ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2633/19 от 05.01.2019 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

55RS0005-01-2019-003638-09 Дело № 2а-2633/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд города Омска

в составе председательствующего судьи Валитовой М.С.

при секретаре Аримбековой А.О., помощнике Благовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

в городе Омске 17 октября 2019 года

дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Санкт-Петербургу к Фазылову В. К. о взыскании задолженности по налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец МИФНС России по Санкт-Петербургу обратился в суд с иском к Фазылову В.К. о взыскании задолженности по налогу и пени.

В обоснование требований указал, что ИП Фазылов В.К. как собственник теплохода с государственным регистрационным знаком 30-1578 являлся плательщиком транспортного налога за 2017 год, однако в установленный законом срок исчисленную сумму 115 500 руб. не уплатил.

Административному ответчику направлено требование об уплате налога и пени от ДД.ММ.ГГГГ, предложено уплатить задолженность по налогу и пени, которое оставлено без исполнения.

Определением мирового судьи судебного участка в Первомайском судебном районе в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании с ответчика налога и пени отменен.

На основании изложенного просит взыскать с Фазылова В.К. задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 115 500 руб. 00 коп., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 658 руб. 39 коп.

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Черенков В.В., действующий на основании доверенности (т.1 л.д.187), в судебном заседании возражал против требований ввиду их необоснованности. Указал, что Фазылов В.К. занимается только внутренними водными грузоперевозками с использованием теплохода, о чем свидетельствуют представленные им договоры перевозок, в связи с чем он не обязан уплачивать транспортный налог, основной вид деятельности – оптовая торговля им не ведется, за данный вид деятельности он не представляет налоговую декларацию, а отчитывается перед налоговой инспекцией только за осуществляемые водным транспортом перевозки.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных названной главой.

Статьей ст. 357 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 названного Кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.

На основании п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Транспортный налог введен на территории города Санкт-Петербург Законом Санкт-Петербурга «О транспортном налоге» от 04 ноября 2002 года № 487-53.

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (ст. ст. 360 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 361 НК РФ налоговые ставки, указанные в пункте 1 названной статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.

Как указано в п. 2 ст. 52, п. 2 ст. 409 НК РФ, налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

В силу ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В судебном заседании установлено, что ИП Фазылову В.К. в заявленный истцом период в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежало судно «Беломорский-21», сухогрузный, идентификационный , год постройки 1963, которое в Государственном судовом реестре числилось за номером 30-1578 (л.д.57,67).

Таким образом, Фазылов В.К. являлся плательщиком транспортного налога.

На основании п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом названного пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором названного пункта.

Согласно п.п. 2,4 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налоговым органом административному ответчику направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 115 500 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-8).

Однако указанная сумма налога Фазыловым В.К. уплачена не была.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 названного Кодекса. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В соответствии с п. 1 ст. 45, п.п. 1 и 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога - извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В связи с неуплатой налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок Фазылову В.К. были начислены пени по транспортному налогу за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 658 руб. 39 коп.

Направленное ответчику требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога в размере 115 500 руб. и пени по транспортному налогу в размере 1 658 руб. 39 коп. не исполнено налогоплательщиком (л.д.10-11).

Судебным приказом мирового судьи судебного участка в Первомайском судебном районе в г. Омске от ДД.ММ.ГГГГ с Фазылова В.К. в пользу налогового органа взыскана задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 115 500 руб., пени по транспортному налогу – 1 658 руб. 39 коп. (л.д.32).

Определением мирового судьи судебного участка в Первомайском судебном районе в г. Омске от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен в связи с возражениями должника (л.д.34).

Согласно абз. 3 п. 1, абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).

При предъявлении налоговым органом требования от ДД.ММ.ГГГГ сроком уплаты налогов до ДД.ММ.ГГГГ общая сумма налогов и пени превысила 3 000 рублей и составила 115 500 руб.

Следовательно, к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ в установленный законом срок -до ДД.ММ.ГГГГ.

После отмены судебного приказа административным истцом также в установленный срок подано исковое заявление в районный суд ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного ответчика возражал против заявленных требований, ссылаясь на то обстоятельство, что Фазылов В.К. указанный в ЕГРЮЛ основной вид деятельности -оптовая торговля не ведет, а занимается осуществлением пассажирских и грузовых перевозок.

Оценивая правомерность данных доводов, суд учитывает следующее.

Согласно п.п.3 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы только при наличии оснований, установленных законодательством о налогах и сборах.

В силу положений ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Освобождение от уплаты налогов и сборов по своей природе – льгота, которая является исключением из принципа всеобщности и равенства налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Только законодатель вправе определить круг лиц, на который распространяются налоговые льготы.

В соответствии с п.п. 4 п.2 ст. 358 НК РФ не являются объектами налогообложения транспортным налогом пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Таким образом, освобождение объекта от налогообложения транспортным налогом поставлено в зависимость от вида деятельности субъекта, независимо от того, используются ли транспортные средства самим налогоплательщиком, осуществляющим перевозочную деятельность, или переданы в аренду для перевозки без экипажа другим лицам.

Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 01 декабря 2009 № 1552-О-О, при установлении льготы по п.п. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ законодатель вправе исходить из специфики условий хозяйствования в определенных отраслях экономики (в том числе в сфере морского, речного и воздушного транспорта), в связи с чем освобождение от налогообложения на основании указанной нормы закона поставлено в зависимость именно от вида основной деятельности налогоплательщика.

Таким образом, для применения данной льготы налогоплательщик должен доказать факт осуществления в качестве основного вида деятельности перевозки пассажиров и (или) грузов, к которой относится деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с главой 40 ГК РФ.

Перевозка пассажиров, их багажа, грузов, почтовых отправлений, а также соответствующие договоры перевозки регламентируются главами XIII и XIV Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, главами VIII и IX Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, главой XV Воздушного кодекса Российской Федерации.

Главой 40 ГК РФ предусмотрены четыре вида договоров, опосредующих правоотношения по перевозке пассажиров и грузов: договор перевозки груза (ст. 785); договор перевозки пассажира (ст. 786); договор фрахтования (ст. 787); договор об организации перевозок (ст. 798).

Согласно ст. 787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Схожие положения о договоре фрахтования судна содержатся в п. 3 ст. 97 КВВТ РФ.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод, что договор фрахтования судна можно перечислить к договору перевозки, по которому фрахтовщик, владея и самостоятельно осуществляя эксплуатацию судна и перевозку пассажиров (груза), предоставляет фрахтователю площади судна для оказания таких услуг на определенное количество рейсов.

Фазылов В.К. в качестве индивидуального предпринимателя зарегистрирован 19 августа 2004 года, как следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 07 октября 2019 года (т.1 л.д.174-180).

Основным видом его деятельности указана торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах, а также перечислены и дополнительным виды деятельности в виде деятельности внутреннего водного пассажирского транспорта, деятельности внутреннего водного грузового транспорта.

При этом видом лицензируемой деятельности ИП Фазылова В.К. является именно перевозка внутренним водным транспортом грузов.

В подтверждение своих возражений административный ответчик представил следующие документы:

- договор -Т оказания услуг перевозки грузов водным транспортом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ООО «Спецстройинвест», акты о выполнении услуг по перевозке по данному договору (т.1 л.д.82-111);

- договор оказания услуг судном АЭ-2017 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ИП Печкуровым Е.А., с платежными поручениями об оплате предоставленных услуг (т.2 л.д.27-36);

- договор оказания услуг перевозки грузов водным транспортом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ООО «УМиТ», акт выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.113-115);

- договор оказания услуг перевозки грузов водным транспортом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ИП Кисиль Э.В., акт выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.116-118);

- договор оказания услуг перевозки грузов водным транспортом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ИП Захода В.Г., акт выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.119-122);

- договор №ФЯР-289 возмездного оказания услуг перевозки грузов водным транспортом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с АО «Ямалкоммунэнерго», акт выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.123-127);

- договор на перевозку груза водным транспортом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ООО «ТД «Энергия-Курган», акт выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.128-131);

- договор на перевозку груза водным транспортом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ООО «АВТОИР», акт выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.132-135);

- договор на перевозку груза водным транспортом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ООО «Сервис-Транспорт», акт выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.136-139);

- договоры от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, года, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на перевозку груза водным транспортом, заключенные с МП «Ямальские олени», и акты выполненных работ к ним (т.1 л.д.140-171).

- платежные поручения об оплате услуг по указанным договорам, а также выписку филиала ПАО «БАНК УРАЛСИБ» от ДД.ММ.ГГГГ по операциям на специальном счете (т.1 л.д. 188-228, 235-250, т.2 л.д.1-26).

Административный истец приведенные представителем ИП Фазылова В.К. доводы не опроверг, доказательств обратного не представил.

Более того, суд учитывает, что аналогичные требования налогового органа, только о взыскании транспортного налога и пени за 2016 год за указанное транспортное средство, решением Первомайского районного суда г. Омска по делу №2а-2100/2018 от 23 августа 2018 года были признаны необоснованными, поскольку суд пришел к выводу о наличии оснований к освобождению налогоплательщика ИП Фазылова В.К. от уплаты транспортного налога в связи с использованием данного судна для перевозок груза. Данное решение суда административным истцом не было обжаловано, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.37-41).

Оценив представленные в настоящем деле доказательства, а также установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что фактически основным видом деятельности ИП Фазылова В.К. в 2017 году являлась деятельность, связанная с осуществлением перевозок водным транспортом, следовательно, он подлежит освобождению от уплаты транспортного налога.

При таких обстоятельствах суд считает, что в удовлетворении требований налогового органа следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в полном объеме в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Санкт-Петербургу к Фазылову В. К. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 115 500 руб. 00 коп. и пени по транспортному налогу в размере 1 658 руб. 39 коп.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

мотивированное решение изготовлено 21.10.2019, не вступило в законную силу