ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2611/18 от 11.12.2018 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-2611/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 декабря 2018 года город Тверь

Центральный районный суд г.Твери в составе

председательствующего судьи Булыгиной Н.В.,

при секретаре Даниловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Осташковского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Правительству Тверской области, Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по установлению и описанию границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, не предоставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в особо охраняемые природные территории регионального значения, возложении обязанностей организовать работы по установлению и описанию границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, организовать предоставление в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, возложении обязанности оформить охранные обязательства и паспорта особо охраняемых природных территорий регионального значения,

у с т а н о в и л:

Осташковский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области, Правительству Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по установлению и описанию границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, не предоставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в особо охраняемые природные территории регионального значения, возложении обязанностей организовать работы по установлению и описанию границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, организовать предоставление в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, возложении обязанности оформить охранные обязательства и паспорта особо охраняемых природных территорий регионального значения.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Администрация Осташковского городского округа Тверской области, Министерство лесного хозяйства Тверской области.

При рассмотрении дела административным истцом исковые требования были уточнены и с учетом уточнений административный истец просил:

Признать незаконным бездействие Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области по установлению и описанию в текстовой и графической форме границ особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон - памятников природы в Осташковском районе: ПП «Роща березовая Зехновская; ПП «Березовое городище», ПП «Дендропарк Сорога», ПП «Остров Дубовый», с указанием перечня координат характерных точек границ особо охраняемых природных территории и их охранной зоны, а также по оформлению паспортов указанных особо охраняемых природных территорий.

Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу решения суда установить и описать в текстовой и графической форме границы особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон в Осташковском районе - памятников природы ПП «Роща березовая Зехновская»; ПП «Березовое городище», ПП «Дендропарк Сорога», ПП «Остров Дубовый», подготовить перечень координат характерных точек границ особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранной зоны - памятников природы ПП «Роща березовая Зехновская»; ПП «Березовое городище», ПП «Дендропарк Сорога», ПП «Остров Дубовый».

Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области после установления и описания в тестовой и графической форме границ особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон памятников природы в Осташковском районе ПП «Роща березовая Зехновская»; ПП «Березовое городище», ПП «Дендропарк Сорога», ПП «Остров Дубовый», направить в орган кадастрового учета подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположение границы особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранной зоны - памятников природы ПП «Роща березовая Зехновская»; ПП «Березовое городище», ПП «Дендропарк Сорога», ПП «Остров Дубовый».

Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области оформить паспорта особо охраняемых природных территорий регионального значения - памятников природы в Осташковском районе ПП «Роща березовая Зехновская»; ПП «Березовое городище», ПП «Дендропарк Сорога», ПП «Остров Дубовый».

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой поверки установлено, что границы особо охраняемых природных территорий регионального значения памятников природы в Осташковском районе ПП «Роща березовая Зехновская»; ПП «Березовое городище», ПП «Дендропарк Сорога», ПП «Остров Дубовый» не установлены. Ссылаясь на положения ЗК РФ, Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Закона Тверской области от 02 августа 2011 года № 44-ЗО «О Правительстве Тверской области», Закона Тверской области от 08 декабря 2010 года №108-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области», Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области 18 октября 2011 года № 90-пп, Приказа Минприроды России от 19 марта 2012 года № 69, Устава Тверской области, утвержденного Постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 05 ноября 1996 года № 4366, прокурор указал, что обязанности установить, описать границы данных особо охраняемых природных территорий регионального значения и предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в указанные выше особо охраняемые природные территории регионального значения, а также о возложении обязанности оформить охранные обязательства и паспорта особо охраняемых природных территорий регионального значения возложены на административных ответчиков.

Указанные территории признаны особо охраняемыми на основании Решения Калининского областного Совета народных депутатов от 30.07.1986 года № 273 «О признании природных объектов государственными памятниками природы местного значения и усиления их охраны», приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 11.01.2018 №6-кв «Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Тверской области в 2018 году» данные территории включены в перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения. Не установление границ ООПТ, их охранных зон, отсутствие их описания, невнесение соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости может повлечь за собой неправомерное занятие, отчуждение и использование территорий расположения природных объектов в целях, противоречащих установленному для ООПТ режиму, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию об ее состоянии.

