РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2020 года город Усолье-Сибирское
Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Егорова Д.К., при секретаре Морозовой О.А., с участием помощника прокурора Анциферова К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 38RS0024-01-2020-004441-41 (2а-2615/2020) по административному исковому заявлению Ангарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований указано, что административным истцом в ходе надзора за исполнением законодательства об охране вод при реализации органами государственной власти Иркутской области, органами местного самоуправления, водопользователями мероприятий, предусмотренных схемой комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал, выявлены факты невыполнения Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области мероприятий в сфере водных отношений на территории <адрес>. Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (данные изъяты) утверждена «Водная стратегия Российской Федерации до 2020 года», которая определяет основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод, а также по формированию и реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации в водоресурсной сфере. Согласно разд. 2 п. 10 Плана реализации Водной стратегии на период до 2020 года, в целях совершенствования государственного управления использования и охраны водных объектов и координации деятельности участников водохозяйственного комплекса, предусмотрена разработка схем комплексного использования и охраны водных объектов. Во исполнение задач стратегии, приказом руководителя Енисейского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты), утверждена схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал). Срок действия схемы комплексного использования и охраны водных объектов составляет не менее 10 лет с момента разработки. Схема комплексного использования и охраны водных объектов содержит в своем составе книгу № (данные изъяты), включающую сведения о программе мероприятий по достижению целевого состояния бассейна реки, сводную ведомость требуемых финансовых затрат, календарный план-график реализации и финансирования мероприятий. Так, на территории города Усолье-Сибирское схемой комплексного использования и охраны водных объектов предусмотрены к реализации мероприятия: «Разработка проектной документации по объекту «Расчистка и регулирование русла р. Шелестиха в г.Усолье-Сибирское Иркутской области» - срок выполнения 2015 год, «Расчистка русла р. Шелестиха в г.Усолье-Сибирское, Иркутская область» - срок выполнения 2016-2017 гг. В Иркутской области такие полномочия закреплены за Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области. Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ года № (данные изъяты), Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в области охраны окружающей среды, недропользования, водных отношений, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. В сфере водных отношений одной из функций Министерства является осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Иркутской области; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Иркутской области. Исполнителем мероприятий: «Разработка проектной документации по объекту «Расчистка и регулирование русла р. Шелестиха в г. Усолье-Сибирское Иркутской области» - срок выполнения 2015 год, «Расчистка русла р. Шелестиха в г.Усолье-Сибирское, Иркутская область», является Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области. Между тем, Министерство являясь ответственным исполнителем вышеуказанных работ, не принимались какие-либо меры для реализации названного мероприятия, проектные работы до настоящего времени не выполнены, равно как и не принимались меры для его фактической реализации. Указанный факт свидетельствует о бездействии, выразившемся в невыполнении органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных государственных полномочий в сфере водных отношений и прямо противоречит требованиям норм действующего природоохранного законодательства ввиду следующего. В ходе осмотра акватории и русла р. Шелестиха установлено, что русло реки захламлено отходами производства и потребления, что значительным образом затрудняет естественный водоток, фактически, образуя искусственную дамбу. В связи с риском загрязнения водного объекта, возможной гибелью водных биоресурсов, собственником которых является государство, нарушаются права и законные интересы Российской Федерации.
Просит признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области выразившееся в невыполнении мероприятия по разработке проектной документации по объекту «Расчистка и регулирование русла р. Шелестиха в г. Усолье-Сибирское Иркутской области»; обязать Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области обеспечить выполнение мероприятия по разработке проектной документации по объекту «Расчистка и регулирование русла р. Шелестиха в г. Усолье-Сибирское Иркутской области» в срок до ДД.ММ.ГГГГ года; признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области выразившееся в невыполнении мероприятия по расчистке русла р. Шелестиха в г. Усолье-Сибирское Иркутской области; обязать Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области обеспечить выполнение мероприятия по выполнению работ по расчистке русла р. Шелестиха в г. Усолье-Сибирское Иркутской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Федеральное агентство водных ресурсов, администрация города Усолье-Сибирское (л.д. 145-146)
В судебном заседании помощник Ангарского межрайонного природоохранного прокурора Анциферов К.С. (л.д. 127) административные исковые требования поддерживает в полном объёме.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области Эрро Е.А., действующая на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 34-37) направила в суд письменные возражения на административный иск (л.д. 42-54), просит рассмотреть настоящее дело без участия ответчика.
Представитель заинтересованного лица – и.о. руководителя Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Власик П.В. в судебное заседание не явилась, в письменном возражении на административное исковое заявление просит рассмотреть дело в своё отсутствие, решение оставляет на усмотрение суда (л.д. 160-165)
Представитель заинтересованного лица Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица администрации города Усолье-Сибирское Поцелуйко Е.М., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 152-153) в письменном заявлении просит рассмотреть дело в своё отсутствие, требования прокурора поддерживает в полном объёме (л.д. 151).
Изучив материалы дела, выслушав мнение административного истца, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст.8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в с соответствии с настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 7.1 Водного кодекса РФ).
Частью 1 ст. 26 Водного кодекса РФ предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе следующие полномочия: осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и неположенных на территориях субъектов Российской Федерации; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в Федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
В целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ч. 1 ст. 67.1 Водного кодекса РФ).
Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса (ч. 5 ст. 67.1 Водного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 24 Водного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся, в том числе разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы.
Согласно ч. 1 ст. 33 Водного кодекса РФ схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов.
Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются в целях:
определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты;
определения потребностей в водных ресурсах в перспективе;
обеспечения охраны водных объектов;
определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод (ч. 2 ст.33 Водного кодекса РФ)
Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются:
целевые показатели качества воды в водных объектах на период действия этих схем;
перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране годных объектов;
водохозяйственные балансы, предназначенные для оценки количества степени освоения доступных для использования водных ресурсов в границах речных бассейнов и представляющие собой расчеты потребностей водопользователей в водных ресурсах по сравнению с доступными для использования водными ресурсами в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности (с учетом неравномерного распределения поверхностного и подземного стоков вод в различные периоды, территориального перераспределения стоков поверхностных вод, пополнения водных ресурсов подземных водных объектов);
лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности;
квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта Российской Федерации;
основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, перечень мероприятий, направленных на достижение этих показателей;
предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов (ч. 3 ст. 33 Водного кодекса РФ).
Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, рассматриваются бассейновыми советами и утверждаются для каждого речного бассейна уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 33 Водного кодекса РФ).
Схемы комплексного использования и охраны водных объектов являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления (ч. 5 ст. 33 Водного кодекса РФ).
Порядок разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 33 Водного кодекса РФ).
Указанный порядок в настоящее время установлен постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. № 883.
В соответствии с ч.2 постановления Правительства РФ от 30.12.2006 года № 883 схемы комплексного использования и охраны водных объектов - разрабатываются Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с правилами, утвержденными настоящим Постановлением (далее - Правила), методическими указаниями по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов и с учетом рекомендаций бассейновых советов и утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Методические указания по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов утверждены Приказом МПР РФ от 04.07.2007г. № - далее - Методические указания).
Схемы разрабатываются на срок не менее 10 лет и отражают количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов и параметры водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.2 Правил Схемы разрабатываются на срок не менее 10 лет, и отражают количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов и параметры водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов Российской Федерации.
Схемами устанавливаются, в том числе перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах, разрабатываемый Федеральным агентством водных ресурсов с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (пп. «б» п.6 Правил).
Схемы реализуются органами государственной власти и органами местного самоуправления путем планирования на их основании и осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на удовлетворение фактической потребности и потребности в перспективе в водных ресурсах, планомерное сокращение антропогенного воздействия на водные объекты, обеспечение рационального использования и охраны водных объектов, а также предотвращение негативного воздействия вод (п. 11 Правил).
Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты)-пп, Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в области охраны окружающей среды, недропользования, водных ношений, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.
В сфере водных отношений одной из функций Министерства (п.п. 27, 28 раздела 3 Положения) является осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Иркутской области; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Иркутской области.
Таким образом, вопреки доводам отзыва административного ответчика относительно привлечения в качестве соответчика администрации города Усолье-Сибирское, осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Иркутской области; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Иркутской области, возложено на Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области.
Как следует из материалов дела, Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзорных мероприятий, за исполнением законодательства об охране вод при реализации органами государственной власти Иркутской области, органами местного самоуправления, водопользователями мероприятий, предусмотренных Схемой комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал, выявлены факты невыполнения Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области предусмотренных мероприятий в сфере водных отношений на территории Иркутской области.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года № 1235-р утверждена «Водная стратегия Российской Федерации до 2020 года», которая определяет основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод, а также по формированию и реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации в водоресурсной сфере.
Согласно разд. 2 п. 10 Плана реализации Водной стратегии на период до 2020 года, в целях совершенствования государственного управления использования и охраны водных объектов и координации деятельности участников водохозяйственного комплекса, предусмотрена разработка схем комплексного использования и охраны водных объектов. Во исполнение задач стратегии, приказом руководителя Енисейского бассейнового водного управления от 20 ноября 2014 года № 183, утверждена схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал).
Срок действия схемы комплексного использования и охраны водных объектов составляет не менее 10 лет с момента разработки.
Схема комплексного использования и охраны водных объектов содержит в своем составе книгу № 6, включающую сведения о программе мероприятий по достижению целевого состояния бассейна реки, сводную ведомость требуемых финансовых затрат, календарный план-график реализации и финансирования мероприятий.
На территории города Усолье-Сибирское схемой комплексного использования и охраны водных объектов предусмотрены к реализации мероприятия: «Разработка проектной документации по объекту «Расчистка и регулирование русла р. Шелестиха в г.Усолье-Сибирское Иркутской области» - срок выполнения 2015 год, «Расчистка русла р. Шелестиха в г.Усолье-Сибирское, Иркутская область» - срок выполнения 2016-2017 гг.
Исполнителем мероприятий: «Разработка проектной документации по объекту «Расчистка и регулирование русла р. Шелестиха в г. Усолье-Сибирское Иркутской области» - срок выполнения 2015 год, «Расчистка русла р. Шелестиха в г.Усолье-Сибирское, Иркутская область», является Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области (л.д. 20)
Между тем, административный ответчик, являясь ответственным исполнителем вышеуказанных работ, не принимал какие-либо меры для реализации названного мероприятия Схемы комплексного использования и охраны водных объектов, проектные работы до настоящего времени не выполнены, равно как и не принимал меры для его фактической реализации.
В ходе осмотра акватории и русла р. Шелестиха с привлечением специалиста ФГБУ «Иркутское УГМС» установлено, что русло реки захламлено отходами производства и потребления, что значительным образом затрудняет естественный водоток, фактически, образуя искусственную дамбу (л.д. 130-134)
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов является необходимым условием обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Таким образом, невыполнение административным ответчиком указанных выше мероприятий свидетельствует о необеспечении благоприятной окружающей среды в результате риска загрязнения водных объектов, возможного причинения вреда водным биологическим ресурсам и среде их обитания, чем, в свою очередь, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституцией РФ.
Кроме того, в результате бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области нарушаются права неопределенного круга лиц на охрану здоровья, гарантированные ст. 41 Конституции РФ и право частной собственности на имущество, предусмотренное ст. 35 Конституции РФ.
Исходя из системного толкования вышеуказанных законоположений, в результате бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области нарушаются интересы Российской Федерации, поскольку невыполнение указанных мероприятий создаст угрозу загрязнения водных объектов, гибели водных биоресурсов, собственником которых является государство.
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области не исполняет требования законодательства, что не отрицается самим административным ответчиком, суд полагает, что требования прокурора обоснованы.
Доводы административного ответчика об отсутствии достаточного финансирования на выполнение соответствующих водоохранных мероприятий не могут приниматься во внимание, поскольку отсутствие финансового обеспечения соответствующих природоохранных мероприятий не является уважительной причиной для несоблюдения требований закона о проведении мероприятий по охране водных объектов, поскольку соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности человека не может ставиться в зависимость от финансовой обеспеченности властно-публичного образования. При этом со стороны Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области активные действия для получения надлежащего финансирования из федерального бюджета с целью проведения вышеуказанных мероприятий не предпринимались, вопрос о необходимости дополнительного финансирования перед федеральными органами власти не ставился, обращения к распорядителю денежных средств не направлялись.
Доказательств, подтверждающих отсутствие реальной возможности для своевременного и надлежащего исполнения указанных требований, Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области не представлено.
Кроме того, согласно информации Енисейского БВУ от ДД.ММ.ГГГГ года № (данные изъяты) (л.д. 135-142), по имеющимся сведениям заявки на предоставление субвенций из федерального бюджета на указанные выше мероприятия в территориальный орган Росводресурсов Енисейское БВУ от административного ответчика не поступали, в связи с чем средства на реализацию мероприятий не выделялись.
В целях восстановления нарушенных прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц требование прокурора о возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав суд полагает подлежащим удовлетворению.
Суд учитывает, что прокурор просит установить срок для устранения допущенных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ. Данный срок, по мнению суда, является разумным и применимым в данном случае для восстановления нарушенного права.
Руководствуясь статьями 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Ангарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании бездействия незаконным удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, выразившееся в невыполнении мероприятия по разработке проектной документации по объекту «Расчистка и регулирование русла р. Шелестиха в г. Усолье-Сибирское Иркутской области».
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области обеспечить выполнение мероприятия по разработке проектной документации по объекту «Расчистка и регулирование русла р. Шелестиха в г. Усолье-Сибирское Иркутской области» в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, выразившееся в невыполнении мероприятия по расчистке русла р. Шелестиха в г. Усолье-Сибирское Иркутской области.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области обеспечить выполнение мероприятия по выполнению работ по расчистке русла р. Шелестиха в г. Усолье-Сибирское Иркутской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Апелляционная жалоба, представление могут быть поданы сторонами в Иркутский областной суд через Усольский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.К. Егоров