ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2622/2023 от 14.08.2023 Братского городского суда (Иркутская область)

УИД 38RS0003-01-2023-002880-65

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск 14 августа 2023 года

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Павловой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Мелиховой А.В.,

с участием административного истца ФИО1,

административного ответчика – представителя МУ МВД России «Братское» ФИО2, действующей на основании доверенности от 22.12.2021 № 45,

административного ответчика – старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД МУ МВД России «Братское» ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2622/2023 по административному исковому заявлению ФИО1 к регистрационно-экзаменационному отделу ГИБДД МУ МВД России «Братское», Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, старшему государственному инспектору безопасности дорожного движения регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД МУ МВД России «Братское» ФИО3 о признании незаконными действий старшего государственного инспектора регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД МУ МВД России «Братское» ФИО3 при приеме 25.03.2023 экзаменов по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения; о признании результата экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения от 25.03.2023 как положительного,

УСТАНОВИЛ:

административный истец ФИО1 обратился в Братский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением к РЭО ГИБДД МУ МВД России «Братское», ГУ МВД РФ по Иркутской области, старшему государственному инспектору безопасности дорожного движения РЭО ГИБДД МУ МВД России «Братское» ФИО3 о признании незаконными действий старшего государственного инспектора регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД МУ МВД России «Братское» ФИО3 при приеме 25.03.2023 экзаменов по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения; о признании результата экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения от 25.03.2023 как положительного, обосновав свои требования следующим.

25.03.2003 ФИО1 был сдан экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения с целью получения водительского права категории «С». Его принимал старший государственный инспектор РЭО ГИБДД МУ МВД России «Братское» капитан полиции ФИО3, который по результатам приема экзамена в экзаменационном листе поставил ФИО1 отметку «НЕ СДАЛ», с чем он не может согласиться категорически, ввиду следующих обстоятельств.

Экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения ФИО1 сдавал на экзаменационном автомобиле, принадлежащем ЧПОУ «Автошкола Автомобилист», регистрационный номер *** 38, марки ЗиЛ. Экзаменационный маршрут проходил по району БЛПК в Центральной части г. Братска. Полагает, что при сдаче экзамена был нарушены требования абз. 2 п. 130 приказа МВД России от 20.10.2015 № 995 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений», согласно которому, в случае, если сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 5 и более баллов, кандидату в водители выставляется отметка «НЕ СДАЛ» и проведение экзамена прекращается.

Государственным инспектором, принимавшим данный экзамен, ФИО1 было указано на необходимость выполнения требования, предусмотренного п. 1.5 ПДД РФ – при постановке транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед. После остановки учебного транспортного средства, государственный инспектор ФИО3 поставил ФИО1 5 штрафных баллов и оформил результат «Не сдал», при этом сообщил, что ФИО1 была допущена одна грубая ошибка из перечня Контрольной таблицы, указанной в приказе 2.7, а именно – невыполнение требования знаков приоритета, запрещающих и предписывающих знаков, дорожной разметки 1.1, 1.3 (за искл. пп 3.8 и 3.9 экзаменационного листа), а также знаков особых предписаний.

О своем несогласии с выводами по результатам экзамена ФИО1 сообщил ФИО3, однако его мнение не было учтено и осталось без ответа, несмотря на то, что процедура приема экзамена в соответствии с законодательством была зафиксирована на видео.

Дальнейшие его обращения за защитой своих законных интересов к вышестоящим инстанциям к положительному для ФИО1 результату не привели, осуществленная проверка по заявлению в прокуратуру г. Братска нарушений законности со стороны должностного лица ОГИБДД ФИО3 не установила, с чем ФИО1 также не согласен, поскольку считает, что она была проведена формально и односторонне, без установления всех обстоятельств (опрос свидетелей, просмотр данных видеофиксации) которые могли бы иметь существенное значение для соответствующих выводов.

Таким образом, ФИО1 считает, что действия должностного лица РЭО ГИБДД МУ МВД России «Братское» ФИО3 при оценке результатов его экзамена по вождению от 25.03.2023 не были законными, что повлекло ущемление его интересов.

В судебном заседании административный истец ФИО1 доводы административного искового заявления поддержал в полном объеме, пояснил, что он ничего не нарушил, его остановил инструктор. Инспектор пояснил, что ФИО1 должен был остановиться на остановке для автобусов, а ФИО1 остановился в зоне действия знака. Он встал под знак. Остановка до 5 минут, стоянка более 5 минут. Там установлен знак «стоянка запрещена». ФИО1 все сделал правильно, до 5 минут он мог там стоять. Инспектор ему сказал, что он не сдал экзамен, поставив 5 баллов. Считает, что он все сделал правильно, о чем сразу же сообщил инспектору. Там установлен знак «стоянка запрещена», он сделал остановку. На это инспектор ему пояснил, что, если он опустил руку, то нужно покинуть кабину.

В судебном заседании административный ответчик – представитель МУ МВД России «Братское» ФИО2 пояснила, что 16.03.2023 в РЭО ГИБДД МУ МВД России «Братское» от ФИО1 поступило заявление о предоставлении государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительского удостоверения.

21.03.2023 старшим государственным инспектором БДД РЭО ГИБДД МУ МВД России «Братское» ФИО3 было принято решение о допуске ФИО1 к экзамену, в этот же день у ФИО1 был проведен теоретический экзамен, в результате которого была выставлена положительная оценка – «СДАЛ». Проведение практического экзамена у ФИО1 было назначено на 25.03.2023.

25.03.2023 был проведен практический экзамен по управлению транспортным средством категории «С» в условиях дорожного движения у ФИО1

В 15 час. 42 мин. в Центральной части г. Братска на экзаменационном маршруте, отвечающим требованиям к маршрутам, на которых проводятся практические экзамены, проходящем по автодороге в районе БЛПК, на автомобиле, отвечающем требованиям к транспортным средствам, используемым для проведения практических экзаменов, марки ЗИЛ модель 442160, государственный регистрационный знак <***>, принадлежащем ЧПОУ «Автошкола Автомобилист», старшим государственным инспектором БДД РЭО ГИБДД МУ МВД России «Братское» капитаном полиции ФИО3, который является уполномоченным должностным лицом подразделения Госавтоинспекции, на которое в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) возложены служебные обязанности по проведению экзаменов, после проведения инструктажа, был начат экзамен по управлению транспортным средством категории «С» в условиях дорожного движения в отношении кандидата в водители ФИО1

Старшим государственным инспектором РЭО ГИБДД МУ МВД России «Братское» капитаном полиции ФИО3 у кандидата в водители ФИО1 были проверены навыки управления транспортным средством: «Разворот вне перекрестка», «Торможение и остановка при движении на различных скоростях». «Проезд регулируемого перекрестка» и «Постановка транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед».

При проверке навыка «Постановка транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед» ФИО1 была допущена ошибка, а именно, данный навык был выполнен в зоне действия дорожного знака 3.28 «Стоянка запрещена».

В соответствии с п. 2.7 (Не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих знаков, дорожной разметки 1.1. 1.3 (за исключением пунктов 3.8 и 3.9 экзаменационного листа), а также знаков особых предписаний) экзаменационного листа проведения практического экзамена на право управления транспортными средствами, старший государственный инспектор БДД РЭО ГИБДД МУ МВД России «Братское» ФИО3 разъяснил ФИО1 допущенную ошибку и выставил в экзаменационном листе отметку о пяти штрафных баллах, после чего прекратил экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения. По прекращению экзамена кандидатом в водители ФИО1 и экзаменатором ФИО3 был подписан экзаменационный лист.

В соответствии с Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097:

6. Экзамены проводятся в форме теоретического и практического экзаменов.

7. Экзамены проводятся уполномоченными должностными лицами подразделений Госавтоинспекпии, на которых в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) возложены служебные обязанности по проведению экзаменов (далее – экзаменаторы), которые достигли возраста 25 лет и имеют:

высшее образование;

право на управление транспортными средствами тех категорий или подкатегорий, по которым будут проводиться практические экзамены;

стаж управления транспортными средствами не менее 5 лет.

9. Для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий или подкатегорий (далее – кандидаты в водители), проводятся следующие экзамены:

а) для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами категорий «А», «В», «С», «D», «М», «BE», «СЕ» и «DE» и подкатегорий «А1», «В1», «С1», «D1», «С1Е» и «D1E», за исключением лиц, указанных в подпунктах «в» и «г» настоящего пункта, - теоретический и практический экзамены;

11. В случае, указанном в подпункте «а» пункта 9 настоящих Правил, практический экзамен назначается кандидату в водители, сдавшему теоретический экзамен. Такой практический экзамен проводится в 6-месячный срок со дня сдачи теоретического экзамена.

14. Практический экзамен на право управления транспортными средствами категорий «В», «С», «D», «BE», «СЕ» и «DE» и подкатегорий «С1», «D1», «С1Е» и «D1E» проводится на маршрутах, отвечающих требованиям к маршрутам, на которых проводятся практические экзамены, согласно приложению № 2.

