО1 является г. Благовещенск.

Между тем, как следует из ч.4 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

Постановлением администрации г. Благовещенска от 10 июля 2014 года № 2825 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальным казенным учреждением «Благовещенский городской архивный и жилищный центр» муниципальной услуги «Принятие на регистрационный учет или отказ в принятии на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с п.2.9.2 указанного регламента при постановке на регистрационный учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте с 18 до 23 лет, заявитель представляет в МУ «БГАЖЦ» следующие документы:

заявление по форме согласно приложению N 1 к настоящему регламенту;

документы, удостоверяющие личность заявителя и подтверждающие состав его семьи (паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи);

документы, подтверждающие право заявителя быть признанным нуждающимся в жилом помещении:

а) совокупность документов, подтверждающих проживание заявителя в муниципальном образовании город Благовещенск (паспорт, договор найма (поднайма), или договор социального найма, или договор безвозмездного пользования, или договор аренды, трудовой договор или трудовая книжка, решение суда об установлении факта проживания или иные документы, подтверждающие проживание заявителя в муниципальном образовании город Благовещенск);

б) правоустанавливающие документы на жилое помещение, право заявителя и членов его семьи на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем, членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения);

документы, подтверждающие отсутствие родительского попечения (решение суда о лишении родительских прав, свидетельство о смерти, справка ф. N 25);

свидетельство о рождении;

аттестат об окончании образования;диплом об окончании образования;справка о прекращении обучения в случае прекращения обучения в образовательных учреждениях;постановление об установлении опеки (в случае установления опеки);

справка о наличии или отсутствии в собственности заявителя и членов его семьи жилого помещения, приобретенного до 2 августа 1999 года;

копия военного билета - для подтверждения факта окончания прохождения военной службы по призыву (при необходимости);

копия справки об отбытии наказания или освобождения от наказания - для подтверждения факта окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях (при необходимости).

При представлении копий документов заявителю необходимо при себе иметь их оригиналы либо нотариально заверенные копии.

В силу п.2.9.3 указанного административного регламента в рамках межведомственного информационного взаимодействия запрашиваются следующие документы:

выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя и всех членов его семьи на имеющиеся (имевшиеся) у них жилые помещения за пять лет, предшествующих дню обращения гражданина с заявлением о принятии на учет;

решение уполномоченного органа о признании жилого дома (жилого помещения), занимаемого заявителем, непригодным для проживания (при наличии);

справка из органов опеки и попечительства о принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при необходимости).

В силу п.1, 2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из материалов дела следует, что ФИО1 в МУ «БГАЖЦ» через МФЦ был представлен не полный пакет документов: а именно копия паспорта представлена не в полном объеме (представлены копии страниц 1,2,3,); копии страниц паспорта «семейное положение, дети» не представлены, что не позволяет в полной мере провести проверку нуждаемости в улучшении жилищных условий семьи ФИО1, а также определить состав ее семьи.

Кроме того, не был представлен документ, подтверждающий возникновение права пользования ФИО1 жилым помещением по адресу: ***, которое было указано ФИО1 в заявлении как место своего жительства. Решение суда о лишении родителей родительских прав представлено без отметки о вступлении решения суда в законную силу.

При таких обстоятельствах, с учетом регистрации ФИО1 по адресу: ***, и указания в заявлении на проживание по адресу: ***, административный ответчик правомерно указал на необходимость предоставления документа, подтверждающего право пользования указанным жилым помещением ФИО1, членами её семьи.

Более того, согласно материалам дела, ФИО1 на основании постановления главы п. Магдагачи Амурской области от 05.10.2005 года № 320 поставлена на льготную очередь на получение жилья. Сведения о снятии ФИО1 с очереди на получение жилья в указанном населённом пункте, в связи с переездом в г. Благовещенск ( в том числе об отмене постановления главы п. Магдагачи Амурской области от 05.10.2005 года № 320) отсутствуют.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что постановление № 3453 от 03.10.2019 года принято органом местного самоуправления в рамках предоставленных ему полномочий, с учетом вышеуказанных положений закона, является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований административного искового заявления ФИО1 не имеется.

