Копия РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Лебедевой И.Ю., при секретаре Никитиной Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2613/2021 по административному исковому заявлению прокурора Автозаводского района г. Тольятти, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области о признании действий по принятию налоговых деклараций незаконными, УСТАНОВИЛ: Прокурор Автозаводского района г. Тольятти в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области о признании действий по принятию налоговых деклараций незаконными, мотивируя требования тем, что прокуратурой района проведена проверка по вопросам соблюдения требований законодательства о регистрации юридических лиц, налогового законодательства должностными лицами административным ответчиком, в результате которой выявлены нарушения законодательства о регистрации юридических лиц, налогового законодательства должностными лицами Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области по принятию налоговых деклараций ООО «Рефрижератор 163». Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, административный истец просит суд признать действия Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области по принятию налоговых деклараций ООО «Рефрижератор 163» (ИНН 6321429755) по НДС за 3 и 4 кварталы 2019 года на общую сумму схемных операций в размере 886,2 млн. руб., НДС составил 177,6 млн. руб., направленных 15.06.2020 года, незаконными и обязать Межрайонную ИФНС России № 2 по Самарской области отказать в рассмотрении налоговых деклараций ООО «Рефрижератор 163» (ИНН 6321429755) по НДС за 3 и 4 кварталы 2019 года на общую сумму схемных операций в размере 886,2 млн. руб., НДС составил 177,6 млн. руб., направленных 15.06.2020 года. В судебном заседании представитель административного истца Тронина Т.Н. подтвердила обстоятельства, изложенные в административном иске. Просила административные исковые требования удовлетворить. Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области и заинтересованного лица УФНС по Самарской области Магрелишвили Т.Р. в судебном заседании не оспаривал содержание административного искового заявления и с заявленными требованиями согласился в полном объеме. Представитель заинтересованного лица ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. От него в материалы дела представлен письменный отзыв на заявленные требования, письменно просит дело рассмотреть в его отсутствие, разрешение дела оставляет на усмотрение суда. Заинтересованные лица ООО «Рефрижератор 163», ООО «Зеленый город», ООО «Феникс» и Протасенко Е.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщали. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке. Суд, выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица, исследовав представленные по делу доказательства, приходит к следующему. Согласно ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Судом установлено и подтверждается материалами, что прокуратурой Автозаводского района г. Тольятти по поручению прокуратуры Самарской области от 22.07.2020 г. № 07-62-2020/6667-202036001 проведена проверка по вопросам соблюдения требований законодательства о регистрации юридических лиц, налогового законодательства должностными лицами Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области. Также установлено и не оспаривалось, что Протасенко Е.В. в ЕГРЮЛ значится как лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени ООО «Рефрижератор 163» (ИНН 6321429755), ООО «Зеленый город» (ИНН 6324072366), ООО «Феникс» (ИНН 6312161212), т.е. руководителем указанных коммерческих организаций. Так, из материалов дела следует, что 15.06.2020 г. Межрайонной ИФНС России №2 по Самарской области приняты подписанные Протасенко Е.В., как директором ООО «Рефрижератор 163» налоговые декларации по НДС за 3 и 4 кварталы 2019 года на общую сумму схемных операций в размере 886, 2 млн. руб., НДС составил 177, 6 млн. руб. Вместе с тем, установлено, что главным государственным налоговым инспектором контрольно-аналитического отдела Котловым Д.В. 05.02.2020 года проведен допрос Протасенко Е.В., в ходе которого Протасенко Е.В. подтвердила, что является фиктивным директором ООО «Рефрижератор 163», ООО «Зеленый город», ООО «Феникс», финансово-хозяйственную деятельность коммерческих организаций не ведет, сведениями о месте нахождения фирм не располагает, о наличии договора на отправку отчетности по ТКС ей ничего неизвестно, юридические лица приобретены ею по просьбе третьих лиц за определенное денежное вознаграждение. В связи с чем, Управлением ФНС по Самарской области 12.02.2020 года в удостоверяющие центры направлены уведомления № 25-36/04750 о необходимости аннулирования ключа электронной подписи Протасенко Е.В. ввиду ее отказа от руководства ООО «Рефрижератор 163», ООО «Зеленый город», ООО «Феникс» и признании своего номинального характера статуса должностного лица указанных коммерческих организаций. Кроме того, установлено, что ИФНС по Красноглинскому района г.Самары в отношении ООО «Феникс» в 15.11.2019 году внесена запись о недостоверности сведений о месте нахождения юридического лица, 20.02.2020 года запись о недостоверности сведений как о директоре ООО «Феникс» Протасенко Е.В. Также на основании постановлений прокуратуры района в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ следственным отделом следственного управления по Автозаводскому району г.Тольятти 30.03.2020 возбуждены уголовные дела по ст. ст. 173.1, 173.2 УК РФ по факту регистрации ООО «Рефрижератор 163» на подставного директора Протасенко Е.В. Запись о недостоверности сведений о директоре «Рефрижератор 163» Протасенко Е.В. внесена 27.05.2020 года, запись о недостоверности сведений о директоре «Зеленый город» Протасенко Е.В. внесена 14.07.2020 года. В соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», принципами ведения государственных реестров являются, в том числе единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров, государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Согласно ст. 51 ГК РФ, юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица. Таким образом, нормами действующего законодательства предусмотрен публичный статус информации, содержащейся в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Исходя из положений пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506, ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. ФНС России и ее территориальные органы (управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня) составляют единую централизованную систему налоговых органов. Учитывая изложенное, положения приказа ФНС России от 11 февраля 2016 года №ММВ-7-14/72@ (зарегистрирован Минюстом России 20 мая 2016 года, регистрационный номер 42195) по проведению мероприятий по проверке достоверности сведений ЕГРЮЛ предусматривают взаимодействие территориальных налоговых органов, на которые возложены полномочия по государственной регистрации юридических лиц, и территориальных органов ФНС России, на которые такие полномочия не возложены. Так, п. 4 приказа ФНС России от 11 февраля 2016 года № ММВ-7-14/72@ определено, что одним из оснований для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ является любая информация о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений. Проведение мероприятий по проверке достоверности сведений (получение объяснений, изучение документов, имеющихся в территориальных органах ФНС России и т.д.) осуществляется в пределах месячного срока. В силу ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ в случае наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи. Материалами установлено и не оспорено, что 05.02.2020 года Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области выявлен фиктивный характер статуса должностного лица Протасенко Е.В., как директора ООО «Рефрижератор 163», ООО «Зеленый город», ООО «Феникс», что также подтверждается допросом Протасенко Е.В. от 05.02.2020 года, уведомлением Управления ФНС по Самарской области о необходимости аннулирования ключа электронной подписи от 12.02.2020 года. В силу положений приказа ФНС России от 14.05.2013 № ММВ-8-2/24дсп@ в целях обеспечения автоматизированного ведения информационного ресурса «Допросы и осмотры» установлен порядок его формирования. В соответствии с п. 10.2 приказа ФНС России от 14.05.2013 №ММВ-8- 2/24дсп@ при допросе свидетеля в налоговом органе, информацию, подлежащую включению в «Допросы и осмотры», должностное лицо вносит по ходу допроса. В связи с изложенным, Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области информация о результатах допроса директора ООО «Рефрижератор 163», ООО «Зеленый берег», ООО «Феникс» Протасенко Е.В. (признание фиктивного статуса должностного лица) в целях информирования регистрирующего органа в лице Инспекции ФНС по Красноглинскому району г.Самары должна была быть внесена в информационный ресурс «Допросы и осмотры» 05.02.2020 года. Таким образом, несвоевременное внесение данных в информационный ресурс «Допросы и осмотры» послужило запоздалому инициированию ИФНС по Красноглинскому району проверки достоверности сведений и последующему внесению сведений в ЕГРЮЛ о недостоверности информации о директоре ООО «Рефрижератор 163» (27.05.2020), в связи с чем, срок ликвидации указанного юридического лица продлен. Кроме того, установлено, что Межрайонная ИФНС России № 2 по Самарской области 15.06.2020 года необоснованно принята налоговая декларация ООО «Рефрижератор 163» по НДС за 3 и 4 кварталы 2019 года на общую сумму схемных операций в размере 886, 2 млн. руб., НДС составил 177, 6 млн. руб., поскольку по состоянию на 15.06.2020 в ЕГРЮЛ уже имелась запись о недостоверности сведений о директоре ООО «Рефрижератор 163» - Протасенко Е.