ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-261/19 от 04.02.2019 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 февраля 2019 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи М.М. Сафронова при секретаре судебного заседания М.С. Семеновой, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Центрального АО г. Омска к Администрации г. Омска, департаменту городского хозяйства Администрации города Омска, департаменту строительства Администрации города Омска о признании незаконным бездействия по содержанию улично-дорожной сети, возложении обязанности,

в судебном заседании приняли участие:

от административного истца прокурора Центрального АО г. Омска – Москвин Д.Д. (по удостоверению),

от административного ответчика Администрации г. Омска – Бруева Е.А. (по доверенности, л.д. ),

от административного ответчика департамента городского хозяйства Администрации города Омска – Арцер О.В. (по доверенности, л.д. )

от административного ответчика департамента строительства Администрации города Омска – Дядюн Л.В. (по доверенности, л.д. ),

от заинтересованного лица БУ города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» – Гафнер К.А. (по доверенности, л.д. ),

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Центрального АО г. Омска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным административным иском к Администрации г. Омска, департаменту городского хозяйства Администрации города Омска, департаменту строительства Администрации города Омска.

В обоснование указал, что прокуратурой округа на основании поступившего обращения Ходарина В.Е. осуществлена совместная выездная проверка с участием государственного инспектора ДН ОГИБДД УМВД России по г. Омску, по результатам которой установлено, что остановка общественного транспорта «Лермонтова» по ул. Б. Хмельницкого в г. Омске не обустроена ограничивающими пешеходными ограждениями, павильоном ожидания, заездным карманом, посадочной площадкой, что является нарушением ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

Кроме того, в результате проведенной прокуратурой округа совместной с участием государственного инспектора ДН ОГИБДД УМВД России по г. Омску выездной проверки установлено, что тротуары по ул. Октябрьская возле здания БУЗОО «Городская детская клиническая больница № 2 им. В.П. Бисяриной» по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 58 в обоих направлениях, тротуары по ул. Таубе в г.Омске в обоих направлениях имеют значительные разрушения, что нарушает требования ГОСТ Р 52766-2007.

Вместе с тем, проверкой, проведенной прокуратурой округа, установлено, что тротуары вдоль автомобильной дороги по ул. Яковлева в г. Омске не отделены от проезжей части в районе здания БДОУ «Детский сад № 375 комбинированного вида» (г. Омск, ул. Яковлева, д. 112), здания БУЗОО «Городская поликлиника № 13), что создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

Также, прокуратурой округа осуществлена проверка, в рамках которой установлено, что на протяжении участка автомобильной дороги по ул. Октябрьская от ул. Осоавиахимовская до ул. Герцена в г. Омске отсутствует наружное освещение, что является нарушением Свода правил естественного и искусственного освещения (актуализированная редакция СНиП 23-05-95* СП 52.13330.2011).

Необеспечение освещения на данном участке автомобильной дороги нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу безопасности дорожного движения.

Недостатки в содержании улично-дорожной сети являются одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности движения, охраны прав и свобод граждан, бездействие органов местного самоуправления нарушает права граждан, создает угрозу безопасности их жизни и здоровья.

Таким образом, органами местного самоуправления не предпринято должных мер, направленных на обеспечение охраны жизни, здоровья, прав и законных интересов неопределенного круга лиц для целей предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий на территории округа.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор просил признать бездействие Администрации г. Омска, департамента городского хозяйства, департамента строительства Администрации г. Омска по неустранению выявленных нарушений незаконным.

Обязать Администрацию г. Омска, департамент городского хозяйства Администрации г. Омска выполнить работы по обустройству остановки общественного транспорта «Лермонтова» по ул. Б. Хмельницкого в г. Омске ограничивающими пешеходными ограждениями, павильоном ожидания, заездным карманом, посадочной площадкой.

Обязать Администрацию г. Омска, департамент городского хозяйства Администрации г. Омска выполнить работы по обеспечению надлежащего технического состояния пешеходных тротуаров по ул. Октябрьская в г. Омске возле здания БУЗОО «Городская детская клиническая больница № 2 им. В.П. Бисяриной» по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 58 в обоих направлениях, тротуаров по ул. Таубе в г. Омске в обоих направлениях.

Обязать Администрацию г. Омска, департамент городского хозяйства Администрации г. Омска выполнить работы по отделению тротуаров вдоль автомобильной дороги по ул. Яковлева в г. Омске от проезжей части в районе здания БДОУ «Детский сад № 375 комбинированного вида» (г. Омск, ул. Яковлева, д. 112), здания БУЗОО «Городская поликлиника № 13»).

Обязать Администрацию города Омска, департамент строительства Администрации города Омска, департамент городского хозяйства Администрации города Омска организовать наружное освещение на участке дороги по ул. Октябрьская от ул. Осоавиахимовская до ул. Герцена в г. Омске (л.д. ).

04.02.2019 административный истец заявленные административные исковые требования уточнил в части возложения обязанности на Администрацию г. Омска, департамент городского хозяйства Администрации г. Омска выполнить работы по обеспечению надлежащего технического состояния пешеходных тротуаров тротуаров по ул. Таубе в г. Омске со стороны домов с адресами: ул. Спартаковская, д. 13; ул. Таубе, д. 14; ул. Таубе, д. 12; ул. Таубе, д. 10; ул. Спартаковская, д. 3.

В остальной части требования заявлены без изменений (л.д. ).

В судебном заседании представитель прокурора Центрального АО г. Омска Москвин Д.Д. требования уточненного административного искового заявления поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Срок исполнения заявленных требований оставил на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика Администрации города Омска Бруева Е.А. требования не признала. Полагала Администрацию г. Омска ненадлежащим ответчиком по делу. Считала, что требования должны заявляться к соответсвующим департаментам. Считала необходимым установить разумный срок для исполнения решения суда.

Представитель административного ответчика департамента городского хозяйства Администрации города Омска Арцер О.В. требования не признала. В случае удовлетворения требований просила предоставить разумный срок для исполнения решения, таким сроком считала окончание периода работ по благоустройству.

Представитель административного ответчика департамента строительства Администрации города Омска Дядюн Л.В. требования не признала, поддержала доводы письменных возражений, дополнительно пояснила, что в адресную инвестиционную программу на 2019 год строительство линии наружного освещения на спорном участке не включено, проектная документация отсутствует.

Ввиду отсутствия достаточного финансирования, продолжительностью процедуры подготовки проектно-сметной документации, продолжительного срока строительства объекта наружного освещения и очередности исполнения судебных решений, возлагающих обязанности по строительству иных объектов наружного освещения, вынесенных ранее, для исполнения судебного решения с момента получения финансирования Департаменту необходим срок до 36 месяцев (л.д. ).

Представитель заинтересованного лица БУ города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» Гафнер К.А. требования не признал. Поддержал позицию административных ответчиков.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что ремонт и содержание дорог территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

В силу п.п. 5,7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Устава к вопросам местного значения муниципального образования город Омск относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Омска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Омска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании решения Омского городского Совета от 28.09.2011 № 443 «О департаменте городского хозяйства Администрации города Омска» на департамент возложена обязанность, в том числе: контроль за ремонтом и содержанием автомобильных дорог местного значения в пределах компетенции департамента, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Омска; организация ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения и искусственных дорожных сооружений автомобильных дорог местного значения в границах города Омска.

Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 416 утверждено Положение о департаменте строительства Администрации города Омска (далее – департамент строительства).

Согласно пп. 20.6 пункта 18 Положения департамент строительства организует работу по проектированию, строительству и реконструкции муниципальных объектов наружного освещения, расположенных на территории города Омска.

ГОСТ Р ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» устанавливает требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов:

- п. 5.3.3.1 Остановочный пункт должен состоять из следующих элементов:

-остановочная площадка;

- посадочная площадка;

- заездной «карман»;

- боковая разделительная полоса;

- тротуары и пешеходные дорожки;

- автопавильоны;

- пешеходный переход;

- скамья;

- урна для мусора;

- технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения;

- освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.).

- п. 5.3.4.2 Для упорядочения движения пешеходов на остановочных пунктах, размещенных у надземных или подземных пешеходных переходов, устанавливают пешеходные ограждения, размещаемые от границы посадочной площадки до пешеходных переходов.

- п. 8.1.28 Удерживающие пешеходные ограждения (перила) устанавливают у внешнего края тротуара на насыпях на расстоянии не менее 0,3 м. от бровки земляного полотна.

Ограничивающие пешеходные ограждения устанавливают:

-перильного типа или сетки – на разделительной полосе между основной проезжей частью и местным проездом на расстоянии не менее 0,3 от кромки проезжей части;

- перильного типа у внешнего края тротуара у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием, на расстоянии не менее 0,3 м. от лицевой поверхности бортового камня.

Судом в ходе рассмотрения дела установлено и сторонами по делу не оспаривлось, что прокуратурой ЦАО г. Омска на основании поступившего обращения Ходарина В.Е. осуществлена совместная выездная проверка с участием государственного инспектора ДН ОГИБДД УМВД России по г. Омску в части соблюдения законодательства в области дорожной деятельности.

По результатам проверки, в частности, было установлено, что остановка общественного транспорта «Лермонтова» по ул. Б. Хмельницкого в г. Омске не обустроена ограничивающими пешеходными ограждениями, павильоном ожидания, заездным карманом, посадочной площадкой.

Данные обстоятельства, помимо объяснений сторон, подтверждаются актом от 26.11.2018 (л.д. ).

Такое положение вещей не соответствует приведенным выше нормам закона, требованиям ГОСТ Р и является основанием для возложения обязанности на уполномоченный орган местного самоуправления организовать выполнение работ по обустройству остановки общественного транспорта в соответсвии с требованиями закона (а именно, требованиями упомянутого выше ГОСТ Р 52766-2007).

В то же время решение суда должно быть исполнимым. Из акта комиссионного обследования (л.д.), фотоматериала (л.д. ) однозначно следует, что организовать на остановке общественного транспорта «Лермонтова» заездной карман возможжным не представляется, поскольку при строительстве кармана в таком случае будут перегорожены выезды с прилегающей территории.

В такой ситуации суд считает необходимым возложить на уполномоченный орган местного самоуправления, в данном случае, с учетом приведенных выше норм закона, Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска, обязанность организовать выполнение работ по обустройству остановки общественного транспорта «Лермонтова» по ул. Б. Хмельницкого в г. Омске ограничивающими пешеходными ограждениями, павильоном ожидания, посадочной площадкой.

В остальной части требований применительно к данной остановке общественного транспорта суд прокурору отказывает, полагая, что в случае возложения обязанности по организации заездного кармана в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 решение суда будет являться неисполнимым.

Определяя срок, в течение которого надлежит выполнить решение суда, суд устанавливает 15.10.2019, то есть, фактически дату окончания работ по благоустройству на территории г. Омска.

Суд обращает внимание, что автомобильная дорога по ул. Б. Хмельницкого является дорогой общего пользования местного значения, относится к собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области, имеет реестровый номер 52-401-382 ОП МГ 072 в Перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденном решением Омского городского Совета от 18.07.2018 № 74 (далее – Перечень), таким образом, ее содержание должно обеспечиваться органами местного самоуправления.

Также судом было установлено, что тротуары по ул. Октябрьская возле здания БУЗОО «Городская детская клиническая больница № 2 им. В.П. Бисяриной» по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 58 в обоих направлениях, по ул. Таубе в г. Омске со стороны домов с адресами: Спартаковская, 13, Таубе, 14, Таубе, 12, Таубе, 10, Спартаковская, 3 имеют значительные разрушения, что также нарушает требования ГОСТ Р 52766-2007 (л.д. ).

Автомобильные дороги по ул. Таубе (реестровый номер в Перечне- 52-401-382 ОП МГ 083), ул. Октябрьская (реестровый номер в Перечне- 52-401-382 ОП МГ 072) являются дорогами общего пользования местного значения, относятся к собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области.

В такой ситуации суд считает необходимым возложить на уполномоченный орган местного самоуправления, в данном случае, с учетом приведенных выше норм закона, Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска, обязанность организовать выполнение работ по обеспечению надлежащего технического состояния пешеходных тротуаров на данных участках также до 15.10.2019 года.

Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что тротуары вдоль автомобильной дороги по ул. Яковлева в г.Омске не отделены от проезжей части в районе здания БДОУ «Детский сад № 375 комбинированного вида» (г. Омск, ул. Яковлева, д. 112), здания БУЗОО «Городская поликлиника № 13), что создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних (л.д. ).

Суд считает необходимым возложить на уполномоченный орган местного самоуправления, в данном случае, с учетом приведенных выше норм закона, Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска, обязанность организовать выполнение работ по отделению тротуаров вдоль автомобильной дороги на спорном участке также до 15.10.2019 года.

Судебным разбирательством установлено, что на протяжении участка автомобильной дороги по ул. Октябрьская от ул. Осоавиахимовская до ул. Герцена в г. Омске отсутствует наружное освещение.

Согласно информации департамента строительства Администрации г.Омска проектирование, строительство (реконструкция) объектов, в том числе линий наружного освещении, за счет средств бюджета г. Омска ведется в соответствии с адресной инвестиционной программой города Омска, утверждаемой Решением Омского городского Совета.

Решением Омского городского Совета от 06.12.2017 № 19 «О бюджете г. Омска на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», ассигнования на строительство линии наружного освещения автомобильной дороги по ул.Октябрьская от ул. Осоавиахимовская до ул. Герцена в г. Омске не предусмотрены (л.д. ).

Необеспечение освещения на данном участке автомобильной дороги, как обоснованно указывает районный прокрор, нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу безопасности дорожного движения.

Отсюда суд возлагает обязанность на департамент строительства Администрации города Омска организовать наружное освещение на участке дороги по ул. Октябрьская от ул. Осоавиахимовская до ул. Герцена в г.Омске. Определяя срок исполнения судебного решения суд принимает во внимание сформированный на 2019 год бюджет, учитывает позицию, изложенную в возражениях Департамента строительства Администрации г. Омска и устанавливает срок исполнения решения суда в этой части до 31 января 2021 года, полагая невозможным исполнить решение суда в меньший срок ввиду необходимости исполнения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок, о чем обоснованно указывает в возражениях Департамент строительства Администрации г. Омска.

Судебные расходы суд не распределяет, поскольку лица, участвующие в деле, от их уплаты в силу закона освобождены.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска организовать выполнение работ по обустройству остановки общественного транспорта «Лермонтова» по ул. Б. Хмельницкого в г. Омске ограничивающими пешеходными ограждениями, павильоном ожидания, посадочной площадкой до 15 октября 2019 года.

Обязать Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска организовать выполнение работ по обеспечению надлежащего технического состояния пешеходных тротуаров по ул.Октябрьская в г. Омске возле здания БУЗОО «Городская детская клиническая больница № 2 им. В.П. Бисяриной» по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 58 в обоих направлениях, по ул. Таубе в г. Омске со стороны домов с адресами: Спартаковская, 13, Таубе, 14, Таубе, 12, Таубе, 10, Спартаковская, 3 в срок до 15 октября 2019 года.

Обязать Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска организовать выполнение работ по отделению тротуаров вдоль автомобильной дороги по ул. Яковлева в г. Омске от проезжей части в районе здания БДОУ «Детский сад № 375 комбинированного вида» (г. Омск, ул. Яковлева, д. 112), здания БУЗОО «Городская поликлиника № 13» в срок до 15 октября 2019 года.

Обязать Департамент строительства Администрации города Омска, организовать наружное освещение на участке дороги по ул. Октябрьская от ул. Осоавиахимовская до ул. Герцена в г.Омске до 31 января 2021 года.

В остальной части иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца с момента принятия решения суда в окончательном виде.

Судья М.М. Сафронов

Решение в окончательной форме принято 11 февраля 2019 года