ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2630/19 от 28.06.2019 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

Дело № 2а-2630/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Севастополь 28 июня 2019 года

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи Сомовой И.В.,

при секретаре Лисничей А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ГБУ «Севастопольский Автодор» к судебному приставу-исполнителю МОСП по ВАШ УФССП России по Севастополю ФИО1, УФССП России по Севастополю о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства,

У С Т А Н О В И Л:

ГБУ «Севастопольский Автодор» обратился с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МОСП по ВАШ УФССП России по Севастополю ФИО1, указав, что постановлением от 06.08.2018, вынесенным ЦАФАП ОДД ГИБДД УМВД России по Севастополю, ГУПС «Севастопольский Автодор» привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 5 000 рублей. 09.01.2019 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Данное постановление является незаконным, поскольку постановление от 06.08.2018 истцом не получено, и оно не вступило в законную силу, судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство в отсутствие у него таких полномочий, так как в отношении бюджетного учреждения исполнительный документ должен быть направлен на исполнение в органы Федерального казначейства. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил:

Постановление судебного приставу-исполнителю МОСП по ВАШ УФССП России по Севастополю ФИО1 от 09.01.2019 о возбуждении исполнительного производства -ИП признать незаконным и отменить.

В качестве второго административного ответчика по делу привлечено УФССП России по Севастополю.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковых заявлениях.

Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель МОСП по ВАШ УФССП России по Севастополю ФИО1, и представитель УФССП России по Севастополю ФИО2 возражали против удовлетворения требований административного истца, ссылаясь на то, что действия ответчика законны и обоснованны.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Государственное бюджетное учреждение «Севастопольский Автодор» образовано постановлением Правительства Севастополя от 22.04.2016 -ПП в результате реорганизации Государственного унитарного предприятия Севастополя «Севастопольский Автодор», и согласно пункту 3.5 данного постановления является правопреемником ГУПС «Севастопольский Автодор».

Постановлением ЦАФАП ОДД ГИБДД УМВД России по Севастополю от 28.12.2017 ГУПС «Севастопольский Автодор» как собственник транспортного средства признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Копия постановления направлена лицу, привлеченному к административной ответственности, по юридическому адресу: г. Севастополь, <адрес>, заказным письмом. Согласно отчету об отслеживании отправления по почтовому идентификатору письмо получено адресатом 04.01.2018.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, а именно по истечении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

По истечении срока обжалования постановления от 28.12.2017 ЦАФАП ОДД ГИБДД УМВД России по г. Севастополю обратилось в МОСП по ВАШ УФССП России по Севастополю для обращения к принудительному исполнению постановления.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ВАШ УФССП России по Севастополю от 09.01.2019 -ИП возбуждено исполнительное производство на основании вышеуказанного акта по делу об административном правонарушении от 28.12.2017, в отношении должника: ГБУ «Севастопольский автодор», в пользу взыскателя - ЦАФАП ОДД ГИБДД УМВД России по г. Севастополю, предмет исполнения: административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

На основании статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа …., если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий определяет Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (часть первая статьи 1 настоящего Закона).

Согласно части первой статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

На основании части 8 статьи 30 закона судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Основания отказа в возбуждении исполнительного производства перечислены в части 1 статьи 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Согласно пункту 8 части 1 статьи 31 закона исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Статьей 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлены виды исполнительных документов. Согласно пункту 6 части 1 данной статьи исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.

На основании указанных правовых норм административный ответчик принял к принудительному исполнению постановление ЦАФАП ОДД ГИБДД УМВД России по г. Севастополю и возбудил исполнительное производство.

Суд не соглашается с доводами административного истца о том, что указанное постановление не подлежит исполнению службой судебных приставов, поскольку в отношении бюджетного учреждения исполнительные документы могут исполняться только в порядке, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, путем направления их в органы федерального казначейства.

В соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится только на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 Кодекса.

Согласно части 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

По смыслу приведенных положений закона обращение взыскания на средства бюджетов, в том числе бюджета субъекта Российской Федерации, по обязательствам бюджетных учреждений возможно исключительно на основании судебных актов (исполнительный лист, судебный приказ).

Постановление административного органа о назначении штрафа по делу об административном правонарушении не относится к таким актам и, следовательно, не является исполнительным документом, на основании которого может быть обращено взыскание на средства бюджета по денежным обязательствам государственного бюджетного учреждения - должника, и подлежит исполнению в порядке, установленном статьей 32.2 КоАП РФ и Федеральным законом «Об исполнительном производстве.

Аналогичная правовая позиция изложена в письме Федерального казначейства России от 25.10.2018 и письме Министерства финансов Российской Федерации от 26.12.2018 по обращению Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также согласно которому исполнение постановлений государственных органов о взыскании административных штрафов производится согласно нормам КоАП РФ и Федерального закона «Об исполнительном производстве» и не может осуществляться путем направления постановлений в территориальные органы Федерального казначейства.

Доводы административного истца о неполучении копии постановления о наложении административного штрафа опровергаются материалами дела, также как и доводы о возбуждении исполнительного производства по не вступившему в законную силу постановлению административного органа.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований административного истца и признания незаконным оспариваемого постановления о возбуждении исполнительного производства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ГБУ «Севастопольский Автодор» к судебному приставу-исполнителю МОСП по ВАШ УФССП России по Севастополю ФИО1, УФССП России по Севастополю о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства от 09.01.2019 -ИП отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий (подпись) И.В. Сомова

Решение в окончательной форме составлено 03.07.2019.

<данные изъяты>

Копия верна.

Судья И.В. Сомова