ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-261/18 от 11.10.2018 Кореневского районного суда (Курская область)

административное дело года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ п. Коренево

Кореневский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Тархова Д.В.,

с участием помощника прокурора Кореневского района Курской области Рогач Ю.С.,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Кореневский район» Курской области – ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года и имеющей документ о высшем юридическом образовании,

при секретаре Стародубцевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кореневского района Курской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации Кореневского района Курской области об обязании организовать питьевое водоснабжение населения,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации Кореневского района Курской области об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать питьевое водоснабжение населения <адрес>, в том числе, путем подвоза питьевой воды в соответствии с п. 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644. В обоснование иска указано, что в прокуратуру района поступило обращение КСИ – жителя <адрес> о ненадлежащей организации водоснабжения жителей указанного населенного пункта. При проведении проверки установлено, что полномочия по организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения не отнесены к вопросам местного значения сельских поселений <адрес>, в связи с чем администрация Кореневского района Курской области согласно действующему законодательству обязана исполнять полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения на территории сельских поселений района. Кроме того, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ АО «КурскАтомЭнергосбыт» было произведено отключение водонапорной башни в <адрес>, и администрацией района на протяжении длительного периода времени не было принято мер по организации снабжения питьевой водой населения данного села в соответствии с нормативами, установленными действующим законодательством РФ.

В судебном заседании помощник прокурора Кореневского района Курской области Рогач Ю.С. заявленные требования поддержала по основаниям указанным в заявлении. Полагала, что срок, заявленный для организации питьевого водоснабжения населения <адрес> Кореневского района Курской области является целесообразным, учитывает и отвечает в полной мере как интересам ответчика, так и интересам населения данного населенного пункта.

Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования «Кореневский район» Курской области ФИО1 в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что действительно до настоящего времени администрацией района не организовано питьевое водоснабжение населения <адрес><адрес> Кореневского района, в частности, путем подвоза питьевой воды. Считала, что срок заявленный к исполнению требования иска необоснованно мал.

Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, считает административное исковое заявление прокурора Кореневского района Курской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ установлено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством.

В соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, в частности, относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 1).

В соответствии с п. 1.1 ст. 6 ФЗ от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии пунктом 4 части 1 статьи 14 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Как следует из ч. 3 ст. 14 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).

Как следует из Закона Курской области от 23 августа 2016 года № 57-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения» вопрос об организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством за сельскими поселениями Курской области, не закреплен.

Из приведенных законоположений в их системном единстве следует, что организация питьевого водоснабжения населения в границах поселения отнесено к компетенции органов публичной власти, коим является администрация Кореневского района Курской области.

При этом, Устав муниципального района «Кореневский район» Курской области к вопросам местного значения Кореневского района относит, в том числе, и организацию в границах сельских поселений Кореневского района электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Как видно из материалов дела и установлено судом глава администрации Комаровского сельсовета Кореневского района Курской области ДД.ММ.ГГГГ обратился к руководителю Западного отделения ОП «КурскАтомЭнергосбыт» с заявлением об исключении из договора следующих объектов водоснабжения, расположенных на территории сельсовета по точкам поставки: скважина (<адрес>), скважина (<адрес>), указав, что организация водоснабжения населения в границах поселения не относится к вопросам местного значения.

Кореневским районом электрических сетей филиала ПАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго» ДД.ММ.ГГГГ была прекращена подача электроэнергии водозабора в населенном пункте <адрес>, в связи с тем, что глава Комаровского сельсовета обратился в ОП «КурскАтомЭнергосбыт» с просьбой исключить из договора купли-продажи электроэнергии точки поставки водозаборных скважин, расположенных в <адрес> и <адрес>.

Согласно сообщению главы администрации Комаровского сельсовета Кореневского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, работниками АО «КурскАтомЭнергосбыт» было отключено энергоснабжение водонапорной башни в <адрес>. Администрацией Комаровского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ был организован подвоз питьевой воды пожарной машины ДПО «Вишневка». На сегодняшний день энергоснабжение водонапорной башни в <адрес> не возобновлено. Администрация сельсовета не имеет возможности осуществлять полномочия по водоснабжению, так как они относятся к полномочиям администрации Кореневского района Курской области и не передавались администрации сельсовета соответствующим соглашением.

Вместе с тем, проведенной прокуратурой Кореневского района проверкой установлено, что администрацией Кореневского района Курской области необходимых мер к организации питьевого водоснабжения населения <адрес> Кореневского района Курской области не принято, что также было подтверждено в ходе рассмотрения дела представителем административного ответчика.

Как следует из сообщения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на балансе Комаровского сельсовета числится 4 водозаборные скважины. В 2018 году глава Комаровского сельсовета отказался от передачи сельсовету в 1-ом квартале полномочий муниципального района по организации в границах поселения водоснабжения, соглашение о передаче полномочий не подписал. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ договор энергоснабжения объектов водоснабжения по Комаровскому сельсовету между ЗО ОП «КурскАтомЭнергосбыт» и администрацией района не заключен по причине того, что администрация не имеет возможности приложить ряд документов к заявке. Кроме того, указано, что на территории <адрес>, близлежащих районов нет специальной сертифицированной тары для подвоза питьевой воды.

Однако, сложное финансовое положение, отсутствие, в том числе, документов, подтверждающих право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды и иные законные права владения и (или) пользования) на энергопринимающие устройства, указанные ответчиком в обоснование своих возражений по заявленным требованиям, сами по себе не могут служить достаточным основанием для отказа в иске.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что не принятие администрацией Кореневского района Курской области мер организационного характера по решению вопроса обеспечения водоснабжения населения <адрес> влечет нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц на получение коммунальной услуги, и считает необходимым административные исковые требования прокурора Кореневского района Курской области удовлетворить.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Частью 9 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В соответствии с положениями статьи 227 КАС РФ, с учетом мнения административного ответчика, суд считает срок для исполнения решения, указанный прокурором Кореневского района – до ДД.ММ.ГГГГ для администрации Кореневского района Курской области на организацию питьевого водоснабжения населения <адрес> Кореневского района Курской области, в том числе, путем подвоза питьевой воды, является недостаточным для устранения в полном объеме допущенных нарушений прав и свобод неопределенного круга лиц, в связи с чем полагает целесообразным установить срок устранения допущенных нарушений в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Пункт 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ от 08 марта 2015 года № 21-ФЗ указывает, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) суд указывает на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Суд считает необходимым, исходя из положений п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, обязать администрацию Кореневского района Курской области сообщить об исполнении решения в суд и прокурору Кореневского района Курской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-181, 226-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Кореневского района Курской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации Кореневского района Курской области об обязании организовать питьевое водоснабжение населения, – удовлетворить.

Обязать администрацию Кореневского района Курской области организовать питьевое водоснабжение населения <адрес> сельсовета Кореневского района Курской области, в том числе, путем подвоза питьевой воды, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Администрации Кореневского района Курской области сообщить об исполнении решения в суд и прокуратуру Кореневского района Курской области, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Кореневский районный суд Курской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья Кореневского районного суда Д.В. Тархов

Курской области

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