Дело № 2а-2630/2022 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 сентября 2022 года город Ульяновск Заволжский районный суд города Ульяновска в составе: председательствующего судьи Высоцкой А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Каюмовой Р.А., Идиятуллиной В.В., Айзатулловой Д.Р. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Леоновой Вере Михайловне о взыскании задолженности по страховым взносам и пени, УСТАНОВИЛ: УФНС России по Ульяновской области обратилось в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Леоновой В.М. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени, указав в обоснование, что Леонова В.М. состоит на учете в УФНС России по Ульяновской области, соответственно обязана платить законно установленные налоги и сборы. Леонова В.М. состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя в период с 24.12.2004 по 01.03.2021. За период с 01.01.2021 по 01.03.2021, фиксированный размер страховых взносов на 2021 год составляет: в ФОПС (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере) – 5495,23 руб.; в ФОМС (страховые взносы на обязательное медицинское страхование) – 1 426,98 руб. Сумма страховых взносов за 2021 год до настоящего времени не уплачены, за 2020 год - уплачены частично. В связи с неисполнением ответчиком обязанности по уплате задолженности налоговым органом в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ были направлены требования об уплате налога и пени, штрафа. Требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа должником до настоящего времени не исполнены. В соответствии со ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Сумма задолженности по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2021 г. составила за период с 01.01.2021 по 17.01.2022 - 4 210,85 руб.; по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2021 г. за период с 17.03.2021 по 17.01.2022 – 854,23 руб. С учетом уточнения требований административного иска, УФНС России по Ульяновской области просит взыскать в свою пользу с Леоновой В.М. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2021 год в сумме 5 495.23 руб.; пени за несвоевременную уплату за период с 01.01.2021 по 17.01.2022 в размере 4 210,85 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2021 год в сумме 1 426,98 руб., пени за несвоевременную уплату за период с 17.03.2021 по 17.01.2022 в размере 854,23 руб., а всего – 11 987,29 руб. Представитель УФНС России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания административный истец извещен. Административный ответчик Леонова В.М. в судебном заседании требования административного искового заявления не признала, указав, что, согласно выписке из ЕГРИП, 13.01.2021 регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя из ЕГРИП, таким образом, налоговому органу на указанную дату было известно, что она, как индивидуальный предприниматель, деятельность не осуществляет, однако сумму страховых взносов исчисляет до 01.03.2021 – даты исключения ее из ЕГРИП, как недействующего индивидуального предпринимателя. Суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца по имеющимся доказательствам. Исследовав материалы административного дела, заслушав административного ответчика, суд приходит к следующему. Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Статьей 23 Налогового кодекса РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги. Согласно п. 1 ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно, налоги и (или) сборы. В силу п.1 ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Материалами дела установлено, что Леонова В.М. состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска в период с 24.12.2004 по 01.03.2021 (выписка из ЕГРИП). В соответствии с п. 1 ст. 430 Налогового кодекса РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: - в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере 32 448 руб. за расчетные периоды 2020-2021 г.г, 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 руб. за расчетные периоды 2020-2021 г.г. В соответствии с п. 1 ст. 431 Налогового кодекса РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п.1 ст. 419 Налогового кодекса РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В силу п. 3 ст. 430 Налогового кодекса РФ, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца. Заявленный вид предпринимательской деятельности Леоновой В. М. - «Регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении». В соответствии с п. 12 ст. 2 Федерального закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» - для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством РФ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2020 года составляют 20 318 руб. Так как, Леонова В.М. в 2021 году осуществляла предпринимательскую деятельность в период с 01.01.2021 по 23.09.2021, фиксированный размер страховых взносов на 2021г. составляет: в ФОПС (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере) – 5495,23 руб.; в ФОМС (страховые взносы на обязательное медицинское страхование) – 1 426,98 руб. Как следует из административного иска, сумма страховых взносов за 2021 г. до настоящего времени не уплачена. В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате задолженности налоговым органом в соответствии со ст.ст.69, 70 НК РФ были направлены в адрес Леоновой В.М. требования №8065, №846 об уплате налога и пени, в которых указывались суммы недоимки, подлежащей оплате, а также сроки оплаты, которые до настоящего времени не исполнены. В силу п.2 ч.1 ст. 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. Согласно ч.1 ст. 232 Налогового кодекса РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Как усматривается из выписки из ЕГРИП, 13.01.2021 регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя Леоновой В.