ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2608/18 от 22.02.2019 Заволжского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2а-333/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 февраля 2019 года г. Ярославль

Заволжский районный суд г. Ярославля в составе

председательствующего судьи Иванчиковой Ю.В.,

при секретаре Черненко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Куликовой Екатерины Владиславовны к территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля, мэрии г. Ярославля о признании незаконным распоряжение главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля, обязании восстановления семьи истца в списках нуждающихся в жилом помещении в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле»,

у с т а н о в и л:

Куликова Е.В. обратилась в суд с административным иском к территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля, в котором просит признать незаконным распоряжение главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ, обязать территориальную администрацию Заволжского района мэрии г.Ярославля восстановить семью истца в списках нуждающихся в жилом помещении в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» на прежней позиции, существовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, обязать территориальную администрацию Заволжского района мэрии г.Ярославля признать второго ребенка истца - несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения нуждающимся в жилом помещении в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле».

В обоснование исковых требований указано, что Куликова Е.В. является матерью-одиночкой и имеет на своем иждивении 2 несовершеннолетних детей ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы территориальной администрации <адрес> мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ семья Куликовой Е.В. в составе 2 человек - ФИО4 и ее несовершеннолетней дочери ФИО2 была признана нуждающейся в жилом помещении в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле». В период с 2013 по 2018 годы территориальная администрация Заволжского района мэрии г.Ярославля ежегодно письменно подтверждала факт нахождения семьи истца в списках молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», включенных в резерв на получение социальной выплаты. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Куликова Е.В. в очередной раз была извещена о том, что ее семья в составе 2-х человек находится в списке молодых семей, включенных в резерв на получение социальной выплаты (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на 325 позиции). В связи с рождением у истца второго ребенка, ДД.ММ.ГГГГ на приеме в территориальной администрации Заволжского района мэрии г.Ярославля Куликовой Е.В. было подано заявление о признании ее второго ребенка - несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающимся в жилом помещении в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» и представлены необходимые документы. До ДД.ММ.ГГГГ истец не получала от территориальной администрации Заволжского района мэрии г.Ярославля ни устно, ни письменно какой-либо информации об отказе в удовлетворении поданного заявления и полагала, что на основании представленных документов ее несовершеннолетний сын ФИО1 однозначно положительно признан нуждающимся в жилом помещении в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» и, соответственно, изменен состав семьи Куликовой Е.В. в списках молодых семей - участников программы, включенных в резерв на получение социальной выплаты (с 2 до 3 человек). Однако ДД.ММ.ГГГГ на приеме в территориальной администрации Заволжского района мэрии г.Ярославля истец узнала о существовании распоряжения главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ, которым было принято решение исключить семью истца в составе 2 человек из числа нуждающихся в жилых помещениях, признанных в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле». Факт получения истцом оспариваемого распоряжения лишь ДД.ММ.ГГГГ подтверждается копией заявления о выдаче указанного документа с отметкой территориальной администрации о его принятии. В сопроводительном письме территориальной администрации Заволжского района мэрии г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ, которое было получено истцом одновременно с вышеуказанным распоряжением истцу было сообщено, что ее семья исключена из списков нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на улучшение жилищных условий и выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности (ст.56 ЖК). В тексте распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ указано, что основанием решения явилось то, что в период нахождения семьи истца в очереди она своевременно письменно не проинформировала территориальную администрацию о факте заключения ею ДД.ММ.ГГГГ брака с Царевым Александром Витальевичем, а также не уведомила о расторжении указанного брака ДД.ММ.ГГГГ и не предоставила соответствующие документы, в т.ч. распоряжение главы территориальной администрации о признании Царева А.В. нуждающимся в жилом помещении в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле». Указанное основание для исключения административного истца и ее дочери из числа нуждающихся в жилых помещениях, признанных в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» Куликова Е.В. считает незаконным, так как нахождение ее в краткосрочном браке с Царевым А.В. (в течение 1 года), прекращенным задолго до принятия оспариваемого распоряжения территориальной администрации, никак не повлияло на изменение ее статуса в качестве матери-одиночки и не изменило нуждаемость в жилых помещениях непосредственно истца Куликовой Е.В. и ее несовершеннолетней дочери, рожденной и признанной нуждающейся в жилых помещениях еще до брака с Царевым А.В. Никаких сведений, не соответствующих действительности, в представленных административным истцом документах при постановке на очередь не содержалось. Также административный истец указала, что Царев А.В. не является ни отцом, ни усыновителем несовершеннолетних детей истца, что подтверждается свидетельствами о рождении. В момент принятия территориальной администрации Заволжского района мэрии г.Ярославля решения об исключении истца и ее несовершеннолетней дочери из списков нуждающихся брак с Царевым А.В. уже не существовал более 3 лет. Административный истец полагает, что её семья в составе 2 человек - Куликовой Е.В. и несовершеннолетней дочери ФИО2 была признана нуждающейся в жилом помещении в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» в качестве неполной семьи, так как истец является одинокой матерью. Бывший супруг Царев А.В. не являлся и не является лицом, обязанным содержать детей истца, не является их отцом, а потому не может влиять на нуждаемость семьи Куликовой Е.В. в жилом помещении. Распоряжение главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, поскольку в ответ на заявление истца о признании ее второго ребенка - несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения нуждающимся в жилом помещении в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» не только не было принято соответствующего решения по существу в соответствии с законом, но также безосновательно была исключена из очереди семья истца в предыдущем составе 2 человек из списков молодых семей, включенных в резерв на получение социальной выплаты по соответствующей программе. Перечисленные административным ответчиком в оспариваемом Распоряжении нормативные документы (Постановление мэрии г. Ярославля от 14.11.2013 N 2664 (ред. от 02.11.2018) "О муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле" на 2014 - 2020 годы", Постановление мэрии г. Ярославля от 04.09.2014 N 2203 (ред. от 11.01.2018) "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по признанию молодых семей нуждающимися в жилых помещениях"), не содержат правового основания для принятия оспариваемого распоряжения. Распоряжение главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ нарушает права истца, так как лишает ее семью, признанную в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, возможности получения государственной поддержки в решении жилищной проблемы.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена мэрия г. Ярославля, в качестве заинтересованного лица Управление по молодежной политики мэрии г. Ярославля.