Кроме того, в силу статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из части 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу ч.5, 8 ст.219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как следует из материалов дела, дата окончания срока предоставления услуги по заявлению ФИО1 от 10.09.2019 года - 11.10.2019 года.

Как следует из административного искового заявления и пояснений ФИО1 в судебном заседании, оспариваемое постановление ею было получено 12.11.2019 года.

Следовательно, о нарушении своих прав ФИО1 узнала 12.11.2019 года.

Между тем, с настоящим административным исковым заявлением ФИО1 обратилась в суд только 20 февраля 2020 года, т.е. по истечении установленного трехмесячного срока, когда ей стало известно о нарушении ее прав и законных интересов.

Объективных причин, не позволивших ФИО1 своевременно обратиться с настоящим административным исковым заявлением в суд, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Ходатайств о восстановлении процессуального срока на обращение в суд ФИО6 заявлено не было.

При таких обстоятельствах, поскольку срок на обращение в суд ФИО1 пропущен и каких-либо объективных причин, препятствующих в установленной ст. 219 КАС РФ срок обратиться в суд с настоящим исковым заявлением, из материалов дела не усматривается, указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Вместе с тем, отказ в удовлетворении административного искового заявления не лишает ФИО1 права на повторное обращение с соответствующим заявлением и полным пакетом документов, предусмотренных ст. 10 Закона Амурской области от 01.09.2005 N 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области», п. 2.9.2 Постановления Администрации города Благовещенска от 10.07.2014 N 2825 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальным казенным учреждением «Благовещенский городской архивный и жилищный центр» муниципальной услуги «Принятие на регистрационный учет или отказ в принятии на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в органы местного самоуправления.

Рассматривая требование ФИО1 о возложении обязанности на администрацию города Благовещенска предоставить ей (ФИО1) с ребёнком временное жилое помещение, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 2 и ч. 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.

Постановлением Администрации города Благовещенска от 16.11.2012 N 5092 утв. Административный регламент по предоставлению муниципальным казенным учреждением «Благовещенский городской архивный и жилищный центр» муниципальной услуги «Принятие на учет или отказ в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее - Регламент) который определяет, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения по договорам социального найма имеют право малоимущие граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования.

Указанный Регламент устанавливает порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

Согласно части 1 статьи 6 Закона Амурской области от 23 ноября 2012 г. N 119-ОЗ граждане признаются малоимущими в случае, если их доход, приходящийся на каждого члена семьи, или доход одиноко проживающего гражданина не превышает величины порогового значения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, а стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина или членов семьи и подлежащего налогообложению, не превышает величины порогового значения стоимости имущества.

Кроме того, в соответствии со ст. 95 Жилищного кодекса РФ предусмотрено в целях временного проживания гражданам предоставляются жилые помещения маневренного фонда. Согласно данной норме жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: 1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; 2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; 3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; 4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Поскольку административный истец, как следует из материалов дела, малоимущей в установленном законом порядке не признана, на учет в качестве нуждающейся в установленном порядке не поставлена, не относится к числу лиц, перечисленных в ст. 95 ЖК РФ, у суда также отсутствуют законные основания для удовлетворения требований административного истца о возложении на администрацию г. Благовещенска обязанности предоставить временное жилое помещение по иным основаниям, не связанным со статусом детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к администрации г. Благовещенска о признании незаконным постановления администрации г. Благовещенска от 03.10.2019 года № 3453 об отказе в постановке на регистрационный учет, возложении обязанности поставить на регистрационный учет, а также предоставить временное жилье - оставить без удовлетворения.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.С. Астафьева

Решение в окончательной форме принято 19 марта 2020 года.