дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Курлаевой И.В.,
при секретаре Ивановой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области к Некоммерческому партнерству «Лесные Поляны» о ликвидации,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области обратилось в суд с административным иском о ликвидации Некоммерческого партнерства «Лесные Поляны» (далее НП «Лесные Поляны»).
В обоснование административного иска Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области указало, что НП «Лесные Поляны» зарегистрировано <дата> Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № по Московской области, <данные изъяты>. В нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, обязывающего некоммерческую организацию представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ответчик указанные сведения с 2008 года в уполномоченный орган не представляет. В нарушение п. 3.2 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, обязывающего ежегодно некоммерческие организации размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или представлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган. Партнерство указанные сведения с 2010 года в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не размещает, в средствах массовой информации отчеты не публикует. В нарушение требований п. 1 ст. 4 Федерального закона № 7-ФЗ наименование Партнерства не содержит указание на характер его деятельности. В соответствии с подпунктом 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ Управлением за указанные нарушения законодательства РФ Партнерству вынесено предупреждение от <дата>№ со сроком устранения нарушений до <дата>. Также в адрес Партнерства было направлено повторное предупреждение от <дата>№ со сроком исполнения до <дата>. Нарушения законодательства РФ, допущенные Партнерством, не устранены, предупреждения в вышестоящий орган или суд не обжаловались. Административный истец просит ликвидировать НП «Лесные Поляны», зарегистрированное <дата> Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № по Московской области, <данные изъяты>, и исключить его из ЕГРЮЛ.
Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика НП «Лесные Поляны» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, изучив материалы дела, находит административный иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от <дата> N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности (п. 1 ст. 4 того же Закона).
Пунктом 1 ст. 18 Федерального закона от <дата> N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" определено, что некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Судом установлено, что НП «Лесные Поляны» зарегистрировано <дата> Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № по Московской области, <данные изъяты>.
Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 данной статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение - ежегодно.
Подпунктом «а» пункта 2 Постановления Правительства РФ от <дата> N 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлено, что некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, представить в уполномоченный орган информацию по формам № ОН0001 и № ОН0002, утвержденным Постановлением №.
Как следует из материалов дела указанная информация от административного ответчика в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области за период с <дата> до <дата> не поступала.
Согласно п. 3.2 ст. 32 Федерального закона от <дата> N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
В соответствии с Приказом Минюста РФ от <дата> N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций" представители некоммерческих организаций ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, размещают отчеты и сообщения на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет.
В нарушении требований ст. 32 Федерального закона от <дата> N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" требуемые отчеты (сообщения) НП «Лесные Поляны» в установленном порядке до <дата> опубликованы не были.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области за указанные нарушения законодательства РФ ответчику вынесены предупреждения от <дата>№, установлен срок для устранения нарушений законодательства РФ до <дата>; и № от <дата> со сроком исполнения до <дата>.
В соответствии с п. 10 ст. 32 вышеназванного закона, неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
В силу правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от <дата>№ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов (пункт 27).
Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно, неоднократное нарушение требований закона, даже при условии их доказанности, само по себе не является безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан. Указанные меры реагирования должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным им последствиям. С учетом изложенного в каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения. Данный подход подлежит применению при рассмотрении судом административного иска о ликвидации или запрете деятельности объединения граждан по другим основаниям (пункт 32).
В установленный органом юстиции срок и на дату обращения органа юстиции в суд допущенные НП «Лесные Поляны» нарушения законодательства не были устранены.
Из ответа органа юстиции от <дата> на запрос суда о том, устранены ли к настоящему времени выявленные органом юстиции нарушения, следует, что необходимая отчетность была представлена <дата>. На наличие каких-либо неустранимых нарушений законодательства орган юстиции не ссылается.
Какие-либо сведения о том, что даже при устранении НП «Лесные Поляны» допущенных нарушений продолжают сохраняться негативные последствия таких нарушений, в материалы дела не представлено.
Напротив, ликвидация НП «Лесные Поляны», занимающегося деятельностью по достижению общественных благ в районе расположенных хозяйственных блоков, земельных участков членов Организации, может привести к негативным последствиям и нарушению прав иных лиц.
Отсутствие в наименовании НП «Лесные Поляны» указания на ее организационно-правовую форму и характер деятельности, при устранении административным ответчиком иных нарушений, не свидетельствует о грубом нарушении закона, в связи с чем не может служить основанием для принятия решения в отношении Партнерства о ликвидации.
Кроме того, суд учитывает, что административным ответчиком приняты меры к устранению данного нарушения. Как следует из представленного в материалы дела решения общего собрания членов НП «Лесные Поляны» от <дата> Партнерством принято решение о перерегистрации НП «Лесные Поляны» на Некоммерческое партнерство по эксплуатации хозяйственных блоков пос. Лесные Поляны.
С учетом изложенного, допущенные НП «Лесные Поляны» нарушения законодательства нельзя признать существенными, возможность их устранения без ликвидации партнерства имелась, административный ответчик, как указывалось выше воспользовался такой возможностью и устранил нарушения.
Учитывая вышеприведенные позиции Верховного Суда РФ и исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции РФ оснований ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно, ликвидация Некоммерческого партнерства по газификации и благоустройству <данные изъяты> за вышеприведенные нарушения законодательства не будет отвечать требованиям соразмерности за допущенные нарушения и вызванные ими последствия, в связи с чем административный иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области к Некоммерческому партнерству «Лесные Поляны» о ликвидации – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – <дата>.
Судья: