ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2607/2018 от 20.06.2018 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2018 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд ХМАО – Югры в составе председательствующего судьи Черкашина В.В.,

при секретаре Русановой И.Е.

с участием представителя административного истца ФИО1, действующего на основании доверенности от 01.05.2018г., диплома о наличии высшего юридического образования; представителя административного ответчика Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО2, действующей на основании доверенности от 13.02.2017г., диплома о наличии высшего юридического образования,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда административное дело № 2а-2607/2018 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Региональное рейтинговое агентство» к Департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, директору Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – заместителю Губернатора автономного округа ФИО3, о признании незаконным отказа в предоставлении информации,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ООО «Региональное рейтинговое агентство» обратилось в Ханты-Мансийский районный суд с административным исковым заявлением к Департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным отказа в предоставлении информации. В обоснование заявленных указывают, что информационное агентство "UgraPRO", которое является средством массовой информации в соответствии со свидетельством о регистрации СМИ серии ИА № ФС77-44532 от 15.04.2011, и учредителем которого является административный истец, обратилось к административному ответчику 07.03.2018г. с запросом о предоставлении информации о суммах бюджетных средств, переданных АО "Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд с 1994 по 2017 годы. Указанный запрос был подписан шеф-редактором СМИ ФИО4 Истцу было отказано в предоставлении запрашиваемой информации со ссылкой на то, что запрашиваемая информация имеется на портале pravo.gov.ru. Запрашиваемой информации на указанном портале не имеется, кроме того указанный портал органами исполнительной власти субъекта стал использоваться только с 2013 года, тогда как в запросе указывалась информация с 1994 года. Отказ в предоставлении информации нарушает права, свободы и охраняемые законом интересы истца. Согласно ст. 38 закона РФ от 27.декабря 1991 года № 2124-1 "О средствах массовой информации" государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о совей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. Статья 39 указанного закона предусматривает право редакциям запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и их должностных лиц как устной, так и в письменной формах. Запрашиваемая информация должна быть предоставлена в семидневный срок в соответствии с ч.2ст. 40 указанного закона. Согласно ч.4 ст. 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну. Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" установлен принцип открытости и доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Согласно пункту 6 статьи 6 указанного закона одним из способов обеспечения доступа к указанной информации является предоставление пользователям информации по их запросу о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Согласно пунктам 1,3,4 статьи 8 указанного закона пользователь имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации, доступ к которой не ограничен, а также обжаловать в установленном порядке правовые акты, действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающих право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации. Просит признать незаконным решение Департамента финансов ХМАО - Югры в лице его руководителя ФИО3, оформленное письмом от 13.03.2018 года № 20-исх.-1058 об отказе в предоставлении информации по запросу Информационного агентства "UgraPRO" от 07.03.2018г. № 11 и обязать предоставить указанную в запросе информацию.

Определением суда от 25.05.2018г. к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено должностное лицо - директор Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры- заместитель Губернатора ХМАО - Югры ФИО3

Ответчик ФИО3, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. На основании ч.6 ст. 226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме, дав пояснения по существу иска.

Представитель административного ответчика Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных требований ввиду их необоснованности, указав, что вся интересующая административного истца информация в установленном законом порядке была опубликована в средствах массовой информации, в связи с чем у ответчика отсутствует обязанность по предоставлению запрашиваемой информации, о чем истцу сообщалось в ответе. Просила в удовлетворении отказать.

Заслушав доводы представителей сторон, проанализировав и исследовав письменные материалы дела, оценив собранных по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Из представленных материалов дела следует, что Шеф-редактор информационного агентства «ЮграPRO» ФИО4 07.03.2018г. обратился в адрес директора Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО3 с запросом о предоставлении информации о деятельности Акционерного общества «Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд», и просил представить информацию о суммах бюджетных средств, переданных Акционерному обществу с 1994 по 2017 годы, в различных видах и по различным назначениям, включая: средства, направленные на формирование и увеличение уставного капитала; финансовые и имущественные взносы на обеспечение уставной деятельности; средства, направляемые для компенсации процентной ставки по пенсионным накоплениям; средства, направляемые для формирования выплат дополнительных пенсий бюджетникам и государственным служащим; а также денежные средства, имущество, права на имущество, иные права, переданные по всем иным основаниям.

13.03.2018г. на указанный запрос административным ответчиком в был направлен ответ, согласно которого было отказано в предоставлении информации, так как финансирование из бюджета автономного округа Акционерного общества «Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд» осуществлялось в соответствии с Законами автономного округа о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на соответствующий финансовый год. Исполнение данных расходов утверждалось Законами автономного округа об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за соответствующий финансовый год, размещенными на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и опубликованными в официальном печатном издании автономного округа «Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Согласно ст. 1 ФЗ от 20.02.2009 г. № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

Осуществление права на получение информации является не безусловным, а связывается с правилами, установленными законом.

Таким законом, в частности, является Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

Статьей 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений, может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 149-ФЗ организация вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Организация имеет право на получение от государственных органов информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" сферой регулирования данного Закона являются отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан (физических лиц), к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, ввиду чего указанный Закон является специальным по отношению к Федеральному закону "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Статья 3 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" определяет, что отношения, связанные с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, регулируются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии со статьей 38 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», государственные органы, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций. Предоставление государственными органами информации о своей деятельности по запросам редакций, если такие отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов.

Согласно Положения о Департаменте финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденным постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2010 №101, Департамент финансов является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим полномочие по организации исполнения бюджета автономного округа.

В соответствии со статьей 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 26.13 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации», пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 09.02.2009 №8- ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», законами Ханты-Мансийского автономного округа от 15.12.1994 №8-оз «О порядке опубликования и вступления в силу законов автономного округа и иных нормативных актов, принимаемых Думой автономного округа», от 24.06.1998 №53-оз «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа», от 25.02.2003 №14-оз «О нормативных правовых актах Ханты- Мансийского автономного округа - Югры» законы и иные нормативные правовые акты Ханты-Мансийского автономного округа - Югре подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, к которым в соответствии с законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры относятся газета «Новости Югры», «Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru/.

Информация о деятельности органов государственной власти Ханты- Мансийского автономного округа - Югры размещается на едином официальном сайте государственных органов https://admhmao.ru/, http://www.dumahmao.ru/.

Законы и иные нормативные правовые акты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры размещаются в информационно-правовых системах «Кодекс», «Гарант» и «Консультант».

Согласно ч.3 ст. 20 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", государственный орган, орган местного самоуправления вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация опубликована в средстве массовой информации или размещена в сети "Интернет".

Таким образом, финансирование из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры акционерного общества «Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд» осуществлялось в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о бюджете на соответствующий финансовый год. Исполнение данных расходов утверждалось законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на соответствующий финансовый год, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры размещаются в средствах массовой информации или размещена в сети «Интернет».

Таким образом суд приходит к выводу о законности и обоснованности отказа ответчика в предоставлении запрашиваемой административным истцом информации о деятельности Акционерного общества «Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд».

Кроме того, с соответствии со статьями 6, 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;

3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;

5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;

7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;

8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;

9) формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания;

10) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;

12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;

12.1) отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств;

осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно Положению о Департаменте по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденному постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2010 №102, Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики автономного округа и нормативному правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сферах управления государственным имуществом, земельных и кадастровых отношений. Выступает учредителем (участником) хозяйственных обществ, товариществ, некоммерческих организаций и иных юридических лиц от имени автономного округа, в том числе осуществляет полномочия учредителя (участника), собственника акций (долей) в органах управления и других органах этих организаций. Заключает договоры с юридическими и физическими лицами на представление своих интересов в указанных органах (п.8.11).

Согласно Положению о Департаменте финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденному постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2010 №101, Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики автономного округа и нормативному правовому регулированию в бюджетной сфере и в сфере налогов и сборов. Департамент является финансовым органом автономного округа со всеми полномочиями, установленными Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации и (или) принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные и налоговые правоотношения.

В установленной сфере деятельности Департамент осуществляет полномочия по следующим основным направлениям (областям): нормативное правовое регулирование; составление проекта бюджета автономного округа; организация исполнения бюджета автономного округа; организация межбюджетных отношений; управление государственным долгом автономного округа; применение бюджетных и иных мер принуждения; проведение единой бюджетной политики; проведение единой налоговой политики.

Согласно Положению о Департаменте экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденному постановлением Правительства Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 25.06.2012 №214-п, Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию в сфере стратегического планирования, анализа и прогнозирования социально-экономического развития автономного округа, мобилизационной подготовки экономики, формирования и исполнения государственных и ведомственных целевых программ, реализации административной реформы, торговой деятельности, досрочного завоза, развития малого и среднего предпринимательства, инвестиционной и инновационной деятельности, дополнительного пенсионного обеспечения граждан.

Согласно Закону Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 06.07.2011 №64-оз «О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» и постановлениям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.06.2011 № 235-п «О порядке расчета стоимости пенсионных обязательств, размера пенсионных взносов и выделения средств на дополнительное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан и порядке расчета стоимости обязательств на установление доплаты из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и выделения средств по государственному стимулированию развития дополнительного пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», от 09.10.2013 № 419-п «О государственной программе Ханты- Мансийского автономного округа - Югры «Социально-экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года» назначение и выплату дополнительных пенсий в автономном округе осуществляет АО «Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд» на основании заключенного договора о дополнительном пенсионном обеспечении.

В соответствии со статьей 169, 242 БК РФ проект бюджета субъекта Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период. Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря.

Ежегодно Законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на соответствующий финансовый год утверждаются отдельным приложением перечень главных распорядителей бюджетных средств и объем средств, направляемых для исполнения государственных полномочий.

Так например, Приложением 8, 8.2 к Закону Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 12 ноября 2011 года № 106-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», Приложением 4 к Закону Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 мая 2013 года № 44-оз «Об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2012 год» главным распорядителем средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, направляемых на дополнительное пенсионное обеспечение является Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (код 600) объем средств, предусмотренных на данное полномочие составляет 1698006,7 тыс. рублей, выплата субсидии в виде имущественного взноса для осуществления уставной деятельности Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда закреплена за Департаментом по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (код 430), объем средств составляет 549486,8 тыс. рублей; Приложением 9 к Закону Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.11.2015 № 118-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 год», Приложением 2 к Закону Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 июня 2017 года № 33-оз «Об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2016 год» главным распорядителем средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, направляемых на дополнительное пенсионное обеспечение является Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (код 600) объем средств, предусмотренных на данное полномочие составляет 2027318,0 тыс. рублей.

Запрашиваемая административным истцом информация не может расцениваться, как статистическая, поскольку она не сформирована в требуемом заявителем виде.

Таким образом, в действиях административных ответчиков, отказавших в предоставлении административному истцу требуемой им информации, нарушений действующего законодательства о порядке предоставления информации не усматривается, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Региональное рейтинговое агентство» к Департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, директору Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – заместителю Губернатора автономного округа ФИО3, о признании незаконным отказа в предоставлении информации – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда В.В. Черкашин

Мотивированное решение суда составлено 25 июня 2018 года.