ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-261/20 от 14.02.2020 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-261/2020

39RS0002-01-2019-006909-67

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Калининград 14 февраля 2020 г.

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Кисель М.П.,

при секретаре Королевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тимофеева Владимира Викторовича к межрайонной ИФНС № 8 по гор. Калининграду, УФНС России по Калининградской области о признании невозможной к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам, процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в адрес суда с назваными требованиями, уточненными в период рассмотрения спора по существу, в обосновании которых указал, что был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 04.12.2007 г., и осуществлял соответствующую деятельность до 06.08.2015 г.

25.09.2018 г. налоговым органом ему была выдана справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 31.08.2018 г., согласно которой у истца имелись: недоимка по транспортному налогу в сумме 12045 руб., задолженность по пене по указанному налогу в размере 8 189,82 руб.; недоимка по налогу на имущество в сумме 35245 руб., задолженность по пене по указанному налогу в размере 4431,04 руб.; недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховых пенсий до 01.01.2013 г. в размере 38287,92 руб., задолженность по пене в указанной категории в размере 19276,08 руб.; недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС РФ до 01.01.2017 г. в размере 15855,55 руб., задолженность по пене в приведенной категории в размере 8511,15 руб.; недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховых пенсий в размере 60964,15 руб., задолженность по пене в указанной категории в размере 33955,07 руб.; переплата по единому налогу, распределяемому по уровням бюджетной системы РФ в сумме 26 руб., задолженность по пеням в сумме 283,06 руб.; задолженность по пене по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2020 г. в размере 1648,55 руб.; переплата по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2020 г. в сумме 150 руб., задолженность по пеням в размере 120,32 руб.

Полагая, что срок на принудительное взыскание приведенной выше задолженности истек, административный истец на основании норм материального права и в порядке, определенном процессуальным законом, просил списать с него задолженность по приведенным в справке от 25.09.2018 г. категориям обязательных платежей.

В судебном заседании административный истец Тимофеев В.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, с учетом произведенного уточнения по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, при этом не отрицал факт взыскания с него в пользу МИФНС России № 8 по гор. Калининграду на основании решения Центрального районного суда гор. Калининграда от 05.02.2018 г. задолженности по обязательным платежам в размере 4293,33 руб.

Представитель административного ответчика МИФНС России № 8 по гор. Калининграду Латышева А.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала позицию, изложенную в ранее представленных суду пояснениях по существу заявленных требований, из содержания которых следует, что спорная задолженность по транспортному налогу, указанная административным истцом, образовалась после с 02.10.2015 г. Кроме того, задолженность по налогу на имущество физических лиц образовалась, с 02.12.2016 г., т.е. после 01.01.2015 г. При названных фактических условиях, задолженность по указанным категориям обязательных платежей, с учетом положений действующего законодательства, не могут быть признаны безнадежными к взысканию.

Кроме того, просила учесть, что решением Центрального районного суда гор. Калининграда от 05.02.2018 г. с Тимофеева В.В. в пользу инспекции взыскана недоимка по транспортному налогу за период 2015 г. в размере 4015 руб., задолженность по пене в размере 88,33 руб., недоимка по налогу на имущество физических лиц, за указанный период, в размере 190 руб., при этом срок предъявления исполнительного листа по указанному решению не истек. Кроме того, заявленные административным истцом требования также не подлежат удовлетворению в части, признания безнадежной ко взысканию недоимки по страховым взносам на ОПС в размере 38287,92 руб., пеням по ОМС в размере 10268,11 руб., пеням по страховым взносам на ОПС за 2013 г. в сумме 32479,20 руб., поскольку органами ПФ РФ ранее административному истцу были предъявлены требования о взыскании указанных категорий обязательных платежей и возбуждены соответствующие исполнительные производства, которые до настоящего времени не окончены в связи с их исполнением.

Административный ответчик УФНС России по Калининградской области, будучи надлежащим образом извещенным, о месте и времени разбирательства, явку своего представителя в суд не обеспечил, представив возражения по существу заявленных требований, указав, что административный истец в адрес Управления с жалобой на действия МИНФС России № 8 по гор. Калининграду по отказу в признании безнадежной ко взысканию задолженности недоимки и пене, отраженным в справке от 25.09.2018 г. не обращался. В рамках настоящего административного иска самостоятельных требования к Управлению не заявил, при этом, указанный иск подал с пропуском установленного процессуального срока, о восстановлении которого не ходатайствовал, в связи с чем, административный ответчик просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства и дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Вместе с тем, приведенные выше нормы и положения не могут быть соотнесены с характером заявленных административным истцом требований, поскольку наличие у заявителя задолженности по обязательным платежам, заявленной как безнадежной ко взысканию, свидетельствуют о длящемся характере нарушения его прав и законных интересов.

При названном правовом регулировании, оснований для применения при рассмотрении настоящего спора сокращенного срока обращения за судебной защитой не имеется, в следствие чего, суд полагает заявленное административным ответчиком УФНС России по Калининградской области ходатайство о применении последствий пропуска заявителем установленного процессуального на подачу настоящего административного иска не подлежащим удовлетворению.

Спорные правоотношения подлежат регулированию Налоговым кодексом РФ (в редакции, действовавшей на дату прекращения административным истцом Тимофеевым В.В. статуса индивидуального предпринимателя, т.е. 06.08.2015 г.). Так неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ), которое согласно п. 1 ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В силу п. 4 ст. 69 НК РФ налоговый орган обязан включать в требование об уплате налога сведения о сумме задолженности по налогу, размер пеней, начисленных на момент направления требования.

Согласно частям 1, 6 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ (также действовавшего по состоянию на 06.08.2015 г.) расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней, с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ (в редакции, действовавшей до 01.10.2019 г.) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (пп. 4 п. 1); а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пп. 5 п.1).

пунктом 5 вышеприведенной нормы порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту также – ФЗ № 436), вступившей в силу с 29.12.2017 установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Для целей статьи 12 данного федерального закона под подлежащей списанию задолженностью граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся по состоянию на 1 января 2015 года, должны пониматься недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежащие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015 - 2017 годов.

При названной правовой регламентации суд приходит к выводу, что наличие на дату 1 января 2015 г. недоимки по налогу и задолженности по начисленным на нее пеням является достаточным основанием для того, чтобы налоговый орган признал их безнадежными к взысканию и списал на основании приведенных положений Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ. Инспекция обязана списать ее на основании п. п. 1 и 3 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ. Такова правовая позиция Верховного Суда РФ, который указал на необходимость разграничивать понятия «срок уплаты налога» и «дата образования недоимки (задолженности)» (п. 12 Обзора правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2019 года, п. 65 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019).

Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ).

Положениями Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» определено, что указанные полномочия переданы налоговым органам с 01.01.2017 г.

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы. Имеющаяся в части 1 статьи 11 Закона N 436-ФЗ отсылка к положениям части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.

Приказом ФНС России от 02.04.2019 N ММВ-7-8/164@ утвержден Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию (далее по тексту «Порядок»), и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.

При указанном правовом регулировании не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований то обстоятельство, что задолженность, подлежавшая списанию налоговым органом, взыскивается в рамках исполнительного производства, осуществляемое после вступления в действие статьи 11 Закона N 436-ФЗ, соответствующие суммы должны рассматриваться как излишне взысканные.

Судом достоверно установлено, не оспорено сторонами и объективно подтверждается материалами дела, что ранее Тимофеев В.В., являвшийся индивидуальным предпринимателем, прекратил деятельность 06.08.2015 г., и в установленном законом порядке был снят с соответствующего учета, ему была выданы справка от 25.09.2018 г., содержащая сведения о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 31.08.2018 г.

Согласно указанной справке у Тимофеева В.В. имелись: недоимка по транспортному налогу в сумме 12045 руб., задолженность по пене по указанному налогу в размере 8 189,82 руб.; недоимка по налогу на имущество в сумме 35245 руб., задолженность по пене по указанному налогу в размере 4431,04 руб.; недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховых пенсий до 01.01.2013 г. в размере 38287,92 руб., задолженность по пене в указанной категории в размере 19276,08 руб.; недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС РФ до 01.01.2017 г. в размере 15855,55 руб., задолженность по пене в приведенной категории в размере 8511,15 руб.; недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховых пенсий в размере 60964,15 руб., задолженность по пене в указанной категории в размере 33955,07 руб.; переплата по единому налогу, распределяемому по уровням бюджетной системы РФ в сумме 26 руб., задолженность по пеням в сумме 283,06 руб.; задолженность по пене по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2020 г. в размере 1648,65 руб.; переплата по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2020 г. в сумме 150 руб., задолженность по пеням в размере 120,32 руб.

