ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-261/2022 от 12.08.2022 Лахденпохского районного суда (Республика Карелия)

Дело № 2а-261/2022

10RS0006-01-2022-000623-86

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Лахденпохья Республика Карелия 12 августа 2022 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., с участием прокурора Лахденпохского района Долгова В.А., при секретаре Снетковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Валовой Галины Леонидовны об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии Лахденпохского района об отказе в регистрации кандидатом на должность Главы Куркиекского сельского поселения и понуждении к действиям,

у с т а н о в и л:

Валова Г.Л. обратилась в суд с административным иском об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии Лахденпохского района (далее – ТИК Лахденпохского района) об отказе в регистрации кандидатом на должность Главы Куркиекского сельского поселения и понуждении к действиям.

Административный иск обоснован тем, что при проведении выборов Главы Куркиекского сельского поселения решением ТИК Лахденпохского района от 04.08.2022 административному истцу было отказано в регистрации кандидатом на должность Главы Куркиекского сельского поселения в порядке самовыдвижения. Основанием для отказа послужило наличие на день, предшествующий дню заседания ТИК Лахденпохского района, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требования Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия» (далее – ЗРК № 683-ЗРК). Вышеуказанные действия административного ответчика привели к нарушению пассивного избирательного права административного истца, что противоречит нормам Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее ФЗ № 67-ФЗ). Согласно подтверждению о получении документов для регистрации кандидата от 24.07.2022 административным истцом было подано заявление о согласии баллотироваться и иные документы, в соответствии со ст. 33 ФЗ № 67-ФЗ и ст. 20 ЗРК № 683-ЗРК. Все требования по оформлению документов административным истцом были соблюдены, в связи с чем, законное основание для отказа в регистрации кандидата отсутствует. 24.07.2022 в 11 часов 24 минуты административным истцом была приобретена бумага для изготовления и оформления подписных листов, что подтверждается чеком на ее приобретение. 24.07.2022, согласно подтверждению получения документов для уведомления о выдвижении кандидата в порядке самовыдвижения, прием документов был осуществлен 24.07.2022 в 12 часов 00 минут. Подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения, были приняты ТИК Лахденпохского района 26.07.2022 в 16 часов 24 минуты, и, соответственно, были изготовлены за счет представленного избирательного фонда.

На основании вышеизложенного, ссылаясь на положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия», административный истец просила признать незаконным и отменить решение ТИК Лахденпохского района, выразившееся в отказе в регистрации кандидата на должность Главы Куркиекского сельского поселения Валовой Г.Л.; обязать Территориальную избирательную комиссию Лахденпохского района зарегистрировать Валову Г.Л. в качестве кандидата на должность Главы Куркиекского сельского поселения.

В уточненном заявлении административный истец указала, что ею действительно была приобретена упаковка бумаги формата А4. Однако при изготовлении подписных листов в количестве восьми листов она использовала имеющуюся у нее в наличии бумагу, подписные листы она изготовила на собственном принтере с использованием домашнего компьютера. Согласно п. 5 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. Валова Г.Л. не использовала никаких иных источников средств для изготовления непосредственно подписных листов. Учитывая небольшое количество подписных листов – восемь, она не прибегала к услугам типографии или подобных организаций. Подписные листы были изготовлены ею лично на принадлежащей ей бумаге с использованием принадлежащей ей техники, заверены ею, что закону не противоречит, запрета на такие действия нет. Согласно п. 9 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. Срок представления итогового финансового отчета инициативной группой по проведению референдума устанавливается законом. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд, фонд референдума и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется комиссией, организующей выборы, референдум. Законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет. Аналогичную норму содержит п. 2 ст. 46 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК, согласно которой кандидаты, избирательные объединения обязаны представить в соответствующие избирательные комиссии муниципальных образований два финансовых отчета: 1) первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации (в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета). К первому финансовому отчету прилагаются сведения по учету поступления и расходования денежных средств избирательного фонда и документ, подтверждающий указанный в отчете остаток средств избирательного фонда, выданный филиалом публичного акционерного общества "Сбербанк России"; 2) итоговый финансовый отчет - не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется комиссией, организующей выборы. Таким образом, представление с первым финансовым отчетом первичных документов законом не предусмотрено. Валова Г.Л. ошибочно представила кассовый чек на упаковку бумаги вместе с первым финансовым отчетом. В действительности она не использовала данную бумагу для изготовления подписных листов. ТИК Лахденпохского района не вправе была требовать от нее представления данного первичного документа вместе с первым финансовым отчетом. В заключении ЦИК РК указывает на то, что при вынесении решения ТИК Лахденпохского района ошибочно в обоснование своего решения применила норму пп. «в.1» п. 24 си. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и п. «г» ч. 14 ст. 26 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК, по сути считая, что оснований для отказа в регистрации по основаниям, предусмотренными указанными нормами, нет. Данное обстоятельство также подтверждает незаконность вынесенного решения. При этом нельзя говорить о технической или иной подобной ошибке. При принятии решения ТИК Лахденпохского района руководствовалась указанными нормами и пришла незаконно к выводу о наличии оснований для отказа Валовой Г.Л. в регистрации, предусмотренных именно пп. «в.1» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.

В судебном заседании административный истец Валова Г.Л. поддержала заявленные исковые требования, по основаниям, изложенным в исковом и уточненном исковом заявлении, отметив, что для изготовления подписных листов ею не была использована бумага, приобретенная 24.07.2022 в 11 часов 24 минуты, поскольку была использована бумага, приобретенная ранее за счет собственных средств. Дополнила, что никакие нормы права при изготовлении подписных листов нарушены не были.

Представитель административного ответчика ТИК Лахденпохского района Васильков Г.А., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, дополнив, что подписные листы Валовой Г.Л. были изготовлены не за счет средств избирательного фонда, что подтверждается самим административным истцом. Полагал, что доводы об ошибочности представления в ТИК Лахденпохского района кассового чека, изложенные в уточненном исковом заявлении, не могут быть приняты во внимание, так как в финансовом отчете сумма в размере 230 рублей, которая полностью соответствует кассовому чеку, указана пять раз. Более того, в учете поступлений и расходовании денежных средств избирательного фонда кандидата имеются реквизиты указанного кассового чека. Указанное нарушение, по мнению представителя административного ответчика, является существенным, поскольку замена подписных листов невозможна. Закрыть глаза на допущенное нарушение, ТИК Лахденпохского района не имела возможности, поскольку при принятии решений всегда руководствуется принципом равенства кандидатов. Также представитель административного ответчика уточнил, что действительно для признания подписей недействительными имелись все основания, вместе с тем, со ссылкой на разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в п. 30 Постановления от 31.03.2011 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», полагал, что ТИК Лахденпохского района вправе была применить основания для отказа в регистрации, установленные пунктом «в.1» ч. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, поскольку подписные листы были оформлены истцом Валовой Г.Л. с нарушением требований закона.

В письменном отзыве на иск председатель ТИК Лахденпохского района Андреева Е.Б. указала следующее. В 12 часов 00 минут 24 июля 2022 года административным истцом Валовой Г.Л. в ТИК Лахденпохского района были представлены документы для уведомления о выдвижении кандидата в порядке самовыдвижения на выборах Главы Куркиекского сельского поселения. Прием документов был окончен в 12 часов 10 минут 24.07.2022, о чем кандидату было выдано подтверждение получения документов с фиксацией времени представления документов, начала приема документов и окончания приема документов. Административный истец удостоверила правильность сведений в форме подтверждения своей подписью. 26.07.2022 Валова Г.Л. представила в ТИК Лахденпохского района документы для регистрации, в числе которых были подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения, первый финансовый отчет, учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда совместно с товарным и кассовым чеком № 31174 от 24.07.2022 в 11 часов 24 минуты на сумму 230 рублей о приобретении бумаги для изготовления подписных листов. Решением ТИК Лахденпохского района от 04 августа 2022 № 50/283-5 Валовой Г.Л. было отказано в регистрации кандидатом на должность Главы Куркиекского сельского поселения по причине изготовления и оформления подписных листов с нарушением требований действующего законодательства, а именно - изготовления и оформления подписных листов не за счет средств избирательного фонда кандидата. Решение ТИК Лахденпохского района от 04 августа 2022 принималось в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем отмене судом не подлежит. Согласно ч. 3 ст. 22 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК, подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о самовыдвижении кандидата. Подписные листы изготавливаются и оформляются за счет соответствующего избирательного фонда по формам согласно приложениям 6 и 8 к Федеральному закону от 12.06.2002 № 67-ФЗ. Частью 1 статьи 42 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК прямо и однозначно определено, что кандидаты обязаны создать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии муниципального образования об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой комиссией. Частью 6 статьи 43 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК предусмотрено, что кандидаты, избирательные объединения вправе использовать на оплату организационно-технических мероприятий по сбору подписей избирателей, а также на проведение предвыборной агитации, на осуществление другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах, только денежные средства (в том числе собственные денежные средства избирательного объединения), поступившие в их избирательные фонды в установленном настоящим Законом порядке. Исходя из буквальных требований действующего законодательства, до 12 часов 11 минут 24.07.2022 Валова Г.Л. не могла создать собственный избирательный фонд как кандидат на выборах, поскольку это входило бы в прямое противоречие с вышеприведенными требованиями закона. Так как до 12 часов 11 минут 24.07.2022 года избирательного фонда Валовой Г.Л. не существовало, все расходные операции, которые административный истец производила в виде приобретения товаров, работ и услуг, совершались не за счет средств ее избирательного фонда как кандидата на выборах. Обстоятельство изготовления и оформления подписных листов не за счет средств избирательного фонда кандидата является доказанным и подтверждается как письменными документами, так и объяснениями Валовой Г.Л., предоставленными суду в процессуальной форме в тексте административного искового заявления. Товарный чек и кассовый чек , которые кандидат сдал в ТИК Лахденпохского района в качестве подтверждения, по мнению Валовой Г.Л., изготовления и оформления подписных листов за счет средств ее избирательного фонда, датированы 24.07.22 11 часов 24 минуты. В самом административном иске Валова Г.Л. также подтверждает, что бумага для изготовления и оформления подписных листов ею была приобретена 24 июля в 11 часов 24 минуты, а документы (чек) на приобретение бумаги представлялись в избирательную комиссию. Кроме того, согласно пункту 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотрены статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ. В пункте 5 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрена правовая норма, аналогичная норме части 3 статьи 22 Закона № 683-ЗРК, о том, что подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Следовательно, требование об изготовлении подписных листов только за счет средств соответствующего избирательного фонда, Верховным Судом РФ рассматривается как требование к оформлению подписных листов. Исходя из этого, руководствуясь пунктом «г» ч. 14 ст. 26 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК, который в качестве основания для отказа в регистрации кандидата устанавливал наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Закона, ТИК Лахденпохского района приняла решение об отказе в регистрации Валовой Г.Л. Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ установлено, что решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом только если будет установлено, что оно было принято избирательной комиссией с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, иного закона. Полагают, что даже если суд придет к выводу, что избирательной комиссией при таких обстоятельствах решение об отказе в регистрации кандидата должно было быть мотивировано не пунктом «г», а пунктом «ж» ч. 14 ст.26 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК (по критерию недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата), оно подлежит оставлению в силе. Допущенное кандидатом Валовой Г.Л. нарушение было критическим для решения вопроса об ее регистрации и не могло быть ей исправлено. Действующим законодательством не предусмотрено, что кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в подписные листы, а равно производить замену подписных листов после их представления в избирательную комиссию. В части требований административного иска обязать избирательную комиссию зарегистрировать Валову Г.Л, кандидатом на выборах, поясняют следующее. Пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ установлено, что выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Пунктом 12 статьи 20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ определено, что комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Часть 14 статьи 26 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК содержит значительный перечень оснований для отказа в регистрации кандидата. Иные основания, помимо изложенных в решении ТИК Лахденпохского района от 04.08.2022, избирательной комиссией не проверялись, поскольку допущенное кандидатом Валовой Г.Л. нарушение было достаточным основанием для отказа в регистрации. На основании вышеизложенного, административный ответчик просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требование.

Представитель Центральной избирательной комиссии Республики Карелия, действующий на основании доверенности Футрик Г.Г., в судебном заседании сделал заключение об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, полностью поддержал письменное заключение, отметив, что административный истец сама подтверждает тот факт, что бумага для изготовления подписных листов была приобретена ею до уведомления ТИК Лахденпохского района о выдвижении, то есть до создания избирательного фонда. Следовательно, подписные листы изготовлены не за счет средств избирательного фонда. Основой самовыдвижения являются подписные листы. Между тем, в силу закона, подписи, собранные не за счет средств избирательного фонда, подлежат признанию недействительными. Полагал, что вне зависимости от формулировки оспариваемого решения, регистрация кандидата произведена быть не могла.

Из письменного заключения ЦИК РК следует, что иск удовлетворению не подлежит не подлежащим по следующим основаниям. Решением Совета Куркиекского сельского поселения от 14.06.2022 № 28/126-4 на 11.09.2022 назначены выборы Главы Куркиекского сельского поселения. Организующей выборы комиссией является ТИК Лахденпохского района, на которую постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 13.05.2022 № 8/75-7 возложены полномочия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума муниципальных образований, расположенных на территории Лахденпохского муниципального района Республики Карелия, включая Куркиекское сельское поселение. 24.07.2022 Валова Г.Л. представила ТИК Лахденпохского района в документы о выдвижении кандидатом на должность Главы Куркиекского сельского поселения в порядке самовыдвижения, 26.07.2022 – документы для регистрации, в том числе подписные листы с подписями избирателей в поддержку своего выдвижения. Проверив и проанализировав представленные документы, решением ТИК Лахденпохского района от 04.08.2022 Валовой Г.Л. отказано в регистрации кандидатом на должность Главы Куркиекского сельского поселения по причине того, что подписные листы, представленные Валовой Г.Л. в ТИК Лахденпохского района, не изготовлены за счет средств избирательного фонда. Валова Г.Л. в административном исковом заявлении просит суд признать незаконными действия ТИК Лахденпохского района, выразившиеся в отказе в регистрации кандидата на должность Главы Куркиекского сельского поселения и обязать ТИК Лахденпохского района зарегистрировать ее кандидатом на должность Главы Куркиекского сельского поселения. Согласно ч. 2 ст. 22 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК для регистрации кандидатов на должность главы муниципального образования, выдвинутых в порядке самовыдвижения, необходимо собрать подписи избирателей в количестве 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования. Валовой Г.Л. 26.07.2022 в числе документов для регистрации представлены в ТИК Лахденпохского района подписные листы, содержащие 14 подписей избирателей в поддержку своего выдвижения. В соответствии с положениями п. 5 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, ч. 3 ст. 22 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК, подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. При этом, в силу положений ч. 1 ст. 42 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК кандидаты создают собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии муниципального образования об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой комиссией. Как установлено ТИК Лахденпохского района при приеме документов, отражено в материалах дела и подтверждается административным истцом, Валова Г.Л. представила документы для выдвижения в ТИК Лахденпохского района 24.07.2022 в 12 часов 10 минут. В числе документов, представленных при выдвижении, Валовой Г.Л. подано в ТИК Лахденпохского района письменное уведомление о создании избирательного фонда без открытия специального избирательного счета, что соответствует положениям ч. 17 ст. 42 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК. В этом случае избирательный фонд создается только за счет собственных средств кандидата. 26.07.2022 Валова Г.Л. представила в ТИК Лахденпохского района документы для регистрации, в том числе первичный финансовый отчет. Из документов, приложенных к первому финансовому отчету, следует, что на момент представления документов для регистрации кандидатом потрачено 230 рублей на приобретение бумаги для изготовления подписных листов. При этом бумага приобретена до момента подачи документов для выдвижения, следовательно, до создания кандидатом избирательного фонда. Таким образом, из документов, представленных Валовой Г.Л. для регистрации, следует, что подписные листы изготовлены кандидатом не за счет средств избирательного фонда, что прямо противоречит п. 5 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и ч. 3 ст. 22 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК. В соответствии с положениями пп. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и п. «и» ч. 13 ст. 24 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК в случае, если подписной лист изготовлен не за счет средств избирательного фонда, все подписи в данном подписном листе следует признать недействительными. Учитывая изложенное, Центральная избирательная комиссия Республики Карелия приходит к выводу, что решение ТИК Лахденпохского района по содержанию правильное и не подлежит отмене. Вместе с тем, при вынесении решения ТИК Лахденпохского района ошибочно в обоснование своего решения применила нормы законодательства, а именно пп. «в.1» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и п. «г» ч. 14 ст. 26 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК, отказав в регистрации Валовой Г.Л. по причине наличия на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований законодательства о выборах. Полагали, что в данном случае, ТИК Лахденпохского района следовало признать недействительным все подписи, представленные Валовой Г.Л. в поддержку своего выдвижения, а основаниями для отказа признать недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, т.е. основания, предусмотренные пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и п. «ж» ст. 14 ч. 26 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК. С учетом изложенного, Центральная избирательная комиссия Республики Карелия, считает что решение ТИК Лахденпохского района от 04.08.2022 отмене не подлежит. Просит в удовлетворении административного иска Валовой Г.Л. отказать.

Прокурор Лахденпохского района Долгов В.А. сделал заключение о законности и обоснованности принятого ТИК Лахденпохского района решения и об отсутствии оснований для его отмены. Отметил, что в силу закона изготовление подписного листа не за счет средств избирательного фонда влечет за собой не только нарушение требований к оформлению документов, но и недействительность всех подписей в подписном листе.

Представитель заинтересованного лица администрации Куркиекского сельского поселения при надлежащем извещении в судебном заседании отсутствовал.

Заслушав участвующих в деле лиц, заключения прокурора и представителя ЦИК РК, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что решением Совета Куркиекского сельского поселения IV созыва XXVIII заседания от 14.06.2022 № 28/126-4, опубликованным в газете «Куркиёкский вестник» за № 7 (159) от 15.06.2022, на 11.09.2022 назначены выборы Главы Куркиекского сельского поселения.

Согласно постановлению Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 13.05.2022 № 8/75-7 ТИК Лахденпохского района является комиссией организующей выборы, на которую возложены полномочия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума муниципальных образований, расположенных на территории Лахденпохского муниципального района Республики Карелия.

24.07.2022 в 12 часов 00 минут Валова Г.Л. обратилась в ТИК Лахденпохского района с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы Куркиекского сельского поселения.

В 12 часов 10 минут прием документов от Валовой Г.Л. был окончен и административным истцом получено подтверждение получения документов для уведомления о выдвижении кандидата в порядке самовыдвижения на должность Главы Куркиекского сельского поселения.

26.07.2022 в 16 часов 24 минуты Валовой Г.Л. в ТИК Лахденпохского района были сданы следующие документы: протокол об итогах сбора подписей, первый финансовый отчет, учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда, сведения об изменениях в данных о кандидате.

Из оспариваемого решения следует, что административному истцу отказано в регистрации кандидата на должность Главы Куркиекского сельского поселения в связи с нарушением ч. 3 ст. 22 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия» по следующим основаниям.

Для регистрации кандидата на должность Главы Куркиекского сельского поселения Валовой Галины Леонидовны были представлены подписные листы, содержащие 14 подписей избирателей.

Согласно представленным Валовой Г.Л. сведениям по учету поступления и расходования денежных средств избирательного фонда с приложением первичного бухгалтерского документа (кассового чека) Валовой Г.Л. приобретена бумага для изготовления и оформления подписных листов в 11 часов 24 минуты 24.07.2022. Согласно Подтверждению получения документов для уведомления о выдвижении кандидата в порядке самовыдвижения Валовой Галины Леонидовны кандидат на должность Главы Куркиекского сельского поселения время окончания приема документов - 12 часов 10 минут 24.07.2022 года.

Иные документы, подтверждающие изготовление и оформление подписных листов кандидатом Валовой Г.Л. за счет избирательного фонда, созданного по факту окончания приема документов для уведомления о выдвижении кандидатом на должность Главы Куркиекского сельского поселения Валовой Г.Л., то есть позднее 12 часов 10 минут 24.07.2022, вместе с документами, представленными кандидатом Валовой Г.Л. на регистрацию, в Территориальную избирательную комиссию Лахденпохского района не представлены. Таким образом, в нарушение требований части 3 статьи 22 Закона № 683-ЗРК подписные листы, представленные кандидатом Валовой Г.Л., изготовлены и оформлены не за счет избирательного фонда.

Не согласившись с принятым решением территориальной избирательной комиссии, административный истец обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

В соответствии с ч. 2 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В силу ч. 4 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения. В случае предварительного обжалования решения избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в иную избирательную комиссию, комиссию референдума в порядке, установленном федеральным законом, административное исковое заявление может быть подано в течение пяти дней со дня принятия соответствующей комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения.

В соответствии с ч. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно ч. 5 ст. 60 Закона РК № 683-ЗРК решение избирательной комиссии муниципального образования о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии муниципального образования об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также Центральной избирательной комиссией Республики Карелия в порядке, предусмотренном статьей 59 настоящего Закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии муниципального образования, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией муниципального образования с нарушением требований, предусмотренных частями 14-16 статьи 26 настоящего Закона, иных требований, предусмотренных настоящим Законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно ст. 34 вышеназванного Федерального закона самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 5 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума.

В силу п. 1 ст. 58 Федерального закона № 67-ФЗ кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах. Избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями. Избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, избирательный фонд не создает

Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за счет: а) собственных средств кандидата, избирательного объединения; б) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; в) добровольных пожертвований граждан; г) добровольных пожертвований юридических лиц (п. 5 вышеуказанной статьи).

Согласно ч. 1 ст. 42 Закона РК № 683-ЗРК кандидаты обязаны создать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии муниципального образования об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой комиссией. Создание кандидатом избирательного фонда необязательно, при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.

Из положений п. 1 ч. 2 ст. 46 Закона РК № 683-ЗРК следует, что кандидаты, избирательные объединения обязаны представить в соответствующие избирательные комиссии муниципальных образований два финансовых отчета, первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации (в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета). К первому финансовому отчету прилагаются сведения по учету поступления и расходования денежных средств избирательного фонда и документ, подтверждающий указанный в отчете остаток средств избирательного фонда, выданный филиалом публичного акционерного общества "Сбербанк России".

Итоговый финансовый отчет - не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется комиссией, организующей выборы (п. 2 ч. 2 ст. 46 Закона РК № 683-ЗРК).

Согласно ч. 3 ст. 22 Закона РК № 683-ЗРК подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о самовыдвижении кандидата. Подписные листы изготавливаются и оформляются за счет соответствующего избирательного фонда по формам согласно приложениям 6 и 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Положениями п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ установлены основания отказа в регистрации кандидата, в том числе: наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (пп. «в.1»); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (пп. «д»).

Согласно п. «ж» ч. 14 ст. 26 Закона РК № 683-ЗРК основаниями отказа в регистрации кандидата являются: наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Закона (пп. «г»); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (пп. «ж»).

Анализ изложенных выше норм и представленных доказательств позволяет прийти к следующему.

В судебном заседании установлено, что подтверждение получения документов для уведомления о выдвижении кандидата в порядке самовыдвижения на должность Главы Куркиекского сельского поселения получено Валовой Г.Л. 24.07.2022 в 12 часов 10 минут.

По мнению суда, положения указанных выше норм права содержат императивные требования к оформлению подписных листов за счет средств избирательного фонда. При этом, в рассматриваемой ситуации избирательный фонд мог быть создан Валовой Г.Л. не ранее письменного уведомления ТИК Лахденпохского района, то есть не ранее 12 часов 10 минут 24.07.2022.

Вместе с тем, бумага для изготовления и оформления подписных листов, согласно документам, представленным в ТИК Лахденпохского района (первый отчет, учет поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата и кассовый чек), была приобретена Валовой Г.Л. 24.07.2022 в 11 часов 24 минуты, то есть за 46 минут до подачи документов для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатом на должность Главы Куркиекского сельского поселения, то есть до создания избирательного фонда.

Документы, подтверждающие изготовление и оформление подписных листов за счет средств избирательного фонда, Валовой Г.Л. в ТИК Лахденпохского района представлены не были. Также указанные документы не были представлены и в материалы дела.

Указанное нарушение закона при оформлении подписных листов суд находит существенным.

Доводы административного истца о том, что при отказе в регистрации административным ответчиком применены нормы права, не подлежащие применению (а именно: п. «в.1» ч. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ и п. «г» ч. 14 ст. 26 Закона РК № 683-ЗРК), по мнению суда не могут являться основанием для удовлетворения иска.

Так, по мнению суда, несмотря на то, что в силу пп. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ и п. «и» ч. 13 ст. 24 Закона РК № 683-ЗРК изготовление подписного листа не за счет средств избирательного фонда влечет за собой признание всех подписей в подписном листе недействительными, данное обстоятельство не исключает тот факт, что подписные листы оформлены с нарушением требований закона.

В данном случае, несмотря на то, что подписи в подписных листах недействительными не признавались, нельзя прийти к выводу, что подписные листы, представленные Валовой Г.Л., как документы, необходимые для регистрации Валовой Г.Л. в качестве кандидата на должность главы Куркиекского сельского поселения, соответствуют требованиям закона. Таким образом, суд приходит к выводу, что Валовой Г.Л. в нарушение действующих норм, для регистрации в качестве кандидата на должность Главы Куркиекского сельского поселения представлены документы, оформленные с нарушением закона. Следовательно, указание в оспариваемом решении в качестве оснований для отказа в регистрации кандидата на п. «в.1» ч. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ и п. «г» ч. 14 ст. 26 Закона РК № 683-ЗРК, не противоречит требованиям действующего законодательства.

Неприменение административным ответчиком при вынесении оспариваемого решения норм, устанавливающих в качестве основания для отказа в регистрации кандидата недостаточное количество достоверных подписей (п. «д» ч. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ и п. «ж» ч. 14 ст. 26 Закона РК № 683-ЗРК), не может повлечь за собой признание незаконным оспариваемого решения. Обстоятельства, на основании которых вынесено оспариваемое решение, изложены административным ответчиком ясно, доступно и с достаточной полнотой.

Кроме того, при разрешении заявленного спора нельзя не учесть, что действующим законодательством предоставление новых подписных листов взамен предоставленных ранее недопустимо. Допущенное Валовой Г.Л. нарушение, по мнению суда, является неустранимым, при этом, наличие неустранимых нарушений, допущенных кандидатом при оформлении подписных листов, является самостоятельным и независимым основанием для отказа в регистрации.

С учетом изложенных обстоятельств, суд находит, что оспариваемое решение Территориальной избирательной комиссии Лахденпохского района от 04.08.2022 является законным и обоснованным, а исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ,

р е ш и л:

Исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение пяти дней со дня принятия решения через Лахденпохский районный суд Республики Карелия.

Судья И.В. Жданкина

Мотивированное решение изготовлено 12.08.2022.