ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-260/2018 от 18.05.2018 Улуг-хемского районного суда (Республика Тыва)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва Кандауров Э.Н., при секретаре Хертек Ч.О., рассмотрев административное исковое заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Тыва» к Отделу судебных приставов по Улуг-Хемскому и Чаа-Хольским районам Управления Федеральной службы судебных приставов об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

с участием представителя административного истца Сат А.А., представителя административного ответчика Сат А.С., и.о. помощника прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва Сарыглар О.А.,

установил:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Тыва» (далее по тексту ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва) обратился в суд с административным иском к Отделу судебных приставов по Улуг-Хемскому и Чаа-Хольским районам Управления Федеральной службы судебных приставов об освобождении от уплаты исполнительского сбора, указывая на то, что 21 февраля 2018 года начальником отдела - старшим судебным приставом-исполнителем ОСП Улуг-Хемскому и Чаа-Хольскому районам по УФССП России по Республике Тыва Сат А.С. вынесено постановление № 17011/18/7896 о взыскании исполнительского сбора в отношении федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва» в размере 50 000 (пятидесяти) тысяч рублей по неисполнению заявителем решения Улуг-Хемского районного суда № 2-34/2016, вступившему в законную силу 26.03.2016 года о выполнении мероприятий сроком исполнения до 30 июня 2016 года. Решение суда исполнено частично, не исполнены следующие мероприятия: допустить в эксплуатацию ВЛ 10кв, ДЭС мощностью 100 кВт в установленном законодательством порядке, в том числе с получением разрешения органа Ростехнадзора; на ТП привести в соответствие нормам мощности трансформаторов (400КВ*А), получить на то соответствующее разрешение органа Ростехнадзора; разработать и получить проектное обоснование и разрешение на использование на ДЭС в подвале административного здания ИК-4; в индивидуальных тепловых пунктах систем теплопотребления в соответствующих местах, регламентируемых п.9.1.45 ПТЭТЭУ, установить манометры, штуцеры для манометров и термометры; в общежитиях № 4 (литер В) и 5 (литер Е) устранить повреждения, прогибы несущих элементов здания устранить неисправное состояние перекрытий, снижающие несущую способность и устойчивость перекрытия. Так как в установленный срок данное решение суда не было исполнено, судом неоднократно предоставлялась отсрочка исполнения решения суда. В 2018 году в суд было подано заявление об отсрочке исполнения решения Улуг- Хемского районного суда по делу N 2-34/2016 от 19 февраля 2016 г. и судом вынесено определение об отсрочке исполнения судебного решения на 6 месяцев с момента вступления в законную силу определения суда. Определение Улуг-Хемского районного суда от 05 апреля 2018 года об отсрочке исполнения решения суда вступило в законную силу 21 апреля 2018 года. Также административным истцом в Улуг-Хемский районный суд РТ было подано административное исковое заявление о снижении исполнительного сбора по постановлению № 17011/18/7896. После рассмотрения дела № 2-201/2018 судом 18 апреля 2018 года было вынесено решение о снижении размера взысканного с ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва исполнительного сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от 21 февраля 2018 года № 17011/18/7896, вынесенного в рамках исполнительного производства № 20581/16/17011- ИП от 21.11.2016 года с 50000 рублей до 37500 рублей. В Постановлении о взыскании исполнительского сбора отражено, что доказательств подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа не предоставлено. Также в Постановлении указано, что должником не надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения. Решение суда исполнено частично, на выполненные мероприятия документы предоставлены судебному приставу - исполнителю. Выполнить полностью решение суда не предоставляется возможным из-за отсутствия финансовых средств, то есть по независящим причинам. Как следует из статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва все меры для надлежащего исполнения обязательства по возможностям должника были предприняты, а умысла и вины по несвоевременному исполнению решения суда не было. С момента вступления в силу решения суда ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва не смог исполнить обязательства по причине отсутствия целевых финансовых средств, в той части решения, в которой получал отсрочку исполнения решения суда. В остальной части мероприятия Учреждением исполнены. Помимо всего вышеперечисленного, считам, что для уплаты исполнительского сбора Учреждением необходимо будет направлять заявку о выделении федеральных средств, которая будет перечислена обратно на счет по федеральному бюджету. Частью 7 статьи 112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Просит освободить от уплаты исполнительного сбора по исполнительному производству от 21 ноября 2016 года №20581/16/17011ИП.

В судебном заседании административный истец исковые требования полностью поддержал по указанным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика просила отказать в удовлетворении требований и пояснила, что должником надлежащим образом не подтверждено нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызванного чрезвычайными обстоятельствами.

Взыскатель-и.о. прокурора Улуг-Хемского района Сарыглар О.А. возражала против удовлетворения административного искового заявления.

Выслушав участников, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Исполнительский сбор, в силу ч. 1 ст. 112 названного Федерального закона, является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Согласно ч. 2. указанной статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В силу ч. 6 указанной статьи должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с ч. 7 указанной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Как разъяснено в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу указанной нормы исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

При этом, в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства (Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. N 13-П и от 02.04.2015 г. N 654-О).

Этот вывод согласуется с положениями ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и п. 1 ст. 401 ГК РФ, согласно которым суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.

Одновременно с этим в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Решением Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 19 февраля 2016 года заявление прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва об устранении нарушений федерального законодательства удовлетворено.

Определением Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 24 августа 2016 года исполнение решения Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 19.02.2016 года по гражданскому делу № 2-34/2016 отсрочено до 31 декабря 2016 года.

Определением Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 02 февраля 2017 года исполнение решения Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 19.02.2016 года по гражданскому делу № 2-34/2016 отсрочено до 01 августа 2017 года.

Определением Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 05 апреля 2018 года исполнение решения Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 19.02.2016 года по гражданскому делу № 2-34/2016 отсрочено на 6 месяцев.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва является должником по возбужденному 21 ноября 2016 года исполнительному производству №20581/16/17011-ИП, предметом которого является исполнение до 30 июня 2016 года обязанности: разработать и утвердить инструкцию по охране труда для электротехнического персонала по видам работ, проводимых в электроустановках; -допустить в эксплуатацию ВЛ 10кв, ДЭС мощностью 100 кВт в установленном законодательством порядке, в том числе с получением разрешения органа Ростехнадзора; -на ТП привести в соответствие нормам мощности трансформаторов (400КВ*А), получить на то соответствующее разрешение органа Ростехнадзора; -разработать и получить проектное обоснование и разрешение на использование на ДЭС в подвале административного здания ИК-4; -в центральном тепловом пункте (ДТП) установить необходимое освещение; -разработать и утвердить инструкцию, определяющую режим работы генераторов, которая должная быть согласована с энергоснабжающей организацией; -укомплектованы рабочие места обученным и аттестованным персонала по работе тепловых сетей и систем отопления, выполнить план работы с персоналом по вопросам профессиональной подготовки; -в индивидуальных тепловых пунктах систем теплопотребления в соответствующих местах, регламентируемых п.9.1.45 ПТЭТЭУ, установить манометры, штуцеры для манометров и термометры. Утвердить и в установленным порядке согласовать проект монтажа, реконструкции тепловых энергоустановок и тепловых сетей. Привести в соответствие проекты тепловых энергоустановок к требованиям охраны труда и природоохранным требованиям; -утвердить соответствующим образом схемы тепловых сетей и тепловых узлов; -тепловые энергоустановки оснастить средствами измерений в соответствии с проектной документацией; -разработать и утвердить инструкцию в организации эксплуатируемой тепловые сети (в каждом участке), утверждаемую техническим руководителем организации с четко разработанным оперативным планом действий при аварии, применимой к имеющейся тепловой сети; -в общежитиях осужденных №1,2,3 в уборных комнатах устранить неполадки смывных кранов, которые постоянно пропускают воду, из-за чего происходит образование конденсата на трубах стояков холодного водоснабжения; -а общежитиях № 4 (литер В) и 5 (литер Е) устранить повреждения, прогибы несущих элементов здания устранить неисправное состояние перекрытий, снижающие несущую способность и устойчивость перекрытия.

Поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, названная выше обязанность ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва исполнена не была, постановлением начальника отдела-старшего судебного пристава ОСП по Улуг-Хемскому и Чаа-Хольским районам УФССП России по Республике Тыва от 21 февраля 2018 года №17011/18/7896 на ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва был наложен исполнительский сбор в сумме 50 000 руб.

Решением Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 18 апреля 2018 года административное исковое заявление ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва к ОСП по Улуг-Хемскому и Чаа-Хольским районам УФССП России по Республике Тыва, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворено. Размер взысканного с ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва исполнительского сбора с 50 000 рублей снижено до 37 500 рублей.

Положениями п. 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Таким образом, установленные в ходе рассмотрения данного дела, обстоятельства свидетельствуют о том, что ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва приняты необходимые и возможные меры для исполнения требований исполнительного документа, и его вина в несвоевременном их исполнении не установлена. Решение Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 19 февраля 2016 года должником исполнено в части, а для исполнения остальной части решения должнику требуется дополнительное время, и у должника отсутствовала реальная возможность исполнения решения в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, в связи, с чем он неоднократно обращался в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, что также свидетельствует о той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности в установленные сроки исполнить требования исполнительного документа.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 177, 180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Тыва» к Отделу судебных приставов по Улуг-Хемскому и Чаа-Хольским районам Управления Федеральной службы судебных приставов об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.

Освободить Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Тыва» от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству от 21 ноября 2016 года №20581/16/17011ИП и сниженного решением Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 18 апреля 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Э.Н. Кандауров