ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2617/20 от 25.11.2020 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

дело № 2а-2617/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи Прохорчук О.В.,

помощник судьи – Кручик М.В.,

с участием представителей:

истца – Бурчуладзе Т.А., на основании доверенности,

ответчика – Ступицкой Ю.С., на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мамонтовой Марины Геннадьевны к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, заинтересованное лицо – Департамент сельского хозяйства города Севастополя, о признании незаконным и отмене решения, понуждении совершить определенные действия,

установил:

Мамонтова М.Г. обратилась в суд с административным иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконным, полностью не соответствующим нормативным правовым актам решения от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в снятии приостановки и учете изменений земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в части сведений о местоположении границ земельных участков и их площади; понуждении административного ответчика устранить допущенные указанным решением нарушения прав и законных интересов Мамонтовой М.Г. путем осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером , расположенного в <адрес> в части сведений о местоположении границ и площади, согласно представленному межевому плану, поданному ДД.ММ.ГГГГ через МФЦ г.Севастополя в качестве дополнительных документов по заявлению .

Административный истец считает решение об отказе в снятии приостановления в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка незаконным, неправомерным и необоснованным, противоречащим требованиям действующего законодательства, а также нарушающим ее права и законные интересы, поскольку государственный регистратор ссылается на противоречия не действующему закону, а проекту закона «О землях сельскохозяйственного назначения в городе Севастополе», который не только не включен в план рассмотрения Законодательным Собранием города Севастополя в 2020 году, но даже не зарегистрирован как законопроект (сведения получены из открытых источников – сайта Законодательного Собрания города Севастополя).

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика возражала против удовлетворения иска, представив письменные пояснения.

Заинтересованное лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, о причинах неявки представителя суд не уведомило.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мнения представителей сторон, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Судом установлено, что Мамонтова М.Г. является собственником земельного участка площадью 2 га, расположенного по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Мамонтова М.Г. обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на 23 земельных участка различной площади по адресу: <адрес>, представив в том числе межевой план в связи с образованием 23 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, .

Уведомлением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ осуществление государственного кадастрового учета приостановлено в связи с тем, что при проведении правовой экспертизы усматривается, что площадь земельных участков может привести к невозможности соблюдения разрешенного использования, направлен межведомственный запрос в Департамент сельского хозяйства города Севастополя. Кроме того, при проведении пространственного анализа и нанесении на кадастровую карту координат характерных точек границ образуемых земельных участков выявлено, что границы образующихся объектов не совпадают с границами исходного объекта.

ДД.ММ.ГГГГ Мамонтовой М.Г. поданы дополнительные документы, а именно – межевой план в связи с образованием 13 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, .

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом сельского хозяйства города Севастополя Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя дан ответ на межведомственный запрос, которым сообщается, что на сегодняшний день Департаментом разработан проект Закона города Севастополя «О землях сельскохозяйственного назначения в городе Севастополе», который будет определять минимальные размеры образуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Согласно статье 2 указанного проекта закона минимальный размер образуемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения устанавливается в размере 0,7 га.

Учитывая изложенное, Департамент сельского хозяйства города Севастополя считает нецелесообразным проводить раздел земельных участков сельскохозяйственного назначения или земельных участков, для которых определен (установлен) вид разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» либо любой из видов разрешенного использования, который включается в данный вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, в случае если образованный земельный участок площадью менее 0,7 га.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя приостановило осуществление кадастрового учета, поскольку при проведении правовой экспертизы усматривается, что площадь некоторых земельных участков может привести к невозможности соблюдения разрешенного использования, с учетом полученного ответа Департамента сельского хозяйства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя подано заявление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком принято уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на основании заявления Мамонтовой М.Г. от ДД.ММ.ГГГГ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании части 4 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ №О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.

При этом в ходе рассмотрения дела установлено, что в настоящее время в городе Севастополе отсутствует закон, которым устанавливались бы размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно письму заместителя Губернатора – Председателя Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Правительство Севастополя просит рассмотреть и согласовать проект постановления Правительства Севастополя «Об установлении минимальных размеров образуемых новых земельных участков, расположенных на территории города Севастополя».

В соответствии с приложенным к письму проектом предлагается установить, в частности, минимальные размеры образуемых новых земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, для которых определен (установлен) вид разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» либо любой из видов разрешенного использования, который включается в данный вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, в размере 1 га.

Таким образом, на дату принятия оспариваемого решения, как и на дату принятия настоящего решения судом в городе Севастополе отсутствуют законодательно закрепленные ограничения в части минимальной площади вновь образуемых земельных участков для сельскохозяйственного использования. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» каких-либо ограничений в части определения минимальной площади образуемых новых земельных участков не содержит.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о неправомерности принятого Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя уведомления о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ по тем основаниям, что согласно представленному истцом межевому плану площадь некоторых земельных участков менее 0,7 га.

Таким образом, требование истца в части признания незаконным решения Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении в осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков, расположенных в <адрес>, подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, требование о понуждении административного ответчика устранить допущенные указанным решением нарушения прав и законных интересов Мамонтовой М.Г. путем осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером , расположенного в <адрес> в части сведений о местоположении границ и площади, согласно представленному межевому плану, поданному ДД.ММ.ГГГГ через МФЦ г.ФИО3 в качестве дополнительных документов по заявлению удовлетворению не подлежит, поскольку уведомлением Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ осуществление государственного кадастрового учета приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Мамонтовой М.Г.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 30 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав могут быть приостановлены не более чем на шесть месяцев однократно на основании заявления лиц, указанных в статье 15 настоящего закона.

Согласно приказу Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173 «Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов» рассмотрение документов возобновляется в день поступления в орган регистрации прав заявления о возобновлении учетно-регистрационных действий либо истечения срока приостановления.

Заявление о возобновлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав административный истец в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя не подавала.

Таким образом, ввиду отсутствия письменно выраженного и адресованного Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя волеизъявления на возобновление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требования истца в указанной части удовлетворению не подлежат.

Судом разъясняется, что при вступлении настоящего решения суда в законную силу, в том числе, истец не лишена возможности подачи ответчику соответствующего заявления о возобновлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

С учетом вышеизложенного суд удовлетворяет административный иск частично.

Руководствуясь статьями 175-189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении в осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков, расположенных в <адрес>, .

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течении месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья

<данные изъяты>