Дело № 2а-260/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Куед 10 сентября 2021 года
Куединский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего Снегиревой Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Зайдуллиной О.В.,
с участием помощника прокурора Габдрашитовой М.Т.,
представителя административного ответчика администрации Куединского муниципального округа Пермского края ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Куединского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к Куединскому муниципальному округу в лице администрации Куединского муниципального округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять нормативный правовой акт,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Куединского района Пермского края обратился в суд с административным иском к Куединскому муниципальному округу в лице администрации Куединского муниципального округа с административным исковым заявлением о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять нормативный правовой акт.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Куединского района при осуществлении надзора за исполнением требований законодательства в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения установлено, что в администрации Куединского муниципального округа отсутствуют нормативный правовой акт, определяющий нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. С учетом отнесенных к ведению органов местного самоуправления вопросов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, решение по которым требует бюджетной обеспеченности, отсутствие утвержденных нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения не позволяет органу местного самоуправления - администрации Куединского муниципального округа Пермского края в полной мере осуществлять регулирование использования автомобильных дорог местного значения, осуществлять полномочия собственника объектов, являющихся муниципальной собственностью, - эффективно финансировать дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения. 12.02.2021 прокурором Куединского района внесено представление главе Куединского района об устранении нарушений бюджетного законодательства. Из ответа администрации Куединского муниципального округа от 22.03.2021 № СЭД-262-03-06-33, направленного по результатам рассмотрения представления, следует, что норматив финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели будут разработаны и утверждены в срок до 30.06.2021. Однако, до настоящего времени нормативный правовой акт не принят. Прокурор просит признать незаконным бездействие муниципального образования «Куединский муниципальный округ Пермского края» (в лице администрации Куединского муниципального округа Пермского края) по осуществлению полномочий в сфере дорожной деятельности, выразившееся в непринятии нормативного правового акта, определяющего нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; возложить на муниципальное образование «Куединский муниципальный округ Пермского края» (в лице администрации Куединского муниципального округа Пермского края) обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять в установленном порядке муниципальный правовой акт, определяющий нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Помощник прокурора Габдрашитова М.Т. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в части, на требованиях о возложении на административного ответчика обязанности по принятию нормативного акта в части содержания автомобильных дорог местного значения, не настаивала, поскольку администрацией Куединского муниципального округа приняты и утверждены нормативы финансовых затрат в части содержания автомобильных дорог. Исходя из содержания принятого 08.09.2021 постановления администрации Куединского муниципального округа № 999-па административным ответчиком рассчитаны только финансовые затраты на содержание дорог, при этом не определены нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог. В то же время в данном постановлении указывают, что норматив финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог определяется сметным методом, что не соответствует действующему законодательству. Постановлением Правительства РФ № 658 от 30.05.2017 установлены нормативные финансовые затраты и правила расчета бюджетных ассигнований на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог. В соответствии с постановлением финансовые затраты разрабатываются отдельно на содержание, отдельно на ремонт, отдельно на капитальный ремонт. Из Постановления Правительства Пермского края № 841 от 11.11.2017 также следует, что норматив финансовых затрат утверждаются на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, затраты также определяются отдельно на капитальный ремонт, отдельно на ремонт, отдельно на содержание автомобильных дорог, и прописаны формулы расчета, каким образом исчисляются финансовые затраты. Административному ответчику был установлен срок до 30.06.2021 для принятия нормативного акта, считает, что этого срока было достаточно, что бы разработать и принять нормативно-правовой акт. Однако к указанному сроку акт не был принят, при этом прокуратура неоднократно направляла в администрацию напоминания. Постановление было принято только после обращения в суд с данным административным иском, копия постановления была предоставлена административному у истцу в ходе судебного разбирательства. Просит признать незаконным бездействие муниципального образования «Куединский муниципальный округ Пермского края» (в лице администрации Куединского муниципального округа Пермского края), выразившееся в непринятии нормативного правового акта, определяющего нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; возложить на муниципальное образование «Куединский муниципальный округ Пермского края» (в лице администрации Куединского муниципального округа Пермского края) обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять в установленном порядке муниципальный правовой акт, определяющий нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Представитель административного ответчика администрации Куединского муниципального округа Пермского края ФИО1 в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, указав, что 08.09.2021 администрацией Куединского муниципального округа принято постановление № 999-па, которым утверждены нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог общего пользования, расчет ассигнований местного бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог общего пользования. Таким образом, считает, что требования прокурора выполнены в полном объеме. Прокурором было внесено представление в феврале 2021, в котором был установлен месячный срок для принятия нормативно-правового акта. Ответственное подразделение представило ответ, в котором обязалось принять нормативно правовой акт в срок до 30.06.2021. Однако, в указанный срок требование не выполнили, поскольку для расчета нормативно-финансовых затрат требовалось определенное количество времени, проводился анализ всех автомобильных дорог, сооружений на них, в связи с большим объемом работ нормативно - правовой акт был принят только 08.09.2021.
Суд, заслушав пояснения, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В статье 3 Устава Куединского муниципального округа, утвержденного решением Думы Куединского муниципального округа от 20.11.2020 № 29, закреплено, что к вопросам местного значения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорого местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», задачами в области безопасности дорожного движения являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №257-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, его действие распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения (статья 1).
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (пункты 6, 11 части 1 статьи 13 Федерального закона № 257- ФЗ).
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов (часть 2 статьи 34 Федерального закона № 257-ФЗ).
Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления (часть 3 статьи 34 Федерального закона № 257-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации каждое муниципальное образование имеетсобственный бюджет.Бюджетмуниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения.
Судом установлено и следует из материалов дела, 12.02.2021 и.о. прокурора Куединского района внесено представление главе Куединского района об устранении нарушений бюджетного законодательства, в связи с отсутствием утвержденных нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (л.д.5-6).
Из ответа администрации Куединского муниципального округа от 22.03.2021 № СЭД-262-03-06-33, направленного по результатам рассмотрения представления, следует, что норматив финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели будут разработаны и утверждены в срок до 30.06.2021 (л.д.7).
Вместе с тем, судом установлено, что до указанного срока нормативный правовой акт, которым утверждены нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, администрациией Куединского муниципального округа принятне был.
Прокурором района в адрес административного ответчика направлялись требования о предоставлении информации о причинах неисполнения требования, требования о представлении правового акта в срок не позднее 10.08.2021, однако к указанному сроку информация прокурору не была предоставлена. В связи с чем, прокурор района обратился в суд с настоящим административным иском.
Наличие вышеназванных нарушений федерального законодательства не способствует надлежащему исполнению органом местного самоуправления - администрацией Куединского муниципального округа Пермского края полномочий и обязанностей, предусмотренных федеральными законами от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации», от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», чем нарушаются права неограниченного круга лиц на охрану их жизни, здоровья и имущества.
Поскольку, факт незаконного бездействие муниципального образования органа в непринятии нормативного правового акта, определяющего нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорого местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели подтвердился, суд удовлетворяет административные исковые требования о признании незаконным бездействие муниципального образования «Куединский муниципальный округ» (в лице администрации Куединского муниципального округа Пермского края), выразившееся в непринятии нормативного правового акта, определяющего нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Вместе с тем, судом установлено, что 8.09.2021 администрацией Куединского муниципального округа принято постановление № 999-п «Об утверждении нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения в Куединском муниципальном округе; правил расчета размера ассигнований местного бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения в Куединском муниципальном округе; плана мероприятий по переходу с 2021 года к финансированию автомобильных дорог общего пользования местного значения в Куединском муниципальном округе на 2022-2029 год».
Однако, как следует из содержания вышеуказанного постановления фактически административным ответчиком приняты нормативы финансовых затрат только на содержание дорог.
Согласно Правилам расчета размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 658 от 30.05.2017, размер бюджетных ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения на соответствующий финансовый год рассчитывается по формуле. Согласно Правилам расчета размера ассигнований бюджета Пермского края на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края № 841 -п от 11.10.2017, норматив финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения на соответствующий финансовый год рассчитывается по формуле.
Таким образом, доводы, представителя административного ответчика о том, что требования прокурора выполнены в полном объеме, поскольку в принятом администрацией Куединского муниципального района определен норматив финансовых затрат в том числе на ремонт и на капитальный ремонт автомобильных дорог, который осуществляется сметным методом, являются не состоятельными и не соответствуют действующему законодательству.
Из пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ следует, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) суд в случае необходимости указывает в резолютивной части решения на совершение каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку в настоящее время административным ответчиком принят правовой акт, определяющий нормативы финансовых затрат на содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета ассигнований размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, с учетом мнения административного истца, оснований для возложения на административного ответчика данной обязанности, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, не имеется,
На основании изложенного, Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Куединского района Пермского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального образования «Куединский муниципальный округ Пермского края» (в лице администрации Куединского муниципального округа Пермского края) по осуществлению полномочий в сфере дорожной деятельности, выразившееся в непринятии нормативного правового акта, определяющего нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Возложить на муниципальное образование «Куединский муниципальный округ Пермского края» (в лице администрации Куединского муниципального округа Пермского края) обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять в установленном порядке муниципальный правовой акт, определяющий нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Куединский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.
Судья Е.Г. Снегирева