ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-260/2022 от 01.07.2022 Неманского городского суда (Калининградская область)

Дело №2а-260/2022

39RS0016-01-2022-000396-94

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 июля 2022 г. г. Неман

Неманский городской суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Макар Ю.С.

при секретаре Новиковой М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Смирнова ФИО9 к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области о признании решения об отказе в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Смирнов А.Н. обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя требования тем, что 6 августа 2021 г. он обратился в Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области через многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг по вопросу заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, а именно для заготовки древесины для отопления жилого помещения, в котором проживает его семья, запрашивалось три куба древесины.

9 февраля 2022 г. письмом № Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области ему было отказано в принятии решения о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины гражданам для собственных нужд, так как в муниципальном образовании отсутствуют лесные насаждения, достаточные для заготовки заявленного объема древесины в с требуемыми качественными показателями.

С таким решением об отказе он не согласен, считает его незаконным по следующим основаниям.

В силу ст.2 Закона Калининградской области от 18 января 2008 г. № 221 «Об установлении порядка и нормативов заготовки древесины, порядка заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений на территории Калининградской области гражданами для собственных нужд» установлен ежегодный норматив отпуска древесины для собственных нужд граждан в размере 16 процентов от ежегодного разрешенного объема рубок.

В случае превышения установленного годового норматива отпуска древесины для собственных нужд граждан лесничество по согласованию с исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений, определяет дополнительный объем древесины для собственных нужд граждан за счет недоиспользованной годовой расчетной лесосеки.

Ему известно, что в Краснознаменском лесничестве имеется в наличии сухостой и ветровал, присутствуют деревья, отвечающие требуемым качественным показателям, но их отвод не осуществляется.

Более того, он встречался лично с заместителем министра природных ресурсов и экологии Калининградской области Мокрушиным А.А., который в устной беседе сказал, что если он в Краснознаменском лесу найдет необходимое количество древесины, то ему ее продадут для заготовки. При этом также пояснил, что арендаторы, которые арендуют лесной массив не хотят выделять лес для нужд граждан, поскольку им это невыгодно.

Таким образом, он считает, что такой отказ является формальным, необоснованным, ничем не подтвержденным, что отсутствует заявленный объем древесины. В прошлом году он также получил аналогичный отказ, как и многие жители поселка.

Однако, считает, что по закону имеет право на покупку древесины для собственных нужд, тем более, что такая возможность фактически имеется. Более того, ежегодно утверждается норматив отпуска древесины для собственных нужд граждан.

Кроме того, административным ответчиком были нарушены сроки рассмотрения его заявления и дачи ответа.

В силу ст.3 Закона Калининградской области от 18 января 2008 г. № 221 «Об установлении порядка и нормативов заготовки древесины, порядка заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений на территории Калининградской области гражданами для собственных нужд» заявление гражданина о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд со всеми прилагаемыми к нему документами, указанными в пункте 3 статьи 3 настоящего Закона, рассматривается исполнительным органом в течение двадцати пяти календарных дней с даты его регистрации в многофункциональном центре оказания государственных и муниципальных услуг.

По результатам рассмотрения заявления исполнительный орган выносит решение о заключении либо об отказе в заключении с гражданином договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд.

В случае принятия исполнительным органом решения об отказе в заключении с гражданином договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд в течение пяти календарных дней гражданину направляется письменное уведомление с обоснованием причин отказа.

Просит признать незаконным отказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 9 февраля 2022 г. № об отказе в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан и взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области в его пользу расходы за составление искового заявления в размере 3000 руб., расходы за оплату государственной пошлины в размере 300 руб.

В судебном заседании административный истец Смирнов А.Н. административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснил, что древесина ему необходима для отопления жилого помещения. Отказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд нарушает его права.

Представители административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области по доверенности Погорелюк Е.А. и Здвижкова Е.Н. административные исковые требования Смирнова А.Н. не признали, просили в удовлетворении административного иска отказать. Пояснив суду, что отказ Смирнову А.Н. в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд является законным, поскольку лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд граждан, не имеется. Действия Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области в части нарушения сроков рассмотрения заявления Смирнова А.Н. было обусловлено желанием обеспечить население древесиной, ждали ответа арендатора ООО «КронЛес» об отводе лесосек. Однако до настоящего времени ООО «КронЛес» отводы не предоставлены.

Допрошенный в ходе рассмотрения административного дела в качестве свидетеля Свидетель №1 - лесничий Краснознаменского лесничества (старший государственный инспектор по охране леса) суду пояснил, что большая часть леса находится в аренде в ООО «КронЛес», фактически 90 %. Законом предусмотрено право заготавливать древесину на рубках ухода и санитарных рубках. Граждане имеют право обращаться ежегодно. После подачи гражданином заявления и первичной обработки, заявление направляется в Департамент лесного хозяйства. После проверки прикрепляется делянка, формируется договор. Срок действия договора до 1 марта. После чего граждане должны отчитаться о сдаче делянки. С 2021 г. идет спор с арендатором ООО «КронЛес» об отводах лесосек, которые не предоставляются с 2018 г.

Исследовав материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Пунктом 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что одним из видов использования лесов является использование лесов для заготовки древесины.

Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины (часть 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч.1 ст.30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.

Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ч.4 ст.30 Лесного кодекса РФ); порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ч.5 ст.30 Лесного кодекса РФ).

Порядок и нормативы заготовки древесины на территории Калининградской области гражданами для собственных нужд регулируются Законом Калининградской области от 18 января 2008 г. № 221 «Об установлении порядка и нормативов заготовки древесины, порядка заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений на территории Калининградской области гражданами для собственных нужд» (далее - Закон № 221).

Согласно п.1 ст.2 Закона № 221 (в редакции от 27 декабря 2019 г., действующей на 2021 г.), ежегодный норматив отпуска древесины для собственных нужд граждан установлен в размере 9 процентов от ежегодного разрешенного объема рубок.

При этом п.1 ст.5 Закона № 221 установлено, что гражданам для заготовки древесины по договорам купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд выделяются лесные насаждения, требующие рубки по санитарному состоянию либо рубки при проведении мероприятий по уходу за лесом, а также лесные насаждения на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры.

В связи с действием данных норм древесина, подлежащая изъятию при назначении добровольных выборочных рубок гражданам по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, не предоставляется.

6 августа 2021 г. Смирнов А.Н. обратился в Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области через многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг по вопросу заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

9 февраля 2022 г. письмом № Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области ему было отказано в принятии решения о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд согласно п.5 ст.7 Закона Калининградской области от 18 января 2008 г. №221 «Об установлении порядка и нормативов заготовки древесины, порядка заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений на территории Калининградской области гражданами для собственных нужд».

Как следует из административного искового заявления Смирнова А.Н., территорией на которой предполагалась заготовка лесных насаждений являлось Краснознаменское лесничество.

ООО «КронЛес» по договору № от 8 июля 2010 г.(в редакции дополнительных соглашений от 28 июля 2010 г., от 28 марта 2011 г., от 9 сентября 2013 г., от 31 декабря 2014 г., от 18 июля 2017 г., от 2 апреля 2018 г., от 15 октября 2020 г.) является арендатором лесного участка, предоставленного для использования в целях заготовки древесины, расположенный в Славском и Краснознаменском лесничествах.

Подпунктом 25 пункта 12 раздела 3 договора предусмотрена обязанность арендатора при обращении арендодателя своими силами выполнять отводы лесосек для заготовки древесины для собственных нужд граждан.

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 14 апреля 2022 г. по делу №А21-1147/2022 по иску Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области на ООО «КронЛес» возложена обязанность выполнить отводы лесосек для заготовки древесины для собственных нужд граждан в границах арендуемого лесного участка в Славском лесничестве площадью 1 458 куб.м., в Краснознаменском лесничестве 4 608 куб.м. за 2021 г.

По настоящее время указанное решение ООО «КронЛес» не исполнило данный судебный акт, ни обязательства соответственно по договору.

При этом ООО «КронЛес» неоднократно представляло в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области в качестве исполнения обязательства документы, которые никоим образом не подтверждают ни факт выполнения отводов, ни объем, установленный судебным актом по делу № А21-1147/2022.

Согласно пункту 17 правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 1 декабря 2020 г. № 993, при отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отбираются и отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.

Подтверждением выполнения работ по отводу лесосек являются следующие документы:

абрис лесного участка (схема, позволяющая определить участок отвода на местности);

ведомость перечета деревьев (таблица, позволяющая сверить количество отмеченных в рубку лесных насаждений по породам, а также сверить возраст, высоту и диаметр таких насаждений);

ведомость материально-денежной оценки насаждений (таблица, позволяющая определить объем древесины, отведенной для заготовки, по каждому лесному насаждению).

Таким образом, именно указанные выше документы и являются подтверждением выполнения работ по отводу лесосек для заготовки древесины для собственных нужд граждан.

Документов, подтверждающих выполнение указанных работ и позволяющих провести сверку документированной информации с фактическими работами на местности, ООО «КронЛес» в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, не представлено.

В связи с данными обстоятельствами в целях недопущения дальнейшего нарушения обязательств по договору и исполнения судебного акта Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области обращалось в Калининградскую межрайонную природоохранную прокуратуру.

Таким образом, Министерство предприняло все возможные действия в целях обеспечения населения лесными насаждениями, подлежащими заготовке для собственных нужд граждан.

Отклоняя доводы административного истца Смирнова А.Н. со ссылкой на положение абзаца второго пункта 1 статьи 2 Закона №221 о том, что в случае превышения установленного годового норматива отпуска древесины для собственных нужд граждан лесничество по согласованию с исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений, определяет дополнительный объем древесины для собственных нужд граждан за счет недоиспользованной годовой расчетной лесосеки, суд исходит из следующего.

Как следует из пояснений представителей Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области в судебном заседании, 91 % площади Краснознаменского лесничества представлен в аренду ООО «КронЛес» по результатам торгов согласно договору аренды лесного участка от 8 июля 2010 г. № в целях заготовки древесины. Соответственно только 9 % не подпадает под право аренды ООО «КронЛес». Именно на такой территории выполнение работ по отводу лесосек для заготовки древесины для собственных нужд граждан возложено на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 1-1 статьи 5 Закона № 221, в целях заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд исполнительный орган привлекает для осуществления отводов и таксаций лесосек организации, определяемые в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Финансирование на проведение указанных работ осуществляется в рамках субвенции. При этом ввиду наличия обязательств по договору использование такой субвенции для выполнения работ на арендованной территории не представляется возможным, так как будет являться нарушением в виде не целевого использования бюджетных средств.

По состоянию на 2021 г. на не арендованной территории выполнение работ по отводу лесосек не проводилось ввиду отсутствия лесных насаждений, подлежащих рубке по санитарному состоянию, при уходе за лесами, либо для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры.

Данные обстоятельства обусловлены многолетним использованием такого участка в целях предоставления лесных насаждений для собственных нужд граждан. Отсутствие лесных насаждений, возможных к предоставлению гражданам для собственных нужд подтверждается выпиской из государственного лесного реестра.

Таким образом, определение и последующее предоставление дополнительного объема древесины для собственных нужд граждан за счет недоиспользованной годовой расчетной лесосеки невозможно ввиду фактического отсутствия лесных насаждений, возможных к изъятию для собственных нужд граждан.

В силу указанных обстоятельств Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области принято решение об отказе в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

Кроме того, как следует из пояснений представителей Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, отказ Смирнову А.Н. обусловлен отсутствием на арендованной территории насаждений, возможных к предоставлению гражданам в целях заготовки древесины для собственных нужд, а также невыполнением арендатором обязательств по договору аренды лесного участка в части выполнения отводов для собственных нужд населения.

Данные обстоятельства подтверждаются стабильным существенным снижением количества заключенных договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Краснознаменского лесничества за период с 2020 г. по 2022 г.

Так, в 2020 г. количество поданных гражданами заявлений составляло 233, удовлетворено – 210, отказано – 23, на рассмотрении – 0; в 2021 г. подано 376 заявлений, удовлетворено – 157, отказано – 219, на рассмотрении - 0; в 2022 г. подано 278 заявлений, удовлетворено – 0, отказано – 278, на рассмотрении – 0.

Предоставление лесосек гражданам для заготовки древесины для собственных нужд в 2020 г. осуществлялось по материалам отводов, выполненных на не арендованной территории по государственному заказу 2019 г., а также по материалам отводов, выполненных арендатором лесного участка согласно условиям договора аренды.

Предоставление лесосек гражданам для заготовки древесины для собственных нужд в 2021 г. осуществлялось за счет неиспользованных гражданами лесосек в 2020 г. (отказы от заключения договоров и отсутствие рубок по заключенным договорам).

Согласно ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

Изложенное, а также представленные в материалы настоящего дела доказательства позволяют определить отсутствие вины Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области в неисполнении каких-либо обязательств, связанных с предоставлением государственной услуги Сиирнову А.Н., а также отсутствие оснований для признания решения Министерства об отказе в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан незаконным.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что со стороны административного ответчика не было допущено какого-либо незаконного бездействия, которое привело к нарушению прав и законных интересов административного истца Смирнова А.Н.

Согласно ст.3 Закона № 221 граждане, заинтересованные в заготовке древесины для собственных нужд, в период с 1 мая по 1 сентября текущего года подают письменные заявления о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд в исполнительный орган через многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг.

Заявление гражданина о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд со всеми прилагаемыми к нему документами, указанными в пункте 3 статьи 3 настоящего Закона, рассматривается исполнительным органом в течение двадцати пяти календарных дней с даты его регистрации в многофункциональном центре оказания государственных и муниципальных услуг.

По результатам рассмотрения заявления исполнительный орган выносит решение о заключении либо об отказе в заключении с гражданином договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд.

В случае принятия исполнительным органом решения об отказе в заключении с гражданином договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд в течение пяти календарных дней гражданину направляется письменное уведомление с обоснованием причин отказа.

Несмотря на направление Смирнову А.Н. ответа 9 февраля 2022 г. по истечении установленного Законом № 221 срока, что указывает на не соблюдение административными ответчиками положений статьи 3 Закона №221, ответ на обращение административным истцом получен, а нарушение предусмотренных законом сроков направления ответа в отсутствие доказательств нарушения прав заявителя не является основанием для признания оспариваемого бездействия незаконным.

Данные обстоятельства нарушения прав и законных интересов Смирнова А.Н. не повлекло, к наступлению каких-либо негативных последствий не привело.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Смирнову ФИО10 в удовлетворении административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Неманский городской суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 15 июля 2022 г.

Судья Ю.С. Макар