При проведении практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий «В», «С», «D», «BE», «СЕ» и «DE» и подкатегорий «С1», «D1», «С1Е» у кандидата в водители проверяются навыки управления транспортным средством указанных категорий и подкатегорий путем выполнения следующих маневров:

а) постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов;

б) постановка транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом;

в) прямолинейное движение задним ходом и парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе) (для транспортных средств категорий «С» и «СЕ» и подкатегорий «С1» и «С1Е»);

г) разворот транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом:

д) остановка и начало движения па подъеме и на спуске;

е) проезд регулируемого перекрестка (при его наличии);

ж) проезд нерегулируемою перекрестка равнозначных дорог (при его наличии);

з) проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог;

и) левые и правые повороты;

к) разворот на перекрестке и вне перекрестка (для транспортных средств категорий «BE», «СЕ» и «DE» и подкатегорий «С1Е» и «D1E» при наличии возможности осуществления разворота);

л) проезд железнодорожною переезда (при наличии);

м) перестроение на участке дороги, имеющей 2 или более полосы для движения водном направлении (при наличии);

и) обгон или опережение; .

о) движение с максимальной разрешенной скоростью;

п) проезд пешеходных переходов и мест остановок маршрутных транспортных средств;

р) торможение и остановка при движении на различных скоростях;

с) постановка транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед;

т) остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров (для транспортных средств категорий «D» и «DE» и подкатегорий «D» и «D1E»);

у) сцепление и расцепление или расцепление и повторное сцепление прицепа с тягачом (для транспортных средств категорий «BE», «СЕ» и «DE» и подкатегорий «С1Е» и «D1E», за исключением сочлененных автобусов).

15. Практические экзамены проводятся на транспортных средствах, отвечающих требованиям к транспортным средствам, используемым для проведения практических экзаменов, согласно приложению № 3.

В соответствии с Административным регламентом МВД Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденного Приказом МВД России № 80 от 20.02.2021:

163. По завершении экзамена экзаменационный лист подписывается экзаменатором и кандидатом в водители.

164. Кандидату в водители, показавшему отрицательный результат, разъясняются допущенные ошибки, порядок и сроки проведения повторного экзамена в соответствии с пунктами 11, 11 (1) - 11 (3) Правил.

173. При проведении практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий «В», «С», «D», «BE», «СЕ» и «DE» и подкатегорий «С1», «D1», «С1Е» и «D1E» осуществляется проверка:

173.1. Соблюдения кандидатом в водители Правил дорожного движения при движении по маршруту и выполнении им маневров, предусмотренных пунктом 14 Правил.

173.2. Выполнения маневров, предусмотренных подпунктами «а» - «д» и «у» пункта 14 Правил в соответствии с приложением № 8 к Административному регламенту.

174 Административная процедура проведения практического экзамена включает в себя следующие административные действия:

174.1. П1одготовку к проведению практического экзамена - в срок, не превышающий 20 минут.

В случае наличия непроверенных маневров, при истечении установленного для проведения экзамена времени, его проведение продолжается до завершения проверки всех маневров, предусмотренных пунктом 14 Правил.

178. В экзаменационном листе проведения практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий «В», «С», «D», «BE», «СЕ» и «DE» и подкатегорий «С1», «D1», «С1Е» и «D1E» (рекомендуемый образец приведен в приложении № 4 к Административному регламенту) экзаменатор указывает дату и время проведения экзамена, фамилию, имя, отчество и дату рождения кандидата в водители, марку, модель, государственный регистрационный номер, категорию (подкатегорию) и тип трансмиссии транспортного средства.

182. При движении по маршруту кандидат в водители по команде экзаменатора выполняет маневры, предусмотренные пунктом 14 Правил. Последовательность выполнения маневров определяется экзаменатором в процессе проведения экзамена.

183. Экзаменатор в ходе проведения практического экзамена:

заблаговременно подает команды кандидату в водители о направлении движения на маршруте и выполнении маневров;

контролирует ход выполнения маневров, соблюдение Правил дорожного движения;

оценивает навыки кандидата в водители управления транспортным средством, умение контролировать дорожную обстановку и принимать решения в случае ее изменения;

проставляет отметки в пунктах 1.1 - 1.19 экзаменационного листа (рекомендуемый образец приведен в приложении № 4 к Административному регламенту) о проверке навыков предусмотренных пунктом 14 Правил;

фиксирует ошибки (нарушения) в пунктах 2.1 - 5.4 экзаменационного листа (рекомендуемый образец приведен в приложении № 4 к Административному регламенту) в соответствии с контрольной таблицей (рекомендуемый образец приведен в приложении № 5 к Административному регламенту);

вмешивается в процесс управления транспортным средством в целях предотвращения возникновения дорожно-транспортного происшествия или наезда на препятствие;

по результатам проведенного экзамена указывает в пункте 6 экзаменационного листа (рекомендуемый образец приведен в приложении № 4 к Административному регламенту) нарушенные пункты Правил дорожного движения, совершенные ошибки (нарушения), предусмотренные контрольной таблицей (рекомендуемый образец приведен в приложении № 5 к Административному регламенту), соответствующие выставленным штрафным баллам.

