ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2617/2016 от 07.09.2016 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Дело № 2а-2617/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тамбов 07 сентября 2016 года

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе :

председательствующего судьи Макаровой Е.В.,

при секретаре Отте А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации г.Тамбова о признании недействительным постановления и возложении обязанности,

при участии в судебном заседании:

представителя административного истца ФИО2, предъявившей доверенность № *** от ***. сроком на три года и диплом о высшем юридическом образовании ФИО3 от 24.04.2011г.,

представителя административного ответчика ФИО4, предъявившего диплом о высшем юридическом образовании ФИО5. и доверенность *** от ***. сроком на *** год,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации г.Тамбова, в котором просил, с учетом уточнения, признать незаконным постановление администрации г. Тамбова № 2587 от 27.04.2016 года «Об отказе ФИО1 в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в виде настенного панно на здании по адресу: ***» и обязать администрацию г. Тамбова выдать ФИО1 разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в виде настенного панно на здании по адресу:***.

Считает оспариваемое постановление незаконным и нарушающим его права и законные интересы, поскольку единственным основанием отказа в размещении рекламной конструкции явились выводы о нарушении внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Тамбова. Отказывая в выдаче данного размещения, орган местного самоуправления не в полной мере мотивировал основание данного отказа, сославшись только на общую формулировку п.4 ч.15 ст.19 ФЗ №38-ФЗ от 13.03.2006г. «О рекламе», что содержит неясности об основаниях отказа. Понятие «нарушение внешнего архитектурного облика города» носит оценочный характер, поскольку вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки, исходя из смысла п.4 ч.15 ст.19 ФЗ №38-ФЗ от 13.03.2006г. «О рекламе», решается с учетом архитектурных и градостроительных особенностей конкретных зданий, территорий в испрашиваемом месте установления рекламной конструкции, с учетом установления зон повышенного рекламного контроля, ограничений, касающихся размещения наружной рекламы относительно объектов культурного и исторического значения, архитектурных стилевых ансамблей.

При этом в оспариваемом отказе ответчиком неуказанно, что включает в себя понятие «внешний архитектурный облик города», и каким образом размещение рекламной конструкции по указанному адресу будет нарушать архитектурный облик сложившейся застройки, каким образом будет преграждать визуальное восприятие такого дома, в чем именно заключается нарушение архитектурного облика. В постановлении не указаны какие-либо конкретные причины, которые могут привести к нарушению архитектурного облика сложившейся застройки в результате размещения истцом рекламной конструкции в виде настенного панно, не указано, в чем именно выразились нарушения Закона о рекламе. Нарушены требования ФЗ №38-ФЗ от 13.03.2006г. «О рекламе», согласно которым, решение об отказе в выдаче разрешения на размещение рекламы должно быть мотивированным.

В заявлении от 11.08.2016г. ФИО1 в дополнение к ранее приведенным доводам указал, что оспариваемое постановление нарушает его право на получение муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений», не соответствует требованиям ФЗ №38-ФЗ от 13.03.2006г. «О рекламе». В территориальной зоне, где предполагается место установки рекламной конструкции, разрешены типовые рекламные конструкции. Жалоба на постановление в порядке подчиненности в вышестоящий орган или должностному лицу им не подавалась.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объем по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. В дополнение пояснила, что правовых оснований для отказа в выдаче разрешения не было. Отказ администрации г.Тамбова не содержит ссылок на нормативные акты. Из постановления администрации г.Тамбова от 11.11.2014 г. об утверждении схемы размещения рекламных конструкций видно, что спорная рекламная конструкция размещается в разрешенной жилой зоне и не противоречит требованиям по объему – не превышает 10 кв.м.

Представитель административного ответчика администрации г.Тамбова ФИО4 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в представленных возражениях. Пояснила, что ФИО1 отказано в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в виде настенного панно на здании по *** постановлением администрации города Тамбова от 27.04.2016 № 2587. Отказ администрации города Тамбова мотивирован нарушением архитектурного облика. Данное основание для отказа содержится в ст. 19 ФЗ « О рекламе». Согласно Положению «О комитете архитектуры, развития и реконструкции администрации города Тамбова», утвержденному постановлением администрации города Тамбова от 30.01.2015 № 593, основными задачами комитета являются повышение уровня архитектурно-художественного облика застройки города. К функциям комитета относятся организация в установленном порядке конкурсов на разработку архитектурной, градостроительной и проектной документации, архитектурно-художественного оформления, благоустройства территории города Тамбова (п.3.18), разработка эскизных предложений по благоустройству города, цветовому решению фасадов, отдельным элементам городской среды.

Во исполнение данных задач и функций администрацией города Тамбова ФИО1 было отказано в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в связи с тем, что искажается целостность восприятия всего здания из-за нарушения пропорции и масштаба. Предлагаемые пропорции рекламной конструкции закрывают оконные переплёты и мешают восприятию художественного облика здания. При анализе и сопоставлении рекламной конструкции и декоративных членений на здании, теряется значимость всего здания в целом.

Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста начальник отдела генерального планирования, архитектуры и дизайнаКомитета архитектуры, развития и реконструкции Администрации г.Тамбова ФИО8 пояснила, что в компетенцию Комитета архитектуры, развития и реконструкции входит анализ и оценка поступающих заявлений об установке рекламных конструкций. На основании этих заявлений сотрудники Комитета проводят анализ возможности установки конструкций. В оспариваемом случае рекламная конструкция нарушает восприятие облика здания. ФИО1 было отказано в выдаче разрешения в связи с тем, что искажается целостность восприятия всего здания из-за нарушения пропорции и масштаба. Предлагаемые пропорции рекламной конструкции закрывают оконные переплёты и мешают восприятию художественного облика здания. При анализе и сопоставлении рекламной конструкции и декоративных членений на здании, теряется значимость всего здания в целом. На здании присутствуют обломы и пояса, которые данная конструкция будет закрывать. Метрический ряд будет также нарушен.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об оставлении заявленных требований без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.19 Федерального закона от 13марта 2006года N38-ФЗ "О рекламе", распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции (ч.9 ст.19 Федерального закона от 13марта 2006года N38-ФЗ "О рекламе").

Согласно ч.15 ст.19 Федерального закона от 13марта 2006года N38-ФЗ "О рекламе", решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:

1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;

2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций);

3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;

4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа;

5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;

6) нарушение требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи.

Статьей 4 Федерального закона от 13марта 2006года N38-ФЗ "О рекламе" установлено, что законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Вместе с тем, пунктом 4части 15 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.

На территории городского округа - город Тамбов требования по обеспечению благоприятной визуально-рекламной городской среды для граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества при размещении, эксплуатации и утилизации рекламных конструкций на территории городского округа - город Тамбов, требования соответствия размещения наружной рекламы архитектурному облику сложившейся застройки, установлены Схемой размещения рекламных конструкций на территории городского округа - город Тамбов, утвержденной постановлением администрации города Тамбова от 11 ноября 2014 г. N9720.

В соответствии с п. 6.5 Схемы размещения рекламных конструкций на территории городского округа - город Тамбов, утвержденной постановлением администрации города Тамбова от 11 ноября 2014 г. N9720, рекламные конструкции, размещаемые на конструктивных элементах зданий и сооружений, не могут нарушать архитектурный и художественный облик здания, сооружения, создавать помехи для очистки кровель от снега и льда.

Во избежание искажения целостности восприятия архитектуры зданий запрещается установка и эксплуатация на главных фасадах зданий крупноформатных щитовых и баннерных рекламных конструкций рекламы и информации, закрывающих значительную часть фасада здания, остекление витрин и окон, архитектурные детали и декоративное оформление. Предпочтение отдается рекламным конструкциям со сменным рекламно-информационным полем или светодинамическим конструкциям.

В силу п.7.1 названной Схемы, при размещении рекламных конструкций учитывается архитектурная среда города. Рекламные конструкции, а также рекламные и информационные изображения, размещаемые на них, соответствуют контексту градостроительной ситуации, улучшая визуальный образ, подчеркивая индивидуальность сложившейся застройки. Основные критерии, по которым обеспечивается наиболее полное соответствие:

- колористика - для оформления рекламных конструкций используются цвета, сочетающиеся с окружающим фоном;

- пропорции и масштаб - размеры рекламных конструкций и элементов изображений соответствуют размерам окружающих объектов, учитывают особенности их архитектуры;

- структура - при размещении рекламных конструкций учитывается существующая в архитектурной среде структура, периодичность с целью формирования целостного восприятия городского пространства.

В соответствии с п.7.2 названной Схемы, цветовое решение наземных рекламных конструкций должно отвечать сложившейся колористике городской среды в городе Тамбове:

- гармонировать с архитектурно-пространственным окружением и другими элементами благоустройства и оборудования, улучшая городскую среду;

- иметь нейтральный унифицированный характер на основе ограниченного числа колеров.

Административный регламент предоставления на территории городского округа - город Тамбов муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений" утвержден постановлением администрации города Тамбова от 14 декабря 2011 г. N9383.

В соответствии с п.2.3.1 Административного регламента, результатом предоставления муниципальной услуги может являться, в том числе, отказ в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа - город Тамбов.

Согласно пп.4 п. 2.9.1 Административного регламента, одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций» является нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа.

Судом установлено, что ФИО1 предоставлено право установки и эксплуатации рекламной конструкции размером 6м х 3м на фасаде здания поликлиники городской больницы *** по адресу: ***, что подтверждается договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте недвижимого имущества, находящемся в государственной собственности Тамбовской области № 1 от 18.02.2016г., заключенным по итогам аукциона на право заключения договора.

Как усматривается из данного договора и приложенного к нему макета (л.д.11) и фотографии предполагаемого места размещения (л.д.13), рекламная конструкция представляет собой настенное панно площадью 18 кв.м. (6 м на 3 м).

ФИО1 обратился в администрацию г.Тамбова с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в виде настенного панно на здании по адресу: ***, представив перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений".

Оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, и оснований для возврата заявления о предоставлении муниципальной услуги, администрацией г.Тамбова выявлено не было.

Постановлением администрации г.Тамбова № 2587 от 27.04.2016г. «Об отказе ФИО1 в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в виде настенного панно на здании по адресу: ***» ФИО1 отказано в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в виде настенного панно размером 6 х 3 м на здании по адресу: ***, в связи с нарушением внешнего архитектурного облика сложившейся застройки.

При этом в мотивировочной части постановления приведена ссылка на п.4 ч.15 ст.19 Федерального закона от 13марта 2006года N38-ФЗ "О рекламе", которым в качестве одного из оснований для отказа в выдаче разрешения установлено нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа, приведена ссылка на вышеуказанный Административный регламент, а также на заключение Комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации г.Тамбова о том, что при установке рекламной конструкции искажается целостность восприятия всего здания из-за нарушения пропорции и масштаба, предполагаемые пропорции рекламной конструкции закрывают оконные переплеты и мешают восприятию художественного облика здания; при анализе и сопоставлении рекламной конструкции и декоративных членений на здании теряется значимость всего здания в целом.

При таких обстоятельствах, суд отклоняет довод ФИО1 о не мотивированности оспариваемого постановления.

Оценив совокупность собранных по делу доказательств по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ административным ответчиком доказано, что постановление № 2587 от 27.04.2016 года об отказе ФИО1 в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции вынесено администрацией г. Тамбова в рамках её компетенции, правомерно и в соответствии с требованиями ч.15 ст.19 Федерального закона от 13марта 2006года N38-ФЗ "О рекламе", в связи с чем, требования ФИО1 удовлетворению не подлежат. Напротив, административным истцом не доказан факт нарушения его прав, свобод и законных интересов действиями административного ответчика.

Доводы ФИО1 о нарушении порядка оказания муниципальной услуги, установленного вышеуказанным Административным регламентом, не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Доводы ФИО1 о необоснованности вывода о нарушении данной рекламной конструкцией внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городского округа, опровергаются материалами дела, включая заключение Комитета архитектуры, развития и реконструкции Администрации г.Тамбова от 13.04.2016 исх. № 24-30-560, а также объяснениями специалиста - начальника отдела генерального планирования, архитектуры и дизайнаКомитета архитектуры, развития и реконструкции Администрации г.Тамбова ФИО8 допрошенной в судебном заседании в качестве специалиста.

По мнению суда, данная рекламная конструкция площадью 18 кв.м. нарушает требования, закрепленные в п. 6.5 Схемы размещения рекламных конструкций на территории городского округа - город Тамбов, утвержденной постановлением администрации города Тамбова от 11 ноября 2014 г. N9720, поскольку, являясь крупноформатной, будет закрывает значительную часть фасада здания и мешать восприятию здания в целом.

Таким образом, отсутствуют основания для признания незаконным постановления администрации г. Тамбова № 2587 от 27.04.2016 года «Об отказе ФИО1 в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в виде настенного панно на здании по адресу: ***».

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования ФИО1 к администрации г.Тамбова о признании недействительным постановления № 2587 от 27.04.2016 года и обязании администрации г. Тамбова выдать ФИО1 разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в виде настенного панно на здании по адресу: ***, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Макарова

Решение в окончательной форме изготовлено 09 сентября 2016 года.

Судья Е.В. Макарова