ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2633/21 от 16.04.2021 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

УИД 39RS0001-01-2021-002108-05

Дело № 2а-2633/21

РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации

16 апреля 2021 года

Ленинградский районный суд Калининграда в составе:

председательствующего судьи Дорошенко О.Л.

при секретаре Перовой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Западина Сергея к ФТС России, Калининградской областной таможне о признании незаконными действий по направлению сведений администратору системы электронных паспортов о необходимости уплаты утилизационного сбора,

УСТАНОВИЛ:

ФИО5 С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что прибыл из Республики Киргизия для постоянного проживания в Калининградскую область в качестве члена семьи его супруги - ХХХ., являющейся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа). При переселении семьей в составе личного имущества был ввезен в Российскую Федерацию автомобиль MERSEDES Benz SPRINTER 211 CDI VIN , цвет белый, 2004 г.в., что подтверждается пассажирской таможенной декларацией от 22.01.2021г. В отношении упомянутого автомобиля предоставлено освобождение от уплаты таможенных платежей, налогов. В качестве основания таможенным органом указано на Свидетельство участника Государственной программы СС № 00572948 от 09.07.2019 г.

Между тем, таможенным органом письмом от 27 января 2021 года в его адрес направлена информация о необходимости уплаты утилизационного сбора ввиду того, что члены семьи участника Государственной программы не освобождаются от его уплаты.

Сведения о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении ввезенного транспортного средства были переданы таможенным органом администратору систем электронных паспортов АО Электронный паспорт.

27 января 2021 года, как указывает административный истец, уполномоченная организация ООО Фаворит оформила электронный паспорт транспортного средства на автомобиль MERSEDES Benz SPRINTER 211 CDI VIN , цвет белый, 2004 г.в., указав его статус – незавершённый, так как в графе утилизационный сбор нет данных об его оплате.

Наличие сведений в системе электронных паспортов о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении ввезенного транспортного средства препятствует получению электронного паспорта транспортного средства со статусом «действующий» и постановке транспортного средства на учет в органах ГИБДД, тем самым, как указывает административный истец, грубо нарушаются его права как лица, переселяющегося в рамках Государственной программы, поскольку он фактически является членом Государственной программы, и на него распространяются нормы абзаца 2 пункта 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" об освобождении от уплаты утилизационного сбора при ввозе в Российскую Федерацию принадлежащей ему вышеназванной автомашины в ходе переселения в Российскую Федерацию в рамках Государственной программы.

ФИО5 С. просит суд признать незаконными действия Калининградской областной таможни, выразившиеся в направлении в письме от 29 января 2021 года № 55-02-13/00011 сведений в АО электронный паспорт о том, что утилизационный сбор в отношении автомобиля марки MERSEDES Benz SPRINTER 211 CDI VIN , цвет белый, 2004 г.в., подлежит уплате и об отсутствии оснований его неуплаты, восстановить нарушенные права путем возложения обязанности на ФТС России и Калининградскую областную таможню в срок, не превышающий один месяц со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, направить сведения в ООО Фаворит и АО Электронный паспорт о том, что утилизационный сбор в отношении автомобиля не уплачивается на основании абз. 2 п.6 ст. 24.1 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления».

В судебное заседание административный истец ФИО5 С. не явился. Извещен надлежаще. Ходатайств об отложении судебного заседания не проступило.

Его представители по доверенности ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенности, требования иска просили удовлетворить по основаниям, подробно изложенным в исковом заявлении.

Представители админстративного ответчика Федеральной таможенной службы России ФИО3 просила исковые требования оставить без удовлетворения. Полагала производство по делу по требованиям к ФТС России подлежащим прекращению, настаивая на том, что действиями указанного ответчика не допущено нарушения прав административного истца.

Представители админстративного ответчика Калининградской областной таможни ФИО3, ФИО4, действующие по доверенности в судебном заседании просили отказать истцу в удовлетворении иска, настаивая на том, что при ввозе в Российскую Федерацию физическим лицом, являющимся членом семьи участника Государственной программы, автомобиля, принадлежащего ему на праве собственности, подлежит уплате утилизационный сбор.

Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Утилизационный сбор в силу положений ст. 46 Таможенного кодекса ЕАЭС не является таможенным платежом. Взимание утилизационного сбора в отношении ввезенных в Российскую Федерацию транспортных средств является дополнительной функцией таможенных органов, возложенной на них Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Статьей 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон) установлена необходимость уплаты утилизационного сбора. Согласно данной статье за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию, за исключением колесных транспортных средств, указанных в п. 6 ст. 24.1 Федерального закона, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности. В соответствии с положениями данной статьи лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, являются плательщиками утилизационного сбора.

Согласно п. 6 ст. 24.1 Федерального закона утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (шасси), ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.

Подпунктом "б" п. 6 Государственной программы определено, что участник Государственной программы - соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой. Подтверждением участия соотечественника в Государственной программе является свидетельство участника Государственной программы установленного Правительством Российской Федерации образца.

Подпунктом "в" п. 6 Государственной программы определено, что член семьи участника Государственной программы - лицо, переселяющееся совместно с участником Государственной программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

В соответствии с пунктом 6 Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники (далее - Порядок), утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. N 122, электронному паспорту транспортного средства (шасси транспортного средства) (далее - электронный паспорт) в процессе его оформления, заполнения и внесения в него изменений присваивается в системе электронных паспортов один из статусов, в том числе статус "незавершенный" электронному паспорту присваивается автоматически после присвоения уникального номера электронного паспорта и предусматривает заполнение уполномоченным органом (организацией) или организацией-изготовителем всех полей, предложенных для заполнения, с учетом особенностей объекта оформления электронного паспорта в соответствии с разделом II Порядка.

Статус "действующий" присваивается электронному паспорту автоматически после присвоения уникального номера электронного паспорта и поступления сведений о выпуске товара (в случае ввоза) и об уплате утилизационного или иного аналогичного сбора в соответствии с законодательством государства-члена в случае, предусмотренном законодательством этого государства-члена.

Администратор систем электронных паспортов вносит в электронные паспорта дополнительные сведения об уплате утилизационного сбора за транспортное средство (шасси транспортного средства) на основании информации Федеральной таможенной службы, представляемой одновременно со сведениями, утвержденными Порядком функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. N 122.

Администратором систем электронных ПТС является АО Электронный паспорт.

Оформление электронных ПТС производится организациями, включенными в Единый реестр уполномоченных органов (организаций) государств- членов ЕАЭС, размещенный на сайте Минпромторга.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что представительством МВД России в Киргизской Республике (по вопросам миграции) 09 июля 2019 г. ХХХ выдано свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом № сс-00572948. ФИО5 С. внесен в указанное свидетельство в качестве члена семьи (муж) участника Государственной программы.

При прибытии для постоянного проживания в Калининградскую область из Киргизской Республики семьей 22 января 2021 года в составе личного имущества административным истцом был ввезен автомобиль марки MERSEDES Benz SPRINTER 211 CDI VIN .

27 января 2021 года уполномоченной организацией ООО Фаворит был оформлен электронный паспорт транспортного средства на принадлежащий административному истцу автомобиль марки MERSEDES Benz SPRINTER 211 CDI VIN .

Согласно информации Калининградской областной таможни, изложенной в письме № 55-02-13/00011 от 29.01.2021 г., направленной в рамках взаимодействия в АО Электронный паспорт, утилизационный сбор в отношении спорного транспортного средства не уплачен и подлежит уплате.

ЭПТС имеет статус «незавершенный»

Одновременно письмом от 27 января 2021 года № 55-02-13/00008 ФИО5 С. проинформирован Калининградской областной таможней о том, что при ввозе в Российскую Федерацию физическим лицом, являющимся членом семьи участника Государственной программы, автомобиля, принадлежащего ему на праве собственности, подлежит уплате утилизационный сбор.

