КОПИЯ
УИД: 59RS0004-01-2023-002202-66
Дело № 2а-2615/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 октября 2023 г. г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе
председательствующего судьи Манько А.В.,
при секретаре Ветелиной О.О.,
с участием прокурора г. Перми Вшивцева Д.А., действующего на основании удостоверения,
представителей ИП ФИО1, ИП ФИО2, ИП ФИО3, ООО «Логос-Маркет», ООО «Пресса-Маркет», ИП ФИО4 - ФИО5, действующего на основании доверенностей,
представителя администрации г. Перми, Департамента экономики и промышленной политики администрации г. Перми ФИО6, действующего на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИП ФИО1, ИП ФИО2, ИП ФИО3, ООО «Логос-Маркет», ООО «Пресса –Маркет», ИП ФИО4 к администрации г. Перми о признании недействующим в части нормативного правового акта,
у с т а н о в и л:
ИП ФИО1, ИП ФИО2, ИП ФИО3, ООО «Логос-Маркет», ООО «Пресса-Маркет», ИП ФИО4 обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Перми о признании недействующим с момента принятия в части постановления администрации г. Перми № 710 от 25.08.2022 «О реализации пунктов 1, 2 постановления Правительства Пермского края от 06.07.2022 № 577-п «О реализации приложения № 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов».
В обоснование заявленных требований административные истцы указывают о том, что они являются индивидуальными предпринимателями и занимаются деятельностью по размещению и эксплуатации торговых объектов, специализирующихся на распространении тиражей печатных изданий, в том числе размещаемых на муниципальных землях г. Перми в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов (далее-НТО) на территории г. Перми и на основании соответствующих договоров на размещение НТО, заключаемых с Департаментом экономики и промышленной политики администрации г. Перми (далее ДЭП администрации г. Перми). Постановлением Правительства Российской Федерации принят ряд мер по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе в сфере нестационарной торговли, а именно постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году», в котором в пунктах 1 и 4 Приложения № 15 к названному постановлению указано следующее:
-установить возможность продления на срок до 7 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) без проведения торгов срок действия договоров на размещение НТО и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают со дня вступления в силу постановления Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 253 «Об особенностях разрешительной деятельности в РФ в 2022 году» по 31 декабря 2026 г. (п.1);
-сроки, на которые продлеваются договоры и разрешительные документы, указанные в пунктах 1-3 настоящего документа и порядок их продления устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п.4).
Таким образом, из вышеуказанных положений следует, что порядок продления договоров на размещение НТО, который предусмотрен данным постановлением Правительства РФ, должен устанавливаться нормативным правовым актом субъекта РФ. Следовательно, нормативным актом органа местного самоуправления недопустимо регулировать порядок продления договоров, предусмотренный Приложением № 15 к постановлению Правительства РФ от 12.03.2022 № 353.
В постановлении Правительства Пермского края № 577-П от 06.07.2022 в пунктах 5 и 6 установлен следующий порядок продления договоров, предусмотренный приложением № 15 к постановлению Правительства РФ № 353:
- продление срока действия договоров и разрешительных документов, указанных в пунктах 1-4 настоящего постановления, осуществляется на основании письменных заявлений лиц, с которыми заключены договоры и (или) которым выданы разрешительные документы, поданных в орган государственной власти Пермского края, орган местного самоуправления муниципального образования Пермского края, уполномоченный на заключение соответствующих договоров, выдачу разрешительных документов;
-уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления, указанного в п. 5 настоящего постановления, продлевает сроки действия договора, разрешительных документов с учетом требований, указанных в пунктах 1-4 настоящего постановления.
В дальнейшем администрацией г. Перми принято постановление от 25.08.2022 № 710, которым вопреки положениям п. 4 Приложения № 15 к постановлению Правительства РФ № 353, регламентируются порядок продления договоров, предусмотренный приложением № 15 к постановлению Правительства РФ № 353. При этом отдельные положения постановления администрации г. Перми № 710 от 25.08.2022, регулирующие порядок продления срока действия таких договоров, существенно отличается от положений постановления Правительства Пермского края № 577-п, регулирующих тот же порядок, то есть противоречат ему.
Так, п. 1 постановления администрации г. Перми от 25.08.2022 № 710 содержит следующие положения:
-однократное заключение дополнительного соглашения, предусматривающее продление договора на размещение нестационарного торгового объекта (за исключением сезонного (летнего) кафе) по истечении его срока действия, подпадающего под период с 14 марта 2022 г. по 31 декабря 2026 г., на срок, указанный в пунктах 1, 2 постановления № 577-п «О реализации приложения № 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в
2022 году» и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов» (далее - постановление № 577-п), в течение 15 рабочих дней со дня получения письменного заявления от лица, с которым заключен вышеуказанный договор (п.п.1.1);
- заключение дополнительного соглашения к договору на размещение нестационарного торгового объекта (за исключением сезонного (летнего) кафе, палаток, лотков) с условием приведения вида нестационарного торгового объекта, размещенного по договору, в соответствие типовому проекту, установленному Правилами благоустройства территории города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 г. № 277 (далее – Типовой проект), в срок не позднее шести месяцев с даты заключения дополнительного соглашения, после которого приведенный нестационарный торговый объект должен соответствовать месту размещения ранее установленного объекта, его виду и не превышать площадь по договору (п.п.1.2)
Из анализа данного текста следует, что оспариваемое постановление:
-содержит отдельные положения, регулирующие порядок продления договоров на размещение НТО применительно к случаям, предусмотренным приложением № 15 к постановлению Правительства РФ № 353, то есть оно противоречит п.4 Приложения 15 к постановлению Правительства РФ № 353 и принято при отсутствии у администрации г. Перми полномочий на такое нормативное регулирование;
- содержит отдельные положения регулирующие порядок продления договоров на размещение НТО на условиях, которые отличаются от порядка продления таких договоров, установленного постановлением Правительства Пермского края № 577-п, то есть оно противоречит постановлению Правительства Пермского края № 577-п;
-содержит нормативные положения, не отвечающие критерию определенности правовой нормы, а именно: из текста оспариваемого постановления невозможно с определенностью установить должны ли требования подпунктов 1.1. и 1.2 п.1 постановления № 710 выполняться одновременно, как применяемые исключительно совместно и дополнительно друг к другу по каждому продлеваемому договору на размещение НТО, либо эти требования являются альтернативными по отношению друг к другу, то есть для каждого продлеваемого договора на размещение НТО могут применяться положения только одного из указанных пунктов.
Указанные обстоятельства являются достаточным основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в соответствующей части.
Администрация г. Перми в превышение полномочий ввела дополнительные условия порядка продления договоров, которые не предусмотрены постановлением Правительства РФ № 353 и постановлением Правительства Пермского края № 577-П, а именно:
- в п. 1.1, указав фразу «по истечении срока действия», что на практике ДЭП администрации г. Перми трактуется как основание для отказа в осуществлении действий по оформлению продления по истечении первоначального срока действия соответствующих договоров;
- в п. 1.2 ввела обязательное условие приведения внешнего вида ранее размещенного по договору НТО в соответствие типовому проекту, установленному Привалами благоустройства территории г. Перми № 277, в срок не позднее шести месяцев с даты заключения дополнительного соглашения.
Данные условия влияют на процедуру продления ранее заключенных договоров на размещение НТО, поскольку они не предусмотрены ни Приложением № 15 к постановлению Правительства РФ № 353, ни постановлением Правительства пермского края № 577-п, следовательно, регулируют порядок продления таких договоров.
При этом Глава г. Перми и ДЭП администрации г. Перми в письмах № 059-01-53/2-966 от 20.12.2022 и от 26.09.2022 № 059-13-06-02/2-289 указывают на то, что порядок продления договоров на размещение нестационарных торговых объектов, срок действия которых истекает в период с 14 марта 2022 г. по 31.12.2026, установлен постановлением администрации г. Перми от 25.0.2022 № 710, а ДЭП администрации г. Перми обеспечивает заключение дополнительных соглашений только с учетом требований и условий, содержащихся в постановлении администрации г. Перми от 25.08.2022 № 710. Кроме того, в п.1. Отчета об ОРВ от 10.08.2022 указано на то, что проект постановления направлен на определение механизма и порядка реализации пунктов 1 и 2 постановления Правительства Пермского края № 577-п, который устанавливает необходимость продления срока ранее заключенных договоров на размещение НТО на 7 лет без проведения торгов, то есть оспариваемое постановление изначально нацелено на регулирование порядка продления таких договоров, что противоречит п.4 приложения № 15 к постановлению Правительства РФ № 353 и свидетельствует о принятии администрацией г. Перми оспариваемого постановления за пределами полномочий.
На основании приложения № 15 к постановлению Правительства РФ № 353 и постановления Правительства Пермского края № 577-п подлежат продлению в том числе договоры, заключенные до принятия новых Правил благоустройства г. Перми № 277 от 15.12.2020, при этом НТО, установленные ранее на основании договоров 2015-2017 годов имеют размеры, отличающиеся от строго фиксированных размеров типовых проектов, утверждённых Правилами благоустройства г. Перми № 277 от 15.12.2020. По причине различия в размерах между ранее установленными НТО и новыми типовыми проектами НТО выполнить требование о приведении внешнего вида ранее установленных НТО в соответствие с новыми типовыми проектами НТО, утверждёнными Правилами благоустройства г. Перми № 277 от 15.12.2020, невозможно без демонтажа существующих НТО, что не соответствует мерам поддержки, предусмотренным Приложением № 15 к Постановлению Правительства РФ № 353 и постановлением Правительства Пермского края № 577-п. Согласно позиции Пермского краевого суда, изложенной в решении от 27.01.2023 по делу № 3а-7/2023, требования новых Правил благоустройства г. Перми от 15.12.2020 относительно внешнего вида НТО не должен распространяться на НТО, правомерно размещенные до вступления в силу Правил благоустройства г. Перми от 15.12.2020. Согласно подпунктам 9.4.4.4.1 и 9.4.4.4 Правил благоустройства г. Перми № 277 нестационарные торговые объекты в определенных случаях могут быть выполнены по индивидуальным проектам внешнего вида, то есть Правилами благоустройства в отдельных случаях допускается несоответствие существующих НТО типовым проектам НТО, утвержденным Правилам благоустройства, однако в оспариваемом п.1.2 постановления администрации г. Перми требуется, чтобы внешний вид существующих НТО был приведен в соответствие исключительно с типовыми проектами.
Указанные в п.п. 1.1 и 1.2 оспариваемого постановления являются неопределёнными по своему смыслу, поскольку допускают несколько различных противоречащих друг другу толкований, а именно из их содержания непонятно, требуется заключить дополнительное соглашение, предусмотренное п.п.1.1., а затем дополнительное соглашение, предусмотренное п.п.1.2, либо это альтернативные варианты выполнения обязанностей Департамента.
Фраза «продление договора по истечении его срока действия» в данном подпункте относится исключительно к слову «предусматривающее», а следовательно, фраза «продление договора по истечении его срока действия» в данном предложении указывает исключительно на то, что должно быть «предусмотрено» в заключаемом соглашении, а именно: по условиям дополнительного соглашения должно предусматриваться продление договора по истечении первоначального срока действия договора. При этом временной период, в рамках которого надлежит «обеспечить заключение дополнительного соглашения», по смыслу данного предложения определяется фразой « в течение 15 рабочих дней со дня получения письменного заявления». Однако, по мнению Департамента экономики и промышленной политики администрации г. Перми фраза по истечении его срока действия» в данном подпункта относится непосредственно к фразе «Обеспечить заключение дополнительного соглашения», из чего Департамент делает вывод о том, что данная фраза определяет временной период, в рамках которого надлежит «обеспечить заключение дополнительного соглашения». Вместе с тем, толкование фразы «по истечении срока действия», в подпункте 1.1 п.1 оспариваемого постановления, на котором настаивает Департамент экономики и промышленной политики администрации г. Перми в рамках арбитражных дел № А50-29178/2022, № А50-28832/2022, № А50-30297/2022 как на запрет на оформления продления срока ранее заключенных договоров до момента истечения первоначального срока таких договоров), свидетельствует о противоречии п.п.1.1 постановления администрации г. Перми № 710 вышестоящим нормативным акта, а также о неопределенности положений оспариваемой нормы.