В судебное заседание административный истец не явилась. Ей представитель по доверенности Лисицына О.С. заявленные требования и доводы иска поддержала.

Представитель административных ответчиков по доверенностям Холявская И.Н. по иску возражала. Дала пояснения согласно письменному отзыву. В частности указала, что семья ФИО10 исключена из числа нуждающихся в связи с утратой оснований, дающих право на улучшение жилищных условий, так как в период с ДД.ММ.ГГГГ по 18.08.2014г. Куликова Е.В. состояла в браке с ФИО3, но сведения об изменении состава своей семьи в администрацию не предоставила, не предоставила документы (распоряжение главы территориальной администрации) о признании ФИО3 нуждающимся в улучшении жилищных условий в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле». При изменении указанных в заявлении и предоставленных документах сведений, в данном случае о вступлении в брак, Куликова Е.В. была обязана информировать территориальную администрацию в письменной форме в месячный срок, о чем была предупреждена, подписывая бланк заявления о признании семьи нуждающимся в улучшении жилищных условий. Территориальная администрация не обладала сведениями о нуждаемости молодой семьи Куликовой Е.В. в жилом помещении в период нахождения в браке с Царевым А.В. /с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ/. Запросить сведения о нуждаемости супруга в предоставлении жилого помещения не представлялось возможным, поскольку разрешение на обработку персональных данных им /Царевым А.В./ не предоставлялось. Сведения о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ Куликова Е.В. состояла в браке, что у нее изменялся состав семьи, истица предоставила в администрацию уже после его расторжения, в марте 2018 года. Определить нуждаемость в предоставлении жилого помещения семьи Куликовой Е.В. за вышеуказанный период органу местного самоуправления невозможно, а являться участниками программы «Обеспечения жильем молодых семей в городе Ярославле» могут семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях. Соответственно, семья заявительницы не соответствует требованиям программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» и была исключена оспариваемым распоряжением главы территориальной администрации из участников данной программы.

Представитель Управления по молодежной политике мэрии г. Ярославля по доверенности Балакина Д.С. поддержала позицию письменного отзыва на административный иск /л.д.29/, а также позицию административного ответчика.

Суд, с согласия явившихся в судебное заседание лиц, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что распоряжением главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ семья Куликовой Е.В. в составе 2-х человек - ФИО4 и ее несовершеннолетней дочери ФИО2 была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» с ДД.ММ.ГГГГ /л.д.110/. Ежегодно по 2018 год территориальная администрация <адрес> мэрии <адрес> письменно подтверждала факт нахождения семьи истца в списках молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», включенных в резерв на получение социальной выплаты. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Куликова Е.В. в очередной раз была извещена о том, что ее семья в составе 2-х человек находится в списке молодых семей, включенных в резерв на получение социальной выплаты (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на 325 позиции).

ДД.ММ.ГГГГ истец Куликова Е.В. вступила в брак с Царевым А.В./л.д.16/, который был прекращен ДД.ММ.ГГГГ /л.д.17/. ДД.ММ.ГГГГ у Куликовой Е.В. родился второй ребенок ФИО1 /л.д.15/.