184. Экзамен оценивается по следующей системе: положительная оценка – «СДАЛ», отрицательная - «НЕ СДАЛ».

186. Проведение экзамена прекращается и выставляется оценка «HЕ СДАЛ» если кандидат в водители:

186.1. Допустил 1 ошибку (нарушение), содержащуюся в одном из пунктов 2.1 – 2.15 экзаменационного листа (рекомендуемый образец приведен в приложении № 4 к Административному регламенту).

193. Критериями принятия решения по данной административной процедуре является наличие (отсутствие) ошибок, предусмотренных пунктом 186 Административного регламента.

194. Результатом административной процедуры является получение кандидатом в водители итоговой оценки по результатам проведенного практического экзамена.

195. Способом фиксации результата выполнения административной процедуры является выставление экзаменатором в экзаменационном листе оценки, полученной кандидатом в водители на практическом экзамене, и внесение в информационную систему Госавтоинспекции сведений о результатах проведенного практического экзамена.

В соответствии с Правилами дорожного движении Российской Федерации (далее - ПДД РФ):

П. 1.2. в ПДД РФ используются следующие понятия и термины:

«Остановка» - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

«Стоянка» - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или выгрузкой транспортного средства.

В соответствии с приложением 1 к ПДД РФ (дорожные знаки):

3.28. Дорожный знак «Стоянка запрещена» - запрещается стоянка транспортных средств.

Из анализа п. 1.2 ПДД РФ следует, что к термину «Постановка» одновременно относится понятие и «Остановка» и «Стоянка». Таким образом, при выполнении (проверки) кандидатом в водители навыка «Постановка транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед», можно осуществить и «Остановку» и «Стоянку», при этом необходимо соблюдать требования, предъявляемые ПДД РФ при выполнении каждого из этих маневров.

Ошибка, допущенная ФИО1, значится под пунктом 2.7 экзаменационного листа (не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих и предписывающих знаков, дорожной разметки 1.1 (за исключением пунктов 3.8 и 3.9 экзаменационного листа), 1.3, а также знаков особых предписаний), при допущении которой, в соответствии с п.186.1 Административного регламента МВД Российской Федерации по предоставлению государственной услуги но проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденного приказом МВД России № 80 от 20.02.2021, проведение экзамена прекращается и выставляется оценка «НЕ СДАЛ».

Таким образом, 25.03.2023 года при проведении практического экзамена на право управления транспортными средствами категории «С» у кандидата в водители ФИО1, старшим государственным инспектором БДД РЭО ГИБДД МУ МВД России «Братское» ФИО3 была обоснованно выставлена отметка в п. 2.7 экзаменационного листа проведения практического экзамена на право управления транспортными средствами (Не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих знаков, дорожной разметки 1.1 (за исключением пунктов 3.8 и 3.9 экзаменационного листа), 1.3, а также знаков особых предписаний), что соответствует пяти штрафным баллам, приводит к отрицательному результату экзамена «Не сдал» и прекращению экзамена.

В МУ МВД России «Братское» 05.05.2023 была проведена проверка по обращению ФИО1 на результат экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения, по результатам которой доводы, изложенные в жалобе ФИО1 не нашли своего подтверждения. В рамках проведения проверки комиссией в составе руководителей ГИБДД МУ МВД России «Братское» была просмотрена и изучена видеозапись экзамена по управлению транспортным средством категории «С» в условиях дорожного движения с участием ФИО1 В действиях старшего государственного инспектора БДД РЭО ГИБДД МУ МВД России «Братское» ФИО3 нарушений требований должностного регламента; Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097, Административного регламента МВД Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденною приказом МВД России от 20.02.2021 № 80, установлено не было.

По обращению ФИО1 об обжаловании результатов экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения, также проводилась проверка Управлением ГИБДД ГУ МВД России но Иркутской области. В ходе проверки сотрудниками ГУ МВД России «Братское» также была изучена видеозапись экзамена, нарушений порядка проведения экзамена установлено не было. В действиях старшего государственного инспектора БДД РЭО ГИБДД МУ МВД России «Братское» ФИО3 нарушений требований должностного регламента; Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097, Административного регламента МВД Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденного приказом МВД России от 20.02.2021 № 80, не установлено.

Также, по жалобе ФИО1 проверка проводилась прокуратурой г. Братска, нарушений в части порядка проведения экзамена и обоснованности выставления оценки «Не сдал» ФИО1 установлено не было.

Таким образом, полагают, что основания для удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании незаконными действий сотрудников РЭО ГИБДД МУ МВД России «Братское» при приеме экзаменов по управлению транспортным средством в условиях дорожною движения от 25.03.2023 о признании результата экзамена как положительный, не имеется.

Также пояснила, что ФИО1 сдавался экзамен, который по Правилам проведения экзамена проводится уполномоченными должностными лицами государственной автомобильной инспекции, кем является старший инспектор ФИО3 При сдаче экзамена ФИО1 совершил грубую ошибку, встал под запрещающий знак, в связи с чем, госавтоинспектор прекратил сдачу экзамена, так как согласно Административному регламенту экзамен прекращается. ФИО1 были разъяснены его нарушения.

Согласно Административному регламенту инспектор был обязан прекратить экзамен с выставлением оценки «не сдал». Соответственно, действия должностного лица были законны, обоснованны, произведены в соответствии с действующим законодательством.

Согласно экзаменационному листу административный истец не прошел оставшиеся пункты. Чтобы получить допуск на право управления транспортным средством, ему нужно пройти все 19 пунктов, которые он не прошел. Для получения права на управление транспортным средством он был обязан выполнить все эти маневры, которые он не выполнил.

Принимать экзамены, давать правовую оценку действиям может только уполномоченное лицо, кем является экзаменатор. Исключительные полномочия имеются только у должностных лиц Госавтоинспекции. У экзаменатора есть исключительное право определять, обладает ли кандидат навыками для получения права на управление транспортным средством или нет.

Вторым требованием административного истца является признание положительным экзамена. Это требование не может рассматриваться, признать экзамен положительным никак нельзя потому, что дальше ФИО1 не выполнил остальные маневры, то есть он не получает допуск. Признать результаты экзамена положительными в любом случае нельзя.

Просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.

В судебном заседании административный ответчик – старший государственный инспектор безопасности дорожного движения регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД МУ МВД России «Братское» ФИО3 с доводами административного искового заявления не согласился. Пояснил, что административный истец ссылается на нормативный акт, который не работает, ссылается на Приказ № 995, который п. 2.1 Приказа от 20.02.2021 № 80 признан утратившим силу. Сейчас работает совершенно другой Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России № 80 от 20.02.2021 года. Пункты, которые перечисляет административный истец ФИО1, утратили силу.

ФИО3 была подана команда из перечня экзаменационного листа, который является приложением № 4 к Административному регламенту МВД Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденный приказом МВД России от 20.02.2021 № 80. В экзаменационном листе присутствует перечень навыков управления транспортным средством, которые подлежат проверке. Для проведения экзамена на право управления транспортными средствами категорий «В», «С», «D», «E» и так далее этот перечень является обязательным. Когда начали движение, были проверены навыки «разворот вне перекрестка с применением прилегающей территории», «проезд регулируемого перекрестка», а далее ФИО3 была подана команда для проверки навыка «постановка транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед». Навыка остановка в перечне нет, а он не имеет право отступать от регламента. Он беседовал с ФИО1 после всего, он задавал вопросы. Постановка – это навык. Административный истец путает с маневрами. В ПДД РФ есть маневры «остановка» и «стоянка». Постановка транспортного средства – это тот навык, при котором возможно выполнить маневр «остановка» и маневр «стоянка». При выполнении навыка «постановка транспортного средства» кандидат обязан осознавать, что нужно совершить остановку или стоянку, что постановка может быть и стоянкой, и остановкой. Их невозможно совершать в зоне действия знака «Остановка запрещена» и в зоне действия «Стоянка запрещена». В этом произошла вся полемика. ФИО3 проверяет навыки, всего проверил 3 навыка.

В соответствии с регламентом он обязан прекратить экзамен, если есть штрафные баллы. Штрафные баллы – это ошибки в экзаменационном листе. Есть перечень ошибок, которые возможны при проверке навыков, каждая ошибка соответствует определенному количеству штрафных баллов. Это все расписано в регламенте. 4 штрафных балла – это максимально допустимое количество штрафных баллов для сдачи экзамена. Если больше 4 баллов, то экзамен прекращается, дальнейшая проверка навыков уже не производится, выставляется отрицательная оценка «Не сдал». Было проверено 3 навыка, на 3-ем навыке произошла грубая ошибка, которая повлекла выставление 5 штрафных баллов, экзамен был прекращен, выставлена отрицательная оценка «Не сдал». Для положительного проведения экзамена необходимо выполнить все пункты из этого перечня.

Когда проехали перекресток возле центральной проходной БЛПК, следовали не со стороны автостанции, а поперек со стороны промышленной базы в сторону СИБНИИЦКа, была конкретно подана команда совершить в ближайшем разрешенном месте постановку транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед. Ближайшим разрешенным местом являлся остановочный карман. ФИО1, наверное, не совсем осведомлен с ПДД РФ, но запрещается остановка или стоянка ближе 15 метров от знака «Остановка маршрутных транспортных средств» либо, если есть желтая разметка. Разметки там нет, но знак «Остановка маршрутных транспортных средств» стоит в самом начале остановки. Впереди стоял автомобиль Рено Логан, но с учетом длины транспортного средства, на котором принимался экзамен, ЗИЛ, он короткий, они могли остановиться перед Рено Логан. Перед ними бы стоял легковой автомобиль Рено Логан, они могли остановиться за ним, от края транспортного средства было бы больше 15 метров. Это можно было бы сделать. Вообще ФИО3 должен был выставить ко всему прочему еще ошибку с 3-мя штрафными баллами потому, что кандидат в водители проигнорировал его задание потому, что задание было совершить маневр в ближайшем разрешенном месте. ФИО3 не стал этого делать потому, что он нарушил 5 баллов, это не имело смысла – ставить дополнительные 3 балла, так как уже отрицательный результат за экзамен был, ФИО1 продолжил движение и совершил остановку под знаком.

Перед началом экзамена проводится инструктаж. Он объяснил, что все действия кандидат выполняет по его команде, если его команда непонятна, то кандидат переспрашивает, а только после этого приступает к выполнению маневра. Если кандидат приступает к выполнению, то ФИО3 уже оценивает правильность выполнения команды.

В судебном заседании свидетель Свидетель №1 пояснил, что он является инженером-механиком автомобильного транспорта, юристом-автоэкспертом. До 2017 года он был экспертом лицензионного отдела. На сегодняшний день он занимается частной практикой. Он достаточно квалифицирован, чтобы оценить данную ситуацию, он проводит частные уроки по ПДД, по вождению. На протяжении 30 лет преподавал в ДОСААФ. Постановка означает поставить автомобиль параллельно правому краю проезжей части. В возражениях сотрудник ГИБДД пишет, что этот термин соответствует как стоянке, так и остановке, но при этом не должно быть противоречия, нарушения ПДД. Хотя самого слова постановка в ПДД нет. В возражениях было сказано, что это взято из анализа п. 1.2 ПДД. Постановка соответствует терминам «остановка» и «стоянка». П. 1.1 ПДД говорит, что ПДД утверждают единый порядок дорожного движения на всей территории РФ, и иные нормативные акты должны им соответствовать и не противоречить. Стоянка на автобусной остановке запрещена до 15 метров до остановки и 15 метров после остановки. Он трактует пункт правил 12 раздела. При этом, туда можно поставить автомобиль, но для посадки или высадки пассажиров, не мешая подходящим или отходящим маршрутным транспортным средствам. Стоянка – это преднамеренное прекращение движения на время более 5 минут, если это не связано с посадкой и высадкой пассажиров или разгрузкой и погрузкой грузов. Практически можно стоять в зоне действия знака целый день, но, если не было посадки и высадки пассажиров или разгрузки и погрузки грузов, время регламентируется 5 минут. Поставили автомобиль в зоне действия знака, в течение 5 минут сделали свое дело, в течение 5 минут обязаны продолжить движение, иначе нарушаются требования знака 3.27 «Стоянка запрещена».

В судебное заседание не явился представитель административного ответчика ГУ МВД РФ по Иркутской области, будучи извещен надлежащим образом. Вместе с тем, представителем представлены возражения на административное исковое заявление, согласно которым ГУ МВД РФ по Иркутской области считают административные исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению. В ходе сдачи 25.03.2023 практического экзамена ФИО1 при выполнении маневра «Постановка транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении вперед» в результате постановки автомобиля в зоне действия дорожного знака 3.28 «Стоянка запрещена» допустил нарушение запрещающего знака.

Таким образом, при совершении ошибки, допущенной административным истцом при проведении практического экзамена, указанной в пункте 2.7 его экзаменационного листа - старший государственный инспектор РЭО ГИБДД МУ МВД России «Братское» (экзаменатор) был обязан в силу п. 186 Административного регламента прекратить экзамен с выставлением оценки «Не сдал».

Считают действия должностного лица МУ МВД России «Братское» по выставлению ФИО1 оценки «НЕ СДАЛ» законными и обоснованными, произведенными в соответствии с действующим законодательством.

Помимо этого, согласно экзаменационному листу административный истец не прошел проверку навыков управления, указанных в п. 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 1.12, 1.13, 1.14, 1.16.

Одновременно, в силу п. 173.1, 173.2 Административного регламента, административный истец для получения права управления транспортными средствами категории «С» обязан выполнить все маневры, предусмотренные пп. «а» - «у» п. 14 Правил проведения экзаменов, результаты проведения которых содержатся в экзаменационном листе в п. 1.1-1.19 соответственно.

