ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2625/2023 от 06.09.2023 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2а-2625/2023

УИД: 51RS0002-01-2023-002535-52

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 сентября 2023 года город Мурманск

Первомайский районный суд г. Мурманска в составе:

председательствующего судьи Дурягиной М.С.,

при секретаре Горшковой М.Н.,

с участием представителя административного истца Престинского Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Первомайского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования города Мурманска «Детская музыкальная школа №6» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершения определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Первомайского административного округа города Мурманска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования города Мурманска «Детская музыкальная школа №6» (далее – МБУДО ДМШ №6) о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершения определенных действий.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой Первомайского административного округа г. Мурманска проверки исполнения законодательства об охране труда в МБУДО ДМШ №6 установлено, что специальная оценка условий труда (далее – СОУТ) в МБУДО ДМШ №6 была проведена АНО ДО «***» в *** году, *** учреждению выдан отчет о проведении специальной оценки труда.

Вместе с тем, по состоянию на *** на официальном сайте МБУДО ДМШ №6 *** сводные данные о результатах проведения СОУТ в нарушение требований ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" не размещены.

По мнению административного истца, приведенные обстоятельства свидетельствуют о длительном бездействии юридического лица и нарушают права неопределенного круга заинтересованных лиц.

Просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в неразмещении информации на официальном сайте МБУДО ДМШ №6 в сети "Интернет" *** сводных данных о результатах проведения СОУТ, а также возложить обязанность на административного ответчика в течение 7 дней после вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте в сети "Интернет" *** сводные данные о результатах проведения СОУТ.

Определением суда от *** производство по административному делу прекращено в части требования о возложении на административного ответчика обязанности в течение 7 дней после вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте в сети "Интернет" *** сводные данные о результатах проведения СОУТ, в связи с принятием судом отказа административного истца от административного иска.

В судебном заседании представитель административного истца Престинский Е.В. исковые требования в части признания незаконным бездействия административного ответчика поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика МБУДО ДМШ №6 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, до судебного заседания представил документы, подтверждающие факт размещения на указанном официальном сайте информации о сводных данных о результатах проведения СОУТ.

Представитель заинтересованного лица Комитета по культуре администрации города Мурманска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 6 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в РФ") образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет". Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации, в том числе информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее – Федеральный закон "О специальной оценке условий труда") специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Часть 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ (далее – Трудовой кодекс РФ) устанавливает, что работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со ст. 214 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 776н от 29.10.2021 утверждено Примерное положение о системе управления охраной труда (далее – Примерное положение).

Данное положение разработано в целях оказания содействия работодателям в соблюдении требований охраны труда посредством создания, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда (далее – СУОТ) в организации, в разработке локальных нормативных актов, определяющих порядок функционирования СУОТ, в разработке мер, направленных на создание безопасных условий труда, предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Работодатель устанавливает структуру и порядок функционирования СУОТ в локальном нормативном акте, принимаемом с учетом Примерного положения.

СУОТ является неотъемлемой частью управленческой и (или) производственной системы работодателя. Создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляются работодателем с учетом специфики деятельности организации, принятых на себя обязательств по охране труда, содержащихся в международных, межгосударственных и национальных стандартах и руководствах, достижений современной науки и наилучших применимых практик по охране труда.

Разработка и внедрение СУОТ обеспечивают достижение согласно политике (стратегии) организации в области охраны труда ожидаемых результатов в области улучшения условий и охраны труда, которые включают в себя: а) постоянное улучшение показателей в области охраны труда; б) соблюдение законодательных и иных норм; в) достижение целей в области охраны труда.

СУОТ разрабатывается в целях исключения и (или) минимизации профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков), находящихся под управлением работодателя (руководителя организации), с учетом потребностей и ожиданий работников организации, а также других заинтересованных сторон.

Положения СУОТ распространяются на всех работников, работающих у работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. В рамках СУОТ учитывается деятельность на всех рабочих местах, во всех структурных подразделениях (филиалах, обособленных подразделениях, территориях, зданиях, сооружениях и других объектах) работодателя, находящихся в его ведении. Для обеспечения функционирования СУОТ работодателю рекомендуется, в том числе документировать информацию об обучении и повышении квалификации работников в области охраны труда.

Согласно ч. 6 ст. 15 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В ходе рассмотрения дела установлено и подтверждено материалами дела, что административный ответчик МБУДО ДМШ №6 осуществляет образовательную деятельность по адресу местонахождения: ***

Согласно сведениям в МБУДО ДМШ №6 специальная оценка условий труда была проведена АНО ДО «***» ***, по результатам которой учреждению *** был выдан соответствующий отчет, утвержден отчет- ***.

Таким образом, в силу требований ч. 6 ст. 15 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" сводные данные о результатах проведения СОУТ подлежали размещению административным ответчиком на официальном сайте МБУДО ДМШ №6 ***, в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, т.е. не позднее ***.

Вместе с тем, в ходе проведенной прокуратурой округа проверки исполнения законодательства об охране труда в деятельности МБУДО ДМШ №6 установлено, что по состоянию на *** на официальном сайте МБУДО ДМШ №6 *** сводные данные о результатах проведения СОУТ не размещены.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что административным ответчиком допущено длительное бездействие, выразившееся в нарушении требований федерального законодательства, что в свою очередь не позволило в полной мере сделать информацию о сводных данных о результатах проведения СОУТ общедоступной и довести до сведения заинтересованных лиц.

Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Принимая во внимание, что административный ответчик является муниципальным образовательным учреждением, которое учреждено муниципальным образованием город Мурманск, с учетом особенностей финансирования его деятельности, а также положений п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, суд полагает возможным освободить административного ответчика от уплаты государственной пошлины по настоящему делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Первомайского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования города Мурманска «Детская музыкальная школа №6» о признании незаконным бездействия – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Мурманска «Детская музыкальная школа №6», выразившееся в неразмещении информации на официальном сайте Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Мурманска «Детская музыкальная школа №6» *** о сводных данных о результатах проведения СОУТ.

Освободить Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Мурманска «Детская музыкальная школа №6» от уплаты государственной пошлины по настоящему делу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные КАС РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.

Судья М.С. Дурягина