На основании вышеизложенного ИП ФИО1, ИП ФИО2, ИП ФИО3, ООО «Логос-Маркет», ООО «Пресса-Маркет», ИП ФИО4 просят признать недействующими с момента принятия постановление администрации г. Перми № 710 от 25.08.2022 в части:
- подпункта 1.1 пункта 1 в части слов «по истечении его срока действия»
- подпункта 1.2 пункта 2 в части слов «с условием приведения вида нестационарного торгового объекта, размещенного по договору, в соответствие типовому проекту, установленному Правилами благоустройства территории города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 г. № 277 (далее – Типовой проект), в срок не позднее шести месяцев с даты заключения дополнительного соглашения».
Определением судьи в протокольной форме от 21.06.2023 в качестве административных соистцов привлечены ИП ФИО3, ООО «Логос-Маркет», ООО «Пресса-Маркет», ИП ФИО4 (л.д. 48 том 2)
В судебном заседании 3.10.2023 объявлен перерыв до 10.10.2023
Административные истцы в суд не явились, извещены.
Представитель административных истцов в судебном заседании и в дополнительных пояснениях по делу поддерживает заявленные требования, указывая о том, что администрация г. Перми вышла за пределы своих полномочий при принятии оспариваемого постановления, указав в нем те условия продления договоров размещения НТО, которые не предусмотрены и не были предусмотрены ни постановлением Правительства РФ № 353, ни постановлением Правительства Пермского края № 577-П, а именно ввело дополнительные условия в п.1 п.п.1.1 и п.п.1.2 в виде слов «однократно», «по истечении его срока действия», «с условием приведения вида нестационарного торгового объекта, размещенного по договору, в соответствие типовому проекту, установленному Правилами благоустройства территории города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 г. № 277 (далее – Типовой проект), в срок не позднее шести месяцев с даты заключения дополнительного соглашения». Однако в нормативным правовых актах, имеющих большую юридическую силу, данные нормы либо отсутствуют либо указаны по другому. Администрация г. Перми имела право в своем постановлении изложить дословно нормы постановления Правительства РФ № 353, постановления Правительства Пермского края № 577-П, но не изменять их по своему усмотрению. Оспариваемое постановление применялось к административным истцам, которым ДЭП администрации г. Перми отказывал в продлении договоров на размещение НТО со ссылкой на п.1.1 п.1 постановления № 710 по причине того, что действие договора либо не истекло либо уже истекло. При этом принятые и вступившие в законную силу решения Арбитражного Суда Пермского края ДЭП администрации г. Перми, несмотря на то, что уже предъявлены исполнительные листы, не исполняются. С учетом того, что заявления административным истцами поданы в период действия оспариваемых норм и постановления, есть вероятность того, что ДЭП администрации г. Перми может повторно принять решения об отказе в удовлетворении их заявлений в результате исполнения судебных актов, в том числе на основании п.п.1.2 п.1 оспариваемого постановления. Из совокупности содержания подпунктов 1.1 и 1.2 п.1 непонятно, сколько должно быть заключено дополнительных соглашений, они не взаимосвязаны между собой и допускают неоднозначное толкование, что также влечет их недействительность. Кроме того, представитель административных истцов указывает на то, что администрацией г. Перми не соблюдена процедура принятия постановления № 710, что является основанием для признания его недействующим в полном объеме с момента принятия (л.д. 66-75 том 2). Изначально был другой проект постановления и в нем отсутствовала фраза про продление договора по истечении срока действия. Когда и по каким причинам внесли изменения в проект постановления непонятно, хотя указанное нарушение является существенным. В материалах дела отсутствуют доказательства того, были ли со стороны прокуратуры г. Перми какие-либо замечания, заключение по итогам независимой коррупционной экспертизы в соответствии с пунктом 5.2 Порядка подготовки постановлений и распоряжений администрации города Перми, утверждённого постановлением администрации города Перми № 235 от 25.05.2012 (далее – Порядок № 235), заключение по итогам независимой антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов, проводимой начальником правового управления администрации г. Перми или по его поручению сотрудником правого управления администрации г. Перми ( п. 9.1 порядка № 235), доказательства того, что проект постановления перед его размещением на Интернет-сайте для проведения независимости антикоррупционной экспертизы, то есть до 12.08.2022, официально согласован руководителем ДЭПП и его юристом с оформлением листа согласования, а также с оформлением пояснительной записки, подписанной руководителем ДЭПП. Проект оспариваемого постановления не направлялся для проведения финансово-экономической экспертизы в Контрольно-счетную палату г. Перми.
Представитель администрации г. Перми и ДЭП администрации г. Перми в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных требований, указывая в судебном заседании и в письменном отзыве на заявленные требования о том, что постановление № 710 отменено постановлением администрации г. Перми от 28.04.2023 № 346, оспариваемые положения постановления администрации г. Перми № 710, как и сам нормативный правовой акт не затрагивают права, свободы и законные интересы административных истцов. Так, оспариваемые положения п.п.1.1, 1.2 в части фраз «по истечении его срока действия», «с условием приведения вида нестационарного торгового объекта, размещенному по договору, в соответствие типовому проекту, установленному Правилами благоустройства территории г. Перми, утруждёнными решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277, в срок не позднее шести месяцев с даты заключения дополнительного соглашения» распространяются только на те договоры, которые соответствуют условиям, указанным в постановлении Правительства Пермского края от 06.07.2022 № 577-П «О реализации приложения № 15 к постановлению Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов» права административных истцов не могут быть затронуты оспариваемыми положениями п.п. 1.1, 1.2 постановления № 710 в соответствующей части, так как административные истцы участниками данных правоотношений не являются. Вопросы об участии административных истцов в правоотношениях, регулируемых постановлением № 710, рассматривался Арбитражным Судом Пермского края в рамках дел № А50-27904/2022, № А50-29178/2022, А50-27904/2022. До момента отмены оспариваемый нормативный правовой акт применялся и порождал определенные правовые последствия для граждан и организаций, в связи с чем на основании п.1 части 4 ст. 215 КАС РФ, п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащихся разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суд вправе признать оспариваемые нормы постановления № 710 недействующими со дня вступления решения суда в законную силу. Таким образом, требования административных истцов о признании недействующим постановление № 710 в оспариваемой части с момента его принятия не могут быть удовлетворены. Пункт постановления № 710 обусловлен положениями пункта 1 постановления № 577-П, содержащего возможность продления исключительно при соблюдении требований Правил благоустройства территории муниципальных образований Пермского края, установленных для данных объектов. При этом постановление № 577-П не определен момент соответствия объектов НТО требованиям правил благоустройства, в связи с чем применено регулирование, изложенное в пункте 1.2 постановления № 710. Постановлением 577-П в редакции на момент принятия постановления № 710 также не определен момент, в который заявитель может обратиться за продлением, в связи с чем применено регулирование, изложенное в п.1.1. постановления № 710- «по истечении его срока». Следовательно, если действие договоров было установлено по процедуре торгов в срок 60 месяцев, то данный срок должен быть заключен в рамках уже начатой процедуры, и с учетом постановления 577п без процедуры торгов должен быть установлен новый срок действия договора в 7 лет. Также постановление 577-п устанавливает требования, при которых возможно продление договоров на 7 лет (при соблюдении правил благоустройства территории муниципальных образований Пермского края, установленных для данных объектов). Данное условие возможно применять, как требование к продлению договора, только по окончанию срока действия, заключенного на торгах на срок 60 месяцев. Проект постановления прошел независимую антикоррупционную экспертизу, размещен на официальном сайте муниципального образования муниципального образования г. Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет замечаний и предложений к указанному проекту постановления не поступило. В отношении проекта постановления проведена процедура оценки регулирующего воздействия в соответствии с действующим законодательством. Процедура его принятия соблюдена (л.д. 5-8 том 2)
Представитель Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми в суд не явился, извещен. В письменном отзыве возражает против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что оспариваемый нормативно правовой акт принят в пределах представленных административному ответчику полномочий, с соблюдением требований к форме и виду нормативных правовых актов, порядка опубликования и вступления в силу, оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу. Прав и законных интересов административных истцов обжалуемым актом не нарушено, иного не доказано. Оснований для удовлетворения требований не имеется, в том числе, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу в связи с изданием постановления администрации г. Перми от 28.04.2023 № 346 (л.д. 156 том 1).
Представитель Департамента дорог и благоустройства администрации г. Перми в суд не явился, в письменном отзыве просит отказать административным истцам в удовлетворении иска по причине того, что в настоящее время отсутствует предмет спора (л.д. 233 том 1)
Суд, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагающего необходимым удовлетворить требования административных истцов, приходит к следующему.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предписывается, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность оспариваемых положений, при этом не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административного истца на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых принимаются нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; а также соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (части 7 и 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Как следует из материалов дела и установлено судом что, ФИО3 является ИП с основным видом деятельности «торговля розничными газетами и журналами с специализированных магазинах» (л.д 180-183 том 1), ФИО4 – с видом основной деятельности «торговля розничными газетами и журналами с специализированных магазинах» (л.д. 229 том 1) ООО «Логос-Маркет» зарегистрировано в ЕГРЮЛ с основным видом деятельности «Торговля оптовая газетами и журналами» (л.д. 196-201 том 1), ООО «ПРЕССА- Маркет» - с основным видом деятельности «торговля розничная газетами и журналами в специализированных магазинах» (л.д. 216-220 том 1).
Правительством Российской Федерации 12.03.2022 принято постановление № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации», которым в приложении № 15 (в ред. постановления Правительства РФ от 09.04.2022 № 626, от 10.10.2023 № 1664) установлены особенности разрешительных режимов в сфере торговли, а именно в п.1 указанного приложения предусмотрено установление возможности продления на срок до 7 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) без проведения торгов срок действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации» по 31 декабря 2026 г.
При этом в п.4 Приложения № 15 постановления № 353 предусмотрено, что сроки, на которые продлеваются договоры и разрешительные документы, указанные в пунктах 1 - 3 настоящего документа, и порядок их продления устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Правительством Пермского края 06.07.2022 издано постановление «О реализации приложения № 15 к постановлению Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353 ФЗ «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов», в котором (в редакции постановления от 06.07.2022, то есть в редакции, действующей на день принятия оспариваемого постановления) в пунктах 1, 2 указано:
-продлить на 7 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом Пермского края, органа местного самоуправления) без проведения торгов срок действия договоров на право размещения нестационарных торговых объектов (павильонов, киосков, фуд-траков) и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают с 14 марта 2022 года по 31 декабря 2026 года, при соблюдении требований Правил благоустройства территории муниципальных образований Пермского края, установленных для данных объектов (далее - Правила благоустройства, п.1).
Продлить срок действия договоров на размещение сезонных нестационарных торговых объектов (палаток, лотков) до конца года, следующего за годом окончания срока действия указанных договоров, без проведения торгов при соблюдении Правил благоустройства (п.2).
В соответствии с пунктами 5, 6 Постановления № 577-п продление срока действия договоров и разрешительных документов, указанных в пунктах 1-4 настоящего постановления, осуществляется на основании письменных заявлений лиц, с которыми заключены договоры и (или) которым выданы разрешительные документы, поданных в орган государственной власти Пермского края, органа местного самоуправления муниципального образования Пермского края, уполномоченный на заключение соответствующих договоров, выдачу разрешительных документов.
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 06.07.2022 № 575-п «О реализации приложения № 15 к постановлению Правительства РФ от 12 марта 2022» № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в РФ в 2022 году» и о порядке продления договоров, разрешений» администрацией г. Перми 25.08.2022 вынесено постановление № 710 «О реализации пунктов 1, 2 постановления Правительства Пермского края от 06.07.2022 № 577-п «О реализации приложения № 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов» (л.д. 15-16 том 1, далее - постановление администрации г. Перми № 710), которым в п.1 Департаменту экономики и промышленной политики администрации г. Перми постановлено обеспечить:
-однократное заключение дополнительного соглашения, предусматривающее продление договора на размещение нестационарного торгового объекта (за исключением сезонного (летнего) кафе) по истечении его срока действия, подпадающего под период с 14 марта 2022 г. по 31 декабря 2026 г., на срок, указанный в пунктах 1, 2 постановления № 577-п «О реализации приложения № 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов» (далее - постановление № 577-п), в течение 15 рабочих дней со дня получения письменного заявления от лица, с которым заключен вышеуказанный договор (п.п.1.1);
-заключение дополнительного соглашения к договору на размещение нестационарного торгового объекта (за исключением сезонного (летнего) кафе, палаток, лотков) с условием приведения вида нестационарного торгового объекта, размещенного по договору, в соответствие типовому проекту, установленному Правилами благоустройства территории города Перми, утвержденными решение Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 г. № 277 (далее - Типовой проект), в срок не позднее шести месяцев с даты заключения дополнительного соглашения, после которого приведенный нестационарный торговый объект должен соответствовать месту размещения ранее установленного объекта, его виду и не превышать площадь по договору (п.п.1.2).
Постановление администрации г. Перми № 710 опубликовано в официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования г. Пермь № 64 и вступило в силу 30.08.2022, то есть со дня официального опубликования его в печатном средстве массовой информации « Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования г. Пермь».
Решением Пермского краевого суда от 16.02.2023 по делу № 3а-56/2023 признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу:
- пункт 1 постановления Правительства Пермского края от 6 июля 2022 года № 577-п «О реализации приложения № 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов» в части слов «при соблюдении требований Правил благоустройства территории муниципальных образований Пермского края, установленных для данных объектов (далее - Правила благоустройства)»;
-пункт 2 постановления Правительства Пермского края от 6 июля 2022 года № 577-п «О реализации приложения № 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов» в части слов» при соблюдении Правил благоустройства».
Постановлением Правительства Пермского края от 26 апреля 2023 № 304-п «О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 06 июля 2022 № 577-п «О реализации приложения № 15 к постановлению Правительства российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов» и отмене постановления Правительства Пермского края от 20 апреля 2023г. № 299-п «О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 06 июля 2022 № 577-п «О реализации приложения № 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов» в постановление Правительства Пермского края от 06 июля 2022 года № 577-п внесены изменения:
Пункт 1 постановления Правительства Пермского края № 577-п изложен в следующей редакции: «Продлить до 31 декабря 2023 года (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом Пермского края, органа местного самоуправления) без проведения торгов срок действия договоров на право размещения нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, срок действия которых истек в период с 14 марта 2022 года по 07 мая 2023г.» (пункт 1.3 постановления от 26 апреля 2023 № 304-п).
Решением Пермского краевого суда от 11.09.2023 по делу № 3а-260/2023, не вступившим в законную силу, признано не действующими с момента принятия постановления Правительства Пермского края от 26 апреля 2023 № 304-п пункты 1, 4 постановления Правительства Пермского края от 06 июля 2022 № 577-п «О реализации приложения № 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» в редакции постановления правительства Пермского края от 26 апреля 2023 № 304-п «О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 06 июля 2022 № 577-п «О реализации приложения № 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов» и отмене постановления Правительства Пермского края от 20 апреля 2023г. № 299-п «О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 06 июля 2022 № 577-п «О реализации приложения 15 к постановлению Правительства российской Федерации от 12 марта 2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022году» и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов».
Пункт 2 признан утратившим силу (пункт 1.4 постановления от 26.04.2023 № 304-п)
Постановлением администрации г. Перми от 28.04.2023 № 346 признано утратившим силу постановление администрации города Перми от 25.08.2022 № 710 «О реализации пунктов 1, 2 постановления Правительства Пермского края от 06.07.2022 № 577-п «О реализации приложения № 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов».
ИП ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в ДЭП администрации г. Перми подано заявления о продлении срока действия договоров № на размещение НТО (л.д. 108, 111-114 том 1)
По результатам рассмотрения данного заявления ДЭП администрации г. Перми принято решение ДД.ММ.ГГГГ об отказе в продлении договора размещение НТО от ДД.ММ.ГГГГ№, поскольку срок действия договора установлен до ДД.ММ.ГГГГ. при этом ДЭП администрации г. Перми руководствовался п.1.1. постановления администрации г. Перми № 710, указав на то, что ДЭП администрации г. Перми обязан однократно заключить дополнительное соглашение, предусматривающее продление договора на размещение НТО по истечении его срока действия (л.д. 109-110 том 1)
ИП ФИО2 обратился в ДЭП администрации г. Перми с заявлением о продлении срока действия договоров №№ с учетом дополнительных соглашений на размещение НТО (л.д. 115-119, 121-125, 127-131, 133-135, 137-138, 139-146 том 1)
По результатам рассмотрения данных заявлений ИП ФИО2 ДЭП администрации г. Перми отказано в продлении договора, поскольку срок из действия истек ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ соответственно, в связи с чем действие постановления № 577-п на него не распространяется (л.д. 120, 132, 136 об. том 1)
ИП ФИО4 обратилась в ДЭП администрации г. Перми с заявлением о продлении договора на размещение НТО от ДД.ММ.ГГГГ№. В удовлетворении данного заявления Департаментом отказано ДД.ММ.ГГГГ в письме № 059-13-06-02/2-242 по причине того, что срок действия договора не истек (л.д. 227-228 том 1, л.д. 76 том 2)
ООО «Логос Маркет» обратилось в ДЭП администрации г. Перми с заявлениями о продлении договоров на размещение НТО от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ в удовлетворении которого ДД.ММ.ГГГГ Департаментом ему отказано со ссылкой на п.п.1.1 п.1 постановления администрации г. Перми от 25.08.2022 № 710, поскольку не истек срок действия договора (л.д. 185-186, 188-190 том 1).
Решением Арбитражного Суда Пермского края по делу № А50-31445/22 от 30.03.2023 по иску ИП ФИО3 признан незаконным отказ Департамента экономики и промышленной политики администрации г. Перми, выраженный в письме от 01.12.2022 № 059-13-06-02/2-365 в продлении срока действия ранее заключенного договора на размещение нестационарного торгового объекта № 28-16 от 01.04.2016 (л.д. 172-176 том 1, 113-117)
Решением Арбитражного Суда Пермского края от 20.03.2023 по делу № А 50-31159/2022 от 20.03.2023 по иску ООО «ПРЕССА-МАРКЕТ» признаны незаконными отказы ДЭП администрации г. Перми в продлении ранее заключенных договоров на размещение НТО, изложенные в письмах от 01.12.2022 № 059-13-06-02/2-366 от 01.12.2022 № 059-13-06-02/2-367, от 01.12.2022 № 059-13-06-02/2-362 (л.д. 208-213 том 1)
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда № 17АП-4248/2023-АК от 16.06.2023 по делу А50-30297/2022 признано незаконным бездействие ДЭП администрации г. Перми, выразившееся в отказе оформления продления ранее заключенных договоров на размещении в течение 15 дней с момента подачи заявления о таком продлении на основании пунктов 1 и 4 Приложения № 15 к постановлению Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 и пунктов 1 и 5 постановления Правительства Пермского края от 06.07.2022 № 577-п. (л.д. 80-84 том 2)
Решением Арбитражного Суда Пермского края от 5 апреля 2023 г. по делу № А 50-31524/2022 по иску ИП ФИО4 признан незаконным отказ ДЭП администрации г. Перми в продлении срока договора на размещение НТО от 16.03. 2016 № 15-16, выраженного в письме от 02.12.2022 № 059-13-06-02/2-369, как несоответствующий действующему законодательству РФ (л.д. 90-94 том 2)
При этом из содержания данных судебных актов следует, что ДЭП администрации г. Перми возражал против удовлетворения заявленных требований по причине того, что постановлениями № 710 либо не возложена обязанность по продлению договоров на размещение НТО, если у них не истек срок действия, либо по причине того, что действие договора уже прекращено.
Иски ИП ФИО2, ИП ФИО1, ИП ФИО4 о признании незаконными решений ДЭП администрации г. Перми приостановлены до вступления в законную силу судебного акта по др. делам (л.д. 34-41 том 2)
ИП ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ направила в адрес ДЭП администрации г. Перми требование о немедленном исполнении решения Арбитражного суда Аермского края от 05.04.2023 по делу № А50-31524/2022,а также ДД.ММ.ГГГГ подала заявления о продлении срока действия договоров №, №, №, №, в ответ на которые ДД.ММ.ГГГГ повторно получила от ДЭП администрации г. Перми отказы со ссылкой на то, что ее договор является действующим в связи с чем оснований для его продления не имеются (л.д. 105-108 том 1)
Аналогичные ответы даны ДЭП администрации г. Перми 11.05.2023, 15.05.2023, 17.05.2023 на заявления ИП ФИО3, ИП ФИО2, ООО «Логос-Маркет» (л.д. 120-121, 133-136, л.д. 176-181 том 2)
Представитель административных истцов - ФИО5, являющийся одновременно директором ООО «Эфир-Медиа», руководителем редакции газета «Эфир», поданы обращения о нестационарных торговых объектах по реализации печатной продукции, в ответ на которые:
-Главой г. Перми от 20.12.2022 № 059-01-53/2-966, ДЭП администрации г. Перми от 31.08.2022 № 059-13-06-02/2-250, от 16.11.2022 № 059-13-06-02/2-329 сообщено о том, что на территории г. Перми порядок продления договоров на размещение НТО, срок действия которых истекает в период с 13.03.2022 по 31.12.2026, установлен постановлением администрации г. Перми от 25.08.2022 № 710 «О реализации пунктов 1, 2 постановления Правительства Пермского края от 06.07.2022 № 577-п «О реализации приложения № 15 к постановлению Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 3543 «Об особенностях разрешительной деятельности в РФ в 2022 году» и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов». В соответствии с данным нормативным правовым актом ДЭП администрации г. Перми обеспечивает однократное заключение дополнительного соглашения, предусматривающее продление договора на размещение стационарного торгового объекта (за исключением сезонного (летнего) кафе) по истечении его срока действия, подпадающего под период с 14.03.2022 по 31.12.2026, на срок, указанный в пунктах 1, 2 постановления № 577-п по состоянию на 19.12.2022 в рамках действия постановления администрации г. Перми от 06.05.2020 № 411 «О мерах поддержки объектов малого и среднего представительства, размещающих нестационарные торговые объекты» Департаментом заключено 21 дополнительное соглашение к договорам на размещение НТО со специализацией «печать», срок действия которых прекращён до 14.03.2022. В связи с исполнением всех обязательств по договору, кроме обязательства по демонтажу (перемещению) НТО, на дату заключения дополнительного соглашения дополнительное соглашение содержит исключительно требования к исполнению обязательства по демонтажу (перемещению) НТО в срок до 31.12.2022. Таким образом, по истечении 31.12.2022 владельцы НТО обязаны демонтировать объекты, установленные по договорам, действиях которых прекращен до 14.03.2022 (л.д. 35-41, 46-49 том 1).
Ответы аналогичного содержания даны ДЭП администрации г. Перми директору ООО «Эфир-Медиа» ФИО5, директору филиала ФГБУ «Редакция «Российской газеты» ФИО7 в ответах от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 50-53 том 1), от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 54- 63 том 1)
Во исполнение постановления администрации г. Перми № 710 «О реализации пунктов 1, 2 постановления Правительства Пермского края от 06.07.2022 № 577-п «О реализации приложения № 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов» между ДЭП администрации г. Перми и другими индивидуальными предпринимателями заключены дополнительные соглашения к договорам на размещение НТО (л.д. 2-33 том 2)
Проверяя порядок принятия нормативного правового акта, а также требования к его опубликованию, суд приходит в выводу о том, что процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта администрацией г. Перми соблюдена.
ДЭП администрации г. Перми подготовлен проект постановления администрации г. Перми «О реализации пунктов 1 и 2 постановления правительства Пермского края от 06.07.2022 № 577-П «О реализации приложения № 15 к постановлению правительства РФ от 12 марта 2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской федерации в 2022 году» и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов», подпункт 1.1 п.1 постановил ДЭП администрации г. Перми обеспечить однократно заключение дополнительного соглашения, предусматривающее продление договора на срок, указанный в пунктах 1, 2 постановления № 577-п, в отношении договоров на размещение НТО (за исключением сезонного 9 летнего) кафе), срок действия которых, указанный в договоре, истекает в период с 14 марта 2022 г. по 31 декабря 2026 г., в течение 15 рабочих дней со дня получения письменного заявления лица, с которым заключен договора, являющимся: юридическим лицом, не ликвидированным, деятельность которого не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательствами РФ, кот рое не исключено из единого государственного реестра юридических лиц; индивидуальным предпринимателем, которое не сняло статус ИП, в отношении указанных лиц не введена процедура банкротства.
При этом в п. 2 данного проекта указано на то, что дополнительное соглашение к договорам на размещение НТО (в отношении павильонов, киосков, торговых автоматов (вендинговых автоматов) продаже питьевой воды), указанное в п.1 настоящего постановления, заключается в условием приведения вида НТО, размещенного по договору, в соответствие с типовым проектом, установленным Правилами благоустройства территории г. Перми, утверждёнными решением пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277, в срок не позднее шести месяцев с даты заключения дополнительного соглашения (л.д. 105-107 том 1)
Начальником ДЭП администрации г. Перми ФИО8 10.08.2022 составлен Отчет об оценке регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта № 059-13-09-03-3, в подпунктах 2.1, 2.2., 2.3 п.2, пунктах №№ 6, 7 которого указано:
-проект направлен на определение механизма и порядка реализации пунктов 1 и 2 постановления Правительства Пермского края от 06.07.2022 № 577-П «О реализации приложения № 15 к постановлению Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году и о Порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов на территории г. Перми»;
- характеристика негативных эффектов, возникающих в связи с наличием проблемы, их количественная оценка- неясность действий, сроков при реализации пунктов 1 и 2 постановления Правительства Пермского края от 06.07.2022 № 577-П «О реализации приложения № 15 к постановлению Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году и о Порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов»;
- причины невозможности решения проблемы без вмешательства органов местного самоуправления: постановление Правительства Пермского края от 06.07.2022 № 577-п «О реализации приложения № 15 к постановлению Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году и о Порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов» направлено на исполнение его органами местного самоуправления, но механизм его исполнения отсутствуют;
-оценка расходов (доходов) бюджета г. Перми, связанных с введением предполагаемого правового регулирования- принятие проекта правового акта не повлияет на расход бюджета г. Перми, но приведен к пополнению бюджета г. Перми;
- новые обязанности или ограничения, которые предполагаются возложить на потенциальных адресатов предполагаемого регулирования, и связанные с ними дополнительные расходы (доходы)- приведение НТО в соответствие с типовыми проектами, установленными Правилами благоустройства территории г. Перми, утверждёнными решением Пермской городской Думы от 15.12.20202 № 277, в срок не позднее шести месяцев с даты заключения дополнительного соглашения к договору (л.д. 100-101том 1).
10.08.2022 ДЭП администрации г. Перми опубликовано уведомление о проведении публичных консультаций по проекту нормативного правового акта г. Перми (л.д. 16-19)
В дальнейшем в данный проект внесены изменения.
Начальником ДЭП администрации г. Перми ФИО8 дано 19.08.2022 заключение об оценке регулирующего воздействия проекта постановления администрации г. Перми «О реализации пунктов 1 и 2 постановления Правительства Пермского края от 06.07.2022 № 577-П «О реализации приложения № 15 к постановлению Правительства РФ от 12 марта 2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской федерации в 2022 году» и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов», из содержания которого следует, что при подготовке проекта правового акта порядок проведения оценки регулирующего воздействия соблюдён. Проектом правового акта предлагается заключение дополнительных соглашений, предусматривающих продление договоров на размещение НТО, срок действия которых истекает в период с 14.03.2022 по 31.12.2026, на срок, установленный в пунктах 1 и 2 проекта правового акта. Кроме этого, определяется механизм, порядок реализации пунктов 1 и 2 проекта правового акта, а также определены условия расторжения договоров. Разработчиком проведен публичные консультации в отношении проекта правового акта в срок с 11.08.2022 по 17.08.2022. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта правового акта размещена на официальном сайте муниципального образования г. Перми в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https//www.gorodperm.ru/docs/orv_acts/2002/08/. По результатам проведенных публичных консультаций предложения (замечания) участников публичных консультаций не поступили. По информации разработчика изменения, предусмотренные проектом правового акта, не повлекут дополнительных финансовых затрат из бюджета г. Перми, а также приведут к увеличению доходной части бюджета. Предлагаемое правовое регулирование не предполагает изменений функций, полномочий, обязанностей и право органов местного самоуправления. По результатам оценки регулирующего воздействия проекта правового акта установлено, что положений вводят избыточный обязанности, запрета и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности на территории г. Перми или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджета г. Перми, в проекте правового акта не выявлено (л.д. 102-104).
Проект постановления администрации г. Перми «О реализации пунктов 1 и 2 постановления Правительства Пермского края от 06.07.2022 № 577-П «О реализации приложения № 15 к постановлению Правительства РФ от 12 марта 2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской федерации в 2022 году» и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов» 18.08.2022 прошел независимую антикоррупционную экспертизу (л.д. 12, 220 том 2), 24.08.2023 прошел согласование прокуратурой г. Перми (л.д. 219 том 2), 25.08.2023 лингвистическую экспертизу (л.д. 218 том 2), а также согласование с уполномоченными органами и должностными лицами, что подтверждается листами согласования.
Вопреки позиции представителя административного истца согласование его с Контрольно-счетной палатой не требовалось.
Постановление администрации г. Перми № 710 опубликовано в официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования г. Пермь № 64 и вступило в силу 30.08.2022 (л.д. 217 том 2)
Разрешая заявленные требования на предмет соответствия оспариваемого положения правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также на предмет наличия у администрации г. Перми полномочий суд приходит к следующему.
Согласно п. 4 Приложения № 15 постановления Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 сроки, на которые продлеваются договоры и разрешительные документы, указанные в пунктах 1-3 настоящего документа, и порядок их продления устанавливаются нормативным правовым атом субъекта РФ.
Таким образом, из буквального толкования данной правовой нормы сроки и порядок продления договоров на размещение НТО может быть установлен только нормативным правовым актом субъекта РФ.
Вместе с тем, как следует из п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
Разрешая вопрос о соблюдении органом или должностным лицом компетенции при издании оспариваемого нормативного правового акта, следует учитывать, что воспроизведение в этом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта.
Как пояснил представитель администрации г. Перми, указанный нормативный правовой акт принимался с целью урегулирования механизма и порядка реализации пунктов 1 и 2 постановления Правительства Пермского края от 06.07.2022 № 577-П «О реализации приложения № 15 к постановлению Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году и о Порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов на территории г. Перми», при этом постановлением Правительства Пермского края от 06.07.2022 № 577-П до признания его недействительным в части Правил благоустройства решением Пермского краевого суда от 16.02.2023, в нем содержалась норма, предусматривающая приведение НТО к Типовому проекту. Оспариваемый нормативный правовой акт признан утратившим силу с 28.04.2023 в связи с принятием 16.02.2023 вышеуказанного решения.
Вместе с тем, судом установлено, что принимая оспариваемое постановление, администрация г. Перми внесла изменения в порядок продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов на территории г. Перми, которые не были предусмотрены ни постановлением Правительства Пермского края от 06.07.2022 № 577-П, ни приложением № 15 к постановлению Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353.
Так в постановлении Правительства Пермского края от 06.07.2022 № 577-П, действующей в предыдущей редакции, учитывая п.1 постановления Правительства Пермского края от 06.07.2022 № 577-П в новой редакции признан недействующим, предусматривал продление на 7 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом Пермского края, органа местного самоуправления) без проведения торгов срока действия договоров на право размещения нестационарных торговых объектов (павильонов, киосков, фуд-траков) и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают с 14 марта 2022 года по 31 декабря 2026 года.
Аналогичная норма приведена и в п.1 приложения № 15 постановления Правительства РФ № 353, которой предусмотрено установление возможности продления на срок до 7 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) без проведения торгов срок действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации» по 31 декабря 2026 г.
При этом условия о привидении нестационарного торгового объекта, размещенного по договору, в соответствие типовому проекту, установленному Правилами благоустройства территории города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 г. № 277 (далее – Типовой проект), в срок не позднее шести месяцев с даты заключения дополнительного соглашения» для продления договора постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 не содержало, а решением Пермского краевого суда от 16.02.2023 п.1 постановлении Правительства Пермского края от 06.07.2022 № 577-П в части слов «при соблюдении требований Правил благоустройства территории муниципальных образований Пермского края, установленных для данных объектов (далее - Правила благоустройства)» признано недействующим.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии противоречий между оспариваемыми нормами постановления № 710 и вышестоящими нормативными правовыми актами и о превышении администрацией г. Перми своих полномочий при принятии оспариваемых норм.
Согласно п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Такое нарушение допущено администрацией г. Перми в оспариваемом нормативном правовом акте.
Так, из буквального содержания п.п.1.1 и 1.2 п.1 постановления № 710 и толкования их во взаимосвязи непонятно должно ли быть по результатам рассмотрения заявления о продлении срока договора размещения НТО заключено ДЭП администрации г. Перми одно дополнительное соглашение при соблюдении двух условий, предусмотренных п.п.1.1 и 1.2., либо два дополнительных соглашения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что п.п.1.2 п.1 допускает неоднозначное толкование его применения, в связи с чем подлежит признаю недействующим в полном объеме.
Разрешая требование административных истцов о признании недействующими с момента принятия подпункт 1.1. пункта 1 постановления администрации г. Перми № 710 «О реализации пунктов 1, 2 постановления Правительства Пермского края от 06.07.2022 № 577-п «О реализации приложения № 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов» в части слов «по истечении его срока действия», суд исходит из того, что в результате удовлетворения заявленных требований, правовая норма должна остаться определенной. Признание недействующим оспариваемой правовой норм только в части слов «по истечении его срока действия», приведет к неоднозначному толкованию оставшейся части положения п.п.1.1 п.1 постановления № 710, в связи с чем признанию недействующим подпункт 1.1. пункта 1 постановления администрации г. Перми № 710 «О реализации пунктов 1, 2 постановления Правительства Пермского края от 06.07.2022 № 577-п «О реализации приложения № 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов» в части слов «по истечении его срока действия, подпадающего под период с 14 марта 2022 г. по 31.12.2026».
Согласно разъяснениям абзаца 5 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при удовлетворении требования об оспаривании нормативного правового акта, который до принятия решения суда отменен в установленном законом порядке или действие которого прекратилось, суд может признать данный акт не действующим полностью или в части со дня, когда такой акт (отдельные положения акта) вошел в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, если соответствующая дата предшествует дню отмены оспоренного акта или дню прекращения его действия и если отсутствуют основания для признания такого акта не действующим с иной даты (пункт 1 части 2, пункт 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.
Поскольку оспариваемое в части постановление № 710 утратило силу с 28.04.2023, то признание отдельных его положений недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что оспариваемый нормативный правовой акт в оспариваемой части следует признать недействующим со дня его принятия.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
признать недействующими с момента принятия подпункт 1.1. пункта 1 постановления администрации г. Перми № 710 от 25.08.2022 «О реализации пунктов 1, 2 постановления Правительства Пермского края от 06.07.2022 № 577-п «О реализации приложения № 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов» в части слов «по истечении его срока действия, подпадающего под период с 14 марта 2022 г. по 31.12.2026»; подпункт 1.2 п.1 постановления администрации г. Перми № 710 от 25.08.2022 «О реализации пунктов 1, 2 постановления Правительства Пермского края от 06.07.2022 № 577-п «О реализации приложения № 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов».
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий: подпись. Манько А.В.
Копия верна.
Судья: Манько А.В.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: Манько А.В.