При этом, из толкования ч. 3 ст. 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения» и п. 7 Правил проведения экзаменов лишь уполномоченное должностное лицо Госавтоинспекции органов внутренних дел имеет исключительное право определить, обладает ли кандидат в водители уверенными навыками по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения и выставить оценки по результатам практического экзамены.

Вместе с тем, административный истец в ходе проведения практического экзамена не выполнил все виды маневров, предусмотренные Правилами проведения экзаменов. Требования последнего о признании результата экзамена как «сданного им и положительного» также не подлежат удовлетворению.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, личного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решении, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.

Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами (далее - экзамены), определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 утверждены Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений (далее - Правила).

Согласно п. 2 Правил проведение экзаменов, выдача российских национальных и международных водительских удостоверений и обмен иностранных водительских удостоверений осуществляются подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены обязанности по проведению экзаменов, выдаче российских национальных и международных водительских удостоверений и обмену иностранных водительских удостоверений (далее - подразделения Госавтоинспекции).

В силу п. 6 Правил экзамены состоят из теоретического и практических экзаменов.

Экзамены проводятся уполномоченными должностными лицами подразделений Госавтоинспекции (пункт 7 Правил).

Экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения проводится на маршрутах, отвечающих требованиям к маршрутам, на которых проводятся экзамены по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения, согласно приложению № 2 (пункт 14 Правил).

Сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий), связанных с проведением экзаменов на право управления транспортными средствами соответствующих категорий и входящих в них подкатегорий, предусмотренных п. 1 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», выдачей российских национальных и международных водительских удостоверений на момент оспариваемых правоотношений были установлены «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений», утвержденным Приказом МВД России от 20.02.2021 № 80.

В соответствии с п. 172 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является решение должностного лица о допуске кандидата в водители к сдаче данного практического экзамена, принятое по результатам административной процедуры, предусмотренной подпунктом 78.3 пункта 78 Административного регламента.

Согласно п. 173 Административного регламента при проведении практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий «B», «C», «D», «BE», «CE» и «DE» и подкатегорий «C1», «D1», «C1E» и «D1E» осуществляется проверка:

- соблюдения кандидатом в водители Правил дорожного движения при движении по маршруту и выполнении им маневров, предусмотренных пунктом 14 Правил (п. 173.1)

- выполнения маневров, предусмотренных подпунктами «а» - «д» и «у» пункта 14 Правил, в соответствии с приложением N 8 к Административному регламенту (п. 173.2)

В силу п. 176 Административного регламента экзаменатором осуществляется ознакомление кандидата в водители с порядком проведения и системой оценки результатов практического экзамена.

В соответствии с п. 182 Административного регламента при движении по маршруту кандидат в водители по команде экзаменатора выполняет маневры, предусмотренные пунктом 14 Правил. Последовательность выполнения маневров определяется экзаменатором в процессе проведения экзамена.

Согласно п. 183 Административного регламента экзаменатор в ходе проведения практического экзамена: заблаговременно подает команды кандидату в водители о направлении движения на маршруте и выполнении маневров; контролирует ход выполнения маневров, соблюдение Правил дорожного движения; оценивает навыки кандидата в водители управления транспортным средством, умение контролировать дорожную обстановку и принимать решения в случае ее изменения; проставляет отметки в пунктах 1.1 - 1.19 экзаменационного листа о проверке навыков, предусмотренных пунктом 14 Правил; фиксирует ошибки (нарушения) в пунктах 2.1 - 5.4 экзаменационного листа в соответствии с контрольной таблицей; вмешивается в процесс управления транспортным средством в целях предотвращения возникновения дорожно-транспортного происшествия или наезда на препятствие; по результатам проведенного экзамена указывает в пункте 6 экзаменационного листа нарушенные пункты Правил дорожного движения, совершенные ошибки (нарушения), предусмотренные контрольной таблицей, соответствующие выставленным штрафным баллам.

В соответствии с п. 184 Административного регламента экзамен оценивается по следующей системе: положительная оценка - «СДАЛ», отрицательная - «НЕ СДАЛ».

На основании п. 186.1 Административного регламента проведение экзамена прекращается и выставляется оценка «НЕ СДАЛ», если кандидат в водители, допустил 1 ошибку (нарушение), содержащуюся в одном из пунктов 2.1 - 2.15 экзаменационного листа.

В соответствии с п. 187 Административного регламента по завершении экзамена выполняются действия, предусмотренные пунктами 163 - 167 Административного регламента, в том числе:

- экзаменационный лист подписывается экзаменатором и кандидатом в водители;

- кандидату в водители, показавшему отрицательный результат, разъясняются допущенные ошибки, порядок и сроки проведения повторного экзамена в соответствии с пунктами 11, 11(1) - 11(3) Правил;

- экзаменатором либо уполномоченным должностным лицом на основании данных о результатах проведенного экзамена вносятся соответствующие сведения в информационную систему Госавтоинспекции. Внесенная информация заверяется простой электронной подписью должностного лица.

