ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2626/18 от 05.07.2018 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-2626/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июля 2018 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

судьи Дворцовой Н.В., при секретаре Холназаровой Р.Б.,

с участием прокурора Сергунина А.Е., представителя административного истца Ануфриева К.Г., представителя административного ответчика Золотаревой Ю.И., представителя заинтересованного лица ГУ МЧС по Ульяновской области Карасева А.М., представителя заинтересованного лица ПАО «Ростелеком» Шарановой Н.А., представителя заинтересованного лица УМУП «Ульяновскводаканал» Бельченко Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шеремета ФИО11 к администрации города Ульяновска об оспаривании нормативного правового акта,

У С Т А Н О В И Л:

Шеремет А.Ю. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, который мотивирован следующим: Постановлением администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ» из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «<адрес>» были исключены 8 киосков и 1 павильон, в том числе, принадлежащий Шеремету А.Ю. на праве собственности киоск площадью 12 кв.м, расположенный юго-западнее жилого дома № по <адрес>участок № 3 по генплану). Полагал, что указанное постановление в оспариваемой части незаконным, поскольку оно принято с нарушением Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области, утвержденного Приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ, нормативного акта, принятого на уровне субъекта федерации, определяющего общие принципы порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «<адрес>». Кроме того, нарушены права и законные интересы Шеремета А.Ю. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

ДД.ММ.ГГГГ Шеремет А.Ю. обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с аналогичным заявлением. Определением Арбитражного суда Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ судебное разбирательство по делу прекращено, поскольку к моменту подачи заявления Шеремет А.Ю. прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Просил признать не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца Постановление Администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ» в части исключения строки 108 (предусматривающей размещение нестационарного торгового объекта юго-западнее жилого <адрес>, участок по Генплану) из раздела «<адрес>» Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «<адрес>», утвержденной Постановлением администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «<адрес>» и обязать администрацию города Ульяновска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Шеремета А.Ю.

Административный истец в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного истца Ануфриев К.Г. в судебном заседании просил иск удовлетворить, привел доводы, аналогичные изложенным в иске, кроме того указал, что Договор аренды земельного участка, предоставленного под торговый киоск, с истцом не расторгнут, права заинтересованных лиц установкой киоска не нарушены. Также указал, что ответчиком не представлено доказательств, что именно киоск ФИО2 находится в охранной зоне.

Представитель административного ответчика в судебном заседании административный иск не признала. Привела доводы, изложенные в отзыве на иск, суть которых сводится к следующему. Администрацией города по результатам внешнего осмотра ТО в районе <адрес> выявлены нарушения требований пожарной безопасности, информация об этом была направлена в ГУ МЧС России по Ульяновской области для проведения проверки. В письме Главного управления МЧС России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ. указано, что нестационарные торговые объекты, расположенные по адресу: <адрес> - 3, эксплуатируются с нарушением требований пожарной безопасности. Кроме того, из письма ПАО «Ростелеком» и письма УМУП «Ульяновскводоканал» следует, что торговые объекты находятся в охранной зоне сетей, что не соответствует п. 14.8.7 Правил благоустройства территории МО «<адрес>», утвержденных Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель заинтересованного лица Главного управления МЧС России по Ульяновской области в судебном заседании оставил решение на усмотрение суда. Пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ года на имя начальника ГУ МЧС России по Ульяновской области поступило письменное обращение Главы Администрации <адрес> о признаках нарушения требований пожарной безопасности, выявленных в результате внешнего осмотра торговых объектов в районе <адрес>, проведенного Администрацией города. В письменном обращении и акте осмотра указывалось, что киоски, в том числе киоск ИП Шеремета А.Ю., расположенный юго-западнее жилого <адрес> (участок по генплану), эксплуатируются с нарушением требований пожарной безопасности, а именно: отсутствует автоматическая пожарная сигнализация в киосках и киоски размещены без соблюдения противопожарных расстояний от зданий жилых домов.

По результатам рассмотрения обращения и акта осмотра был подготовлен письменный ответ с разъяснением требований пожарной безопасности, который был направлен в Администрацию города Ульяновска для принятия объективного решения в рамках имеющихся полномочий. Кроме того пояснил, что письмо содержало только разъяснение норм, однако однозначно утверждать, что нарушены нормы при установке конкретного НТО в части расстояний не возможно, поскольку размер минимального расстояния зависит от степени огнестойкости здания; в части отсутствия системы противопожарной сигнализации в НТО, поскольку сам НТО не осматривался, выход сотрудников отдела надзорной деятельности на места размещения киосков, указанных в обращении, не осуществлялся. Письменный ответ был подготовлен на основании информации, представленной Администрацией города Ульяновска.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Ростелеком» Шаранова Н.А. оставляла решение на усмотрение суда. Пояснила, что в районе домов № по <адрес> в <адрес> имеется линейно-кабельные сооружения связи ПАО «Ростелеком». Обязательное согласование установки НТО начали проводить с ДД.ММ.ГГГГ., до этого это было не обязательно. Согласование заключается в том, что с собственником НТО заключается соглашение, что в случае необходимости проведения аварийных работ собственник согласен на демонтаж.

