РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2019 года г. Иркутск
Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Долбня В.А., при секретаре судебного заседания Бояркиной Ю.А., с участием прокурора Касьянниковой А.Л., представителей административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 и ФИО3, представителей заинтересованного лица ФИО4 Д.Л. по доверенности ФИО5, ФИО6, представителя заинтересованного лица И. регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению ФИО1 к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Д. города Иркутска седьмого созыва о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Д. города Иркутска седьмого созыва о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата.
В обоснование исковых требований указал, что решением Д. города Иркутска № от ****год были назначены выборы депутатов Д. города Иркутска седьмого созыва (опубликовано в газете «Иркутск официальный» № (820) от 14 июня 2019 года).
Решением от ****год№ Окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа № (далее также ОИК №) в качестве кандидата в депутаты Д. города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № был зарегистрирован ФИО1
Решением от ****год№ Окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа № в качестве кандидата в депутаты Д. города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № был зарегистрирован ФИО4 Л.Д.
Истец полагает, что ОИК №, приняв решение о регистрации в качестве кандидата в депутаты Д. города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №ФИО4 Л.Д., существенным образом нарушила нормы Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (далее также ФЗ-67), Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» от 11 ноября 2011 года № 116-ОЗ (далее также ОЗ-116), регламентирующие порядок выдвижения и регистрации кандидатов. Указанный вывод основан на том, что в документах, представленных ФИО4 Л.Д. для его выдвижения и регистрации, имеются значительные нарушения избирательного законодательства, выразившиеся в следующем:
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 ФЗ-67 «Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий)».
В пункте 2.2 статьи 33 ФЗ-67 установлено, что вместе с заявлением предоставляются «заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом».
Из представленных ФИО4 Л.Д. в ОИК № документов усматривается, что кандидат указал в заявлении о согласии баллотироваться сведения о том, что он работает в аппарате Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, занимает должность помощника депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по работе в Иркутской области на постоянной основе на срок полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО8
Вместе с тем, из представленной ФИО4 Л.Д. справки № от ****год следует, что кандидат «работает в должности помощника депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по работе в Иркутской области на постоянной основе на срок полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО9 с ****год по настоящее время».
Таким образом, в указанной справке указана только должность кандидата ФИО4 Л.Д., а информация о месте его работы отсутствует. Следовательно, данная справка не подтверждает указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы кандидата ФИО4 Л.Д., а именно тот факт, что основным местом работы кандидата ФИО4 Л.Д. является аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, как указано последним в заявлении о согласии баллотироваться.
Документ, подтверждающий место работы кандидата, в регистрационном деле кандидата ФИО4 Л.Д. отсутствует. Данный документ не был представлен ФИО4 Л.Д. ни на момент выдвижения, ни на момент регистрации.
Вместе с тем, в силу уже упомянутых выше положений пункта 2.2. статьи 33 ФЗ-67 кандидат обязан представить документ, подтверждающий сведения об основном месте работы или службы.
Из вышеизложенного следует, что среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата ФИО4 Л.Д., на момент его регистрации отсутствовал документ, необходимый в соответствии с ФЗ-67, ОЗ -116 для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, а именно документ, подтверждающий основное место работы кандидата, что является основанием для отмены решения избирательной комиссии на основании пункта «в» части 24 статьи 38 67-ФЗ (п. 3 ч.1 ст. 63 ОЗ-116).
В заявлении о согласии баллотироваться ФИО4 Л.Д. указал в качестве основного места работы «аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области», в качестве должности «помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по работе в Иркутской области на постоянной основе на срок полномочий депутата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО9»
Вместе с тем, указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы кандидата не соответствуют действительности, поскольку аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области не является местом работы помощника депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в силу норм федерального законодательства, регулирующего статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и его помощников.
Постановлением Правительства Иркутской области от ****год№-ПП утверждено положение «Об аппарате Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области» (далее также аппарат).
В соответствии с подпунктом 32 (1) пункта 6 главы 3 положения на аппарат губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области возложены полномочия по оформлению приема на работу и командировок помощников депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, осуществляющих депутатские полномочия по работе в Иркутской области в соответствии с Федеральным законом от 08 мая 1994 года№ 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Таким образом. Аппарату Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области лишь делегированы федеральным законом функции по оформлению приема помощника депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на работу.
