ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-261/2021 от 21.04.2021 Калачинского городского суда (Омская область)

УИД 55RS0014-01-2021-000283-26

Дело № 2а-261/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 апреля 2021 года г. Калачинск

Калачинский городской суд Омской области в составе: председательствующего судьи Шестаковой О.Н., при секретаре судебного заседания Ивановой М.Н., помощнике судьи Чемеренко К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Калачинского межрайонного прокурора Омской области к администрации Ивановского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области об устранении нарушений законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Калачинский межрайонный прокурор Омской области обратился в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование которого указал, что согласно реестру муниципальных услуг Калачинского муниципального района, утвержденного постановлением Главы Калачинского муниципального района от 07.12.2020 № 167-п, администрацией оказываются 42 муниципальные услуги, однако большинство из предоставляемых администрацией Калачинского муниципального района Омской области услуг включены в сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, утвержденный приложением № 1 к распоряжению Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р. Вместе с тем возможность получения муниципальных услуг в электронной форме с помощью регионального Портала государственных и муниципальных услуг Омской области в сети Интернет на сайте http://pgu.omskportal.ru/ предоставляется лишь в отношении следующих муниципальных услуг: выдача, продление срока действия и переоформление разрешения на право организации розничного рынка; передача в собственность граждан в порядке приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда Калачинского муниципального района Омской области; предоставление грантовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также граждан для организации собственного дела. Кроме того, возможность получения муниципальной услуги в электронной форме с помощью единого Портала государственных и муниципальных услуг в сети Интернет на сайте https://www.gosuslugi.ru/ не предоставляется. Подобная ситуация лишает заявителей, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, возможности дистанционного получения необходимых муниципальных услуг, что противоречит основным целям и принципам государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, установленным ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации и обеспечения благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Просил обязать администрацию Калачинского муниципального района Омской области обеспечить возможность получения предоставляемых муниципальных услуг в электронной форме посредством Портала государственных и муниципальных услуг Омской области в срок до 01.09.2021.

В судебном заседании старший помощник Калачинского межрайонного прокурора омской области ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации Калачинского муниципального района Омской области ФИО2 заявленные требования не признала, пояснила, что администрация со своей стороны выполнила все мероприятия. 05.03.2021 в Казенное учреждение Омской области «Государственное учреждение информационных технологий и телекоммуникаций» были направлены сведения о включение в перечень всех услуг. На размещение на портале данных сведений администрация повлиять не может. Просила установить разумный срок исполнения решения суда до 01.01.2022.

Заинтересованное лицо Казенное учреждение Омской области «Государственное учреждение информационных технологий и телекоммуникаций» в судебное заседание своего представителя не направило, представитель ФИО3 направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие данного лица.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее -Федеральный закон № 210-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).

В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ заявителями о предоставлении муниципальных услуг могут быть как физические, так и юридические лица.

Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона № 210-ФЗ одним из принципов предоставления муниципальных услуг является возможность получения муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме – предоставление муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.

В силу п.3 ст.5 и п.2 ст.6 Федерального закона № 210-ФЗ заявители имеют право на получение муниципальных услуг в электронной форме, а органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обепечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» утверждены требования к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций).

Согласно пп. «б» п. 2 требований к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций) региональные порталы должны обеспечивать, в том числе, предоставление в электронной форме муниципальных услуг органами местного самоуправления.

Так, на территории Омской области действует региональный портал государственных и муниципальных услуг - Портал государственных и муниципальных услуг Омской области (www.pgu.omskportal.ru).

Пунктом 1 части 4 статьи 29 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что в отношении реализации положений настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, а также в отнощении пункта 3 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 6, пункта 2 части 1 и части 8 статьи 7 настоящего Федерального закона переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Пунктом 1.2 части 4 статьи 29 Федерального Закона № 210-ФЗ предусмотрено, что обеспечение реализации не позднее 1 июля 2012 года государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными государственными внебюджетными фондами либо подведомственными государственным органам субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, требований пункта 3 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 6, пункта 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, а также в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с решениями высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации

В соответствии с этапом № 5, определенным в Приложении № 2 к распоряжению Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями» до 1 января 2014 года органам местного самоуправления необходимо обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.

Как установлено в судебном заседании, согласно реестру муниципальных услуг Калачинского муниципального района, утвержденного постановлением Главы Калачинского муниципального района Омской области от 07.12.2020 года № 167-п, администрацией оказывается 42 муниципальные услуги.

Большинство из предоставляемых администрацией Калачинского муниципального района Омской области услуг включены в сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, утвержденный приложением № 1 к распоряжению Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р.

Вместе с тем возможность получения муниципальных услуг в электронной форме с помощью регионального Портала государственных и муниципальных услуг Омской области в сети Интернет на сайте http://pgu.omskportal.ru/ предоставляется лишь в отношении следующих муниципальных услуг:

выдача, продление срока действия и переоформление разрешения на право организации розничного рынка;

передача в собственность граждан в порядке приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда Калачинского муниципального района Омской области;

предоставление грантовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также граждан для организации собственного дела.

Кроме того, возможность получения муниципальной услуги в электронной форме с помощью единого Портала государственных и муниципальных услуг в сети Интернет на сайте https://www.gosuslugi.ru/ не предоставляется.

Вопреки доводам представителя ответчика, в ходе судебного разбирательства не установлено обстоятельств совершения администрацией Калачинского муниципального района Омской области всех необходимых и достаточных действий для реализации гражданами возможности получения муниципальной услуги в электронной форме с помощью единого Портала государственных и муниципальных услуг в сети Интернет.

Так, из ответа от 04.12.2020 года администрации Калачинского муниципального района Омской области на представление прокурора от 30.10.2020 года № 7-04-2020/5398 (л.д. 15-21), следует, что в целях реализации предоставления муниципальной услуги в электронном виде на РПГУ Администрацией в адрес КУ Омской области «Государственное учреждение информационных технологий и телекоммуникаций» ответственного за размещение административных регламентов, направлены следующие административные регламенты: «О предоставлении грантов в форме субсидий начинающим субъектам малого предпринимательства Калачинского муниципального района Омской области», «Выдача, продление срока действия и переоформление разрешения на право организации розничного рынка», «Передача в собственность граждан в порядке приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда Калачинского муниципального района Омской области». По оставшимся административным регламента ведется работа по направлению их в КУ омской области адрес КУ Омской области «Государственное учреждение информационных технологий и телекоммуникаций» для размещения на РПГУ (л.д. 21 (об.)-23).

Согласно информации администрации Калачинского муниципального района Омской области на 19.02.2021 года (л.д. 23 об. -24),на момент подготовки настоящего письма на сайте регионального портала государственных и муниципальных услуг предоставлены следующие услуги: выдача, продление срока действия и переоформление разрешения на право организации розничного рынка; передача в собственность граждан в порядке приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда Калачинского муниципального района Омской области; предоставление грантовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также граждан для организации собственного дела. Подготовлены пакеты документов по 5 услугам: присвоение (изменение) аннулирование адреса объекта недвижимости; выдача градостроительных планов земельных участков; признание помещения жилым помещением, непригодным для проживании и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет В качестве нуждающихся в жилых помещениях; выдача разрешений на переустройство, перепланировку помещений в многоквартирном доме на территории Калачинского муниципального района (л.д. 23-24).

Как видно из письма администрации Калачинского муниципального района Омской области в адрес КУ Омской области «Государственное учреждение информационных технологий и телекоммуникаций» от 05.03.2021 года (л.д.32-22) направлены пакеты документов (административные регламенты, шаблоны заявлений, перечни документов и информация об ответственных специалистах) по вышеуказанным 5 услугам: присвоение (изменение) аннулирование адреса объекта недвижимости; выдача градостроительных планов земельных участков; признание помещения жилым помещением, непригодным для проживании и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; выдача разрешений на переустройство, перепланировку помещений в многоквартирном доме на территории Калачинского муниципального район – направлены КУ Омской области «Государственное учреждение информационных технологий и телекоммуникаций» для размещения на Региональном портале государственных и муниципальных услуг

Указанное свидетельствует о том, что администрацией Калачинского муниципального района Омской области не обеспечено в полной мере возможность дистанционного получения необходимых муниципальных услуг, что в свою очередь лишает заявителей, в том числе субъектов предпринимательской деятельности возможности получения необходимых услуг и противоречит основным целям и принципам государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, установленным ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации и обеспечения благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Определяя срок устранения данных недостатков, суд исходит из фактической возможности обеспечения возможность получения предоставляемых муниципальных услуг администрацией муниципального поселения, учитывая, что обеспечение функционирования и развитие автоматизированных систем, в том числе Портала государственных и муниципальных услуг Омской области осуществляет Государственное учреждение информационных технологий и телекоммуникаций Омской области, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 01.01.2022 года.

Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Калачинского межрайонного прокурора Омской области к администрации Калачинского муниципального района Омской области об устранении нарушений законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг удовлетворить.

Обязать администрацию Калачинского муниципального района Омской области обеспечить возможность получения предоставляемых муниципальных услуг в электронной форме посредством Портала государственных и муниципальных услуг Омской области в срок до 01.01.2022.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 29.04.2021 года.

Судья Шестакова О.Н.