Представитель заинтересованного лица УМУП «Ульяновскводаканал» Бельченко Ю.А. возражала против удовлетворения административного иска. Пояснила, что на основании письма администрации г. Ульяновска от 28.03.2017г. сотрудниками был организован выезд на место массовой установки киосков в районе <адрес> и <адрес> в указанном районе было установлено 14 киосков разной площади. Для примерной ориентации план был нанесен на участок схемы района, только 2 НТО располагались вне охранных сетей водоснабжения и водоотведения, остальные – в охранной зоне сетей. Со ссылкой на строительные правила указала, что охранная зона бытовой напорной канализации – 5 м от трубы до фундамента здания или сооружения, если канализация самотечная – 3 м, при этом минимальное расстояние от забора или опор контактной сети до канализации составит 3 и 1,5м соответственно. Охранная зона водопровода – 5 м от фундамента объекта до сети, от фундамента ограждения предприятий, эстакад, опор контактной сети и связи, железных дорог до водопровода – 3м. Кроме того указала, что строительство в охранной зоне запрещено.

Заслушав участников судебного заседания, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, надзорное производство, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130 (часть 1) Конституции Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).

В соответствии с частями 1 - 3 и 5 - 6 статьи 10 указанного федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Приказом Минприроды Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области.

Пунктом 2.17 Порядка установлено, что внесение изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов состоит из нескольких этапов.

Для принятия решения о внесении изменений (отказе во внесении изменений) в Схему органом местного самоуправления создается рабочая группа с обязательным участием в ее работе представителей предпринимательского сообщества муниципального образования Ульяновской области, общественных представителей Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области (далее - Рабочая группа).

Инициатором внесения изменений в Схему могут выступать юридические лица независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, индивидуальные предприниматели (далее - Заявитель).

Для внесения изменений в Схему Заявитель направляет в орган местного самоуправления заявление о внесении изменения в Схему (далее - Заявление), с указанием сведений не более чем по одному адресу размещения НТО, определенных пунктом 2.3 настоящего Порядка.

Поступившие в орган местного самоуправления Заявления проверяются на наличие в них сведений, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего Порядка.

По результатам проверки органы местного самоуправления: принимают решение о рассмотрении Заявления либо об отказе в его рассмотрении; делают запись в журнале регистрации о рассмотрении Заявления либо об отказе в его рассмотрении; направляют Заявителю уведомление о рассмотрении Заявления либо об отказе в его рассмотрении, с указанием оснований отказа, почтовым отправлением или передают соответствующее уведомление Заявителю либо его представителю лично.

В соответствии с утвержденной Схемой органы местного самоуправления заключают договоры на размещение НТО с хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность (п. 2.18. Порядка).

Утверждение Схемы не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной Схемы. Такие места размещения НТО включаются в Схему как действующие (п. 2.19 Порядка).

Судом установлено, что согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истцом приобретен торговый киоск, расположенный по адресу: <адрес> (между жилыми домами 1-3) в Ленинском районе.

Между истцом Шереметом А.Ю. и Комитетом по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды земельного участка площадью 12 кв.м, расположенный юго-западнее жилого <адрес> (участок по генплану), для размещения киоска, срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Договор аренды на день рассмотрения дела не расторгнут. Обременений земельного участка не имеется.

Постановлением Администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "<адрес>", согласно которой (строка 108 Приложения) под размещение киоска предоставлен земельный участок площадью 12 кв.м., расположенный юго-западнее жилого <адрес> (участок по генплану).

Материалами дела подтверждается, и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что постановление N 1463 принято администрацией города Ульяновска в пределах компетенции и обнародовано с соблюдением установленного порядка.

Постановлением администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ» из раздела «<адрес>» схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «<адрес>» исключена строка 108, предусматривающая размещение принадлежащего истцу нестационарного торгового объекта юго-западнее жилого <адрес>, участок по Генплану.

Указанным Постановлением установлено, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования в газете «Ульяновск сегодня». Постановление опубликовано в газете ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств, подтверждающих размещение принадлежащего истцу нестационарного торгового объекта на участке юго-западнее жилого <адрес> с нарушением пожарных норм и правил, суду не представлено. Письмо, представленное в материалы дела, направленное Главным управлением МЧС России по Ульяновской области в адрес администрации в ответ на обращение Главы администрации, носит разъяснительный характер, так как выход на место не осуществлялся, что подтвердил в судебном заседании представитель заинтересованного лица ГУ МЧС России по Ульяновской области Карасев А.М.

