ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2619/18 от 27.09.2018 Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2а-2619/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2018 года <адрес>

Железнодорожный районный суд <адрес>, в составе:

председательствующего судьи АФИНОГЕНОВОЙ Е.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к ГУ МВД России по <адрес> о признании незаконным бездействия,

У с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к ГУ МВД России по <адрес> о признании незаконным бездействия, мотивируя тем, что решением Советского районного суда <адрес> от 20.10.2017г. по делу с ответчика ФИО1 в пользу ДИЗО <адрес> взыскана задолженность по арендной плате за период с 01.10.2011г. по 26.01.2012г. в размере 42863 рублей 33 копейки, пени за период с 21.12.2011г. по 30.04.2017г. в размере 23819 рублей 26 копеек.

О существовании данного решения ответчику стало известно 26.06.2018г. от судебного пристава-исполнителя ФИО4, который в рамках исполнительного производства - ИП на основании исполнительного листа серия ФС от 12.03.2018г., выданного Советским районным судом <адрес> 22-го июня 2018г. с банковской карты ФИО1 списал денежные средства в сумме 66 682 рубля 59 копеек.

При ознакомлении с материалами дела ФИО1 стало известно о том, что решение суда вынесено в отсутствие ответчика, а в обоснование принятого по делу решения суд сослался на справку отдела адресно-справочной работы ОАРС УВМ ГУ МВД РФ по РО от 14.09.2017г., согласно которой по имеющимся в службе данным по состоянию на 14.09.2017г., ФИО1, зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Однако, представленная отделом адресно-справочной работы информация не достоверна и не соответствует действительным обстоятельствам, поскольку согласно сведениям, содержащимся в паспорте, 12.03.2014г. ФИО1 снят с регистрационного учета по адресу: <адрес>, а 14.03.2014г. зарегистрирован по адресу: <адрес>, где и проживает до настоящего времени. Но, тем не менее, сведения, указанные в данной справке, послужили основанием для вынесения решения по делу, которым на ФИО1 незаконно возложена обязанность по уплате задолженности по арендной плате за 2011 - 2012 г.г., ввиду его ненадлежащего извещения, чем нарушены его права и охраняемые законом интересы. Определением Советского районного суда <адрес> от 31.07.2018г. ФИО1 было отказано в восстановлении процессуального срока в связи с тем, что в материалах дела имеется справка ОАРС УВМ ГУ МВД РФ по РО от 14.09.2017г., содержащая информацию о том, что на дату ее составления 14.09.2017г. ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Таким образом, ввиду того, что отделом адресно-справочной службы УФМС России по РО в адрес суда была предоставлена недостоверная информация о месте регистрации ФИО1, он был незаконно лишен возможности участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении спора о взыскании задолженности по арендной плате и защищать свои права и охраняемые законом интересы.

ФИО1 просил признать недостоверной информацию о месте регистрации ФИО1, содержащуюся в справке отдела адресно-справочной работы ОАРС УВМ ГУ МВД РФ по РО от 14.09.2017г., согласно которой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг., ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес>.

признать незаконными действия отдела адресно-справочной работы ОАРС УВМ ГУ МВД РФ по РО выразившиеся в предоставлении недостоверной информации о месте регистрации ФИО1 содержащейся в справке отдела адресно- справочной работы ОАРС УВМ ГУ МВД РФ по РО от 14.09.2017г., согласно которой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг., ФИО1 зарегистрирован но адресу: <адрес>,

обязать административного ответчика внести изменения в адресно-справочные учеты (дата и адрес регистрации по месту жительства, снятия с регистрационного учета по месту жительства) в отношении ФИО1 и направить в адрес Советского районного суда <адрес> разъяснения относительно обстоятельств, по которым 14.09.2017г. в Советский районный суд <адрес> по делу была предоставлена недостоверная информация о месте регистрации ФИО1

Представитель истца, по доверенности ФИО5 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал и просил удовлетворить.

Представитель ответчика, по доверенности ФИО6 в судебное заседание явилась, исковые требования не признала и просила отказать, ссылаясь на то, что информация по запросу Советского районного суда <адрес> была предоставлена из адресного листка прибытия от ДД.ММ.ГГГГ, хранящегося в картотеке ОАСР УВМ ГУ МВД России по <адрес>, согласно которого, ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес>. Иных сведений в распоряжении ОАСР УВМ ГУ МВД России по <адрес> не имелось, у административного истца имеется право обжалования судебных постановлений, в настоящее время в сведения о регистрации истца внесены соответствующие изменения.

Заслушав в судебном заседании представителя истца, представителя ответчика, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Судом установлено, с ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО1 был зарегистрирован по адресу <адрес>. ( л.д. 26)

С ДД.ММ.ГГГГФИО1 был снят с регистрационного учета по адресу <адрес>) ( л.д. 16)

С ДД.ММ.ГГГГФИО1 был зарегистрирован по адресу <адрес>) где проживает и зарегистрирован до настоящего времени. ( л.д. 17)

В 2017 году ДИЗО <адрес> обратилось в Советский районный суд <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по арендной плате, пени и процентов.

По запросу Советского районного суда <адрес> был получен ответ из ОАРС УВМ ГУ МВД РФ по <адрес>, согласно которому ФИО1 зарегистрирован по адресу <адрес>. ( л.д. 18)

Решением Советского районного суда <адрес> с ФИО1 в пользу ДИЗО <адрес> взыскана задолженность по арендной плате и пени в общем размере 66 682 рубля 59 копеек.

В отношении ответчика ФИО1 дело было рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ, поскольку судебные повестки, направленные по адресу регистрации, были возвращены за истечением срока хранения. ( л.д. 19-21)

Поскольку ФИО1 фактически проживал по адресу <адрес>, о принятом решении ему не было известно долгое время.

ДД.ММ.ГГГГ определением Советского районного суда <адрес>-на-дону в удовлетворении заявления ФИО1 о восстановлении срока для подачи апелляционной жалобы на решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ –отказано. ( л.д. 13)

Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что с ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО1 зарегистрирован по адресу <адрес>. Однако согласно сведениям ОАРС УВМ ГУ МВД РФ по РО ФИО1 значится зарегистрированным по адресу <адрес>.

Указанные обстоятельства привели к предоставлению недостоверных сведений по запросу суда.

До 2017 года функции регистрационного учета граждан были возложены на территориальные подразделения Управления Федеральной миграционной службы России.

ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации УФМС России по <адрес>.

ГУ МВД России по <адрес> является правопреемником упраздненного УФМС России по <адрес>.

Отдел адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес> (ОАРС УВМ ГУ МВД РФ по РО) осуществляет в пределах своей компетенции правоприменительные функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

В соответствии с абз. 4 ст. 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства представляет собой фиксацию в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

В силу ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанности перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 названного закона).

Согласно ч. 8 ст. 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, ведет базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, содержащий в себе информацию, полученную от граждан, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных полномочных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, осуществляющих в соответствии со статьей 5 настоящего Закона регистрацию и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания.

В целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, организует и ведет адресно-справочную работу.( ч.13 ст. 3)

В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ порядок предоставления государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации регулировался Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации, утвержденным Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ, который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений по предоставлению адресно-справочной информации, которая представляет собой информацию о регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно пункту 6. Регламента, основными требованиями к информированию заявителей являются: достоверность предоставляемой информации; четкость в изложении информации; полнота информирования; удобство и доступность получения информации; оперативность предоставления информации.

Согласно пункту 16. Регламента, конечными результатами предоставления государственной услуги являются: предоставление информации о гражданах, постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; отказ в предоставлении информации о гражданах, постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; внесение изменений (корректировка сведений) в адресно-справочные учеты, в том числе открытие (закрытие) доступа ко всем или отдельным персональным данным по заявлению субъекта персональных данных.

Из приведенных норм следует, что постоянно зарегистрировавшись по месту жительства, гражданин, тем самым, обозначает свое постоянное место жительства в целях исполнения своих обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, то есть выполняет вышеуказанные нормы Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

Базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, организации и ведению адресно-справочной работы.

Одним из требований осуществления функций по ведению справочной и информационной работы является достоверность.

Судом установлено, что административным ответчиком не были выполнены требования закона о фиксации в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации, в результате чего в базе данных адресно-справочной информации имеются недостоверные сведения о месте регистрации административного истца.

Указанное нарушение привело к реальному нарушению прав административного истца на участие в судебном заседании. Недостоверная информация о регистрации истца также служит угрозой другим неблагоприятным последствиям для истца во взаимоотношениях перед другими гражданами, государством и обществом.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС Российской Федерации несоответствие действий должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту и одновременное нарушение прав и законных интересов заявителя, являются основанием для признания действия (бездействия) должностного лица незаконным и восстановления нарушенных прав.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Восстановлению нарушенных прав административного истца служит внесение изменений в адресно-справочный учет в отношении даты и места регистрации административного истца.

Исковые требования истца об обязании направить в адрес Советского районного суда <адрес> разъяснения относительно обстоятельств, по которым 14.09.2017г. в Советский районный суд <адрес> по делу была предоставлена недостоверная информация о месте регистрации ФИО1, не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

Доводы представителя административного ответчика о том, что в распоряжение ОАСР УВМ ГУ МВД России по <адрес> из территориального отдела не был предоставлен листок прибытия и убытия при перемене места регистрации ФИО1, поэтому не имелось достоверных сведений о регистрации истца, являются необоснованными, поскольку в соответствии с пунктом 16 Правил формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4 и Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Об утверждении перечня должностных лиц МВД РФ, ответственных за соблюдение порядка ведения базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ таким лицом является начальник управления (отдела, отделения) по вопросам миграции Министерства внутренних дел по республике, главного управления (управления) МВД России по иному субъекту Российской Федерации. ( п.2.3 Приказа) Ответственность за несогласованность территориальных подразделений и отсутствие надлежащего контроля и учета информации о прибытии и убытии граждан по месту жительства несет административный ответчик. Доказательств внесения соответствующих изменений в сведения о регистрации административного истца суду не представлено.

Доводы представителя ответчика о том, что для обжалования судебных решений установлен соответствующий процессуальный порядок, поэтому права и законные интересы административного истца не нарушены, являются необоснованными, поскольку установлено, что истец в установленном порядке снялся с регистрационного учета и зарегистрировался по новому месту жительства, правомерно полагая и рассчитывая на наступление всех правовых последствий, связанных с местом регистрации, в том числе получения корреспонденции. Процессуальные права истца на рассмотрение дела судом по месту жительства ответчика, на участие в судебном заседании, предоставлении возражений и доказательств были нарушены.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС Российской Федерации.

Р Е Ш И Л :

Признать недостоверной информацию о месте регистрации ФИО1, содержащуюся в справке отдела адресно-справочной работы ОАРС УВМ ГУ МВД РФ по РО от 14.09.2017г., согласно которой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Признать не законными действия ГУ МВД России по РО, выразившиеся в предоставлении недостоверной информации о месте регистрации ФИО1, содержащейся в справке отдела адресно-справочной работы ОАРС УВМ ГУ МВД РФ по РО от 14.09.2017г., согласно которой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Обязать ГУ МВД России по РО внести изменения в адресно-справочный учет (дата и адрес регистрации по месту жительства, снятия с регистрационного учета по месту жительства) в отношении ФИО1.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья