ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2633/2023 от 20.07.2023 Рыбинского городского суда (Ярославская область)

Дело № 2а-2633/2023

УИД77RS0021-02-2022-004455-38

Мотивированное решение изготовлено 20.07.2023 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2023 года

Рыбинский городской суд Ярославской области в составе

Председательствующего судьи Альштадт С.Н.

При секретаре Поткиной А.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Рыбинске административное исковое заявление заместителя военного прокурора Ярославского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель военного прокурора Ярославского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился к Министерству обороны Российской Федерации и с учетом уточнения исковых требований просил возложить обязанность принять меры к реконструкции комплекса биологических очистных сооружений, расположенных на территории военного городска (<адрес>) в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, в объеме разработанного тактико-технического задания (на проектирование очистных сооружений военного городка <адрес>), утвержденного органами военного управления и направленного 02.07.2019 года в Департамент строительства Минобороны России (исх.№ 28/3/3963 УЭСиОКУ ЗВО).

Определением Рыбинского городского суда Ярославской области от 26.05.2023 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.

В судебном заседании старший помощник военного прокурора Ярославского гарнизона по доверенности ФИО1 требования поддержал и пояснил, что военной прокуратурой Ярославского гарнизона с привлечением специалистов государственного экологического надзора проведена проверка соблюдения законодательства в сфере экологии и природопользования по использованию недвижимого имущества военного городка (<адрес>). В рамках реорганизации ФГКЭУ «Ярославская КЭЧ района» Министерства оброны и ФГКЭУ «Костромская КЭЧ района» Министерства обороны России на балансовый учет ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России приказом Министерста обороны РФ от 17.12.2010 года № 1871 переданы объекты недвижимого имущества военного городка . В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 24.03.2017 года № 837, на основании передаточного акта от 29.06.2017 года очистные сооружения военного городка закреплены на праве оперативного управления за ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление». По результатам осмотра объектов водопроводно-канализационного хозяйства военного городка установлено, что системы водоснабжения требуют текущего и капитального ремонта, разработаны тактико-техническое задание на строительство (реконструкцию) и проектирование очистных сооружений, которое направлено в адрес руководителя Департамента строительства Минобороны России. До настоящего времени канализационно-очистные сооружения военного городка № не включены в план модернизации инфрастуктуры военных городков. При проведении дополнительной проверки 03.07.2023 года комплекса биологических очистных сооружений военного городка установлено, что в северо-восточном направлении на расстоянии около 500 метров от военного городка в лесном массиве расположен комплекс биологических очистных сооружений, выведенный из эксплуатации: одноэтажное кирпичное здание, приемник сточных вод, трубопроводы, отстойники и емкости для очистки сточных вод. Здание обесточено, в нем отсутствуют окна, двери, стоки в приемник сточных вод и емкости для очистки не поступают. В северном направлении на расстоянии около 100 метров от военного городка в лесном массиве расположено кирпичное здание канализационной насосной станции, эксплуатируемое жилищно-эксплуатационным (коммунальным) отделом № 19 ФГБУ «Центральнео жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ филиал по Западному военному округу. На момент осмотра станция функционировала, от ней на рельеф местности организован выпуск длиной около 10 метров и диаметром 100 мм, хозяйственно-бытовые стоки без очистки из выпуска поступают на рельеф местности в лесной массив на земельный участок с кадастровым номером . Согласно паспорту военного городка норматив водоотведения составляет 288,75 куб.м. в месяц. Очистка сбрасываемых сточных вод не осуществляется, очистные сооружения не функционируют, дата вывода очистных сооружений из эксплуатации неизвестна. Сбор сточных вод на рельеф запрещен ФЗ «Об охране окружающей среды». На собственника имущества Министерство обороны Российской Федерации подлежит возложению обязанность принять меры к реконструкции комплекса биологических очистных сооружений, расположенных на территории военного городка .

Административный ответчик Министерство обороны Российской Федерации (представитель ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации) извещенное о дне рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило, в письменных возражениях требования не признало, указав, что очистные сооружения военного городка закреплены на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации, основной целью деятельности которой является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, данное учреждение относится к коммунально-эксплуатационным органам (организациям) и предназначено для исполнения и контроля за исполнением контрактов, а также организации и исполнения поставки коммунально-эксплуатационного обеспечения на материально-техническую базу Вооруженных Сил за счет и в пределах субсидий из федерального бюджета, несет ответственность за обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы, за контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре, за взаимодействие с органами местного самоуправления, за принятие решений при участии комиссии по приемке законченных строительство объектов, а также несет ответственность за правильную эксплуатацию систем энергосбережения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования. Согласно п.12 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными задачами деятельности учреждения является осуществление содержания объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах ВС РФ. Обеспечение и деятельность по эксплуатации, в том числе капитальный и текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленных в пользование объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование осуществляет непосредственно ФГБУ «ЦЖКУ». Также в целях восстановления технического состояния систем водоотведения хозяйственно-бытовой канализации военных городков Западного военного округа разработаны тактико-техническое задания на строительство (реконструкцию) и проектирование очистных сооружений. Вместе с тем, у прокурора отсутствуют полномочия на заявление требований о возложении обязанности принять меры к реконструкции очистных сооружений военного городка , поскольку такие полномочия принадлежат собственнику имущества – Министерству обороны Российской Федерации.

Административный ответчик Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации извещенное о дне рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило, в письменном отзыве указало, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Доказательств того, что при эксплуатации имущества были допущены нарушения, повлекшие негативное воздействие на окружающую среду, административным истцом не представлено. Необходимость реконструкции комплекса биологических очистных сооружений не свидетельствует о наличии нарушений требований законодательства при его эксплуатацию. Очистные сооружения военного городка закреплены на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации, которое несет ответственность за их эксплуатацию и надлежащее состояние.

Административный ответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (представитель филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление по Западному военному округу» ЖКС № 19) извещенное о дне рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило, в письменном отзыве указало, что в соответствии с Руководством по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации от 30.12.2017 года № 860 контроль за техническим состоянием материально-технической базы осуществляется путем проведения систематических плановых (весенних, осенних) и внеплановых (внеочередных) осмотров, которые проводятся комиссией, в состав которой включаются представители воинской части, ФГБУ «ЦЖКУ», по результатам осмотров составляется акт общего осмотра объектов, в котором отражаются результаты осмотра, делаются выводы, предлагаются меры по устранению выявленных недостатков и составляются дефектные акты с ведомостью работ, которые подписываются комиссией и утверждаются командиром воинской части. План текущего ремонта за все Вооруженные Силы формирует Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации с последующим утверждением заместителя Министра обороны Российской Федерации, отвечающим за организацию материально-технического обеспечения войск (сил), в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на данные работы в текущем году. Согласно регламенту, утвержденному приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ от 16.11.2017 года № 189 учреждение осуществляет техническое обслуживание и ремонт собственными силами зданий и сооружений на фондах МО РФ в объемах и на условиях доведенного государственного задания. Приведенные в исковом заявлении обстоятельства позволяют сделать вывод о необходимости внесения изменений в строительные параметры, установленные проектной документацией очистных сооружений – по строительству, реконструкции, что не входит в полномочия учреждения. Учреждением составлено тактико-техническое задание на проведение ремонтных работ. Данный перечень работ включен в заявочный плат объектов КЖФ, требующих проведения капитального ремонта.

Заинтересованное лицо Государственное предприятие Ярославской области «Северный водоканал» извещенное о дне рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило. В письменном отзыве указало, что у ГП ЯО «Северный водоканал» отсутствуют сети водоснабжения и водоотведения на территории военного городка по адресу: <адрес>.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворению в части.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе, оставаясь собственником, передавать другим лицам права владения, пользования и распоряжения.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктами 1, 2, 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 (далее - Положение), Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны организаций. Министерство обороны осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные ему организации.Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Министерство обороны, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации. К полномочиям Министерства обороны подпунктом 68 пункта 7 Положения отнесена организация выполнения работ по капитальному ремонту объектов социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах, а также эксплуатация таких объектов. Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года N 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано ФГБУ "ЦЖКУ" для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 860 утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Руководство), которое определяет коммунально-эксплуатационные органы (организации), отвечающие за коммунально-эксплуатационное обеспечение.Пунктами 14, 15, 16 Руководства предусмотрено, что филиалы ФГБУ "ЦЖКУ" отвечают в том числе за обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; осуществляют контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре; жилищно-коммунальная служба ФГБУ "ЦЖКУ" несет ответственность за правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования; своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности на опасных производственных объектах коммунального хозяйства Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленных на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ", и осуществляет, в частности, устранение аварийных ситуаций, мероприятия по подготовке к отопительному периоду и иную деятельность, предусмотренную Уставом ФГБУ "ЦЖКУ". Согласно пунктам 12, 21, 25 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны российской Федерации учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными задачами деятельности учреждения является осуществление содержания объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. В отношении закрепленного имущества на праве оперативного управления учреждение владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями свое деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законодательством, распоряжается этим имуществом с согласия Министерства обороны Российской Федерации. Учреждение осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации закрепленных на праве оперативного управления объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, управление имуществом, находящимся в государственной собственности, аренду и управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе. Установлено, что на балансовый учет ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1871 переданы объекты недвижимого имущества военного городка , по адресу: <адрес>. Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 24.03.2017 года № 837, передаточным актом от 29.06.2017 года очистные сооружения военного городка закреплены на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации (пункт 1362). На основании задания военного прокурора Западного военного округа от 23.09.2021 года № Исуб-2-7012-21 об установлении соответствия действий должностных лиц войсковой части требованиям законом в части исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства Министерства обороны Российской Федерации на территории Ярославской области, заместителем военного прокурора Ярославского гарнизона Западного военного округа принято решение от 10.01.2022 года № 2022/01/10 о проведении проверки в войсковой части 18401. По результатам проверки установлено, что на момент осеннего осмотра объектов водопроводно-канализационного хозяйства военного городка (<адрес>) составлен акт от 08.10.2021 года, согласно которому системы водоснабжения требуют текущего и капитального ремонта, поскольку отсутствуют ограждения, имеются многочисленные соединения кабеля, прелость изоляции, течь кровли по всей площади зданий, перекосы и растрескивания деревянных коробок и полотен, разрушение отмостки, выбоины в бетонных полах. Многочисленные коррозии и заплаты на трубах, разрушение труб наружных канализационных сетей и трубопроводов, разрушение дна емкости резервуара-накопителя, электросистема не соответствует требованиям ПУЭ, в связи с чем, требуется замена силового кабеля и электрощита с автоматами защиты и управления. В целях восстановления технического состояния систем водоотведения хозяйственно-бытовой канализации военных городков Западного военного округа, в соответствии с указанием заместителя Министра обороны Российской Федерации, разработаны тактико-технические задания на строительство (реконструкцию) и проектирование очистных сооружений, которые направлены в адрес руководителя Департамента строительства Министерства обороны. Вместе с тем, по настоящее время канализационно-очистные сооружения военного городка не включены в план модернизации инфраструктуры военных городков Министерства обороны Российской Федерации, их реконструкция не произведена. Согласно информации государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской и Тверской областям от 13.07.2023 года, установлено, что на основании запроса военной прокуратуры Ярославского гарнизона от 07.06.2023 года № 3/Исорг-1538 и приказа Верхнее-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.06.2023 года № 242 «Об участии инспектора в качестве специалист» проведена проверка по вопросу возможного загрязнения почвы и водных объектов в результате неработоспособности комплекса биологических очистных сооружений расположенных по адресу: <адрес> В ходе проверки 03.07.2023 года осуществлен выезд и осмотр комплекса биологических очистных сооружений военного городка по результатам которого установлено, что в северо-восточном направлении на расстоянии около 500 метров от военного городка в лесном массиве расположен комплекс биологических очистных сооружений, выведенный из эксплуатации: одноэтажное кирпичное здание, приемник сточных вод, трубопроводы, отстойники и емкости для очистки сточных вод. Здание обесточено, в нем отсутствуют окна, двери, стоки в приемник сточных вод и емкости для очистки не поступают. В северном направлении на расстоянии около 100 метров от военного городка в лесном массиве расположено кирпичное здание канализационной насосной станции, эксплуатируемое жилищно-эксплуатационным (коммунальным) отделом № 19 ФГБУ «Центральнео жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ филиал по Западному военному округу. На момент осмотра станция функционировала, от ней на рельеф местности организован выпуск длиной около 10 метров и диаметром 100 мм, хозяйственно-бытовые стоки без очистки из выпуска поступают на рельеф местности в лесной массив на земельный участок с кадастровым номером . Согласно паспорту военного городка норматив водоотведения составляет 288,75 куб.м. в месяц. Очистка сбрасываемых сточных вод не осуществляется, очистные сооружения не функционируют, дата вывода очистных сооружений из эксплуатации неизвестна. Из ответа ЖКС № 19 Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации от 11.07.2023 года установлено, что отвод хозяйственно-бытовых сточных вод от военного городка осуществляется по самотечным канализационным коллекторам в приемный резервуар канализационной насосной станции, стоки из приемного резервуара КНС фекальным насосом по напорному коллектору перекачиваются в лес на грунт. В действиях ЖКС № 19 Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации филиал по Западному военному округу усматриваются признаки административных правонарушений, предусмотренных ст.8.1., ч.2 ст.8.6. КоАП РФ. В соответствии со статьями 1, 77 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Минприроды России от 08.07.2010 года № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», сброс сточных вод на рельеф запрещен. Сброс сточных вод должен быть организован в водный объект или в системы водоотведения. В силу требований статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Согласно подпунктам 1,2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» физические и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, радиационного использования и воспроизводства природных ресурсов. Такие лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территории в соответствии с законодательством. Таким образом, допущенные нарушения требований законодательства при эксплуатации системы водоснабжения и водоотведения в военном городке (<адрес>) влекут негативное воздействие на окружающую среду, приводят к загрязнению почвы неочищенными сточными водами, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению. Учитывая организационную структуру Министерства обороны Российской Федерации, наделение специальными полномочиями ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации функциями по эксплуатации, содержанию, производству текущего и капитального ремонта на объектах жилищно-коммунального хозяйства, инженерных сетях, обеспечивающих функционирование объектов военной и социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, переданных в оперативное управление, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации. Определяя срок, в течение которого решение суда подлежит исполнению, суд, исходя из принципов разумности, соблюдения баланса интересов сторон, объема необходимых работ, полагает определить срок 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административное исковое заявление заместителя военного прокурора Ярославского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить в части. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» принять меры к реконструкции комплекса биологических очистных сооружений, расположенных на территории военного городка (<адрес>) в объеме разработанного тактико-технического задания на строительство (реконструкцию) и проектирование очистных сооружений, в течение восемнадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В остальной части административное исковое заявление оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Альштадт С.Н.