В судебном заседании представитель Осташковской межрайонной природоохранной прокуратуры Тверской области по доверенности ФИО1 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, с учетом уточнений, просил их удовлетворить.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных требований, просил в иске отказать, поддержал доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление. Согласно отзыву на административное исковое заявление Министерство считает что, признаки бездействия по установлению границ ООПТ со стороны Министерства отсутствуют. Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тверской области и, согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденному постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 г. № 90-пп, осуществляет функции по обеспечению проведения комплексного экологического обследования территории, которой предполагается присвоить статус особо охраняемой природной территории регионального значения, а также подготовку предложений Правительству Тверской области по созданию, изменению и упразднению ООПТ регионального и местного значения в Тверской области.

В соответствии со ст. 26.2 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Финансовое обеспечение для осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации.

Законом Тверской области от 27.12.2017 № 85-ЗО «Об областном бюджете Тверской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» на проведение комплексного экологического обследования и постановку на государственный кадастровый учет особо охраняемых природных территорий регионального значения Тверской области было заложено в 2018 году 3447,9 тыс. руб., в 2018 и в 2019 годах - 3447,9 тыс. руб.

В 2018 году Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области (далее - Министерство) в рамках мероприятия «Проведение комплексного экологического обследования и постановка на государственный кадастровый учет особо охраняемых природных территорий регионального значения Тверской области» государственной программы «Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды Тверской области» на 2017 - 2022 годы», утвержденной постановление Правительства Тверской области от 26.12.2016 № 414-пп (далее - государственная программа), заключены контракты на проведение комплексного экологического обследования 5 ООПТ. Запланировано проведение аукциона на проведение кадастровых работ по оформлению ООПТ, комплексное экологическое обследование которых проведено в 2017 году. Исходя из доведенных лимитов на 2019 год, в рамках государственной программы Министерство планирует провести комплексное экологическое обследование по 26 ООПТ.

Решение Калининского областного Совета народных депутатов от 30.07.1986 № 273 «О признании природных объектов государственными памятниками природы местного значения и усиления их охраны» (далее -решение № 273) было принято до вступления в силу Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Сведений о границах ООПТ и её расположения на местности, достаточных для внесения сведений в ЕГРН, не содержатся ни в архивных документах Министерства и Правительства Тверской области, ни в документах Государственного архива Тверской области, ни в документах государственного фонда данных.

Следовательно, ООПТ не было создано в установленном порядке, а фактически процесс ее создания был лишь начат, путем объявления соответствующей территории таковой, и не завершен. Создание особо охраняемой природной территории включает в себя: объявление природных объектов и комплексов памятниками природы; утверждение границ и определение режима особой охраны территорий памятников природы; создание охранной зоны. Соответственно, оснований говорить, о том, что данное ООПТ создано, на сегодняшний день не имеется.

Представитель Министерства также просил, в случае удовлетворения заявленных требований, увеличить срок для выполнения возложенных на ответчиков работ до 12 месяцев.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются.

Представитель Правительства Тверской области в судебное заседание не явился, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются, из ранее представленного отзыва на административное исковое заявление усматривается, что, по мнению Правительства Тверской области, признаки бездействия со стороны Правительства Тверской области в спорном правоотношении отсутствуют. Полномочия, указанные в п.6 ст.13 Закона №44-ЗО, по созданию ООПТ и обеспечению их охраны переданы уполномоченному исполнительному органу государственной власти Тверской области – Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области. В исковых требованиях не указано, в какой доле каждый из административных ответчиков должен исполнить соответствующие обязанности, а солидарными данные обязанности не являются. Спорные ООПТ образованы до 30.12.2013, что подтверждено решением Калининского областного Совета народных депутатов от 30.07.1986 года № 273 «О признании природных объектов государственными памятниками природы местного значения и усиления их охраны», поэтому в данном случае следует руководствоваться лишь постановлением Правительства Тверской области от 12.04.2012 №162-пп «О Порядке изменения и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения». Министерство вправе самостоятельно реализовать инициативу изменения или упразднения ООПТ и осуществить подготовку необходимых материалов для изменения или упразднения ООПТ. Принятие Правительством Тверской области мер в пределах компетенции потребуется только в том случае, если в ходе установления и описания Министерством границ ООПТ будут установлены основания для изменения ООПТ. При отсутствии таких оснований сведения о границах ООПТ будут внесены Министерством в государственный кадастр недвижимости на основе распоряжения администрации Тверской области от 20.07.1994 №402-р «О расширении площади особо охраняемых природных территориях области». Исходя из закрепленных за административными ответчиками полномочий, к компетенции Правительства Тверской области относится принятие в установленном порядке на основании представленных Министерством материалов и документов постановления об утверждении границ и паспорта ООПТ, если потребуется изменение ООПТ. Все иные действия в части установления и описания границ ООПТ относятся к полномочиям Министерства.

С учетом изложенного представитель данного административного ответчика просил суд отказать административному истцу в удовлетворении требований к данному административному ответчику. В поступивших в суд письменных объяснениях от представителя данного административного ответчика помимо доводов, аналогичных изложенным в письменных возражениях, указано, что требование об установлении границ ООПТ не может быть удовлетворено, поскольку они уже установлены, поскольку в ином случае ООПТ не могла быть создана. Требования прокурора по своей сути направлены на актуализацию сведений о границах с учетом законодательства о кадастровой деятельности. Поскольку ООПТ уже созданы, в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению сведения о границах ООПТ, а требование прокурора об установлении данных границ не подлежит удовлетворению.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются.

Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктами "в", "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" законодательство Российской Федерации об особо охраняемых территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" определено, что особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Статья 22 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" определяет государственными природными заказниками территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Этот же Федеральный закон в статье 2, разграничивая особо охраняемые природные территории на территории федерального, регионального и местного значения и предметы ведения между органами государственной власти различного уровня, относит особо охраняемые природные территории регионального значения к собственности субъектов Российской Федерации и ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предусматривает, что территории памятников природы могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения, и определяются, соответственно, Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 6, 7).

Аналогичную норму содержит статья 6 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии со статьями 23, 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

В силу п.2 ст.26 названого Федерального закона природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы (уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения) регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п.3 ст.26).

Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением Правительства Российской Федерации или решением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. В случае необходимости соответствующие земельные участки и водные объекты могут быть изъяты для государственных нужд в порядке, установленном гражданским, земельным и водным законодательством (п.5 ст.26).

Судом установлено, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях Осташковским межрайонным природоохранным прокурором было установлено, что границы особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон памятников природы в Осташковском районе: ПП «Роща березовая Зехновская; ПП «Березовое городище», ПП «Дендропарк Сорога», ПП «Остров Дубовый», в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены и не описаны, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах данных ООПТ, что подтверждено материалами дела.

Данные ООПТ были признаны таковыми на основании Решения Калининского областного Совета народных депутатов от 30.07.1986 года № 273 «О признании природных объектов государственными памятниками природы местного значения и усиления их охраны», приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 11.01.2018 № 6-кв «Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Тверской области в 2018 году» она включена в перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В настоящее время отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением содержащихся в нем сведений, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

С 01.01.2017 государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставления сведений, содержащихся в нем; государственный кадастровый учет недвижимого имущества в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, что следует из Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии".

Согласно п.4 данного Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В силу статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий.

Статья 32 названного закона закрепляет обязанность органов государственной власти направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий; об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведения Красной книги субъекта Российской Федерации; осуществления регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Согласно статье 1 Закона Тверской области от 02.08.2011 N 44-ЗО "О Правительстве Тверской области" Правительство Тверской области является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Тверской области, наделенным общей компетенцией.

В соответствии со статьёй 13 Закона Тверской области от 02.08.2011 N 44-ЗО "О Правительстве Тверской области" Правительство Тверской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, природопользования и землепользования, создает (образует) особо охраняемые природные территории регионального значения и обеспечивает их охрану, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственное управление и контроль в области организации и функционирования таких территорий, обеспечивает организацию регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

В силу положений Закона Тверской области от 08 декабря 2010 года N 108-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области" и Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года N90-пп, установление и описание границ особо охраняемых природных территорий относится к компетенции Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области.

Как следует из пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статьёй 2 постановления Правительства Тверской области от 10.02.2015 № 64-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 12 апреля 2012 года № 163-ПП определено, что установление и описание границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, созданных до дня вступления в силу Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», осуществляется нормативным правовым актом Правительства Тверской области на основании материалов комплексного экологического обследования территории с положительным заключением государственной экологической экспертизы проекта постановления Правительства Тверской области, устанавливающего и описывающего границы территории, с учетом заключения комиссии при Правительстве Тверской области по вопросам организации и функционирования особо охраняемых природных территорий в Тверской области и решения Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области о возможности установления и описания границ территории.

Судом установлено, что в нарушение выше проанализированных положений закона границы указанных в иске особо охраняемых природных территорий регионального значения в установленном законом порядке не установлены, не описаны, текстовое и графическое описания местоположения их границ, их охранной зоны и перечень координат характерных точек границ в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, не направлены.

Изложенное с учетом компетенции административных ответчиков свидетельствует о допущенном ими незаконном бездействии по неисполнению обязанностей, возложить которые на них решением суда требует прокурор, которое может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях.

Правомерность данного бездействия с учетом частей 9,11 статьи 226 КАС РФ доказывается административными ответчиками. Доказательств соответствия такого бездействия нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, суду не представлено.

Ссылку на отсутствие в исковых требованиях указаний на доли, в которых каждый из ответчиков должен выполнить возложенные на них обязанности, суд находит не состоятельной, поскольку вопросы, относящиеся к компетенции каждого из административных ответчиков, прописаны в нормативных правовых актах, регламентирующих их деятельность.

Доводы об отсутствии незаконного бездействия со стороны административных ответчиков Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области судом во внимание также не приняты, ввиду того, что возложенные на него законом обязанности в сфере защиты особо охраняемых природных территорий фактически не выполнены.

Руководствуясь приведенными положениями законодательства, установив, что обязанность, возложенная на упомянутые органы исполнительной власти в силу закона, не исполнена, а отсутствие в ЕГРН сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения с ограничениями режима их использования может привести к нарушениям требований земельного законодательства, законодательства об особо охраняемых природных территориях и, как следствие, прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд полагает, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению с учетом компетенции каждого из административных ответчиков, указанной в нормативных правовых актах, регламентирующих их деятельность.

С учетом положений части 2 статьи 178 КАС РФ суд считает необходимым в части требования о возложении на Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обязанностей по установлению и описанию границ особо охраняемой природной территории регионального значения установить срок его исполнения - в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, а после установления и описания границ особо охраняемой природной территории обязать административных ответчиков направить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах особо охраняемой природной территорий регионального значения и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в особо охраняемую природную территорию регионального значения.

Руководствуясь ст. ст.175-180, 226-228 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Осташковского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Правительству Тверской области, Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по установлению и описанию границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, не предоставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в особо охраняемые природные территории регионального значения, возложении обязанностей организовать работы по установлению и описанию границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, организовать предоставление в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, возложении обязанности оформить охранные обязательства и паспорта особо охраняемых природных территорий регионального значения - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области по установлению и описанию в текстовой и графической форме границы особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон - памятников природы в Осташковском районе: ПП «Роща березовая Зехновская; ПП «Березовое городище», ПП «Дендропарк Сорога», ПП «Остров Дубовый», с указанием перечня координат характерных точек границ особо охраняемых природных территории и их охранной зоны, а также по оформлению паспортов указанных особо охраняемых природных территорий.

Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в течение двенадцати месяцев с даты вступления в законную силу решения суда установить и описать в текстовой и графической форме границы особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон в Осташковском районе - памятников природы ПП «Роща березовая Зехновская»; ПП «Березовое городище», ПП «Дендропарк Сорога», ПП «Остров Дубовый», подготовить перечень координат характерных точек границ особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранной зоны - памятников природы ПП «Роща березовая Зехновская»; ПП «Березовое городище», ПП «Дендропарк Сорога», ПП «Остров Дубовый».

Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области после установления и описания в тестовой и графической форме границ особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон памятников природы в Осташковском районе ПП «Роща березовая Зехновская»; ПП «Березовое городище», ПП «Дендропарк Сорога», ПП «Остров Дубовый», направить в орган кадастрового учета подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположение границы особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранной зоны - памятников природы ПП «Роща березовая Зехновская»; ПП «Березовое городище», ПП «Дендропарк Сорога», ПП «Остров Дубовый».

Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области оформить паспорта особо охраняемых природных территорий регионального значения - памятников природы в Осташковском районе ПП «Роща березовая Зехновская»; ПП «Березовое городище», ПП «Дендропарк Сорога», ПП «Остров Дубовый».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд г.Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 17 декабря 2018 года

Председательствующий Н.В.Булыгина