ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-262/2022УИД650009-01-2022-000292-30 от 03.10.2022 Ногликского районного суда (Сахалинская область)

Дело №2а-262/2022 УИД 65RS0009-01-2022-000292-30

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 октября 2022 года пгт.Ноглики Сахалинской области

Ногликский районный суд Сахалинской области в составе

председательствующего судьи Антиповой З.А.,

с секретарём Семибратовой Н.С.,

с участием помощника прокурора Ногликского района Сахалинской области –Сиротиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Ногликского района Сахалинской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Городской округ «Ногликский», комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ Ногликский» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по совершению необходимых действий для постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на автомобильную дорогу,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ прокурор Ногликского района Сахалинской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Городской округ «Ногликский» (далее – администрация МО «Городской округ Ногликский»), в котором указал, что прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности выявлены нарушения требований действующего законодательства в сфере дорожного движения, а именно: автомобильная дорога местного значения в границах муниципального образования «Городской округа Ногликский» - подъездная дорога к дачному массиву «25 июня» административным ответчиком на государственный кадастровый учет не поставлена, право собственности на неё органом местного самоуправления в установленном законом порядке не зарегистрировано. Не оформление права собственности не позволяет органу местного самоуправления в полной мере принимать меры по самостоятельному решению вопросов местного значения по обеспечению безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог в границах муниципального образования, а также принимать участие в реализации государственных программ, в том числе путем получения средств федерального бюджета на осуществление строительства и реконструкции объектов, находящихся в муниципальной собственности.

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ мэру МО «Городской округ Ногликский» внесено представление об устранении нарушений законодательства, вместе с тем, в установленный срок нарушения законодательства устранены не были, в связи с чем, прокурор Ногликского района Сахалинской области просил суд признать незаконным бездействие администрации МО «Городской округ Ногликский» по неосуществлению кадастрового учета и не оформлению права собственности на автомобильную дорогу местного значения в границах муниципального образования «Городской округ Ногликский» - подъездную дорогу к дачному массиву «25 июня»; возложить на административного ответчика обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет автомобильной дороги местного значения в границах муниципального образования «Городской округ Ногликский» - подъездной дороги к дачному массиву «25 июня», с последующей регистрацией права собственности на указанную автомобильную дорогу.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ Ногликский» (далее - КУМИ «Городской округ Ногликский») (л.д. <данные изъяты>).

В судебное заседание при надлежащем извещении не явились представители административных ответчиков, просили рассматривать дело в их отсутствие, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации.

В судебном заседание помощник прокурора Ногликского района Сахалинской области Сиротина Е.А. поддержала требования, заявленные к КУМИ МО «Городской округ Ногликский», по основаниям, изложенным в административном иске.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав все имеющиеся по делу доказательства и оценив их в совокупности, суд исходит из следующего.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №257-ФЗ) к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Автомобильными дорогами общего пользования в силу части 11 статьи 5 Федерального закона №257-ФЗ являются дороги общего пользования местного значения в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

В соответствии с частями 1 и 9 статьи 6 Федерального закона №257-ФЗ, автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с пунктами 1, 5 и 6 части 1 статьи 3 Федерального закона №257-ФЗ относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно пунктам 2, 3 Приказа Минтранса России от 07 августа 2020 года №288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации. Оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (далее - обследование). Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с пунктами 3, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Положениями статьи 1 Федерального закона 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5). Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Аналогичные положения содержал действовавший до 01 января 2017 года Федеральный закон от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Из системного толкования приведенных выше положений федерального законодательства следует, что на органы местного самоуправления в силу закона возложена обязанность регистрировать право муниципальной собственности на автомобильные дороги в границах муниципального образования, чему должна предшествовать постановка их на государственный кадастровый учет. Неисполнение данной обязанности препятствует реализации принципа единства правового регулирования Российской Федерации.

Кроме того, по смыслу положений статьи 34 Федерального закона № 257-ФЗ и статьи 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации оформление права собственности на автомобильные дороги местного значения влияет на бюджетную обеспеченность и эффективность финансирования дорожной деятельности, в том числе, на цели капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог.

Из Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Городской округ Ногликский», утвержденного постановлением администрации МО «Городской округ Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в этот перечень входит автомобильная подъездная дорога к дачному массиву «25 июня» (л.д. <данные изъяты>).

Вместе с тем, в ходе проведенной прокуратурой Ногликского района Сахалинской области проверки законодательства в области дорожного движения установлено, что подъездная дорога к дачному массиву «25 июня» на государственный кадастровый учет не поставлена, право собственности на эту дорогу органом местного самоуправления в установленном законом порядке не зарегистрировано, что подтверждается имеющимся в материалах дела актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>), и ответчиками не отрицается.

В связи с выявленными нарушениями законодательства, прокуратурой Ногликского района Сахалинской области главе муниципального образования «Городской округ Ногликский» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении допущенных нарушений (л.д. <данные изъяты>).

По результатам рассмотрения представления исполняющим обязанности мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» ФИО4 исполняющему обязанности прокурора Ногликского района Сахалинской области ФИО5 со ссылкой на статью 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости сообщено об отсутствии оснований для государственной регистрации в ЕГРН права собственности на автомобильную подъездную дорогу к дачному массиву «25 июня» (л.д. <данные изъяты>).

Из ответа КУМИ «Городской округ Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в июне 2022 года планируется заключить контракт на проведение кадастровых работ, в том числе, и в отношении автомобильной подъездной дороги к дачному массиву «25 июня» (л.д. <данные изъяты>).

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования «Городской округ Ногликский», к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожного деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 35 Устава муниципального образования «Городской округ Ногликский», КУМИ «Городской округ Ногликский» осуществляет полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью муниципального образования «Городской округ Ногликский».

В силу подпунктов 37, 38 и 49 пункта 4 статьи 35 Устава муниципального образования «Городской округ Ногликский» КУМИ «Городской округ Ногликский» организует проведение работ по землеустройству, дает заключение по планам землеустроительных работ, ведет учет земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляет от имени муниципального образования «Городской округ Ногликский» проведение мероприятий по государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества и сделок с ним.

Таким образом, Уставом муниципального образования «Городской округ Ногликский» обязанность по осуществлению кадастрового учета и оформлению права собственности на автомобильные дороги местного значения возложена на КУМИ «Городской округ Ногликский».

Отсутствие оформленного права собственности на автомобильную подъездную дорогу к дачному массиву «25 июня» не позволяет органу местного самоуправления в полной мере принимать меры по самостоятельному решению вопросов местного значения по обеспечению безопасности дорожного движения и надлежащего содержания указанной автомобильной дороги в границах муниципального образования «Городской округ Ногликский», принимать участие в реализации государственных программ, в том числе путем получения средств федерального бюджета на осуществление строительства и реконструкции объектов, находящихся в муниципальной собственности, а также нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, поскольку автомобильные дороги, не имеющие собственника, могут оставаться без надлежащего обслуживания и ремонта.

Установленные в судебном заседании обстоятельства прямо указывают на бездействие КУМИ «Городской округ Ногликский» по неосуществлению обязанностей в части соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения.

При этом сам по себе факт заключения КУМИ «Городской округ Ногликский» муниципального контракта на проведение работ по подготовке межевого плана и постановке на кадастровый учет указанной автомобильной дороги, а также включение данной дороги в реестр муниципального имущества муниципального образования «Городской округ Ногликский» (л.д. <данные изъяты>), не свидетельствует о принятии административным ответчиком исчерпывающих мер для исполнения возложенной действующим законодательством обязанности по решению вопросов местного значения по обеспечению безопасности дорожного движения.

Таким образом, поскольку вопросы о проведении межевания, постановке на кадастровый учет, осуществлении государственной регистрации права являются вопросами местного значения, которые должны быть разрешены уполномоченным на органом, то требования прокурора Ногликского района Сахалинской области к КУМИ МО «Городской округ Ногликский» подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Ногликского района Сахалинской области, поданный в интересах неопределенного круга лиц, к комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ Ногликский» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по совершению необходимых действий для постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на автомобильную дорогу, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ Ногликский», выразившееся в неосуществлении кадастрового учета и не оформлении права собственности на автомобильную дорогу местного значения в границах муниципального образования «Городской округ Ногликский» - подъездную дорогу к дачному массиву «25 июня».

Возложить на комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ Ногликский» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет автомобильной дороги местного значения в границах муниципального образования «Городской округ Ногликский» - подъездной дороги к дачному массиву «25 июня», с последующей регистрацией в Едином государственном реестре недвижимости права собственности на указанную автомобильную дорогу.

В удовлетворении административного иска прокурора Ногликского района Сахалинской области, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Городской округ «Ногликский» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по совершению необходимых действий для постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на автомобильную дорогу, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и (или) принесено представление в Сахалинский областной суд через Ногликский районный суд Сахалинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 10 октября 2022 года

Председательствующий З.А.Антипова