Напротив, как следует из материалов надзорного производства, по поручению Прокуратуры Ленинского района г. Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ. сотрудниками ОНД и ПР по <адрес> совместно с сотрудниками прокуратуры проводилась проверка НТО, расположенных юго-западнее многоквартирного жилого <адрес>, около <адрес>, запланированных к сносу в связи с нарушением требований пожарной безопасности. В ходе проведения мероприятия были произведены замеры с помощью специальных средств, в ходе которых было установлено, расстояние от НТО ( «Хлеб») расположенного по адресу <адрес>, юго-западнее многоквартирного жилого <адрес> до многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> составляет 10.5 м, до многоквартирного жилого дома по адресам <адрес> 25м, что не противоречит требованиям пожарной безопасности, от строящейся 2-х этажной конструкции с несущими металлическими элементами ( пристрой к многоквартирному доме <адрес>) до киоска «Хлеб» - 2,9, что является нарушением противопожарного расстояния. Однако это нарушение со стороны установки металлической конструкции.

Как следует из представленных в материалы дела фотографий и сторонами не оспаривалось, киоск «Хлеб» принадлежит истцу.

Таким образом, при размещении НТО Шеремета не установлено нарушений противопожарных норм.

Адрес и место положение НТО, описанное в ходе проверки совпадает с адресом земельного участка, арендованного Шереметом по кадастровому паспорту, в связи с чем нет оснований полагать, что объект расположен вне границ земельного участка.

Более того, как было указано выше, в соответствии с п. 2.19 Порядка утверждение Схемы не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной Схемы. Такие места размещения НТО включаются в Схему как действующие.

Согласно п. 2.5. Порядка Схема носит бессрочный характер. С момента принятия решения о разработке и утверждении Схемы или решения о внесении изменений в Схему до утверждения Схемы размещения новых НТО, а также снос (демонтаж, ликвидация) существующих НТО не допускаются, за исключением демонтажа и ликвидации НТО в связи с окончанием срока размещения объекта либо по заявлению хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность.

Согласно п. 2.10 Порядка в Схему подлежат обязательному включению все НТО, функционирующие не менее одного года по состоянию на 1 января 2015 года, не допускается исключение из мест размещения НТО по соображениям нецелесообразности их функционирования. Схема, а также изменения в неё подлежат публичному обсуждению с участием предпринимательского сообщества, а также населения муниципального образования Ульяновской области. Утверждение Схемы не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной Схемы. Такие места размещения НТО включаются в Схему как действующие.

Исходя из пояснений представителей заинтересованных лиц УМУП «Ульяновскводоканал» и ПАО «Ростелеком» и представленных ими схем расположения сетей, суд приходит к выводу, что права указанных лиц размещением НТО не нарушены.

Указанный НТО не является недвижимым имуществом, т.е. не прочно связан с землей, следовательно, требование о недопустимости строительства в охранной зоне на данный объект не распространяется, а также возможно его передвижение в случае аварийных ситуаций.

Кроме того, ответчиком в ходе судебного разбирательства не представлено суду доказательств наличия предусмотренных законом оснований для внесения изменений в Схему расположения нестационарного торгового объекта, в том числе представленные схемы расположения сетей канализации и водопровода приблизительны и не отражают реальных расстояний. Ссылка представителя ответчика на нарушения Правил благоустройства территории МО «г. Ульяновск», утвержденных 01.06.2017г. несостоятельна, поскольку на момент принятия обжалуемого Постановления ( 17.04.2017г.) Правил в указанной редакции не было, т.е. невозможно было установить их нарушение.

Между тем в силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Анализируя представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что пункт 1 постановления Администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ» в части исключения строки 108 (предусматривающей размещение нестационарного торгового объекта юго-западнее жилого <адрес>, участок по Генплану) из раздела «<адрес>» схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «<адрес>», утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «<адрес>» не соответствует Порядку разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области, утвержденному Приказом Минприроды Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ, и существенным образом нарушает права административного истца, осуществляющего предпринимательскую деятельность, в связи с чем следует признать его не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.

При этом, само по себе признание оспариваемого акта недействующим с момента вступления решения в законную силу приведет к восстановлению прав административного Шеремета А.Ю., в связи с чем оснований для принятия дополнительного решения о возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца в данном случае не требуется.

Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению.

На основании п.2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете «Ульяновск сегодня».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Шеремета ФИО12 удовлетворить.

Признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 1 постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ» в части исключения строки 108 (предусматривающей размещение нестационарного торгового объекта юго-западнее жилого <адрес>, участок по Генплану) из раздела «<адрес>» схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «<адрес>», утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «<адрес>».

Опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете «Ульяновск сегодня».

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья Н.В. Дворцова