ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-260/2022 от 08.08.2022 Ибресинского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2а-260/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 августа 2022 года п. Ибреси

Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Николаева О.В.,

с участием старшего помощника прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Бородина Д.Ю.,

при секретаре судебного заседания Мещеряковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Малокармалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,

установил:

Прокурор Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Малокармалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации», по результатам которой установлены нарушения указанного законодательства. Возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных органов местного самоуправления обеспечить реализацию данного права. Прокуратурой района установлено, что администрацией поселения в нарушение статей 4, 5, 10, 29 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме не обеспечена. В частности, на федеральном портале государственных услуг «www.gosuslugi.ru» информация о предоставлении муниципальных услуг, в том числе предусмотренных сводным перечнем первоочередных государственных и муниципальных услуг, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р, предоставляемых в электронном виде администрацией Малокармалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики, в электронной форме отсутствует. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес администрации сельского поселения внесено представление об устранении нарушений, по результатам рассмотрения которого конкретные меры не приняты, по истечении месячного срока с момента внесения представления нарушения не устранены. Прокурор по указанным основаниям просит признать незаконным бездействие административного ответчика в части необеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме посредством федерального портала государственных услуг «www.gosuslugi.ru», а также возложить обязанность на административного ответчика в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых указанной администрацией в электронной форме в соответствии со сводным перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р, посредством федерального портала государственных услуг «www.gosuslugi.ru».

В судебном заседании старший помощник прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Бородин Д.Ю., заявленные административные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика – Малокармалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики Малякшина Г.А., своевременно и надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания, на судебное заседание не явилась, представила суду заявление об отложении судебного заседания в связи с болезнью главы указанного сельского поселения Куракова Л.Н. до его выздоровления.

Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

В силу ч. 8 ст. 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.

В соответствии с ч. 6 ст. 57 указанного Кодекса доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации (при ее наличии).

В данном случае болезнь представителя административного ответчика – главы Малокармалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики Куракова Л.Н. не может быть признана уважительной причиной неявки в судебное заседание представителя административного ответчика, поскольку юридическое лицо не лишено возможности поручить участие в судебном заседании иному представителю. Согласно сведениям, содержащимся на официальном сайте администрации Малокармалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики, в структуре данной администрации имеет 4 единицы работников, в том числе: глава, два старших специалиста и военно-учетный работник. Вместе с тем явка представителя административного ответчика в судебное заседание суда первой инстанции судом не признана обязательной. При таких данных препятствий для рассмотрения дела в отсутствие представителя административного ответчика, в том числе главы Малокармалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики Куракова Л.Н. не имеется.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Из пункта 3 статьи 5 указанного Федерального закона следует, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией (часть 7 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Пунктом 1.2 части 4 статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено, что обеспечение реализации не позднее 1 июля 2012 года государственными органами субъектов Российской Федерации требований пункта 3 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 6, пункта 2 части 1 статьи 7 указанного Федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, осуществляется в соответствии с решениями высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанный в данном положении срок (не позднее 1 июля 2012 года) является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, при этом переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде должен был закончен в 2013 году.

Из копии справки старшего помощника прокурора Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрациями всех 13 сельских (городского) поселений Ибресинского района возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме не обеспечена. В частности, на федеральном портале государственных услуг «www.gosuslugi.ru» информация о предоставлении муниципальных услуг, в том числе предусмотренных сводным перечнем первоочередных государственных и муниципальных услуг, утвержденным Распоряжением от 17.12.2009 №1993-р перечень услуг предоставляемых в электронном виде администрациями поселений Ибресинского района Чувашской Республики, в электронной форме отсутствует.

Прокурором Ибресинского района Чувашской Республики в адрес Малокармалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Из копии сообщения главы Малокармалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанное представление прокурора рассмотрено. Ведется работа с МФЦ Ибресинского района по решению вопроса возможности получения заявителями муниципальных услуг Малокармалинского сельского поселения в электронной форме, в частности, на федеральном портале государственных услуг «www.gosuslugi.ru».

Согласно справке старшего помощника прокурора Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, проведенным мониторингом установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нарушения указанные вышеуказанном представлении не устранены, информация о предоставлении муниципальных услуг, в том числе предусмотренных сводным перечнем первоочередных государственных и муниципальных услуг, утвержденным Распоряжением от 17.12.2009 №1993-р, предоставляемых в электронном виде органами местного самоуправления Ибресинского района Чувашской Республики, в электронной форме отсутствует. Данное обстоятельство также подтверждается скриншотом портала государственных услуг Российской Федерации, администрации Ибресинского района Чувашской Республики по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Из распечатки с Портала государственных услуг Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, представленного прокуратурой района в отношении администрации Малокармалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики имеются сведения о предоставлении трех видов услуг в неэлектронном виде в том числе: постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство жилых помещений; предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков; присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов. В то время когда административным ответчиком не обеспечено получение заявителями муниципальных услуг (первоочередных услуг) в электронной форме, предусмотренных административным регламентом.

Вместе с тем, административным ответчиком суду доказательства, подтверждающие устранение нарушений законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг, не представлено.

Суд приходит к выводу, что администрацией Малокармалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики в нарушение указанных требований законодательства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и до рассмотрения судом данного дела, возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме не обеспечена. При указанных обстоятельствах административные исковые требования прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Малокармалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным, и обязании совершить определенные действия подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождены от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, администрация Малокармалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики также освобождена от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административное исковое заявление прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Малокармалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Малокармалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики в части необеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме посредством федерального портала государственных услуг «www.gosuslugi.ru».

Обязать администрацию Малокармалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых указанной администрацией в электронной форме в соответствии со сводным перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р, посредством федерального портала государственных услуг «www.gosuslugi.ru».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В. Николаев

Решение09.08.2022