ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2609/20 от 25.01.2021 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Черненок Т.В.

при секретаре Пузенцовой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе 25 января 2021 года административное дело №2а-56/2021 по административному исковому заявлению ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы к Шкердину А.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,

У С Т А Н О В И Л:

ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы обратилась в суд с названным административным иском, указав, что согласно сведениям, централизовано представленным в налоговый орган УГИБДД УМВД России по Пензенской области и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области на имя Шкердина А.В. зарегистрированы транспортное средство и объекты недвижимого имущества: легковой автомобиль «Nissan Х -Trail 2.5 Columb», государственный регистрационный знак Номер , мощностью Данные изъяты квартира, расположенная по адресу: Адрес , регистрация права Дата , доля в праве Данные изъяты; квартира, расположенная по адресу: Адрес регистрация права Дата , доля в праве Данные изъяты.

Как следует из административного иска, административный истец произвел исчисление налога на указанные транспортное средство и объекты недвижимости, направив ответчику соответствующие налоговые уведомления. Однако до настоящего времени налоговая обязанность Шкердиным А.В. не исполнена, в добровольном порядке задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество не оплачена.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы в адрес Шкердина А.В. направлено требование об уплате налога и пени. В установленный в требовании срок и до настоящего времени ответчик налоговые обязательства не исполнил.

Ссылаясь на положения ст. 31, 48, 75 Налогового кодекса РФ, ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы просило суд взыскать со Шкердина А.В. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 65 руб., пени по налогу на имущество – 175 руб. 24 коп., задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 7 425 руб., пени по транспортному налогу – 2 881 руб. 28 коп., а всего 10 546 руб. 52 коп.

Определением Ленинского районного суда г. Пензы от 25 января 2021 года прекращено производство по административному делу по административному иску ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы к Шкердину А.В. в части взыскания задолженности по налогу на имущество и пени по налогу на имущесмтво.

Представитель административного истца ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы Попова Т.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования в оставшейся части поддержала по доводам, изложенным в административном иске, просила иск удовлетворить, взыскать со Шкердина А.В. задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 7 425 руб., пени по транспортному налогу – 2 881 руб. 28 коп.

Административный ответчик Шкердин А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, полагая исковые требования незаконными и неподлежащими удовлетворению по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск. Дополнительно пояснил, что административным истцом ему незаконно исчислен транспортный налог за 2018 год по завышенным налоговым ставкам. По его мнению, при исчислении транспортного налога за 2018 год должны применяться налоговые ставки, действующие на момент приобретения им автомобиля, а принятые нормативные акты, увеличивающие налоговые ставки и, тем самым, ухудшающие его положения, являются незаконными.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

На основании ч. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Статьей 45 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Уплата налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (статья 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из положений статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт1).

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Кодекса).

Согласно п.1 ст.361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.

Законом Пензенской области от 18 сентября 2002 года № 397-ЗПО «О введение в действие транспортного налога на территории Пензенской области», в том числе установлены следующие ставки: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно (с года выпуска которых прошло до 15 лет включительно) – 21 руб., до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно (с года выпуска которых прошло свыше 15 лет) – 15 руб., свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 30 руб., свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 45 руб., свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 75 руб., свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 150 руб.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на имя Шкердина А.В. зарегистрировано транспортное средство автомобиль легковой «NISSAN X-Trail 2.5 Columb», VIN Номер , государственный регистрационный знак Номер дата регистрации права Дата , мощность двигателя л.с.(кВт) Данные изъяты

В связи с неуплатой административным ответчиком транспортного налога на указанный автомобиль за 2018 год ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы были предприняты меры ко взысканию налога.

Так, в адрес Шкердина А.В. были направлены налоговое уведомление от Дата Номер и требование Номер от Дата об уплате транспортного налога за 2018г. в размере 7 425 руб. и пени в размере 2769,29 руб. со сроком уплаты до Дата (л.д.17,18).

Дата в адрес Шкердина А.В. было направлено требование Номер об уплате пени по транспортному налогу в размере 111,99 руб. со сроком уплаты до Дата (л.д.13,14).

В установленные в требованиях срок административный ответчик налоговые обязательства не исполнил.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка №2 Ленинского района г. Пензы №2а-808/2020 СП от Дата со Шкердина А.В. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы была взыскана задолженность по налогам и пени.

Определением и.о.мирового судьи судебного участка №2 Ленинского района г. Пензы от Дата данный судебный приказ по заявлению Шкердина А.В. отменен (л.д.10).

Учитывая, что Шкердиным А.В. обязанность по уплате транспортного налога за 2018 год не исполнена, срок обращения налогового органа в суд с учетом положения ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, не пропущен, суд считает, что требования ИФНС по Ленинскому району г. Пензы о взыскании с административного ответчика транспортного налога за 2018 год в сумме 7 425 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Заявленные административным истцом пени по транспортному налогу подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу п. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса (п. 6).

Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса РФ пеня применяется для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Приведенные нормы права позволяют сделать вывод о том, что уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога) и в случае принудительного взыскания пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации для взыскания задолженности в бесспорном порядке.

Учитывая, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от главного.

Учитывая, что в установленные законодательством сроки должник не уплатил указанные в налоговом уведомлении суммы транспортного налога, истцом в соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ начислены пени в размере 2 881 руб. 28 коп.

Судом установлено, что судебным приказом мирового судьи Номер от Дата был взыскан транспортный налог за 2018 год и пени.

Поскольку с момента отмены данного судебного приказа (Дата ) до обращения (Дата ) с настоящим административным иском в суд не истек предусмотренный законом срок, со Шкердина А.В. подлежат взысканию так же и пени в размере 2 881 руб. 28 коп., расчет которых судом проверен, ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривался.

Довод Шкердина А.В. о том, что административным истцом транспортный налог за 2018 год исчислен ему по завышенным налоговым ставкам, суд находит несостоятельным, исходя из следующего.

Согласно п. «и» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из п.1 ст.361 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.

В силу ст.12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Законом Пензенской обл. от 18.09.2002 N 397-ЗПО на территории Пензенской области в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" введен в действие транспортный налог.

Этим же законом определены налоговые ставки применительно к различным объектам налогообложения.

Законом Пензенской области от 18 сентября 2002 года № 397-ЗПО «О введение в действие транспортного налога на территории Пензенской области» в редакции, действующей на момент исчисления Шкердину А.В. транспортного налога за 2018 года, в том числе установлена ставка на автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 45 руб.

Как следует из расчета транспортного налога Шкердину А.В. за 2018 год, административным истцом исчислен налог с учетом налоговой базы в размере 165л.с. и применением налоговой ставки 45 руб., определенной Законом Пензенской области от 18 сентября 2002 года № 397-ЗПО «О введение в действие транспортного налога на территории Пензенской области» (Данные изъяты*450*12/12=7 425 руб., где Данные изъяты л.с.- налоговая база (мощность двигателя транспортного средства, 45руб. – налоговая ставка, 12 мес. – количество месяцев владения в году).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что транспортный налог за 2018 год налоговым органом исчислен правильно, с применением действующей в соответствующий налоговый период налоговой ставки, верных налоговой базы и периода владения транспортным средством, и является арифметически верным.

Кроме того, суд учитывает, что транспортный налог, по своей сути, не является вновь введенным, имел распространение в период приобретения и регистрации транспортного средства ответчиком, начислялся согласно установленным ставкам, решение законодательного органа субъекта РФ о повышении налоговых ставок нельзя расценивать как ухудшение положения налогоплательщика.

Довод административного ответчика о том, что зачисление платежей по транспортному налогу должно производится не на расчетный счет ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы, а поступать непосредственно в бюджетную систему Российской Федерацию, суд также во внимание не принимает, исходя из следующего.

Бюджетная система в соответствии с положением ст.ст. 6,10 Бюджетного кодекса РФ представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, вследствие чего любой бюджет любого уровня названной системы одновременно является как ее неотделимой составной частью (элементом), так и самой бюджетной системой в широком смысле слова. Предъявляя в банк поручение на перечисление налога в бюджет того или иного уровня, налогоплательщик инициирует направление денежных средств в бюджетную систему РФ.

В силу ст.40 БК РФ денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Исследовав вышеуказанные доказательства суд полагает, что исковые требования ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы к Шкердину А.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени подлежат удовлетворению.

Частью 1 статьи 114 КАС РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

На основании приведенной нормы права суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Пенза в размере 412 руб. 25 коп.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы к Шкердину А.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени удовлетворить.

Взыскать со Шкердина А.В. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 7425 рублей, пени по транспортному налогу в размере 2881 рубль 28 копеек.

Взыскать со Шкердина А.В. госпошлину в бюджет муниципального образования город Пенза в размере 412 рублей 25 копеек.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 1 февраля 2021 года.

Судья Т.В. Черненок