Решением Центрального районного суда гор. Калининграда по административному делу от 05.02.2018 г. были частично удовлетворены заявленные МИФНС России № 8 по гор. Калининграду требования и с Тимофеева В.В. в пользу налогового органа была взыскана недоимка по транспортному налогу за 2015 год в размере 4015 руб., пеня в размере 88,33 руб., а всего – 4 103,33 руб.

Дополнительным решение от 19.02.2018 г. по названному административному спору с Тимофеева В.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 8 по гор. Калининграду была также взыскана недоимка по налогу на имущество за 2015 год в размере 190 руб.

Названным судебным актом дана правовая оценка требованиям в части взыскания с Тимофеева В.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц за период 2015 г. в общем размере 32265 руб. Суд пришел к выводу, что заявленные административным истцом требования в части взыскания денежных средств по указанному налогу в размере 32075 руб. удовлетворению не подлежат.

Указанные судебные акты в настоящее время вступили в законную силу, при этом выданный на их основании исполнительный документ административным ответчиком МИФНС России № 8 по гор. Калининграду для принудительного исполнения не предъявлялся, а срок его предъявления на момент рассмотрения настоящего административного дела не истек.

Кроме того, в связи с неуплатой страховых взносов и пени за период 2010-2012 гг. по страховым взносам на ОПС и соответствующим пеням, а также взносам по ОМС и соответствующим пеням за период 2010-2013 гг. УПФР России по Калининградской области Тимофееву В.В. были выставлены соответствующие требования от 04.05.2011 г., от 21.03.2012 г., от 25.02.2013 г., от 17.02.2014 г.

Поскольку указанные требования не были исполнены в установленные сроки, названным органом были вынесены соответствующие постановления о взыскании страховых взносов, на основании которых в ОСП Центрального района гор. Калининграда были возбужден ряд исполнительных производств, не оконченных до настоящего времени в связи с фактическим исполнением.

При этом общая сумма денежных средств, взысканных с административного истца по каждой из названных выше категорий обязательных платежей составила: 32479,20 руб. по недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховых пенсий, 4214,45 руб. по пене в указанной выше категории; 38287,92 руб. недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховых пенсий до 01.01.2013 г.; 3931,09 руб. по пене в указанной категории обязательных платежей; 10268,11 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС РФ до 01.01.2017 г., 1419,77 руб. по пене в указанной выше категории, т.е. всего на 90600,54 руб.

Вместе с тем, из содержания представленных административными ответчиком сведений следует, что 16.12.2019 г. МИФНС России № 8 по гор. Калининграду произведено списание недоимки по страховым взносам в размере 60964,15 руб., а также пени по страховым взносам по указанной категории в размере 40863,82 руб.

Приведенные фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что на момент рассмотрения настоящего спора по существу с административного истца Тимофеева В.В. произведено частичное взыскание задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, отраженным в справке 25.09.2018 г.

Изложенное в совокупности с приведенными выше нормами и положениями предопределяет вывод суда о том, что заявленные административным истцом требования подлежат частичному удовлетворению, с учетом произведенного сторнирования, а также взысканной с административного истца задолженности как на момент осуществления им предпринимательской деятельности, так и после прекращения Тимофеевым В.В. статуса индивидуального предпринимателя в следующем размере: недоимка по транспортному налогу в сумме 7751,67 руб. (12045-4015), задолженность по пене по указанному налогу в размере 8189,82 (8189,82-88,33) руб.; недоимка по налогу на имущество в сумме 35245 руб. (35245-190) руб., задолженность по пене по указанному налогу в размере 4431,04 руб.; пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховых пенсий до 01.01.2013 г. в размере 19276,08 руб.; недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС РФ до 01.01.2017 г. в размере 15855,55 руб., задолженность по пене в приведенной категории в размере 8511,15 руб.; задолженность по пеням в сумме 283,06 руб.; - задолженность по пене по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2020 г. в размере 1648,65 руб.; - задолженность по пеням в размере 120,32 руб.

Руководствуясь ст. 174, 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Тимофеева Владимира Викторовича – удовлетворить частично.

Признать безнадежной ко взысканию, недоимку по транспортному налогу 7751,67 руб., по пеням 8189,82 руб., по налогу на имущество 35245 руб., пеням 4431,04 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование 38287,92 руб., по пеням 19276,08 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 15855,55 руб., по пеням 8511,15 руб., задолженность по пеням, по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ в сумме 1648,65 руб., пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в сумме 120,32 руб.

В остальной части требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 28 февраля 2020 г.

СУДЬЯ: