ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2613/2021 от 23.08.2021 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 2а-2613/2021

43RS0003-01-2021-003841-32

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Киров 23 августа 2021 года

Первомайский районный суд г.Кирова Кировской области

в составе председательствующего судьи Ординой Н.Н.,

при секретаре Казаковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции РФ к некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Альпцентр» о признании общественной организации прекратившей деятельность и исключении сведений из ЕГРЮЛ,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции РФ по Кировской области обратилось в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование указано, что {Дата} административный ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ. В результате проведенной плановой документальной проверки установлено неоднократное нарушение административным ответчиком требований законодательства, в связи с чем {Дата} по адресу организации направлено предупреждение об устранении нарушений, которые до настоящего времени не устранены. Поскольку административным ответчиком в установленные сроки отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а так же документы о целях расходования денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников за 2019 год, административному истцу не предоставлен, так же не размещены и не опубликованы отчеты в сети «Интернет» о деятельности организации либо сообщение, о продолжении деятельности, в средства массовой информации за 2019 год, просит ликвидировать Некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Альпцентр»; исключить сведения о некоммерческой организации из ЕГРЮЛ.

В ходе производства по делу к участию в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная ИФНС России {Номер} по Кировской области.

Представитель административного истца - управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области в судебное заседание не явился, уведомлен своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, уведомлен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Представители заинтересованных лиц Межрайонной ИФНС России №14 по Кировской области, ИФНС России по г.Кирову в судебное заседание не явились, уведомлены своевременно и надлежащим образом, представитель ИФНС России по г.Кирову ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, направил отзыв, причины неявки представителя Межрайонной ИФНС России №14 по Кировской области не известны.

Исследовав письменные материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, учитывая бремя доказывания каждой из сторон, суд удовлетворяет заявленные требования.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Как указано в ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон №7-ФЗ) некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» функции по регистрации и контролю за деятельностью некоммерческих организаций осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы.

В судебном заседании установлено, что решение о государственной регистрации Некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Альпцентр» (далее – Организация) принято управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области {Дата}.

{Дата} управлением Федеральной налоговой службы по Кировской области сведения об организации внесены в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1124300001000.

В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), Некоммерческая организация «Благотворительный фонд «Альпцентр» действует на основании Устава от {Дата}.

В соответствии с положениями пункта 5.2. Устава высшим органом управления организации является Правление.

Согласно Протоколу {Номер} Общего собрания учредителей Организации от {Дата} президентом организации избран Колчин А.Е. , {Дата} г.р. (610000, гровская область, г. Киров, {Адрес}).

Сведения о Колчине А.Е., как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Организации, содержатся в ЕГРЮЛ. Изменения в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Организации, в ЕГРЮЛ не вносились.

В деятельности Организации выявлены неоднократные нарушения действующего законодательства.

В соответствии с положениями пунктов 2 и 3 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) благотворительная организация обязана ежегодно представлять в Управление отчет о своей деятельности, содержащий сведения о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований Федерального закона № 135-ФЗ по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований Федерального закона № 135-ФЗ, заявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению (далее - отчет о благотворительной деятельности).

Отчет о благотворительной деятельности представляется в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы (за 2020 год - до {Дата}).

Совместными письмами Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от {Дата} разъяснено, что в связи с тем, что на основании Указов Президента Российской Федерации от {Дата}{Номер} и от {Дата}{Номер} с 30 марта по {Дата} установлены нерабочие дни, а также с учетом переноса выходных дней, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от {Дата}{Номер}, днем окончания срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в 2020 году является первый рабочий день, следующего за {Дата}, то есть {Дата}

Следовательно, срок предоставления благотворительными организациями отчета о благотворительной деятельности за 2019 год истекает {Дата}

В нарушение положений пунктов 2 и 3 статьи 19 Федерального закона № 135-ФЗ Организация не предоставила в Управление в установленные сроки отчет о благотворительной деятельности за 2019 год.

{Дата} в адрес Организации направлено предупреждение за непредставление отчета о благотворительной деятельности за 2019 год с установлением срока исполнения до {Дата}.

Согласно реестру на сдачу заказной корреспонденции от {Дата}, а также информации с официального Интернет сайта Почты России (http://www.russianpost.ru), предупреждение получено {Дата}.

Предупреждение до настоящего времени не исполнено, ходатайств о продлении срока исполнения не поступало.

За неисполнение в установленные сроки предупреждения Управления {Номер}-П от {Дата}, Управлением {Дата} в отношении Организации составлен протокол об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным положениями части первой статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

{Дата} постановлением мирового судьи судебного участка {Номер} Первомайского судебного района г. Кирова Организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

13.08.2020 в адрес Организации направлено повторное предупреждение за непредставление отчета о благотворительной деятельности за 2019 год с установлением срока исполнения до {Дата}.

Согласно реестру на сдачу заказной корреспонденции от {Дата}, а также информации с официального Интернет сайта Почты России http://www.rassianpost.ru), предупреждение получено {Дата}.

Предупреждение до настоящего времени не исполнено и ходатайств о продлении срока исполнения не поступало.

В нарушении положений пунктов 2 и 3 статьи 19 Федерального закона № 135-ФЗ Организация также не предоставила административному истцу в установленные сроки отчет о благотворительной деятельности за 2020 год.

09.04.2021 в адрес Организации направлено предупреждение за непредставление отчета о благотворительной деятельности за 2020 год с установлением срока исполнения до {Дата}.

(Данные деперсонифицированы)

Предупреждение до настоящего времени не исполнено и ходатайств о продлении срока исполнения не поступало.

В соответствии с положением пункта 3 статьи 20 Федерального закона № 135-ФЗ в случае неоднократного предупреждения в письменной форме благотворительной организации она может быть ликвидирована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи 32 Федерального закона №7-ФЗ обязаны представлять в Управление документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, по формам № ОН0001 и № ОН0002.

Согласно положениям пункта 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.

Сроки представления некоммерческими организациями отчетности за 2019 год определены приказом Минюста России от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности», в соответствии с которым срок представления отчетности за 2019 год продлен до {Дата}

Согласно положениям абзаца первого пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, обязаны ежегодно размещать в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

В соответствии с положением абзаца второго пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Порядок и сроки размещения установлены Приказом Минюста России от 07.10.2010 №252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности коммерческих организаций", также не позднее 15 апреля на информационных ресурсах Минюста России в сети «Интернет», а именно на информационном портале Минюста России «О деятельности коммерческих организаций».

В нарушение положений пунктов 3, 3.1 и 3.2 статьи 32 Федерального 1хона № 7-ФЗ Организация не предоставила административному истцу в установленные сроки отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, по формам № ОН0001 и № ОН0002 либо заявление в соответствии с пунктом 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ за 2019 год.

Кроме того, Организация не разместила в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет» и не опубликовала отчеты о своей деятельности либо сообщения о продолжении деятельности в средства массовой информации за 2019 год, что подтверждается скриншотами с Портала Минюста России.

{Дата} в адрес Организации направлено предупреждение за непредставление отчетов по формам № ОН0001 и № ОН0002 либо заявления о соответствии пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона №7-ФЗ за 2019 год с установлением срока исполнения до {Дата}.

Согласно реестру на сдачу заказной корреспонденции от {Дата}, а также информации с официального Интернет сайта Почты России, предупреждение получено {Дата}.

Предупреждение до настоящего времени не исполнено и ходатайств о продлении срока исполнения не поступало.

За непредставление в государственный орган сведений, представление которых предусмотрено законом, руководствуясь положениями статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), административным истцом {Дата} в отношении Организации составлен протокол об административном правонарушении.

{Дата} постановлением мирового судьи судебного участка {Номер} Первомайского судебного района г. Кирова Организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде предупреждения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что директор Организации Колчин А.Е. обладал информацией о нарушениях Организацией действующего законодательства, указанных в административном исковом заявлении, однако на протяжении длительного времени не предпринимал действий к их устранению.

В соответствии с положениями подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В соответствии с Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» функции по регистрации и контролю за деятельностью некоммерческих организаций осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы, в Кировской области - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области.

Принимая во внимание изложенное выше, руководствуясь положениями пункта 3 статьи 1, статьи 19 Кодекса административного судопроизводства РФ, пункта 3 статьи 61 ГК РФ, пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)".

Согласно положениям подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов.

Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», функции по регистрации и контролю за деятельностью некоммерческих организаций осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы, в Кировской области - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области.

На момент обращения административного истца с иском в суд нарушения законодательства ответчиком не устранены, доказательств обратного, суду не представлено.

Установив фактические обстоятельства дела и применив к правоотношениям сторон вышеуказанные нормы права, суд приходит к выводу о наличии неоднократных нарушений административным ответчиком требований действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем удовлетворяет административные исковые требования управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области в полном объеме и принимает решение о ликвидации Некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Альпцентр» (ОГРН -1124300001000) и исключения сведений о нем из ЕГРЮЛ.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции РФ по Кировской области удовлетворить.

Признать некоммерческую организацию «Благотворительный фонд «Альпцентр» (ОГРН -1124300001000) прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

Исключить некоммерческую организацию «Благотворительный фонд «Альпцентр» (ОГРН -1124300001000) из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г.Кирова в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись Н.Н. Ордина

Решение суда в окончательной форме принято 24.08.2021.