Согласно п. 188 Административного регламента фиксация процесса проведения экзамена средствами аудио-видеорегистрации осуществляется от момента подачи соответствующей команды кандидату в водители занять водительское место до завершения действий, предусмотренных пунктами 163 - 165 Административного регламента, включительно.

В соответствии с п. 193 критериями принятия решения по данной административной процедуре является наличие (отсутствие) ошибок, предусмотренных пунктом 186 Административного регламента.

В силу п. 194 Административного регламента результатом административной процедуры является получение кандидатом в водители итоговой оценки по результатам проведенного практического экзамена.

Способом фиксации результата выполнения административной процедуры, в соответствии с п. 195 Административного регламента, является выставление экзаменатором в экзаменационном листе оценки, полученной кандидатом в водители на практическом экзамене, и внесение в информационную систему Госавтоинспекции сведений о результатах проведенного практического экзамена.

Как установлено в судебном заседании, 21.03.2023, после успешной сдачи ФИО1 теоретического экзамена на право управления транспортными средствами, было принято решение о допуске к практическому экзамену, назначенному на 25.03.2023.

Как усматривается из материалов административного дела, 25.03.2023, согласно экзаменационному листу, в ходе сдачи экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения на экзаменационном автомобиле, принадлежащем ЧПОУ «Автошкола Автомобилист», государственный регистрационный знак <***> марки ЗИЛ, принимающему экзамен старшему государственному инспектору БДД РЭО ГИБДД МУ МВД России «Братское» ФИО3, ФИО1 допустил ошибку (нарушение) п. 2.7, то есть не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих и предписывающих знаков, дорожной разметки 1.1 (за исключением пунктов 3.8 и 3.9 экзаменационного листа), 1.3, а также знаков особых предписаний, а именно выполнив навык «Постановка транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед» в зоне действия знака 3.28 «Стоянка запрещена».

Согласно ч. 3 Правил дорожного движения дорожный знак 3.28 является запрещающим знаком.

При изучении видеозаписи экзамена от 25.03.2023 по управлению транспортным средством категории «С» в условиях дорожного движения с участием ФИО1, судом установлено, что старшим государственным инспектором БДД РЭО ГИБДД МУ МВД России «Братское» ФИО3 у кандидата в водители ФИО1 были проверены навыки управления транспортным средством: «разворот вне перекрестка», «торможение и остановка при движении на различных скоростях», «проезд регулируемого перекрестка» и «постановка транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед». При проверке навыка «постановка транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед» ФИО1 допустил ошибку (нарушение) п. 2.7 экзаменационного листа, не выполнив требования знаков приоритета, запрещающих и предписывающих знаков, дорожной разметки 1.1 (за исключением пунктов 3.8 и 3.9 экзаменационного листа), 1.3, а также знаков особых предписаний. ФИО3 разъяснил ФИО1 допущенную ошибку, выставив в экзаменационном листе отметку о пяти штрафных баллах и отрицательную оценку за экзамен – «НЕ СДАЛ». Прекратив экзамен, кандидат в водители ФИО1 и экзаменатор ФИО3 подписали экзаменационный лист.

Согласно п. 12.2 Правил дорожного движения ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется знаком 6.4 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1 - 8.6.9 и линиями дорожной разметки или без таковых.

Знаки дополнительной информации 8.6.1 - 8.6.9 «Способ постановки транспортного средства на стоянку». 8.6.1 указывает, что все транспортные средства должны быть поставлены на стоянку параллельно краю проезжей части; 8.6.2 - 8.6.9 указывают способ постановки легковых автомобилей и мотоциклов на околотротуарной стоянке.

То есть при постановке транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед, возможно осуществить как «остановку» так и «стоянку» транспортного средства.

Следовательно, судом не установлено нарушений в действиях должностного лица Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений.

Необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца.

Поскольку совокупности обстоятельств, поименованной в процессуальном законе, не установлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к регистрационно-экзаменационному отделу ГИБДД МУ МВД России «Братское», Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, старшему государственному инспектору безопасности дорожного движения регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД МУ МВД России «Братское» ФИО3 о признании незаконными действий старшего государственного инспектора регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД МУ МВД России «Братское» ФИО3 при приеме 25.03.2023 экзаменов по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения; о признании результата экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения от 25.03.2023 как положительного – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.А. Павлова

Мотивированное решение составлено 18 августа 2023 года.