ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-262/19 от 02.10.2019 Кстовского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 2а-262/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 октября 2019 года г. Кстово

Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Водяницкой А.Х., при секретаре Беженар Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ГУ Министерства юстиции РФ по Нижегородской области к Автономной некоммерческой организации «Всемирная Академия Самбо» о ликвидации организации и исключении сведений из ЕГРЮЛ,

У С Т А Н О В И Л:

ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Автономной некоммерческой организации «Всемирная Академия Самбо» о ликвидации организации и исключении сведений из ЕГРЮЛ, ссылаясь на то, что Автономная некоммерческая организация «Всемирная Академия Самбо» зарегистрирована Межрайонной инспекцией МНС России № 6 по Нижегородской области, запись об Организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 03.09.2004 за ОГРН 1045206908163.

В ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Минюста России по Нижегородской области Организация зарегистрирована 23.10.2007, присвоен учетный номер 5214050145.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), материалам учетного дела Организации адрес (место нахождения) Организации: (адрес обезличен).

Организация действует на основании устава, утвержденного решением Совета от 19.09.2012.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 устава основной целью Организации является общественно-полезная деятельность, направленная на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей людей по средствам разработок и осуществления программ по развитию самбо, решению различных социальных, культурных, здравоохранительных, воспитательных проблем, организации и участия в проведении мероприятий по развитию спорта, физической культуры, внедрение в сознание людей здорового образа жизни, высокой морали и нравственности, предоставление услуг в сфере физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, культуры и иных сферах.

Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области в период с 02.10.2017 по 27.10.2017 проводилась плановая документарная проверка Организации с целью контроля за соответствием деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, ее уставным целям.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и устава Организации, в том числе грубые нарушения законодательства Российской Федерации, отраженные в акте проверки от 27.10.2017.

В нарушение пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в уставе Организации содержатся недостоверные сведения: пункт 19 статьи 9 устава, содержащий положения о том, что Организация вправе создавать свои филиалы и открывать представительства за рубежом противоречит пункту 1 статьи 5 Федерального закона РФ «О некоммерчёских организациях», согласно которому некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства только на территории Российской Федерации.

Пункт 3.2 статьи 3, статья 7 устава, содержащие положения о внесении дополнений в устав Организации противоречат действующему законодательству, поскольку Закон №7-ФЗ, а также Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не предусматривает внесение дополнений в учредительные документы некоммерческой организации.

В нарушение пункта 2 статьи 14 Закона №7-ФЗ, пункта 3.2 статьи 3 устава в проверяемый период после прекращения полномочий Советом Организации Директор не избирался.

В нарушение пункта 7 статьи 32 Закона №7-ФЗ Организация в течение трех дней не представила в уполномоченный орган (Главное управление) документы о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о руководителе.

В нарушение пункта 2 статьи 14 Закона №7-ФЗ, пункта 3.5 статьи 3 устава в проверяемый период после истечения срока полномочий Советом Организации Ревизионная комиссия (Ревизор) Организации не избирался, срок полномочий не продлялся.

В нарушение подпункта 4 пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса РФ во всех протоколах заседания Совета Организации отсутствуют сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.

В нарушение пункта 2 статьи 14, статьи 27 Закона №7-ФЗ, статьи 5 устава Организации отсутствует одобрение органом управления Организации сделок с ОАО «МеждународнаяОлимпийская Академия Спорта» и ООО «Дельта-Кста».

В нарушение подпункта «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пункта 4 статьи 50 Гражданского кодекса РФ, пункта 2 статьи 24 Закона №7-ФЗ вышеуказанные коды экономической, деятельности Организации по ОКВЭД не соответствуют уставным целям Организации, предмету деятельности Организации, указанным в Уставе Организации. До настоящего времени нарушения, выявленные в ходе проведения проверки деятельности Организации, не устранены.

Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность граждан и их

объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

Нарушение некоммерческой организацией Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов может повлечь применение мер публично-правовой ответственности, в частности, в виде ликвидации по заявлению уполномоченного органа или должностного лица, в частности, в порядке пункта 3 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В ходе проведения проверки Организации установлено, что учредителями организации являются: юридическое лицо - Некоммерческая организация «Фонд развития физкультуры и спорта «Международная Академия Самбо»» и физическое лицо – Б.М.Г.. На основании документов установлено, что Некоммерческая организация «Фонд развития физкультуры и спорта «Международная Академия Самбо»» ликвидирована на основании определения Арбитражного суда о завершении конкурсного производства, запись о ликвидации внесена в ЕГРЮЛ 07.05.2009, Б.М.Г. умер (дата обезличена).

Высшим руководящим органом Организации является Совет. В состав Совета входят представители учредителей и Президент. Совет состоит не менее чем из трех человек. Президент одновременно является Председателем Совета. Единоличным исполнительным органом Организации является Президент. Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, Президентом Организации является М.Н.Л.. В период, проведения проверки установлено, что полномочия Президента М. Н.Л. прекратились (дата обезличена) в связи с его смертью.

Административный истец в своем заявлении ссылается на то, что в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также согласно представленным на проверку документам впроверяемый период со 02.10.2014 по 01.10.2017 и по настоящее время в Организации отсутствуют учредители, а с апреля 2017 года отсутствует и единоличный исполнительный орган - Президент, асостав высшего руководящего органа - Совета не соответствует требованиям устава Организации (менее 3 членов и отсутствует Председатель Совета). Следовательно, выявленные в ходе проведения проверки Организации нарушения законодательства Российской Федерации в совокупности образуют грубое нарушение, поскольку влекут невозможность их устранения законным способом (невозможность проведения собрания учредителей для избрания высшего руководящего органа и единоличного исполнительного органа Организации, а также для внесения изменений в устав Организации и принятия решения об одобрении/неодобрении сделок с заинтересованностью.

Кроме того, к грубым нарушениям законодательства Российской Федерации следует отнести нарушение статьи 27 Закона №7-ФЗ (заключение Организацией сделок, влекущих конфликт интересов), поскольку данное нарушение, выявленное в ходе проведения проверки Организации, влечет угрозу причинения вреда законным экономическим интересам юридических лиц, общества и государства.

Административный истец просит Автономную некоммерческую организацию «Всемирная Академия Самбо» (ОГРН: 1045206908163).

Исключить Автономную некоммерческую организацию «Всемирная Академия Самбо» (ОГРН 1045206908163) из Единого государственного реестра юридических лиц.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, изучив материалы дела, находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч.1 ст.262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.

В соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда: по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится уполномоченным органом или его территориальным органом (п. 1.1 ст. 18 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям, и законодательству Российской Федерации (пункт 68 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 25).

В соответствии со ст.123.25 ГК РФ управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации.

Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.

Согласно п.1 ст.5 Федерального Закона «О некоммерческих организациях» Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.

В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно подпункту 4 п.4 ст.181.2 ГК РФ в протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны: сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.

В соответствии со ст.27 Федерального Закона «О некоммерческих организациях» Для целей настоящего Федерального закона лицами, заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами (далее - заинтересованные лица), признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации, крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации.

Заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации. Заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы некоммерческой организации, прежде всего в отношении целей ее деятельности, и не должны использовать возможности некоммерческой организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации.

Под термином "возможности некоммерческой организации" в целях настоящей статьи понимаются принадлежащие некоммерческой организации имущество, имущественные и неимущественные права, возможности в области предпринимательской деятельности, информация о деятельности и планах некоммерческой организации, имеющая для нее ценность.

В случае, если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть некоммерческая организация, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и некоммерческой организации в отношении существующей или предполагаемой сделки:

оно обязано сообщить о своей заинтересованности органу управления некоммерческой организацией или органу надзора за ее деятельностью до момента принятия решения о заключении сделки (в бюджетном учреждении - соответствующему органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя);

сделка должна быть одобрена органом управления некоммерческой организацией или органом надзора за ее деятельностью (в бюджетном учреждении - соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя).

