ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2614/2022780017-01-2022-001823-23 от 23.05.2022 Петроградского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-2614/202278RS0017-01-2022-001823-23

23 мая 2022 года

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Петроградский районный суд Санкт-Петербурга в составе

председательствующего судьи Пешниной Ю.В.,

при помощнике Саковой И. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Петроградского района Санкт-Петербурга действующего в защиту неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Петроградского района Санкт-Петербурга, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, в ходе проведенной проверки в сфере противодействия распространения в сети «Интернет» информации, оказывающей негативное влияние на духовное, психическое, нравственное и физическое воспитание несовершеннолетних, произведён осмотр сайта https://, и установлено, что на данном сайте размещена информация порнографического характера, поскольку она не имеет научного, медицинского или учебного предназначения, а размещается для удовлетворения сексуальных потребностей посетителей. В ходе проверки также установлено, что владельцем сайта является лицо, зарегистрированное за пределами Российской Федерации, и что вышеуказанная интернет страница на данный момент не заблокирована и находится в общем доступе.

В судебное заседание явилась помощник прокурора Семенова Ю. С., доводы административного искового заявления поддержала в полном объеме.

Заинтересованное лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

В соответствии с ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Неявка в судебное заседание заинтересованного лица не препятствует рассмотрению дела, и суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения административного истца, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Часть 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет".

Согласно ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»).

Как следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в телекоммуникационной сети «Интернет» информации, оказывающей негативное влияние на духовное, психическое, нравственное и физическое воспитание несовершеннолетних.

В ходе проведенной проверки было установлено, что на сайте с адресом https размещена информация порнографического характера, поскольку она не имеет научного, медицинского или учебного предназначения, а размещается для удовлетворения сексуальных потребностей посетителей.

Посещение данного сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста.

Факт содержащейся на вышеуказанном интернет-сайте информации подтверждается актом осмотра сайта в сети «Интернет» от 17 марта 2022 года и распечатками с сайта.

Указанный материал может рассматриваться как содержащий осквернение предметов религиозного почитания – креста и распятия, и информацию, оскорбляющую религиозные чувства верующих.

Ст. 5.26 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порчу или уничтожение.

Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления чувств верующих являются преступлением, ответственность за которое предусмотрена ст.148 УК РФ.

Согласно п.93 Указа Президента РФ от 2 июля 2021 №400 «О стратегии национальной безопасности РФ» защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти обеспечивается путем решения следующих задач:

1) укрепление гражданского единства, общероссийской гражданской идентичности, межнационального и межконфессионального согласия, сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации;

2) защита исторической правды, сохранение исторической памяти, преемственности в развитии Российского государства и его исторически сложившегося единства, противодействие фальсификации истории;

3) укрепление института семьи, сохранение традиционных семейных ценностей, преемственности поколений россиян;

4) реализация государственной информационной политики, направленной на усиление в массовом сознании роли традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, неприятие гражданами навязываемых извне деструктивных идей, стереотипов и моделей поведения;

5) развитие системы образования, обучения и воспитания как основы формирования развитой и социально ответственной личности, стремящейся к духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству;

6) поддержка общественных проектов, направленных на патриотическое воспитание граждан, сохранение исторической памяти и культуры народов Российской Федерации;

7) укрепление культурного суверенитета Российской Федерации и сохранение ее единого культурного пространства;

8) сохранение материального и нематериального культурного наследия российского народа, популяризация достижений российской науки и техники, литературы, художественной культуры, музыки и спорта, в том числе путем доработки учебных программ образовательных организаций;

9) духовно-нравственное и патриотическое воспитание граждан на исторических и современных примерах, развитие коллективных начал российского общества, поддержка социально значимых инициатив, в том числе благотворительных проектов, добровольческого движения;

10) поддержка религиозных организаций традиционных конфессий, обеспечение их участия в деятельности, направленной на сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, гармонизацию российского общества, распространение культуры межконфессионального диалога, противодействие экстремизму.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, в том числе пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти в Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

За незаконное изготовление и оборот порнографических материалов предусмотрена уголовная ответственность по ст. 242 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Совокупность вышеуказанных правовых норм свидетельствует о том, что в свободном демократическом обществе не может считаться свободой мысли, слова, мнения и информации распространение информационных материалов противоправного характера, способных оскорбить чувства верующих.

Таким образом, вышеприведенными правовыми нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, которые могут оказать негативное влияние на нравственное, духовное, психическое и физическое развитие, здоровье, жизнь несовершеннолетних.

Предоставление возможности доступа к интернет-сайту, на котором содержится вышеуказанная информация, является, по существу, ее распространением.

Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той сфере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5).

С учетом установленного обстоятельства распространения в сети «Интернет» информации, содержащей сведения порнографического характера, и на основании вышеизложенных положений закона, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Петроградского района Санкт-Петербурга действующего в защиту неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» на сайте https:// информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению, и может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме посредством подачи апелляционной жалобы через Петроградский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья

Мотивированное решение суда составлено 27 мая 2022 года.