К делу № А-2608/2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Абинск 15 декабря 2016 года
Абинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Михина С.Б.,
при секретаре Гавриловой А.В.,
с участием:
представителя административного истца – старшего помощника прокурора Абинского района Титовой Е.В.,
представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Абинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Федоровского сельского поселения Абинского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по взысканию в бюджет просроченной задолженности по арендной плате за земельные участки,
установил:
Прокурор Абинского района обратился в Абинский районный суд с административным исковым заявлением к администрации Федоровского сельского поселения Абинского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по взысканию в бюджет просроченной задолженности по арендной плате за земельные участки, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Федоровского сельского поселения Абинского района, выразившееся в непринятии мер по взысканию в бюджет просроченной задолженности по арендной плате за земельные участки. Обязать администрацию Федоровского сельского поселения принять меры, направленные на погашение имеющейся задолженности.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что прокуратурой Абинского района проведена проверка соблюдения требований земельного и бюджетного законодательства при взыскании задолженности по арендной плате за землю на территории Федоровского сельского поселения (далее - поселение), по результатам которой выявлены следующие нарушения.
В соответствии с частями 1, 2 Земельного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ч.ч.2, 4, 12 ст.22 Земельного кодекса РФ, земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Размер арендной платы определяется договором аренды. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Частями 1, 3 статьи 72 Земельного кодекса РФ установлено, что под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством I субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Органы местного самоуправления городских и сельских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно ст.15 Бюджетного кодекса РФ, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Статьей 34 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Согласно требованиям ст. ст. 42 и 62 Бюджетного кодекса РФ, к неналоговым доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, относятся доходы, получаемые в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование муниципального имущества по нормативу 100 процентов.
В июле 2016 года прокуратурой района проведена проверка в сфере земельного законодательства, в части поступления арендной платы за земельные участки, в ходе которой установлено, что задолженность арендаторов по состоянию на 01.07.2016 г. составляла 663 314 руб.
В связи с бездействием администрации поселения по взысканию в бюджет просроченной задолженности по арендной плате, а также недостаточностью принимаемых претензионных мер, 29.07.2016 г. по указанным фактам прокуратурой района внесено представление главе администрации поселения.
Однако, в ходе проведения настоящей проверки установлено, что условия договоров аренды в части своевременной оплаты арендаторами за использование земельных участков не выполнены в 12 случаях.
Так, по состоянию на 26.10.2016г. задолженность по арендной плате за пользование земельными участками составляет 118 693,14 рублей. При этом, администрацией поселения своевременные действенные меры по устранению образовавшейся задолженности не принимаются, претензионно-исковая работа в отношении арендаторов не проводится, что подтверждается ответом администрации от 26.10.2016г. №1424/02-21.6, согласно которому претензий по взысканию задолженности по арендным платежам не составлялось, проводился «обзвон должников». Таким образом, арендаторам-должникам не направлено ни одной претензии, не предъявлено ни одного искового заявления о взыскании задолженности.
Таким образом, в нарушение принципа платности использования земли, закрепленного ст. 1 Земельного кодекса РФ, в данном случае, при реализации администрацией поселения полномочий по исполнению бюджета в части поступления доходов от арендной платы принцип результативности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности нарушается, а само исполнение его является неэффективным.
Кроме того, администрацией поселения должные меры по расторжению договоров аренды в порядке ст. 619 ГК РФ к арендаторам, имеющим задолженность на протяжении длительного времени, не принимались.
Данные нарушения стали возможны ввиду ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей сотрудниками администрации Федоровского сельского поселения, что в свою очередь является следствием ненадлежащего контроля со стороны руководства и повлекло образование задолженности по арендной плате за пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Учитывая, что арендная плата за земли, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления, является доходным источником бюджета, бездействие администрации в указанной сфере влечет неисполнение бюджета по доходам и невозможность в полной мере финансировать расходные обязательства по решению вопросов местного значения в соответствии со ст. 15 Бюджетного Кодекса РФ.
Кроме того, при формировании бюджета устанавливаются расходные обязательства, то есть выделение средств из бюджета на различные сферы жизнедеятельности населения. Следовательно, при неуплате арендных платежей за пользование земельными участками недополучаются денежные средства в бюджет, что ведет к недостаточному финансированию социально - экономических программ в сфере образования, здравоохранения, культуры и других программ, направленных на улучшение уровня жизни жителей поселения.
Прокурор в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представитель административного ответчика в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Изложенные в иске обстоятельства подтверждены материалами дела.
В соответствии с частями 1, 2 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ч.ч.2, 4, 12 ст.22 Земельного кодекса РФ, земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Размер арендной платы определяется договором аренды. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Частями 1, 3 статьи 72 Земельного кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством I субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Органы местного самоуправления городских и сельских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно ст.15 Бюджетного кодекса РФ, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Статьей 34 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Согласно требованиям ст. ст. 42 и 62 Бюджетного кодекса РФ, к неналоговым доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, относятся доходы, получаемые в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование муниципального имущества по нормативу 100 процентов.
При таких обстоятельствах суд удовлетворяет заявленные требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Абинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Федоровского сельского поселения Абинского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по взысканию в бюджет просроченной задолженности по арендной плате за земельные участки - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Федоровского сельского поселения Абинского района в части непринятия мер по взысканию в бюджет просроченной задолженности по арендной плате за земельные участки.
Обязать администрацию Федоровского сельского поселения принять меры, направленные на погашение имеющейся задолженности.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Абинский районный суд в течение месяца.
Председательствующий