ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2607/19 от 08.11.2019 Устиновского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

дело №2а-2607/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2019 года г.Ижевск

Судья Устиновского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики Шалагина Т.В., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Устиновского района г.Ижевска в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по УР о признании информации, распространенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Устиновского района г.Ижевска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к Управлению Роскомнадзора по УР с требованием о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на странице сайта URL https://брянкооптех.рф/sredstva-dlya-pohudeniya/kupit_slim-pils-slimpills_v-ijevske.html/ о продаже препарата для похудения «Slim Pills», не прошедшего в установленном законом порядке государственной регистрации – информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и возложении обязанности по включению информации, размещенной по указанному адресу, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В обоснование требования указано на проведенный Прокуратурой района мониторинг сайтов в сети «Интернет», в ходе которого выявлен сайт URL https://брянкооптех.рф/sredstva-dlya-pohudeniya/kupit_slim-pils-slimpills_v-ijevske.html, содержащий информацию о реализации препарата для похудения «Slim Pills». В нарушение требований Технического регламента Таможенного союза 021/2011 информация об указанном препарате, относящегося по своим свойствам к БАД (биологически активной добавке), размещена на указанном сайте без указаний об его производителе. Кроме того, указанный препарат не включен в государственный реестр. Указанный сайт содержит информацию о стоимости реализуемого препарата, способах связи с лицом, осуществляющим реализацию препарата, способах оплаты и доставки. Вход на указанный сайт является свободным и не требует регистрации или специального пароля. Распространение информации в сети «Интернет» и доступ пользователей к ней с помощью интернет – провайдеров, попадает в сферу регулирования Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» №149-ФЗ. В силу положений п.6 ст.10 Закона №149-ФЗ запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Статьей 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение продавцом установленного техническим регламентом, связанного с требованиями к продукции, процесса ее реализации. В силу п.5 ст.15 Закона №149-ФЗ передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Согласно ст.15.1 Закона №149-ФЗ вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространенной посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является основанием для включения соответствующих сведений в реестр, формирование и ведение которого осуществляется Управлением Роскомнадзора по УР.

Административный истец Прокурор Устиновского района г.Ижевска о назначенном судебном заседании извещен, о чем свидетельствует соответствующая расписка.

Административный ответчик Управление Роскомнадзора по УР о назначенном судебном заседании извещен путем направления судебной корреспонденции, в суд представлено ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства. В соответствии с ч.7 ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту: КАС РФ), суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч.1, 3 ст.1 КАС РФ).

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Прокуратурой Устиновского района г.Ижевска проведен мониторинг информации, размещенной на сайтах сети «Интернет», в ходе которого выявлен сайт с URL https://брянкооптех.рф/sredstva-dlya-pohudeniya/kupit_slim-pils-slimpills_v-ijevske.html о реализации препарата для похудения «Slim Pills». Страница сайта содержит информацию о том, что указанный препарат не является лекарственным средством. Указанная страница сайта содержит информацию о стоимости препарата, его свойствах, составе («продукт Слим Пилс содержит только компоненты, которые созданы самой Природой, наряду с полезными витаминами»), способе применения («в том числе использование средства один раз в сутки во время еды, необходимости предварительной консультации перед применением с диетологом»). Вход на сайт является свободным и открытым, не требующим предварительной регистрации. Ознакомиться с содержанием сайта может любой пользователь информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Данные обстоятельства подтверждаются скриншотами страниц с указанного сайта.

Согласно информации Управления Роскомнадзора по УР на 07.11.2019 года интернет-ресурс https://брянкооптех.рф/sredstva-dlya-pohudeniya/kupit_slim-pils-slimpills_v-ijevske.htm|l в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится.

В силу п.1 ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту: «Закон №149-ФЗ») информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Согласно частям 1, 6 ст.10 Закона №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее по тексту: «Федеральный закон №29-ФЗ»), ст.4 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, биологически активные добавки - природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.

Биологически активные добавки Федеральным законом №29-ФЗ отнесены к пищевым продуктам.

В соответствии со ст.10 Федерального закона №29-ФЗ отдельные виды впервые изготавливаемых и предназначенных для реализации на территории Российской Федерации или впервые ввозимых на территорию Российской Федерации и предназначенных для реализации на территории Российской Федерации пищевых продуктов, материалов и изделий подлежат государственной регистрации. Перечень таких видов продукции устанавливается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации, ратифицированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, ратифицированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Государственная регистрация пищевых продуктов, материалов и изделий включает в себя внесение пищевых продуктов, материалов и изделий и их изготовителей, поставщиков в Государственный реестр пищевых продуктов, материалов и изделий, разрешенных для изготовления на территории Российской Федерации или ввоза на территорию Российской Федерации и реализации; выдачу заявителям свидетельств о государственной регистрации пищевых продуктов, материалов и изделий, дающих право на их изготовление на территории Российской Федерации или ввоз на территорию Российской Федерации и оборот.

Согласно ст.24 Технического регламента Таможенного союза (вместе с "ТР ТС 021/2011 биологически активные добавки, относимые к специализированной пищевой продукции, допускаются к производству (изготовлению), хранению, перевозке (транспортированию) и реализации после их государственной регистрации в установленном настоящим техническим регламентом порядке.

Размещенная на странице сайта https://брянкооптех.рф/sredstva-dlya-pohudeniya/kupit_slim-pils-slimpills_v-ijevske.html информация о свойствах и способе применения препарата для похудения «Slim Pills» позволяет идентифицировать и отнести последний к биологически активным добавкам (БАД). Реализация указанного пищевого продукта в силу приведенных положений закона допустима только после прохождения государственной регистрации, подтверждением которой является выданное соответствующих органом свидетельство о государственной регистрации пищевого продукта.

Государственный реестр пищевых продуктов, размещенный в открытом доступе на сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека https://rospotrebnadzor.ru/deyatelnost/informatics не содержит сведений о прохождении процедуры государственной регистрации препарата «Slim Pills».

Реализация препарата для похудения «Slim Pills» в отсутствие предварительно пройденной государственной регистрации является нарушением, ответственность за совершение которого установлена ст.14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям. Информация с предложением приобрести указанный препарат, в отсутствие сведений о предварительно пройденной государственной регистрации, направлена к неопределенному кругу лиц, создает угрозу здоровья и жизни. Следовательно, распространение, то есть совершение действий, направленных на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц (п.9 ст.2 Закона №149-ФЗ), такой информации запрещено.

В соответствии с ч.1 ст.9 Закона №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч.1 ст.15 Закона №149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст.15 Закона №149-ФЗ).

В силу ч.1 ст.15.1 Закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет".

Согласно ч.2 ст.15.1 Закона №149-ФЗ в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149).

В силу пункта 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101, формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Предоставление возможности доступа к интернет-сайту, на котором содержится вышеуказанная информация, является ее распространением. Сведения, размещенные на указанном интернет-сайте (странице), содержат в себе предложение, адресованное неограниченному кругу лиц, приобрести препарат в отсутствие сведений о его государственной регистрации на территории Российской Федерации, что ведет к нарушению здоровья, прав и законных интересов других лиц, потому соответствующее распространение информации подлежит ограничению на территории Российской Федерации.

Установленные судом обстоятельства – распространение на интернет-ресурсе https://брянкооптех.рф/sredstva-dlya-pohudeniya/kupit_slim-pils-slimpills_v-ijevske.html| противоречащей требованиям закона информации, свидетельствуют об обоснованности требования административного истца, что является основанием для признания соответствующей информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и ее включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Руководствуясь ст.ст.179-180, 294 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Прокурора Устиновского района г.Ижевска в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по УР о признании информации, распространенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице сайта с URL-адресом https://брянкооптех.рф/sredstva-dlya-pohudeniya/kupit_slim-pils-slimpills_v-ijevske.html, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для включения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации информации, размещенной по адресу https://брянкооптех.рф/sredstva-dlya-pohudeniya/kupit_slim-pils-slimpills_v-ijevske.html, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Удмуртской Республики через Устиновский районный суд г.Ижевска в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения.

Судья Т.В.Шалагина