Дело №2а-260/2022 УИД: 65RS0009-01-2022-000290-36
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2022 года пгт.Ноглики Сахалинской области
Ногликский районный суд Сахалинской области в составе
председательствующего судьи Резниковой А.А.,
с секретарём Семибратовой Н.С.,
с участием помощника прокурора Ногликского района Сахалинской области –Сиротиной Е.А.; представителя административного ответчика – комитета по управлению муниципальным имуществом МО «Городской округ Ногликский» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Ногликского района Сахалинской области к Администрации муниципального образования «Городской округ «Ногликский», комитету по управлению муниципальным имуществом МО «Городской округ Ногликский» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по совершению необходимых действий для постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на автомобильную дорогу,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ногликского района Сахалинской области обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Городской округ «Ногликский», комитету по управлению муниципальным имуществом МО «Городской округ Ногликский» (далее – КУМИ «Городской округ Ногликский») о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по совершению необходимых действий для постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на автомобильную дорогу местного значения в границах муниципального образования «Городской округ «Ногликский»: с. Горячие ключи, ссылаясь на то, что прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности выявлены нарушения требований действующего законодательства в сфере дорожного движения, а именно: автомобильная дорога местного значения в границах МО «Городской округа Ногликский» администрацией МО «Городской округ Ногликский» - с. Горячие ключи административным ответчиком на государственный кадастровый учет не поставлена, право собственности на неё органом местного самоуправления в установленном законом порядке не зарегистрировано. Неоформление права собственности не позволяет органу местного самоуправления в полной мере принимать меры по самостоятельному решению вопросов местного значения по обеспечению безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог в границах городского округа, а также принимать участие в реализации государственных программ, в том числе путем получения средств федерального бюджета на осуществление строительства и реконструкции объектов, находящихся в муниципальной собственности. По факту нарушения законодательства ДД.ММ.ГГГГ мэру МО «Городской округ Ногликский» внесено представление об устранении нарушений законодательства, вместе с тем, в установленный срок нарушения законодательства устранены не были, в связи с этим, прокурор Ногликского района Сахалинской области, с учетом уточненных требований, просит суд признать незаконными действия (бездействие) КУМИ «Городской округ Ногликский» и возложить обязанность по совершению необходимых действий по управлению муниципальным имуществом МО «Городской округ Ногликский» для постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на автомобильную дорогу, обязать административного ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на автомобильную дорогу местного значения в муниципальном образовании «Городской округ Ногликский»: с. Горячие ключи.
В судебное заседание помощник прокурора Сиротина Е.А. явилась, требования административного искового заявления поддержала по изложенным доводам.
Представитель администрации муниципального образования «Городской округ «Ногликский» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении административного искового заявления в свое отсутствие (л.д. <данные изъяты>), представил отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что в соответствии с Уставом муниципального образования «Городской округ «Ногликский», проведение мероприятий по государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества и сделок с ним осуществляется КУМИ «Городской округ Ногликский», следовательно администрация муниципального образования «Городской округ «Ногликский» не является надлежащим административным ответчиком по настоящему делу.
Представитель КУМИ «Городской округ Ногликский» ФИО1 в судебное заседание явилась, пояснила, что КУМИ «Городской округ Ногликский» предпринимаются меры к постановке на кадастровый учет автомобильной дороги местного значения в муниципальном образовании «Городской округ Ногликский»: с. Горячие ключи, заключен муниципальный контракт на проведение работ по подготовке межевого плана и постановке на кадастровый учет указанной автомобильной дороги, кроме того, данная дорога включена в реестр муниципального имущества муниципального образования «Городской округ Ногликский», таким образом, требования прокуратуры Ногликского района удовлетворению не подлежат, поскольку работы по постановке на кадастровый учет ведутся, а обязанность собственника осуществлять государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества действующим законодательством не предусмотрена.
Поскольку явка лиц, участвующих в деле не признавалась обязательной, суд рассматривает дело в отсутствие представителя администрации муниципального образования «Городской округ «Ногликский».
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав и оценив представленные в обоснование заявленных требований и возражений против них доказательства, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №257-ФЗ) к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Автомобильными дорогами общего пользования в силу ч. 11 ст. 5 Федерального закона №257-ФЗ являются дороги общего пользования местного значения в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии с ч. 1, 9 ст. 6 Федерального закона №257-ФЗ, автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с п. 1,5,6 ч.1 ст.3 Федерального закона №257-ФЗ относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно пп. 2, 3 Приказа Минтранса России от 07.08.2020 № 288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации. Оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (далее - обследование). Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с пунктами 3, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Положениями статьи 1 Федерального закона 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (действующего с 01.01.2017) предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5). Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Аналогичные положения содержал действовавший до 01.01.2017 Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Из системного толкования приведенных выше положений федерального законодательства следует, что на органы местного самоуправления городского округа Ногликский в силу закона возложена обязанность регистрировать право муниципальной собственности на автомобильные дороги в границах муниципального образования, чему должна предшествовать постановка их на государственный кадастровый учет. Неисполнение данной обязанности препятствует реализации принципа единства правового регулирования Российской Федерации.
Кроме того, по смыслу положений статьи 34 Федерального закона № 257-ФЗ и статьи 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации оформление права собственности на автомобильные дороги местного значения влияет на бюджетную обеспеченность и эффективность финансирования дорожной деятельности, в том числе на цели капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Устава городского округа «Ногликский», к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожного деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что постановлением администрации городского округа «Ногликский» от 15.05.2018 № 514 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования «Городской округ Ногликский» (л.д. <данные изъяты>).
В ходе проведенной прокуратурой Ногликского района Сахалинской области проверки законодательства в области дорожного движения, установлено, что все автомобильные дороги местного значения в границах муниципального образования «Городской округ Ногликский», включены в реестр муниципального имущества, за исключением 4 автомобильных дорог: по ул. Озерная пгт Ноглики; с. Горячие ключи; подъездная дорога к дачному массиву «Крайний Север»; подъездная дорога к дачному массиву «25 июня», указанные дороги на государственный кадастровый учет не поставлены, право собственности на них органом местного самоуправления в установленном законом порядке не зарегистрировано, что подтверждается имеющимся в материалах дела актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>).
В связи с выявленными нарушениями законодательства, прокуратурой Ногликского района Сахалинской области главе муниципального образования внесено представление об устранении допущенных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. <данные изъяты>).
Из ответа КУМИ «Городской округ Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ДД.ММ.ГГГГ планируется заключить контракт на проведение кадастровых работ по дорогам ул. Озерная, с. Горячие ключи, подъездной дороги к дачному массиву «Крайний Север», подъездной дороги «25 июня» (л.д. <данные изъяты>).
В соответствии с п. 3 ст. 35 Устава муниципального образования «Городской округ Ногликский», КУМИ «Городской округ Ногликский» осуществляет полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью муниципального образования «Городской округ Ногликский».
Согласно пп 37, 38, 49 п. 4 ст. 35 Устава муниципального образования «Городской округ Ногликский» КУМИ «Городской округ Ногликский» организует проведение работ по землеустройству, дает заключение по планам землеустроительных работ, ведет учет земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляет от имени муниципального образования «Городской округ Ногликский» проведение мероприятий по государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества и сделок с ним.
Таким образом Уставом муниципального образования «Городской округ Ногликский» обязанности по осуществлению кадастрового учета и оформлению права собственности на автомобильную дорогу местного значения возложена на КУМИ «Городской округ Ногликский».
Отсутствие оформления права собственности не позволяет органу местного самоуправления в полной мере принимать меры по самостоятельному решению вопросов местного значения по обеспечению безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог в границах городского округа, а так же принимать участие в реализации государственных программ, в том числе путем получения средств федерального бюджета на осуществление строительства и реконструкции объектов, находящихся в муниципальной собственности.
Отсутствие закрепленного права собственности на автомобильные дороги нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, поскольку автомобильные дороги, не имеющие собственника, могут оставаться без надлежащего обслуживания и ремонта и прямо указывает на бездействие КУМИ «Городской округ Ногликский» по неосуществлению своих обязанностей в части соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения.
При этом сам по себе факт заключения КУМИ «Городской округ Ногликский» муниципального контракта на проведение работ по подготовке межевого плана и постановке на кадастровый учет указанной автомобильной дороги, а также включение данной дороги в реестр муниципального имущества муниципального образования «Городской округ Ногликский», не свидетельствует о принятии КУМИ «Городской округ Ногликский» исчерпывающих мер для исполнения возложенной действующим законодательством обязанности по решению вопросов местного значения по обеспечению безопасности дорожного движения.
Доводы представителя административного ответчика о том, что обязанность собственника осуществлять государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества действующим законодательством не предусмотрена, подлежат отклонению, поскольку вопросы о проведении межевания, постановки на кадастровый учет, осуществление государственной регистрации права являются вопросами местного значения, которые должны быть разрешены уполномоченным органом.
Согласно ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, заявленные требования Ногликского городского прокурора Сахалинской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Ногликского района Сахалинской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ Ногликский» по неосуществлению кадастрового учета и неоформлению права собственности на автомобильную дорогу местного значения в границах муниципального образования «Городской округ Ногликский»: с. Горячие ключи.
Возложить на Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ Ногликский» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить кадастровый учет и оформить право собственности на автомобильную дорогу местного значения в границах муниципального образования «Городской округ Ногликский»: с. Горячие ключи.
На решение может быть принесена апелляционная жалоба, представление в Сахалинский областной суд в течение одного месяца через Ногликский районный суд со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.А. Резникова