ДД.ММ.ГГГГ Куликовой Е.В. в территориальную администрацию Заволжского района мэрии г.Ярославля было подано заявление о признании ее второго ребенка - несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающимся в жилом помещении в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» и представлены необходимые документы /л.д.54-63/. Рассмотрев данное заявление, территориальной администрацией ДД.ММ.ГГГГ было принято распоряжение об исключении молодой семьи Куликовых, состоящую из 2-х человек из числа нуждающихся в жилых помещениях, признанных в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» в связи с утратой оснований, дающих право на улучшение жилищных условий (в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ семья Куликовых не соответствовала требованиям программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле», так как Куликова Е.В. не проинформировала в письменной форме ТА Заволжского района мэрии г. Ярославля в месячный срок с даты заключения брака ДД.ММ.ГГГГ об изменении состава семьи и не предоставила соответствующие документы, в том числе: распоряжение главы ТА о признании Царева А.В. нуждающимся в жилом помещении в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле») /л.д.33-34/.

Указанные обстоятельства подтверждены письменными материалами дела, пояснениями участников процесса.

Оспаривая распоряжение территориальной администрации от ДД.ММ.ГГГГ, административный истец ссылается на то, что указанное в распоряжении основание для исключения истца и ее дочери из числа нуждающихся в жилых помещениях, является незаконным, так как нахождение ее в краткосрочном браке с Царевым А.В. (в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), прекращенным задолго /3 года/ до принятия оспариваемого распоряжения территориальной администрации, никак не изменило нуждаемость в жилых помещениях истца и ее несовершеннолетней дочери. Никаких сведений, не соответствующих действительности, в представленных административным истцом документах при постановке на очередь и в последующих обращениях не содержалось.

По мнению суда, доводы стороны истца заслуживают внимания.Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 утверждены Особенности реализации отдельных мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», включая Основное мероприятие «Обеспечение жильем молодых семей» указанной Государственной программы.

Исходя из раздела I Основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» подпрограмма направлена на поддержку молодых семей при решении жилищной проблемы, что станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения и повлияет на улучшение демографической ситуации в стране.

В силу положений Особенностей реализации отдельных мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», механизм реализации Программы на уровне органов местного самоуправления включает разработку и реализацию муниципальных программ.

Постановлением мэрии города Ярославля от 26 апреля 2011 года №1073 утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле». Постановлением мэрии города Ярославля от 14 ноября 2013 года №2664 утверждена муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» на 2014- 2020 годы».

Согласно пункту 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, участником Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, соответствующая следующим требованиям:

а)возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б)молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Настоящих Правил;

в)наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с пунктом 7 названных Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в основном мероприятии органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются наниматели жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Постановлением мэра г. Ярославля от 27.02.2008 N 583 (ред. от 16.12.2016) утвержден Порядок взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при предоставлении молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле", который определяет в том числе функции территориальная администрация по реализации данных мероприятий. Так, территориальная администрация:

- проводит информационную и разъяснительную работу с гражданами, желающими участвовать в Программе, а также с гражданами, являющимися участниками Программы, на предмет определения нуждаемости молодой семьи в улучшении жилищных условий, по условиям участия в Программе, по формированию списков молодых семей, по положению молодой семьи в списках участников Программы, по основаниям исключения молодых семей из числа участников Программы, по основаниям исключения молодых семей из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий, по условиям использования социальной выплаты, в том числе с разъяснениями о том, на какие цели не может быть использована социальная выплата, а также по иным вопросам реализации Программы;

- проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных молодыми семьями, для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий, самостоятельно определяя способы такой проверки в рамках действующего законодательства;

- принимает решение о признании или об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;

- направляет запрос в управление Федеральной регистрационной службы по Ярославской области для получения выписки о переходе права собственности на объект за предшествующие 5 лет до момента обращения молодой семьи по вопросу о предоставлении социальной выплаты, а также в другие государственные органы и организации;

- при изменении состава молодой семьи - участника Программы (рождение ребенка, расторжение брака, заключение брака, смерть члена молодой семьи) проводит проверку подтверждения нуждаемости в улучшении жилищных условий молодой семьи в ее новом составе и принимает решение о нуждаемости молодой семьи в улучшении жилищных условий в ее новом составе с даты первоначального признания семьи нуждающейся либо об исключении молодой семьи из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий;

- принимает и проверяет документы молодых семей для участия в муниципальной Программе в планируемом году;

- уведомляет молодые семьи - участников муниципальной Программы о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей муниципальной Программы в течение 5 дней с момента издания соответствующего приказа начальника управления по молодежной политике мэрии города Ярославля, а также о решении Исполнителя региональной подпрограммы о включении их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, или в список молодых семей, включенных в резерв на получение социальной выплаты в соответствующем году, или в список молодых семей, не включенных в сводный список в связи с достижением одним из супругов 36-летнего возраста, список молодых семей, исключенных из списка молодых семей - участников Подпрограммы по причине достижения одним из супругов 36-летнего возраста;

- принимает решение об исключении молодых семей из числа граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Во исполнение задачи "Государственная поддержка молодых семей Ярославской области в приобретении (строительстве) жилья" региональной программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области" на 2011 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 26.01.2011 N 9-п "Об утверждении региональной программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области" на 2011 - 2020 годы", основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", постановлением Правительства ЯО от 17.03.2011 N 711-п утверждено Положение о порядке предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, которым предусмотрено, что в случае если у молодой семьи - участника основного мероприятия в период с момента включения в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, до момента включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году из-за действий членов молодой семьи изменялись жилищные условия, повлекшие за собой потерю нуждаемости в улучшении жилищных условий, данная молодая семья исключается из списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году вне зависимости от наличия нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, стороной административного ответчика не представлено суду доказательств того, что семья истца как на момент принятия оспариваемого распоряжения, так и в настоящее время не соответствует требованиям программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» на 2014- 2020 годы», а также доказательств того, что из-за действий административного истца изменились жилищные условия участников программы, повлекшие за собой потерю статуса нуждающихся в жилых помещениях.

Как следует из позиции административного ответчика, в связи с изменение состава молодой семьи проверка подтверждения их нуждаемости территориальной администрацией не проводилась. Участникам программы не было предложено представить дополнительных документов для проведения соответствующей проверки в подтверждение статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Довод стороны административного ответчика о том, что находясь в зарегистрированном браке Куликова Е.В. утратила статус нуждающейся в улучшении жилищных условий ввиду возможного обеспечения ее жильем супругом Царевым А.В., суд признает неубедительным, основанном лишь на предположении. Вместе с тем, суду представлено распоряжение главы территориальной администрации Кировского района от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Царев А.В., в составе семьи /его матери и брата/ признан нуждающемся в жилых помещениях и снят с учета лишь в ДД.ММ.ГГГГ /после расторжения брака с истцом/.

При таких обстоятельствах, распоряжение территориальной администрации от ДД.ММ.ГГГГ об исключении молодой семьи Куликовых из числа нуждающихся в жилых помещениях, признанных в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ярославле», в связи с утратой оснований, дающих право на улучшение жилищных условий, нельзя признать законным. Право семьи административного истца на обеспечение жилым помещением подлежит восстановлению путем приведения в положение, существовавшее до нарушения права, с возложением на Управление по молодежной политике мэрии г. Ярославля обязанности восстановить молодую семью Куликовой в составе 2-х человек в списке молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ярославле» с присвоением номера очередности, исходя из даты первоначальной постановки на учет.

Оспариваемое распоряжение территориальной администрации от ДД.ММ.ГГГГ было получено Куликовой Е.В. только ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует помимо объяснений стороны истца её заявление о выдаче копии решения /л.д.10/. Доказательств, бесспорно подтверждающих факт своевременного направления оспариваемого распоряжения в адрес Куликовой Е.В. и его получения последней, материалы дела не содержат, стороной ответчика их не представлено.

Учитывая изложенное, придя к выводу о незаконности распоряжения главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает, что на административного ответчика территориальную администрацию Заволжского района г. Ярославля следует возложить обязанность разрешить заявление Куликовой Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ о признании ее сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающемся в жилом помещении в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ярославле» и включении его в состав семьи заявителя, которое, по сути, осталось без фактического рассмотрения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 227,179-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Признать незаконным и отменить распоряжения главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ об исключении молодой семьи Куликовых из числа нуждающихся в жилых помещениях, признанных в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ярославле».

Возложить на Управление по молодежной политике мэрии г. Ярославля обязанность восстановить молодую семью Куликовой в составе 2-х человек в списке молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ярославле» с присвоением номера очередности, исходя из даты первоначальной постановки на учет.

Возложить на территориальную администрацию Заволжского района г. Ярославля обязанность разрешить заявление Куликовой Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ о признании ее сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающемся в жилом помещении в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ярославле» и включении его в состав семьи заявителя.

Обязать административного ответчика сообщить Куликовой Екатерине Владиславовне и в Заволжский районный суд г. Ярославля об устранении нарушения прав и законных интересов административного истца в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по настоящему административному делу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г.Ярославля в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Ю.В. Иванчикова

Мотивированное решение изготовлено 11.03.2019.