М. из ЕГРИП, исключение из ЕГРИП недействующего индивидуального предпринимателя произведено 01.03.2021. В соответствии с положениями ст.22.4 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» индивидуальный предприниматель признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующий индивидуальный предприниматель) в случаях, если к моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения одновременно соблюдаются следующие условия: истекло пятнадцать месяцев с даты окончания действия патента или индивидуальный предприниматель в течение последних пятнадцати месяцев не представлял документы отчетности, сведения о расчетах, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; индивидуальный предприниматель имеет недоимку и задолженность в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Недействующий индивидуальный предприниматель может быть исключен из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи условий признания недействующим индивидуальным предпринимателем регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Решение о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей должно быть опубликовано в порядке, установленном пунктом 3 статьи 21.1 настоящего Федерального закона. Одновременно с решением о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим индивидуальным предпринимателем, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, заявления не направлены или не представлены, регистрирующий орган исключает недействующего индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей путем внесения в него соответствующей записи. Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и существует до момента исключения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Доводы административного ответчика о том, что она в 2021 г. фактически не осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, является несостоятельными, поскольку обязанность по уплате страховых взносов возникает у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса и не связана с фактическим осуществлением предпринимательской деятельности и получением доходов. Только с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений об исключении из ЕГРЮЛ индивидуального предпринимателя налогоплательщик перестает быть страхователем. При таких обстоятельствах Леоновой В.М. обоснованно начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере и страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2021 г. (с 01.01.2021 по 01.03.2021). Сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, в силу п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ признается недоимкой. В связи с неуплатой налогоплательщиком в установленные сроки налогов, в соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ ему начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в размере 1/300 ставки рефинансирования действующей в соответствующем периоде. Приведенный в административном иске расчет пеней Леоновой В.М. не оспорен, доказательств отсутствия задолженности по пеням, начисленным в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов за заявленные периоды, либо наличия задолженности по пеням за данные периоды в ином размере, в материалы дела не представлено. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в Постановлении от 17.12.1996 №20-П, Определении от 04.07.2002 №202-О, пени являются дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в случае задержки уплаты налога. Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Согласно п.2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб., за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Поскольку в указанный срок страховые взносы уплачены не были, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Срок обращения к мировому судье не пропущен. Судебный приказ был выдан 11.04.2022, 23.05.2022 отменен по заявлению должника. С настоящим иском в суд налоговый орган обратился 15.06.2022 – в установленный законом срок. Представленный административным истцом расчет задолженности по страховым взносам и пени судом проверен и признан арифметически верным. Ответчиком не представлено доказательств иного исчисления суммы страховых взносов за 2021 год и пени. Доказательств оплаты задолженности в судебное заседание административным ответчиком не представлено. Таким образом, поскольку обязанность по уплате страховых взносов добровольно административным ответчиком не исполнена, суд находит требования административного иска законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в заявленном размере. В соответствии со ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» следует взыскать государственную пошлину в сумме 479,49 руб. Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л Требования административного иска Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Леоновой Вере Михайловне о взыскании задолженности по страховым взносам и пени удовлетворить. Взыскать с Леоновой Веры Михайловны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН №), проживающей по адресу: , в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2021 год в сумме 5 495,23 руб.; пени за несвоевременную уплату за период с 01.01.2021 по 17.01.2022 в размере 4 210,85 руб.; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2021 год в сумме 1 426,98 руб., пени за несвоевременную уплату за период с 17.03.2021 по 17.01.2022 в размере 854.23 руб., а всего – 11987,29 руб. Взыскать с Леоновой Веры Михайловны в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в сумме 479,49 руб. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья А.В. Высоцкая |