Дело № 2а – 260/2018 25 апреля 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Судья Сланцевского городского суда Ленинградской области Феоктистова М.Ю.
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Сланцевского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области об обязании зарегистрировать право на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Сланцевский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации МО Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области с требованиями:
- признать незаконным бездействие администрации МО Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер к регистрации прав на земельный участок по адресу: <...>, расположенный под зданием администрации муниципального образования;
- обязать администрацию МО Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда зарегистрировать в установленном законом порядке право собственности на земельный участок по адресу: <...>, расположенный под зданием администрации муниципального образования, и включить его в реестр муниципальной собственности.
В исковом заявлении указано, что по результатам проведенной Сланцевской городской прокуратурой проверки установлено, что в собственности муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области находится здание администрации поселения, расположенное по адресу: <...>, площадью 224,6 кв.м.
Право собственности на здание администрации зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Указанное здание включено в реестр, недвижимого имущества администрации муниципального образования.
Вместе с тем, в нарушение требований действующего федерального законодательства, земельный участок, на котором расположено вышеуказанное здание, в муниципальную собственность не оформлен, в реестре недвижимого имущества Выскатского сельского поселения не учтён и, соответственно, не включен в казну муниципального образования.
Бездействие ответчика, которое выражается в непринятии мер к регистрации права на земельный участок, расположенный под зданием администрации, приводит к нарушению интересов муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области, поскольку земельный участок не включен в казну муниципального образования, не определена его балансовая и кадастровая стоимость, что соответственно уменьшает стоимость имущества казны муниципального образования.
Прокурор, надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, заявил ходатайство о рассмотрении данного иска в порядке упрощенного (письменного) производства (л.д. 6).
Представитель административного ответчика - администрации МО Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области - в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, возражений против рассмотрения иска в порядке упрощенного (письменного) производства не представил, администрация иск признала (л.д. 14, 15, 19).
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если 2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
Согласно п. 1 ст. 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые: признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В соответствии с п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 № 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В силу ст. 11 ч. 1 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Одновременно в части 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ закреплено положение о том, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии со ст. 131 ч. 1 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Из материалов дела следует, что на территории Выскатского сельского поселения Сланцевского муниципального района Ленинградской области по адресу: <...>, расположено здание администрации муниципального образования, площадью 224,6 кв.м. (л.д. 8, 10).
Согласно информации главы администрации МО Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области от 2 апреля 2018 года здание администрации поселения находится в собственности муниципального образования и включено в реестр муниципального имущества, земельный участок под зданием не отмежеван и не поставлен на учет (л.д. 9).
Указанное подтверждаются Уведомлением ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Ленинградской области от 27 марта 2018 года, согласно которому в ЕГРН отсутствуют сведения об объекте недвижимости – земельном участке по адресу: <...>. Административный ответчик признал иск (л.д. 13, 15).
Суд считает, что непринятие администрацией МО Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области мер к регистрации права на земельный участок, расположенный под зданием администрации, приводит к нарушению интересов МО Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области, поскольку земельный участок не включен в казну муниципального образования, не определена его балансовая и кадастровая стоимость, что соответственно уменьшает стоимость имущества казны муниципального образования.
Таким образом, все исследованное указывает на то, что прокурор правомерно обратился в суд с административным иском в порядке ст. 39 КАС РФ, его требования направлены на понуждение административного ответчика исполнить обязанности, возложенные на него законом.
Согласно ст. 227 ч. 3 КАС РФ при принятии решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
С учетом характера дела, принципа разумных пределов исполнения решения, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, суд находит испрошенный прокурором срок, в течение которого судебное решение должно быть исполнено, а именно, 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, достаточным для устранения выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180, 293, 294 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер к регистрации прав на земельный участок по адресу: <...>, расположенный под зданием администрации муниципального образования;
Обязать администрацию МО Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области зарегистрировать в установленном законом порядке право собственности на земельный участок по адресу: <...>, расположенный под зданием администрации муниципального образования, и включить его в реестр муниципальной собственности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Об исполнении решения администрации МО Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области сообщить суду и Сланцевскому городскому прокурору в течение одного месяца со дня исполнения, но не позднее 1 декабря 2018 года.
Решение, принятое в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Сланцевский городской суд Ленинградской области в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения.
Председательствующий судья Феоктистова М.Ю.