Пунктом 3 Постановления Правительства Иркутской области от 10 марта 2016 года№ 124-ПП «Об аппарате Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области» установлена предельная штатная численность аппарата в количестве 328 единиц:
2 единицы замещающие государственные должности Иркутской области (руководитель аппарата и полномочный представитель Губернатора Иркутской области в Законодательном Собрании Иркутской области);
300 единиц государственных гражданских служащих Иркутской области, включая помощников Губернатора Иркутской области, помощников Губернатора Иркутской области по обеспечению исполнения отдельных полномочий, советников губернатора Иркутской области, референтов Губернатора Иркутской области:
26 единиц работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы.
Таким образом, утвержденная на законодательном уровне штатная численность аппарата предусматривает вхождение в штат сотрудников аппарата помощников депутатов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Кроме того, Постановлением Правительства Иркутской области от 10 марта 2016 года № 124-ПП утверждена структура аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области. В структуру аппарата входят 16 самостоятельных структурных подразделений, обслуживающих деятельность аппарата и имеющих соответствующий функционал: главное правовое управление, управление по государственной гражданской службе, кадрам, государственным наградам, по правоохранительной н оборонной работе, по мобилизационной подготовке, канцелярия, секретариат, и т.д.). Помощники депутатов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации ни в одно из структурных подразделений аппарата не входят.
Аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области не является местом работы помощника депутата Государственной Думы ФИО10
В частности, об этом свидетельствуют следующие обстоятельства:
прием на работу помощника депутата Государственной Думы осуществляется только на основании представления депутата Государственной Думы (руководитель аппарата не вправе самостоятельно примять решение о приеме на работу помощника депутата Государственной Думы, в отличие от работников аппарата, которых он в силу подл. 3 пункта 13 Положения об аппарате назначает на должность) - п. 5 ст. 38 ФЗ-3;
установление размера оплаты труда в качестве существенного условия трудового договора производится депутатом Государственной Думы. Именно депутат Государственной Думы, а не руководитель аппарата определяет размер оклада помощника депутата, в отличие от работников аппарата, в отношении которых руководитель аппарата утверждает штатное расписание и фонд оплаты труда согласно пп. 6 п. 13 Положения об аппарате - п. 1 ст. 40 ФЗ-3;
вопрос назначения и выплаты материальных поощрений помощнику депутата разрешается непосредственно депутатом Государственной Думы, а не руководителем аппарата, как это он делает в отношении работников аппарата - п. 1.2 ст. 40 3-ФЗ;
вопрос предоставления отпуска в отношении помощника депутата Государственной Думы разрешает непосредственно депутат Государственной Думы - п. 7 ст. 40 ФЗ-3; увольнение помощника депутата Государственной Думы до истечения срока полномочий депутата Государственной Думы также производится исключительно на основании представления депутата Государственной Думы. Руководитель аппарата не имеет право освободить от должности помощника депутата Государственной Думы, в отличие от работников аппарата, которых он в силу подп. 3 пункта 13 Положения об аппарате освобождает от должности - п. 10 ст. 38 ФЗ;
при исполнении своих трудовых, служебных обязанностей помощник депутата Государственной Думы подчиняется исключительно депутату Государственной Думы, выполняет его распоряжения и поручения - ст. 39 ФЗ 3. Помощник депутата Государственной Думы не подчиняется руководителю аппарата или иному должностному лицу аппарата; финансовое обеспечение деятельности помощника депутата Государственной Думы осуществляется за счет средств федеральною бюджета, финансовое обеспечение сотрудников аппарата за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Иркутской области.
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Из указанного следует, что помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО4 Л.Д. не связан трудовыми отношениями с аппаратом Губернатора и Правительства Иркутской области, поскольку:
не осуществляет в аппарате работу по должности в соответствии со штатным расписанием аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области;
не осуществляем свою работу в интересах, под контролем и управлением аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, подчиняется депутату Государственной Думы;
не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, установленному там режиму работы, иным правилам, зафиксированном в коллективном договоре или иных локальных нормативных актах.
Аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области выступает в качестве работодателя по трудовому договору с помощниками депутатов Государственной Думы исключительно формально, во исполнение положений федерального законодательства, законодательства Иркутской области о возложении на указанный орган полномочий по приему помощника депутата Государственной Думы на работу и заключении с ним срочного трудового договора.
Именно поэтому в справке №/к от ****год, предоставленной ФИО4 Л.Д. в качестве документа, подтверждающего основное место работы и должность, отсутствует информация о его месте работы, а указана информация исключительно о его должности, что еще раз подтверждает то обстоятельство, что ФИО4 Л.Д. указал недостоверные сведения об основном месте работы.
Таким образом, из анализа документов и норм избирательного законодательства усматривается, что в документах ФИО4 Л.Д., представленных на выдвижение и (или) регистрацию, на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, имелись документы, оформленные с нарушением требований избирательного законодательства, что соответствует основанию отказа в регистрации кандидата, предусмотренному пп. «в.1» п. 24 ст. 38 ФЗ-67 (п.4 ч.1 ст. 63 ОЗ-116). Таким документом является заявление о согласии баллотироваться, содержащее недостоверные сведения об основном месте работы кандидата.
Кроме того, поскольку кандидат ФИО4 Л.Д. представил сведения об основном месте работе не соответствующие действительности, достоверные сведения об основном месте работы не предоставил, то усматривается еще одно основание для отказа в регистрации: пп. «в.2» п. 24 ст. 38 ФЗ-67 (и.5 ч.1 ст. 63 ОЗ-116) - отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 ФЗ-67, а именно сведений об основном месте работы.
В соответствии с п. 1 ст. 39 ФЗ-67, ч.1 ст. 64 ОЗ-116, все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных Федеральным законом. Данные положения устанавливают, что все кандидаты, принявшие решение участвовать в соответствующих выборах, пользуются равными правами и несут равные обязанности при участии в избирательном процессе; все действия и документы, представляемые кандидатами, в равной мере должны соответствовать требованиям закона, предъявляемым к их совершению и оформлению.
Документы, представленные кандидатом ФИО4 Л.Д. для его выдвижения и регистрации, по своим форме и содержанию данным требованиям не соответствовали.
На момент вынесения ОИК № решения о регистрации в качестве кандидата в депутаты Д. города Иркутска седьмого созыва но одномандатному избирательному округу №ФИО10, у кандидата среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации отсутствовали документы, необходимые и соответствии с ФЗ-67, ОЗ-116, для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата - а именно, документ, подтверждающий основное место работы кандидата;
- среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, имелись документы, оформленные с нарушением требовании избирательного законодательства, а именно заявление о согласии баллотироваться, содержащее недостоверные данные об основном месте работы;
в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, отсутствовали некоторые обязательные сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 33 ФЗ-67 (ст. 49 ОЗ-116), а именно сведения об основном месте работы кандидата.
При таких обстоятельствах ОИК № должна была отказать ФИО4 Л.Д- в регистрации в качество кандидата в депутаты Д. города Иркутска седьмого созыва но одномандатному избирательному округу № но основаниям, предусмотренным п.п. «в.», «в1», «в.2» п. 24 ст. 38 ФЗ-67 (п. п. 3, 4, 5 ч. 1 ст. 63 03-116). Однако ОИК № произвела регистрацию кандидата ФИО4 Л.Д. в нарушение норм закона.
Таким образом, был нарушен основополагающий принцип российского законодательства - принцип равенства всех перед законом, и право заявителя на равные для всех кандидатов на выборные должности условия выдвижения и регистрации, в частности при оформлении необходимых документов в строгом соответствии с требованиями закона. Все документы, представленные заявителем при выдвижении и регистрации, были оформлены в строгом соответствии с нормами избирательного законодательства. ФИО4 Л.Д., допустив существенные нарушения законодательства, тем не менее был зарегистрирован.
На основании изложенного административный истец просил суд признать незаконным и отменить решение Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Д. города Иркутска седьмого созыва «О регистрации ФИО10 кандидатом в депутаты Д. города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №» от ****год№.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в материалах дела имеется заявления о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители административного истца ФИО3, ФИО11 административные исковые требования поддержали в полном объеме, суду пояснили, что место работы ФИО4 Л.Д. указано не верно. Справки с работы присутствуют. Кандидат указал место работы без документального подтверждения, то есть комиссия должна была отказать в его регистрации.
В судебное заседание представитель Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Д. города Иркутска седьмого созыва не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в материалах дела имеется заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители заинтересованного лица ФИО4 Д.Л. по доверенности ФИО6, ФИО5 и ФИО12 административные исковые требования не признали, поддержали доводы, изложенные в возражениях.
Представитель заинтересованного лица Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» ФИО7 в удовлетворении исковых требований административного истца просил отказать.
Помощник прокурора Касьянникова А.Л. считала требования административного истца подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы административного дела, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, оценив представленные доказательства, суд считает требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2.2. статьи 33 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются, если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Окружной избирательной комиссией № по выборам депутатов Д. города Иркутска во исполнение определения суда в материалы дела представлены все документы, представленные для выдвижения и регистрации кандидатом в депутаты Д. города Иркутска по одномандатному избирательному округу №ФИО4 Л.Д. В числе этих документов представлена справка от ****год№/к из Аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, в которой указано место работы кандидата: помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по работе в Иркутской области на постоянной основе на срок полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО9
Таким образом, не находит подтверждения довод административного истца о том, что среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата отсутствует документ, необходимый в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ "О муниципальных выборах в Иркутской области" для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, а именно, документ, заверенный кандидатом и подтверждающий указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы кандидата ФИО4 Л.Д.
В соответствии с частью 1 статьи 61 КАС РФ обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами. Довод административного истца о том, что данные в справке от ****год№/к не совпадают с данными в копии трудовой книжке ФИО4 Л.Д. и копии срочного трудового договора № от ****год, в связи с чем сведения в заявлении и справки являются недостоверными не может быть принят судом по следующим обстоятельствам. В соответствии с подпунктом "б" пункта 2.2. статьи 33 кандидат представляет заверенные соответственно кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий). Данные об основном месте работы и о занимаемой должности в справке от ****год№/к и заявлении ФИО4 Л.Д. от ****год полностью совпадают. Копией трудовой книжки и копией срочного трудового договора представитель заинтересованного лица доказывает, что основным местом работы является аппарат губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области.
В ходе судебного заседания административным истцом было заявлено, что из справки от ****год№/к не следует, что указанное место работы является для кандидата ФИО4 Л.Д. является основным.
Суд не может согласиться с данным доводом по следующим основаниям. В Подтверждении получения документов о выдвижении кандидата в депутаты Д. города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №. выдвинутого избирательным объединением от ****год, в пункте 3 значится, что кандидатом ФИО4 Л.Д.. представлена "копия трудовой книжки либо справка с основного места работы (службы) либо документы, подтверждающие сведения о роде занятий или статусе неработающего" на 2 листах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Таким образом, на момент принятия решения Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Д. города Иркутска седьмого созыва от ****год№ "О регистрации ФИО10 кандидатом в депутаты Д. города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №" у Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Д. города Иркутска седьмого созыва не имелось сомнений в том, что документ, представленный ФИО4 Л.Д. является именно документом об основном месте работы кандидата.
Вместе с возражения представителей заинтересованного лица ФИО4 Л.Д. была представлена копия справки от ****год№/к из Аппарата губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области, в которой указано, что ФИО4 Л.Д. действительно является помощником депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по работе в Иркутской области на постоянной основе на срок полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО9 по настоящее время. Основным местом работы является аппарат губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области.
В материалы дели, по ходатайству представителей заинтересованного лица ФИО4 Л.Д. были представлены заверенная Аппаратом губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области копия трудовой книжки ФИО10****год года рождения и копия Срочного трудового договора № от ****год.
В соответствии со статьёй 66 ТК РФ работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. В качестве работодателя в штампе в трудовой книжек и в срочном трудовом соглашении указан Аппарат Губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 62 КАС РФ административный истец должен доказать факты, на которые он ссылаются как на основания своих требований. Однако административным истцом не представлено доказательств того, что ФИО4 Л.Д. имеет какое-либо иное основное место работы, кроме указанного ею в заявлении о согласии баллотироваться в качестве кандидата. Однако, таких доказательств суду не представлено.
Кроме того, суд учитывает, что как Аппарат губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области, так и сам ФИО4 Л.Д. подтверждают факт наличия между ними трудовых отношений, где Аппарат выступает работодателем, а ФИО4 Л.Д. работником. Суд полагает, что по смыслу статьи 15 ТК РФ указанные отношения являются трудовыми, не смотря на особенности правового регулирования именно этой категории работников.
Таким образом, исходя из материалов дела однозначно установлено, что основным местом работы кандидата ФИО4 Л.Д. является Аппарат губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области.
Довод административного истца о том, что в справке с основного места работы от ****год№/к не указано место работы, в связи с чем Окружная избирательная комиссия № по выборам депутатов Д. города Иркутска должна была отказать в регистрации ФИО4 Л.Д. на основании подпункта "в.2." пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" также не нашёл своего подтверждения по следующим причинам.
В соответствии с пунктом 1 Положения об управлении Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по государственной гражданской службе, кадрам и государственным наградам, утвержденном Приказом Аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области от 01.04.2016 №16-пра Управление является структурным подразделением Аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области.
Приложением 22 Указа Губернатора Иркутской области от 10.08.2016 N 179-уг "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области" утверждена форма бланка письма исполнительного органа государственной власти Иркутской области (угловой).
Представленными в материалы дела справка Аппарата губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области от ****год№/к, копия Срочного трудового договора № от ****год и копия трудовой книжки ФИО4 Л.Д. подтверждают, что его основным местом работы является именно Аппарат губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области, а Управление губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области по государственной гражданской службе, кадрам и государственным наградам является структурным подразделением Аппарата, в связи с чем, как самостоятельное место работы рассматриваться не может.
В соответствии со статьей 65 Трудового Кодекса Российской Федерации, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства.
Согласно статье 66. Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение. По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.
В соответствии с пунктом 20 Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 "О трудовых книжках" сведения о работе по совместительству (об увольнении с этой работы) по желанию работника вносятся по месту основной работы в трудовую книжку на основании документа, подтверждающего работу по совместительству. В развитие вышеуказанного пункта в абзаце 7 пункта 3.1 Постановления Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек" установлено, что по желанию работника запись в трудовую книжку сведений о работе по совместительству производится по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству. В графе 1 раздела "Сведения о работе" трудовой книжки ставится порядковый номер записи, в графе 2 указывается дата приема на работу в качестве совместителя, в графе 3 делается запись о принятии или назначении в качестве совместителя в структурное подразделение организации с указанием его конкретного наименования (если условие о работе в конкретном структурном подразделении включено в трудовой договор в качестве существенного), наименования должности, специальности, профессии с указанием квалификации, в графе 4 указывается наименование документа, на основании которого внесена запись, со ссылкой на его дату и номер. В таком же порядке производится запись об увольнении с этой работы.
Административный истец или другие участники процесса не смогли доказать и представить доказательства того, что основным местом работы ФИО4 Л.Д. является какое-либо другое место работы, кроме Аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных актов и материалов дела, судом сделан вывод, что основным местом работы является организация в которой хранится оригинал Трудовой книжки работка. В ходе судебного разбирательства Заинтересованным лицом был предоставлен надлежащим образом заверенная копия трудовой книжки, изучив которую суд приходит к выводу о том, что основным местом работы ФИО10 является Аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области.
В качестве одного из оснований, отмены Решения Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Д. города Иркутска седьмого созыва от ****год№ "О регистрации ФИО10 кандидатом в депутаты Д. города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №" административный истец указывает подпункт "в.1." пункта 24 статьи 38 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а именно основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Пунктами 2,3 статьи 33, пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктом 2 части 2 статьи 59 Закона Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ "О муниципальных выборах в Иркутской области" установлен перечень документов, к которым избирательное законодательство предъявляет требования к их оформлению: сведения об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах; подписной лист; протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата (Утв. реш. ИК города Иркутска от «13» июня 2019 года №); заявление кандидата о согласии баллотироваться (в части установления перечня сведений, которые должны содержаться в заявлении).
Каких-либо требований к оформлению справки с места работы избирательное законодательство не предусматривает. В то же время, справка содержит все необходимые реквизиты, установленные в соответствии с действующим трудовым законодательством к подобного рода документам. Справка содержит: официальный угловой штамп, дату, номер, подпись и сведения о том, кем и где работает лицо, в отношении которого выдана данная справка.
При таких обстоятельствах, подпункт "в.1." пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не может являться основанием для отмены Решения Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Д. города Иркутска седьмого созыва от ****год№ "О регистрации ФИО10 кандидатом в депутаты Д. города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №" в связи с тем, что справка с основного места работы кандидата ФИО4 Л.Д. оформлена с нарушением требований действующего законодательства.
Довод административного истца о том, что ФИО4 Л.Д. не является помощником депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по работе в И.<адрес> на постоянной основе на срок полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО9, в связи с тем, что он ушёл в отпуск с должности Президента Благотворительного фонда "Красноштанова" не может быть принят судом, так как по смыслу абзаца 57 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" родом занятий является только деятельность приносящая доход кандидату, или статус временно не работающего (домохозяйки). Как установлено из материалов дела и пояснений сторон в качестве Президента Благотворительного фонда ФИО4 Л.Д. ни каких доходов не получал, что подтверждается, в том числе представленными в материалы дела сведениями сведения об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах кандидата за 2018 год.
Довод административного истца о том, что в штатном расписании Аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области отсутствует должность помощника опровергается пояснениями самого аппарата, в которых указано, что должность помощников депутатов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не входят в штатное расписание Аппарата, в связи с тем, что не исполняют трудовые функции в интересах аппарата, однако трудовую деятельность данные лица осуществляют именно в Аппарате.
В соответствии с частью 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Оценивая в совокупности все представленные сторонами доказательства, заслушав пояснения сторон, суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для отмены Решения Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Д. города Иркутска седьмого созыва от ****год№ "О регистрации ФИО13 кандидатом в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №" как незаконного.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Д. города Иркутска седьмого созыва о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата ФИО13 – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в И. областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Мотивированное решение составлено ****год
Судья В.А. Долбня