Судом установлено, что Автономная некоммерческая организация «Всемирная Академия Самбо» зарегистрирована Межрайонной инспекцией МНС России № 6 по Нижегородской области, запись об Организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 03.09.2004 за ОГРН 1045206908163.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц адрес (место нахождения) Организации: (адрес обезличен).

Организация действует на основании устава, утвержденного решением Совета от 19.09.2012.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 устава основной целью Организации является общественно-полезная деятельность, направленная на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей людей по средствам разработок и осуществления программ по развитию самбо, решению различных социальных, культурных, здравоохранительных, воспитательных проблем, организации и участия в проведении мероприятий по развитию спорта, физической культуры, внедрение в сознание людей здорового образа жизни, высокой морали и нравственности, предоставление услуг в сфере физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, культуры и иных сферах.

На основании распоряжения № 1600-р от 21.09.2017 года Главным управлением в период с 02.10.2017 по 27.10.2017 проводилась плановая документарная проверка Организации с целью контроля за соответствием деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, ее уставным целям.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и устава Организации, в том числе грубые нарушения законодательства Российской Федерации, отраженные в акте проверки от 27.10.2017.

В нарушение пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в уставе Организации содержатся недостоверные сведения: пункт 19 статьи 9 устава, содержащий положения о том, что Организация вправе создавать свои филиалы и открывать представительства за рубежом противоречит пункту 1 статьи 5 Федерального закона РФ «О некоммерчёских организациях», согласно которому некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства только на территории Российской Федерации.

Пункт 3.2 статьи 3, статья 7 устава, содержащие положения о внесении дополнений в устав Организации противоречат действующему законодательству, поскольку Закон №7-ФЗ, а также Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не предусматривает внесение дополнений в учредительные документы некоммерческой организации.

В нарушение пункта 2 статьи 14 Закона №7-ФЗ, пункта 3.2 статьи 3 устава в проверяемый период после прекращения полномочий Советом Организации Директор не избирался.

В нарушение пункта 7 статьи 32 Закона №7-ФЗ Организация в течение трех дней не представила в уполномоченный орган (Главное управление) документы о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о руководителе.

В нарушение пункта 2 статьи 14 Закона №7-ФЗ, пункта 3.5 статьи 3 устава в проверяемый период после истечения срока полномочий Советом Организации Ревизионная комиссия (Ревизор) Организации не избирался, срок полномочий не продлялся.

В нарушение подпункта 4 пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса РФ во всех протоколах заседания Совета Организации отсутствуют сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.

В нарушение пункта 2 статьи 14, статьи 27 Закона №7-ФЗ, статьи 5 устава Организации отсутствует одобрение органом управления Организации сделок с ОАО «МеждународнаяОлимпийская Академия Спорта» и ООО «Дельта-Кста».

В нарушение подпункта «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пункта 4 статьи 50 Гражданского кодекса РФ, пункта 2 статьи 24 Закона №7-ФЗ вышеуказанные коды экономической, деятельности Организации по ОКВЭД не соответствуют уставным целям Организации, предмету деятельности Организации, указанным в Уставе Организации. До настоящего времени нарушения, выявленные в ходе проведения проверки деятельности Организации, не устранены.

В ходе проведения проверки Организации установлено, что учредителями организации являются: юридическое лицо - Некоммерческая организация «Фонд развития физкультуры и спорта «Международная Академия Самбо»» и физическое лицо – Б.М.Г.. На основании документов установлено, что Некоммерческая организация «Фонд развития физкультуры и спорта «Международная Академия Самбо»» ликвидирована на основании определения Арбитражного суда о завершении конкурсного производства, запись о ликвидации внесена в ЕГРЮЛ 07.05.2009, Б.М.Г. умер (дата обезличена).