В. (запись №2206300728269 от 27.05.2020), т.е. налоговая декларация подана неуполномоченным лицом. Так, в силу ч. 5 ст. 80 НК РФ, налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете). Таким образом, сведения в налоговой декларации ООО «Рефрижератор 163» от 15.06.2020 года недостоверны, проведение камеральной налоговой проверки и последующего требования у директора ООО «Рефрижератор 163» пояснений о выявленных нарушениях и противоречиях в налоговой декларации нецелесообразно, ввиду фиктивного статуса должностного лица - директора Протасенко Е.В. Форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения определены Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме». Так, в силу п. 31 Приказа ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» в разделе титульного листа «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей декларации, подтверждаю» указывается построчно фамилия, имя и отчество руководителя организации полностью (в поле «фамилия, имя, отчество»), ставится его подпись (в месте, отведенном для подписи) и проставляется дата подписания. Подпись руководителя организации, индивидуального предпринимателя либо их представителей и дата подписания проставляются также в разделе 1 декларации, в поле «Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю». Во взаимосвязи положений ч.4 ст. 80 НК РФ, п. 19 Приказа ФНС России от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343@ «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)» основанием для отказа в приеме налоговой декларации является представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме. Таким образом, Межрайонная ИФНС России № 2 по Самарской области по состоянию на 15.06.2020 года располагала достаточными данными о фиктивном статусе должностного лица - директоре ООО «Рефрижератор 163» Протасенко Е.В., вместе с тем, допустила принятие налоговой декларации по НДС за 3 и 4 кварталы 2019 года на общую сумму схемных операций в размере 886,2 млн. руб., НДС составил 177,6 млн. руб., что ставит под угрозу защиту участников гражданского оборота от недобросовестных контрагентов, а также препятствует обеспечению прозрачной деловой среды. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что основной причиной и условием, способствующими допущенным нарушениям, явился слабый контроль курирующих заместителей за деятельностью подчиненных сотрудников. Негативным последствием выявленных нарушений является несвоевременное внесение данных в информационный ресурс «Допросы и осмотры» о фиктивном статусе должностного лица - директора ООО «Рефрижератор 163» Протасенко Е.В., а также принятие налоговой декларации «фирмы-однодневки» ООО «Рефрижератор 163» противоречит политике государства по противодействию отмывания денежных средств, ставит под угрозу обеспечение прав и интересов иных участников гражданского оборота. С учетом вышеизложенного, оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд считает административные исковые требования прокурора Автозаводского района г. Тольятти, заявленные им в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административные исковые требования прокурора Автозаводского района г. Тольятти, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области о признании действий по принятию налоговых деклараций незаконными - удовлетворить. Признать действия Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области по принятию налоговых деклараций ООО «Рефрижератор 163» (ИНН 6321429755) по НДС за 3 и 4 кварталы 2019 года на общую сумму схемных операций в размере 886,2 млн. руб., НДС составил 177,6 млн. руб., направленных 15.06.2020 года, незаконными. Обязать Межрайонную ИФНС России № 2 по Самарской области отказать в рассмотрении налоговых деклараций ООО «Рефрижератор 163» (ИНН 6321429755) по НДС за 3 и 4 кварталы 2019 года на общую сумму схемных операций в размере 886,2 млн. руб., НДС составил 177,6 млн. руб., направленных 15.06.2020 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца, с момента вынесения решения в окончательной форме, в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти. В окончательной форме решение изготовлено 12.03.2021 г.
№ № №
№ № № № № № № № № № №
№ №
№ № № |