ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-260/20 от 16.03.2020 Новосергиевского районного суда (Оренбургская область)

№ 2а-260/20

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п.Новосергиевка Оренбургской области 16 марта 2020 г.

Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Бредихиной И.В.,

при секретаре Емельяновой Н.А..

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Новосергиевского района Оренбургской области к администрации муниципального образования «Мустаевский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по разработке и утверждению программы охраны земель поселений,

установил:

прокурор Новосергиевского района Оренбургской области обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Мустаевский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по разработке и утверждению программы охраны земель поселений. В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведен мониторинг соблюдения законодательства в сфере бюджетных и земельных правоотношений в деятельности органов местного самоуправления Новосергиевского района. В ходе мониторинга установлено, что в нарушение норм земельного законодательства, администрацией МО Мустаевский сельсовет не разработана и не принята муниципальная программа по охране земель.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений на основании п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

При этом правовое регулирование земельных отношений не является исключительной прерогативой органов государственной власти, поскольку согласно п. 4 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законом и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления сельских поселений возложено осуществление муниципального земельного контроля в границах поселении, органы местного самоуправления должны принимать местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. I

Неисполнение требований земельного законодательства в части непринятия программы охраны земель может повлечь за собой ветровую, водную эрозию, загрязнение и другие процессы, ухудшающие состояние почв.

Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Мустаевский сельский совет», выразившееся в непринятии мер по не разработке и не утверждению программы охраны земель поселения, возложить на него обязанность устранить нарушение закона путем разработки и утверждения муниципальным нормативным правовым актом программу охраны земель поселения в течение двух месяцев с момента вступления в силу решения суда.

В судебное заседание прокурор, представитель административного ответчика, извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления осуществляется в рамках полномочий, закрепленных за ними в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Земельном кодексе Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

На основании ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В п. 1, п. 2. ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения: химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и f микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и \ другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений на основании п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

При этом правовое регулирование земельных отношений не является исключительной прерогативой органов государственной власти, поскольку согласно п. 4 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законом и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления сельских поселений возложено осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.

Исходя из системного анализа указанных норм права следует, что в целях охраны земель наряду с федеральными и региональными программами использования и охраны земель, разработка и реализация которых относится соответственно к полномочиям Российской Федерации и к полномочиям субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления должны принимать местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. I

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования. Объем бюджетный ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

В нарушение приведенных норм земельного законодательства администрацией МО Мустаевский сельсовет не разработана и не принята муниципальная программа по охране земель, что подтверждается ответом на запрос прокуратуры района.

Статьей 39 КАС РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Неисполнение требований земельного законодательства в части непринятия программы охраны земель может повлечь за собой ветровую, водную эрозию, загрязнение и другие процессы, ухудшающие состояние почв, а, следовательно, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе на экологическую безопасность, благоприятную окружающую среду,

Таким образом, данное бездействие является незаконным, подлежит его признанию таковым с возложением обязанности по устранению имеющих место нарушений закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227,228 КАС РФ,суд

решил:

исковые требования прокурора Новосергиевского района Оренбургской области к администрации муниципального образования «Мустаевский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по разработке и утверждению программы охраны земель поселений удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Мустаевский сельский совет Новосергиевского района Оренбургской области», выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению программы охраны земель поселения.

Обязать администрацию муниципального образования «Мустаевский сельский совет» устранить нарушение закона путем разработки и утверждения муниципальным нормативным правовым актом программы охраны земель поселения в течение двух месяцев с момента вступления в силу решения суда.

Об исполнении решения сообщить суду в 10-ти дневный срок со дня такого исполнения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме в Оренбургский областной суд через суд, вынесший решение.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 16.03.2020

Председательствующий