Высшим руководящим органом Организации является Совет. В состав Совета входят представители учредителей и Президент. Совет состоит не менее чем из трех человек. Президент одновременно является Председателем Совета. Единоличным исполнительным органом Организации является Президент. Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, Президентом Организации является М.Н.Л.. В период, проведения проверки установлено, что полномочия: Президента М. Н.Л. прекратились (дата обезличена) в связи с его смертью.

27.10.2017 года в адрес АНО «Всемирная Академия Самбо» вынесено предупреждение (предписание) о необходимости в срок до 15.01.2018 года предоставить документы об устранении нарушений.

В своем исковом заявлении административный истец ссылается на то, что в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также согласно представленным на проверку документам впроверяемый период со 02.10.2014 по 01.10.2017 и по настоящее время в Организации отсутствуют учредители, а с апреля 2017 года отсутствует и единоличный исполнительный орган - Президент, асостав высшего руководящего органа - Совета не соответствует требованиям устава Организации (менее 3 членов и отсутствует Председатель Совета). Следовательно, выявленные в ходе проведения проверки Организации нарушения законодательства Российской Федерации в совокупности образуют грубое нарушение, поскольку влекут невозможность их устранения законным способом (невозможность проведения собрания учредителей для избрания высшего руководящего органа и единоличного исполнительного органа Организации, а также для внесения изменений в устав Организации и принятия решения об одобрении/неодобрении сделок с заинтересованностью.

Кроме того, к грубым нарушениям законодательства Российской Федерации административный истец относит нарушение статьи 27 Закона №7-ФЗ (заключение Организацией сделок, влекущих конфликт интересов), поскольку данное нарушение, выявленное в ходе проведения проверки Организации, влечет угрозу причинения вреда законным экономическим интересам юридических лиц, общества и государства.

Между тем, решением Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 29.04.2019 года удовлетворены исковые требования общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации «Всероссийская Федерация Самбо» к Главному управлению Минюста России по Нижегородской области о признании учредителем, внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Признана Общероссийская физкультурно-спортивная общественная организация «Всероссийская Федерация Самбо» (ОГРН 1027746000809) учредителем АНО «Всемирная академия самбо» (ОГРН 1045206908163).

Внесены изменения в Единый государственный реестр юридических лиц в части изменения сведений об учредителях АНО «Всемирная академия самбо» (ОГРН 1045206908163), включены сведения о новом учредителе Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации «Всероссийская Федерация Самбо» (ОГРН 1027746000809).

Указанное решение вступило в законную силу 16.07.2019 года.

Представитель Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации «Всероссийская Федерация Самбо» ранее в судебном заседании и письменных ходатайствах ссылался на то, что отсутствие учредителя АНО «Всемирная Академия Самбо» (в связи с ликвидацией одного и смертью второго) на момент выявления нарушений, указанных Главным Управлением Минюста России по Нижегородской области в предупреждении (предписании) от 27.10.2017 года, являлось объективным обстоятельством, препятствовавшим их устранению.

В связи с признанием учредителе Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации «Всероссийская Федерация Самбо» учредителем АНО «Всемирная Академия Самбо» появилась реальная возможность устранения нарушений, указанных Главным Управлением Минюста России по Нижегородской области законным способом без ликвидации АНО «Всемирная Академия Самбо».

14.08.2019 года Общероссийская физкультурно-спортивная общественная организация «Всероссийская Федерация Самбо» обратилась в Главное Управление Минюста России по Нижегородской области для включения в ЕГРЮЛ сведений об Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации «Всероссийская Федерация Самбо» как об учредителе АНО «Всемирная Академия Самбо».

Ссылается на то, что после внесения указанных сведений АНО «Всемирная Академия Самбо» сможет предпринять действия для устранения оставшихся нарушений законным способом, а именно: оформить и подать заявление для внесения изменений в ЕГРЮЛ в части сведений о прекращении полномочий Президента АНО М. Н.Л. в связи со смертью и об избрании Е. С.В. руководителем АНО, исключения из ЕГРЮЛ дополнительных видов экономической деятельности, утверждения Устава АНО в новой редакции в соответствии с замечаниями ГУ Минюста России по Нижегородской области; избрать Совет и ревизора АНО.

Решением № 1 Единственного учредителя Автономной некоммерческой организации «Всемирная Академия Самбо» от 25.09.2019 года прекращены полномочия Президента Организации М. Н.Л. и избран Президентом Организации Елисеев С.В. на неопределенный срок. Избран Совет Организации в количестве трех человек в следующем составе:

1.Председатель – Елисеев С. В.;

2. Член – Борисов М. В.;

3. Член – К.В.Н..

Согласно протоколу заседания Совета АНО «Всемирная Академия Самбо» от 26.09.2019 года избран ревизор Организации Р. А.В. сроком на три года.

Подготовлен Устав АНО «Всемирная Академия Самбо» (новая редакция) с учетом замечаний ГУ Минюста России по Нижегородской области.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

Действительно, федеральный законодатель считает осуществление юридическим лицом деятельности с нарушениями Конституции Российской Федерации либо неоднократными и грубыми нарушениями закона или иных правовых актов основанием для ликвидации юридического лица по решению суда (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка допущенных нарушений закона грубыми и влекущими ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан осуществляется судом, который может в качестве грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов расценить действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию, признать грубыми такое нарушение, создающее реальную угрозу или повлекшее причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства, а также нарушения, которые невозможно устранить законным способом, например, невозможность принять решение в порядке, установленном учредительными документами (пункт 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами»).

Соглашаясь с доводами административного истца о несоответствии отдельных положений Устава требованиям федерального законодательства и о нарушениях допущенных АНО «Всемирная Академия Самбо», суд с учетом вступившего в силу решения Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 29.04.2019 года и предпринимаемых Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организацией «Всероссийская Федерация Самбо» действий по устранению нарушений, считает ошибочным позицию административного истца об осуществлении административным ответчиком деятельности с грубыми и неустранимыми нарушениями федерального законодательства.

Суд считает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований административного истца о ликвидации АНО «Всемирная Академия Самбо» как юридического лица, несмотря на допущенные названной Организацией нарушения федерального законодательства, поскольку исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, неоднократное нарушение требований закона, даже при условии их доказанности, само по себе не является безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан, которые должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям.

Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, неоднократность нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов, о которой идет речь в подпункте 3 пункта 3 этой статьи, назвал формальным основанием, констатировав, что отсутствие в названной статье кодекса конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что для применения данной санкции достаточно установления только факта неоднократности нарушений, указал, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц (постановление от 18 июля 2003 года № 14-П).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 постановления от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» также подчеркнул, что неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

На это обстоятельство обращено внимание судов и в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64.

В материалах настоящего административного дела отсутствуют доказательства того, что ликвидация АНО «Всемирная Академия Самбо», осуществляющего свою деятельность с 2004 года, основной целью которой является общественно-полезная деятельность, направленная на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей людей по средствам разработок и осуществления программ по развитию самбо, решению различных социальных, культурных, здравоохранительных, воспитательных проблем, организации и участия в проведении мероприятий по развитию спорта, физической культуры, внедрение в сознание людей здорового образа жизни, высокой морали и нравственности, предоставление услуг в сфере физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, культуры и иных сферах, является соразмерной и адекватной мерой, без которой невозможно устранить допущенные названной организацией нарушения и достигнуть социально значимые цели.

По мнению суда, выявленные административным истцом нарушения, не могут являться достаточным основанием для применения такой исключительной меры, как ликвидация юридического лица, поскольку данные нарушения носят устранимый характер и не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов других лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 264 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

ГУ Министерства юстиции РФ по Нижегородской области в удовлетворении административного иска к Автономной некоммерческой организации «Всемирная Академия Самбо» о ликвидации организации и исключении сведений из ЕГРЮЛ отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд Нижегородской области.

Судья (подпись) А.Х.Водяницкая

Копия верна:

Судья:

Секретарь: