Дело №
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2020г. Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Сорокиной Т.В., при секретаре Кривошей Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № № по административному иску ФИО1 к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по <адрес> Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора) о признании незаконным бездействие за обеспечением транспортной безопасности по <адрес> федеральной службы по надзору в сфере транспорта и обязании принять меры административного реагирования, руководствуясь ст. 177 КАС РФ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 в обоснование иска указал, что он в адрес Управления Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по <адрес> Федеральной службы по надзору в сфере транспорта направил интернет-обращение по факту нарушения п. 3.31 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГ№, которое поступило в УГАН НОТЕ ЦФО РОСТРАНСНАДЗОРА ДД.ММ.ГГ.
Руководствуясь Положением об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утверждённым Приказом Ространснадзора от ДД.ММ.ГГ №АК-803фс (пункты 3.1.1, 3.1.2., 3.1.4 подпункт «г» и др.), он просил незамедлительного реагирования на грубейшее нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации, ставящее под угрозу авиационную безопасность при пролете воздушных судов на недопустимо низкой высоте непосредственно над городом Лобня Московской области в том числе путем обращения Управления к соответствующим органам и организациям по вопросу изменения маршрута полетов над городом Лобня Московской области и привлечения виновных лиц к административной ответственности вплоть до принятия мер, исключающих угрозу безопасности полетов, как для воздушных судов, так и для жителей <адрес> Московской области.
Истец полагает, что нарушение выражается в том, что «Предпосадочная прямая захода на посадку с курсом <...> градуса на ВПП-3 (аэропорта «МАШ) проходит над <адрес> этажного жилого дома, расположенными по адресу: <адрес>.
Высота полета воздушных судов, заходящих на посадку над указанным микрорайоном составляет <...> метров.
Указал, что поскольку указанные адресные ориентиры и адрес административного истца находятся на одной и той же предпосадочной прямой, постольку нарушение авиационных правил затрагивает права и законные интересы административного истца.
На данное обращение административным ответчиком дан ответ от ДД.ММ.ГГ №№ следующего содержания: «ВС гражданской авиации выполняют полеты на высотах, определенных в п. 3.31 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГ№, за исключением случаев, в которых это необходимо при осуществлении взлета, посадки или указанных в пункте 3.32. настоящих Правил.
Запрещено выполнять полет ВС: а)над территориями населенных пунктов и над местами скопления людей при проведении массовых мероприятии ниже высоты, допускающей в случае отказа двигателя аварийную посадку без создания чрезмерной опасности для людей и имущества на земле, и ниже высоты 300 м над самым высоким препятствием в пределах горизонтального радиуса в 500 м вокруг данного воздушного судна.
Просил признать незаконным бездействие Управления Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по <адрес> Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по факту нарушения п. 3.31 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГ№ при выполнении полетов воздушных судов над городом Лобня Московской области на предпосадочной прямой при заходе на посадку с курсом 244 градуса на третью взлетно-посадочную полосу аэродрома «Шереметьево» (Москва) и обязать Управление Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по <адрес> Федеральной службы по надзору в сфере транспорта принять меры административного реагирования в соответствии с Положением об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утверждённым Приказом Ространснадзора от ДД.ММ.ГГ №АК-803фс по факту нарушения п. 3.31 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГ№ при выполнении полетов воздушных судов над городом Лобня Московской области на предпосадочной прямой при заходе на посадку с курсом 244 градуса на третью взлетно-посадочную полосу аэродрома «Шереметьево» (Москва).
Истец в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика с иском не согласился.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Суд установил, что истец ФИО1 проживает по адресу: <адрес>, что усматривается из его искового заявления.
Каким образом, ответчиком нарушены права административного истца, последний не указывает в своем иске.
Суд установил, что ДД.ММ.ГГг. в адрес УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора поступило обращение ФИО1 в котором он просил незамедлительно отреагировать на нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации при полете воздушных судов на недопустимо низкой высоте непосредственно над городом Лобня Московской области и привлечь виновных лиц к административной ответственности.
В соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 59-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГ) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение ФИО1 было рассмотрено и ДД.ММ.ГГг. гражданину направлен ответ (исх.№.1.9-245), в котором разъяснены требования Воздушного законодательства Российской Федерации и указано, что информация о нарушении правил использования воздушного пространства в Управление из компетентных органов не поступала.
Обращение гражданина ФИО1 рассмотрено в срок, всесторонне и полно, направлен ответ, таким образом, в действиях УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора не усматривается бездействие.
Представитель административного ответчика указал в суде, что третья взлетно-посадочная полоса (далее-ВПН-З) Международного аэропорта «Шереметьево» построена в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» и в соответствии с долгосрочными программами развития АО «Международный аэропорт Шереметьево» в целях увеличения пропускной способности аэропорта.
В соответствии со ст. 12 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) "Государственное регулирование использования воздушного пространства" под государственным регулированием использования воздушного пространства понимается установление государством Общих правил осуществления такой деятельности, организация и проведение государственного контроля (надзора) в области использования воздушного пространства, а также установление ответственности за нарушения правил использования воздушного пространства.
В соответствии со ст. 14 ВК РФ, организация использования воздушного пространства предусматривает возможность осуществления различных видов его использования. Виды организации использования перечислены в п. 1 ст. 14 ВК РФ:
установление структуры и классификации воздушного пространства;
планирование и координирование использования воздушного пространства в соответствии с установленными государственными приоритетами;
обеспечение разрешительного или уведомительного порядка использования воздушного пространства;
организация воздушного движения, представлявшая собой:
обслуживание (управление) воздушного движения;
организацию потоков воздушного движения;
организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения н организации его потоков:
государственный контроль (надзор) в области использования воздушного пространства.
В соответствии с п. 2 ст. 14 ВК РФ организация использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД), а также органами пользователей воздушного пространства - органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 901 "О Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации".
Согласно п.4,11.5, п.6,п.7 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 901 "О Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации" организационная структура Единой системы включает в себя руководящий орган Единой системы и оперативные органы Единой системы. Руководящим органом Единой системы является Федеральное агентство воздушного транспорта, которое в целях обеспечения устойчивой и непрерывной работы Единой системы осуществляет руководство ее функционированием, в том числе:
а) утверждает положение об оперативных органах Единой системы и перечень оперативных органов Единой системы;
б) осуществляет аттестацию руководителей оперативных органов Единой системы;
в) координирует деятельность оперативных органов Единой системы и взаимодействующих с ними подразделений единой системы авиационно- космического поиска и спасания, органов (служб) аэронавигационной информации и органов (подразделений) метеорологического обеспечения аэронавигации;
г) координирует взаимодействие оперативных органов Единой системы с органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства;
д) координирует взаимодействие оперативных органов Единой системы с органами противовоздушной обороны по вопросам контроля за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства;
е) устанавливает типовые структурные схемы оперативных органов Единой системы;
ж) устанавливает порядок функционирования наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, включая авиационную наземную сеть передачи данных и телеграфных сообщений, а также порядок использования этих систем и средств оперативными органами Единой системы;
з) устанавливает порядок проведения подготовки и допуска к работе персонала оперативных органов Единой системы;
и) координирует взаимодействие оперативных органов Единой системы с органами систем организации воздушного движения сопредельных государств.
К оперативным органам Единой системы относятся органы обслуживания воздушного движения, являющиеся структурными подразделениями федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации", находящегося в ведении Федерального агентства воздушного транспорта, в том числе:
а) главный центр Единой системы;
б) зональные центры Единой системы;
в) региональные центры Единой системы;
г) районные центры Единой системы;
д ) вспомогательные районные центры Единой системы.
Оперативные органы Единой системы в установленных для них зонах и районах осуществляют:
а) планирование и координирование использования воздушного пространства в соответствии с государственными приоритетами, установленными статьей 13 Воздушного кодекса Российской Федерации;
б) обеспечение разрешительного или уведомительного порядка использования
воздушного пространства;
в) организацию воздушного движения, в том числе:
обслуживание воздушного движения;
организацию потоков воздушного движения;
организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания воздушного движения и организации потоков воздушного движения;
г) контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства.
Согласно ст.72 Воздушного кодекса РФ полет воздушного судна над населенными пунктами должен выполняться на высоте, позволяющей в случае неисправности воздушного судна произвести посадку за пределами населенных пунктов или на специально предусмотренных для этих целей взлетно-посадочных площадках в пределах населенных пунктов. Отступления от данного правила полета определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 138 (ред. от ДД.ММ.ГГ) "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации").
Согласно п.19 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" маршруты обслуживания воздушного движения утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации (Приказ Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГ N 4 "Об утверждении маршрутов обслуживания воздушного движения"). Организацию разработки и издания сборника маршрутов обслуживания воздушного движения Российской Федерации и поправок к нему осуществляет Федеральное агентство воздушного транспорта.
Полеты воздушных судов осуществляются по маршрутам, трассам и другим элементам структуры воздушного пространства, установленным документами аэронавигационной информации, разрабатываемым Государственной корпорацией по организации воздушного движения в Российской Федерации, наделенной данной функцией в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ№ «О Единой системе организации воздушного движения РФ».
Маршруты захода на посадку на ВПП-3 «Международного аэропорта Шереметьево» опубликованы в сборнике аэронавигационной информации (A IP).
Согласно п. 21. п.22. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" для организации выполнения аэродромных полетов устанавливаются районы аэродромов (вертодромов при определении границ районов аэродромов (вертодромов) должны учитываться схемы вылета и захода на посадку, ухода на второй круг, полета в зоне ожидания, а также стандартные маршруты вылета и прилета, маршруты входа (выхода) на воздушные трассы, местные воздушные линии и специальные зоны. <адрес>ов аэродромов (аэроузлов, вертодромов) утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.
На аэродроме устанавливается полоса воздушных подходов (воздушное пространство в установленных границах), примыкающая к взлетно-посадочной полосе, в которой воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку. Границы полос воздушных подходов устанавливаются в порядке, определенном Министерством транспорта Российской Федерации.
Из объяснений представителя ответчика следует, что решением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГ по делу №№ установлено, что жилые дома, возведенные по адресу: <адрес> были возведены в границах полос воздушных подходов Международного аэропорта Шереметьево на основании согласования строительства выданного Федеральным агентством воздушного транспорта полученным ДД.ММ.ГГ (№) при соблюдении следующих условий: максимальная абсолютная высота строящегося объекта не более <...>.
Таким образом, наличие согласования строительства жилых домов выданного уполномоченным органом (Федеральным агентством воздушного транспорта) подтверждает соблюдение требований Воздушного законодательства при строительстве жилых домов и отсутствие угрозы безопасности полетов.
С учетом изложенного, исходя из представленных суду доказательств следует, что взлет/посадка воздушных судов с ВПП-3 Международного аэропорта Шереметьево производится по установленным схемам/маршрутам захода на посадку/взлет и контролируется Московским зональным центром Единой системы Организации Воздушного движения (МЗЦ ЕС ОрВД), информации от М.ЗЦ ЕС ОрВД о нарушениях правил использования воздушного пространства в адрес УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора не поступало.
Следовательно, принять меры реагирования не представляется возможным, ввиду отсутствия фактов нарушения требований Воздушного законодательства Российской Федерации.
Действия УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора соответствуют нормативноправовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца. В удовлетворении иска следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать ФИО1 в удовлетворении административного иска к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по <адрес> Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора) о признании незаконным бездействие за обеспечением транспортной безопасности по <адрес> федеральной службы по надзору в сфере транспорта по факту нарушения п. 3.31 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГ№ при выполнении полетов воздушных судов над городом Лобня Московской области на предпосадочной прямой при заходе на посадку с курсом <...> градуса на третью взлетно-посадочную полосу аэродрома «Шереметьево» (Москва) и обязании Управление Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по <адрес> Федеральной службы по надзору в сфере транспорта принять меры административного реагирования в соответствии с Положением об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утверждённым Приказом Ространснадзора от ДД.ММ.ГГ №№ по факту нарушения п. 3.31 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГ№ при выполнении полетов воздушных судов над городом Лобня Московской области на предпосадочной прямой при заходе на посадку с курсом 244 градуса на третью взлетно-посадочную полосу аэродрома «Шереметьево» (Москва).
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий суд Московской области в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГг.