<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> Дело № 2а-2634/2019 55RS0007-01-2019-003241-27 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 сентября 2019 года город Омск Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи М.М.Сафронова при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.В.Чарушиной, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим в части постановления Администрации г. Омска от 30 декабря 2009 года № 1000-П, В судебном заседании приняли участие: от административного истца – ФИО2 (по доверенности, л.д. №), от административного ответчика Администрации г. Омска – ФИО3 (по доверенности, л.д. №), от прокуратуры г. Омска – Бондарева М.Г. (по удостоверению), иные лица не явились, У С Т А Н О В И Л: ФИО1 обратилось в суд с вышеназванным административным иском. В обоснование административный истец указал, что владеет на праве собственности жилым домом и хозяйственным строением, которые расположены на земельных участках с кадастровыми номерами № Сведения о данных земельных участках внесены в ЕГРН в 2005 году. ФИО1 владеет земельными участками с ДД.ММ.ГГГГ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска обратился в арбитражный суд с иском к ФИО1 об осуществлении сноса расположенных на названных выше земельных участках жилого дома и хозяйственного строения. В качестве оснований для признания построек самовольными орган местного самоуправления ссылался, в том числе, на постановление Администрации г. Омска от 30.12.2009 № 1000-п. Данное постановление не соответствует, по мнению административного истца, закону, ввиду следующего. Во-первых, оно опубликовано (в его графической части) в недоступном для восприятия виде в официальном источнике опубликования. Во-вторых, он противоречит актам, имеющим большую юридическую силу. Так, по смыслу действующего градостроительного законодательства документация по планировке территории должна соответствовать правилам землепользования и застройки. В данном конкретном случае ФИО1 обжаловал (в соответствующей части) правила землепользования и застройки г. Омска в Омский областной суд, решением которого в отношении земельных участков ФИО1 они (Правила) были признаны недействующими. Также указывает, что обжалуемый НПА относит земельный участок к зоне планируемого разещения магистральной улицы общегородского значения, а Правила относили их к землям для сельскохозяйственного использования под садоводство. Также полагает несоблюденным процесс принятия и обнародования муниципального правового акта. Считает, что полный текст спорного НПА опубликован не был, так как не были опубликованы материалы по обоснованию утвержденного оспариваемого документа территориального планирования. Просит суд признать недействующим Постановление Администрации города Омска от 30 декабря 2009 года № 1000-п в части расположения земельных участков с кадастрвоми номерами № в зоне планируемого размещения магистральной улицы общегородского значения 21 Амурская. Производство по делу приостанавливалось судом с 22.07.2019 по 12.09.2019. В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 требования поддержал. На вопрос представителя Администрации г. Омска пояснил, что Генеральный план г. Омска административным истцом не оспаривался. Тот факт, что земельные участки определяются по Генеральному плану в пределах дороги не оспаривал. Представитель административного ответчика Администрации г. Омска ФИО3 требования не признала, поддержала доводвы письменных возражений (л.д. №), указав, что обжалуемое постановление в оспариваемой части не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца. Также пояснила, что постановление читаемо, процедура его принятия и опубликования не нарушена. В данном суду заключении прокурор прокуратуры г. Омска Бондарева М.Г. полагала, что административный иск не обоснован и не подлежит удовлетворению. Иные лица участия в судебном заседании не принимали. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с частями 8, 9 ст. 214 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт. Согласно частям 1, 4 ст. 215 того же закона, решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса. В резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться: 1) указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших; 2) указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица; 3) сведения, указанные в пунктах 4 и 5 части 6 статьи 180 настоящего Кодекса; 4) другие сведения о вопросах, разрешенных судом исходя из конкретных обстоятельств административного дела, в том числе о выявленном судом содержании нормативного правового акта или его отдельных положений. В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. В соответствии с ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Частью 1 ст. 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Согласно п. 7 ч. 4 той же статьи материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения. Частью 10 ст. 45 ГрК РФ определено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий. Генеральный план города Омска является основным документом территориального планирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Документы территориального планирования являются обязательными для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. На основе материалов Генерального плана города Омска, в соответствии с действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации разрабатываются правила землепользования и застройки городских территорий, проекты планировок территории города Омска. Указанные нормы содержатся в разделах 2, 3 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области". Пунктом 8 ст.1 ГрК РФ установлено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. На основании ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон. Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Правила). Правила обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими землепользование и застройку на территории города Омска. Для каждого вида территориальной зоны Правилами устанавливается градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков и объектов капитального строительства и распространяется в равной мере на все расположенные в пределах границ территориальной зоны земельные участки и объекты капитального строительства, независимо от форм собственности. Таким образом, по смыслу приведенных выше правовых норм, документация по планировке территории должна соответствовать имеющим большую юридическую силу правилам землепользования и застройки. Пунктом 1 постановления Мэра города Омска от 25.05.2007 № 395-п «Об опубликовании муниципальных правовых актов и иных официальных документов, подлежащих обязательному опубликованию» официальными печатными изданиями органов местного самоуправления города Омска определены газеты «Вечерний Омск – Неделя» и «Третья столица». Согласно части 5 статьи 7 Устава города Омска муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также муниципальные правовые акты, обязательность опубликования которых установлена действующим законодательством, муниципальными правовыми актами либо в отношении которых принявшим (издавшим) их органом принято решение об опубликовании, подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней с момента подписания, если законодательством или муниципальными правовыми актами не установлен иной срок. Муниципальные правовые акты, иная официальная информация также могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации, в том числе доведены до всеобщего сведения по телевидению, радио, через компьютерную сеть «Интернет», а также распространены в ином виде (часть 6 статьи 7 Устава города Омска). Судом установлено, что административному истцу ФИО1 на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные в г. Омска в <данные изъяты> номера № с кадастровыми номерами № (л.д. №) и № (л.д. №) по договорам купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года. В юго-восточной части первого и северо-восточной части второго участка соответственно административный истец построил одноэтажное здание, площадью <данные изъяты> кв.м., используемое для магазина продажи товаров продовольственной группы. По данным ЕГРН объект (магазин) учтен как одноэтажное нежилое здание, площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №. Права на объект зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №). В границах земельного участка № южнее магазина размещен нестационарный торговый объект, площадью <данные изъяты> кв.м. А в юго-западной части второго земельного участка – двухэтажный жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м, учтенный в ЕГРН в кадастровым номером № (л.д. №). В рамках реализации полномочий Администрацией города Омска в порядке ст. 41-43 ГрК РФ было принято Постановление от 30.12.2009 № 1000-п, которым утвержден проект планировки территории, расположенной в границах: Пушкинский тракт – лесополоса - граница городской черты – дорога в поселок Степной – проектируемая дорога – граница полосы отвода железной дороги на станцию Комбинатская в городе Омске. В границах данной территории расположены названные выше земельные участки, что сторонами по делу не оспаривается. Данное постановление было опубликовано в установленном законом порядке в газете «Третья столица» № 1 от 14.01.2010 (л.д. №), а также размещено на официальном сайте Администрации города Омска в сети «Интернет» и в справочно-информационных системах (включая графические приложения в цветном разрешении). Исследовав представленный суду оригинал постановления, а также текст, размещенный на сайте Администрации г. Омска и в газете суд полагает, что он опубликован в масштабе, позволяющем установить границы планируемых земельных участков; содержит прямое указание о границах улиц, в отношении которых утвержден проект планировки, а также их название. Данный проект содержит цифровое обозначение с наименованием утверждаемых проектом планировки зон (применительно к спорным земельным участкам: <данные изъяты>). Такое размещение следует, в том числе из представленных суду в цветном изображении выкопировок из проекта планировки указанной выше территории с наложением на них границ земельных участков, принадлежащих административному истцу (л.д. №). Факт нахождения (применительно к Генеральному плану г. Омска) земельных участков в границах магистрали общегородского значения административным истцом не оспаривался. Иных данных, противоречащих доказательствам на л.д. № в деле нет. Суд обращает внимание, на то, что пунктом 2 статьи 18 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 (далее - Правила), установлено, что документация по планировке территории до ее утверждения Мэром города Омска подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, которые проводятся в порядке, установленном статьей 23 настоящих Правил. На основании постановления Администрации города Омска от 26.08.2009 № 682-п «Об организации и проведении публичных слушаний по вопросу утверждения проекта планировки территории, расположенной в границах: Пушкинский тракт – лесополоса – граница городской черты - дорога в поселок Степной – проектируемая дорога – граница полосы отвода в поселок Степной - проектируемая дорога – граница полосы отвода железной дороги на станцию Комбинатская в городе Омске» назначены и проведены 29 сентября 2009 года публичные слушания по вопросу утверждения проекта планировки спорной территорий (л.д. №). В соответствии с Заключением по результатам публичных слушаний по вопросу утверждения проекта планировки территории, расположенной в границах: Пушкинский тракт – лесополоса – граница городской черты - дорога в поселок Степной – проектируемая дорога – граница полосы отвода в поселок Степной - проектируемая дорога – граница полосы отвода железной дороги на станцию Комбинатская в городе Омске от 30.09.2009 и Протоколом проведения публичных слушаний по вопросу утверждения проекта планировки территории, расположенной в границах: Пушкинский тракт – лесополоса – граница городской черты - дорога в поселок Степной – проектируемая дорога – граница полосы отвода в поселок Степной - проектируемая дорога – граница полосы отвода железной дороги на станцию Комбинатская в городе Омске от 29.09.2009 в ходе подготовки публичных слушаний по проекту планировки замечаний и предложений не поступило. Публичные слушания признаны состоявшимися (л.д. №). Административный истец в слушаниях участия не принимал. Своих возражений не высказывал. Суд находит заслуживающими внимания доводы административного ответчика о следующем. Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденный Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 (далее – Генеральный план), является основным документом территориального планирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области. На карте (схеме) Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области территория, в которой находятся земельные участки с кадастровыми номерами № отражена как магистраль общегородского значения регулируемого движения. В разделе 2 Генерального плана указано, что на основе материалов Генерального плана города Омска, в соответствии с действующим ГрК РФ разрабатываются правила землепользования и застройки городских территорий и проекты планировок территории города Омска. В соответствии с преамбулой Правил они являются муниципальным правовым актом, разработанным на основе Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Омской области, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Омск Омской области. В соответствии с Правилами (в редакции, действующей на момент издания оспариваемого постановления) спорные земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:0061002:296, 55:36:061002:297 расположены в границах территориальной зоны ИТ-2. В дальнейшем, действительно в соответствии с решением Омского областного суда по делу № № от 09.07.2019 года (л.д. №) Правила землепользования и застройки были признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в части установления в Приложении № 1 к Правилам режима территориальных зон Л-1611 и ИТ2 по отношению к границам земельного участка с кадастровым номером № В то же время, признание Правил недействующими в части, не свидетельствует само по себе о не соответствии оспариваемого НПА Генеральному плану города Омска, не оспоренному в установленном законом порядке. Проект планировки территории, расположенной в границах: Пушкинский тракт – лесополоса – граница городской черты - дорога в поселок Степной – проектируемая дорога – граница полосы отвода в поселок Степной - проектируемая дорога – граница полосы отвода железной дороги на станцию Комбинатская в городе Омске, Генеральному плану не противоречит, основания для признания его недействующим по изложенным в административном иске основаниям отсутствуют. Доводы о его неполном опубликовании являются мнением административного истца, которое суд считает не основанным на законе. На момент приобретения административным истцом спорных земельных участков и возведения на них объектов капитального строительства и Генеральный план, и оспариваемый проект планировки территории действовали. Таким образом, судом в ходе рассмотрения спора судом не были установлены, в том числе, обстоятельства, указанные в пп. 1 и 3 ч. 8 ст. 213 КАС РФ, а именно, факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и несоответствие части оспариваемого нормативного акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Руководствуясь ст. 215 КАС РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении требований ФИО1 отказать в полном объеме. Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья М.М.Сафронов В окончательной форме решение суда принято 20 сентября 2019 года |