Суд не может согласиться с законностью такого решения таможенного органа по следующим основаниям.

Раздел V Государственной программы посвящен участию соотечественников в этой программе. Анализ положений этого раздела программы позволяет сделать вывод, что участник программы и члены его семьи фактически имеют одинаковый правовой статус, то есть обладают равными правами и обязанностями в рамках этой программы. Поэтому, несмотря на то, что для целей этой программы самой программой даны различные понятия участника Государственной программы и члена семьи участника Государственной программы, все указанные лица фактически являются участниками Государственной программы, поскольку для них установлены равные права на переселение и равные меры поддержки со стороны государства. При этом предоставление этих мер обусловлено именно участием всех этих лиц в такой программе. Различие в этих лицах только в том, что участнику выдается свидетельство, а членам его семьи, участвующим в программе и переселяющимся вместе с ним, такое отдельное свидетельство не выдается, их данные вписываются в свидетельство, выданное участнику.

При таких обстоятельствах, ФИО5 Сергей фактически является членом Государственной программы, на него распространяются нормы абзаца 2 пункта 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" об освобождении от уплаты утилизационного сбора при ввозе в Российскую Федерацию принадлежащей ему вышеназванной автомашины в ходе переселения в Российскую Федерацию в рамках Государственной программы.

Иное противоречило бы смыслу Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, направленной на стимулирование процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в РФ и способствование такому переселению для решения демографической проблемы, стабилизации численности населения РФ, в первую очередь на территориях, стратегически важных для России, на создание социально-экономических и организационных условий переселения соотечественников на постоянное место жительства в РФ, и в которой указано, что основными принципами оказания содействия добровольному переселению соотечественников в РФ являются, в частности, обеспечение баланса интересов переселенцев и принимающего сообщества, приоритет мер социально- экономического стимулирования, определяющих условия и характер переселения, доступность информации об условиях участия в Государственной программе, правах и обязательствах участников Программы, объемах государственных гарантий и социальной поддержки.

На основании изложенного, суд находит по существу обоснованными и подлежащими удовлетворению требования ФИО5 по существу направленные на преодоление решения Калининградской областной таможни о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении ввезённого административным истцом транспортного средства.

В этой связи решение Калининградского акцизного таможенного поста в части возложения на Западина Сергея обязанности по оплате утилизационного сбора за ввозимый им автомобиль марки MERSEDES Benz SPRINTER 211 CDI VIN , цвет белый, 2004 г.в. следует признать незаконным, одновременно на Калининградскую областную таможню следует возложить обязанность по направлению администратору системы электронных паспортов сведений об отсутствии оснований для уплаты утилизационного сбора.

Оспариваемое истцом решение принято Калининградской областной таможней, при этом по доводам иска не приведено доводов, которые подтвердили бы факт нарушения прав административного истца действиями/решениями ФТС России. При таком положении ФТС России является ненадлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям.

В силу положений ч.1 ст. 111 КАС РФ с Калининградской областной таможни в пользу ФИО5 подлежат взысканию судебные расходы, понесенные истцом по оплате государственной пошлины на сумму 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Западина Сергея к ФТС России, Калининградской областной таможне о признании незаконными действий по направлению сведений администратору системы электронных паспортов о необходимости уплаты утилизационного сбора- удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Калининградского акцизного таможенного поста в части указания на обязанность Западина Сергея по оплате утилизационного сбора за ввозимый им автомобиль марки MERSEDES Benz SPRINTER 211 CDI VIN , цвет белый, 2004 г.в., обязав восстановить нарушенное право административного истца путем направления администратору системы электронных паспортов сведений об отсутствии оснований для уплаты утилизационного сбора.

Административный иск Западина Сергея к ФТС России – оставить без удовлетворения.

Взыскать с Калининградской областной таможни в пользу Западина Сергея судебные расходы в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через суд Ленинградского района Калининграда в течение месяца.

Мотивированное решение суда изготовлено 21 апреля 2021 года.

Судья: