Дело № 2а-26357/16
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Краснодар 25октября 2016г.
Первомайский районный суд г.Краснодара в составе:
председательствующего Гареевой С.Ю.
при секретаре Тищенко Т.П.
с участием представителя административного истца ФИО4, действующего на основании доверенности,
представителя административных ответчиков ФИО6, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования <адрес>, Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования <адрес>, Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования <адрес> признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в котором просит признать незаконным отказ от 08.02.2016г. № в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № площадью 3208 кв.м. по <адрес> и обязании восстановить нарушенное право путем предоставления за плату указанного земельного участка.
В обоснование своих требований указал, что является собственником нежилого здания - склад - пряжи, литер Н, площадью 718,2 кв.м., нежилого здания - склад, литер Г39 площадью 193,9 кв.м. по адресу: <адрес>. Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером №, площадью 3208+/-20 кв.м., категория земель - земли населенный пунктов, разрешенное использование: производственные базы, по адресу: <адрес>.
09.12.2015г. ФИО1 истец обратился в Многофункциональный центр с заявлением, о предоставлении в собственность за плату земельного участка, на основании ч.6 п.2 ст. 39.3 ЗК РФ. В рамках поданного заявления была проведена выездная проверка Управлением муниципального контроля администрации муниципального образования <адрес>, которая подтвердила соответствие разрешенного использования земельного участка виду деятельности заявителя.
ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования <адрес> в письме за № отказала ФИО1 в предоставлении земельного участка в собственность. Отказ, мотивирован тем, что согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ площадь испрашиваемого земельного участка 3208 кв.м не является необходимой площадью для эксплуатации зданий склада, не соответствует нормативной площади земельного участка, ниже 40%, что в соответствии со ст.40.2 Закона Краснодарского края от 05.11.2002г. 532-КЗ наряду со ст.39.16 ЗК РФ является основанием для отказа.
Административный истец считает данный отказ незаконным, поскольку заключение Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар подготовлено с нарушением правил расчета (без учета другого здания, площадью 193,9 кв.м.). Кроме того, административным истцом, как собственником здания, были представлены все необходимые документы для заключения договора купли-продажи.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО5, действующий на основании доверенности, просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель административных ответчиков администрации муниципального образования город Краснодар, Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар ФИО6, действующая на основании доверенностей, возражала против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.4 КАС РФ, ч.1 ст.11, ст.12 ГК РФ любое заинтересованное лицо, вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права, охраняемого законом интереса, используя один или несколько способов защиты, предусмотренных ст.ст.12,13 ГК РФ.
Вместе с тем, в соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации и гл.22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, а именно: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, а именно: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
То есть, административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых решений, действий (бездействия) и освобождается от представления доказательств в подтверждение этого обстоятельства. Вместе с тем он обязан не только указать в заявлении, но и доказать факт нарушения своих прав оспариваемым решением или действием.
Как было установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, ФИО1 является собственником нежилого здания – склад-пряжи, литер Н, площадью 718,2 кв.м., а также нежилого здания –склад, литер Г39, площадью 193,9 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>.
Указанные здания расположены на земельном участке, которому определен строительный адрес: <адрес>.
ФИО1 обратился через МФЦ <адрес> с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Письмом администрации муниципального образования <адрес> от 08.02.2016г. за №ФИО1 было отказано в предоставлении муниципальной услуги, поскольку площадь испрашиваемого земельного участка 3208 кв.м. не является необходимой площадью для эксплуатации зданий склада, не соответствует нормативной площади земельного участка, ниже 40 %.
Оценив представленные по делу доказательства по правилам ст.84 КАС РФ суд находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Кроме того, ст.40.2 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" предусмотрено, что до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти Краснодарского края или органы местного самоуправления в Краснодарском крае, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, принимают решение об отказе в предоставлении земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, наряду с основаниями для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае наличия заключения органа архитектуры и градостроительства, содержащего информацию о несоответствии предельной площади части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель для конкретных видов деятельности или правилам землепользования и застройки, градостроительной и проектной документации.
Как следует из представленных материалов дела, при рассмотрении представленных административным истцом документов департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в соответствии со СНиП 11-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий» (приложение «Показатели минимальной плотности застройки для складеских предприятий») подготовлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ№ о предельной площади части земельного участка, занятого зданием, строение, сооружением и необходимой для использования.
В соответствии с вышеуказанными нормами минимальная площадь застройки для складских предприятий составляет 40% от общей площади участка. Общая площадь испрашиваемого земельного участка 3208 кв.м. Площадь земельного участка под зданиями 718,2 кв.м.
Таким образом, площадью земельного участка 3208 кв.м., не является необходимой для эксплуатации склада, составляет 718,2 кв.м.: 3208*100=22%.
Соответственно площадь испрашиваемого земельного участка превышает нормативную площадь земельного участка необходимого эксплуатации склада, расположенного по <адрес>.
Также, в соответствии с письмом от 24.10.2016г. Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, выполнив расчет нормативов с учетом площади всех зданий, в том числе здания, площадью 193,9 кв.м., расположенных на испрашиваемом земельном участке, было установлено, что предельная площадь части земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением, и необходимой для использования, не соответствует проектной документации, так как плотность застройки составляет 28.4 % от общей площади рассматриваемого участка, тогда как минимальная площадь застройки для складских помещений составляет 40 % от общей площади участка ((718,2+193,9):3208*100=28,4%).
Таким образом, административный орган правомерно указал на несоответствие площади испрашиваемого земельного участка нормам площади, необходимым для эксплуатации склада.
Кроме того, суд при рассмотрении административного искового заявления учитывает следующее.
Согласно п.61 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
В силу п.17. ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Согласно п. 4 ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Градостроительное планирование развития территорий городских и сельских поселений осуществляется на основе генерального плана, который является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий городских и сельских поселений, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию (ст.23 - 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации к документам территориального планирования муниципальных образований, являющихся городскими поселениями относятся генеральные планы городских округов.
В силу части 3 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа должен содержать:
1) положение о территориальном планировании;
Как следует из ст.ст. 30-31 Градостроительного кодекса Российской Федерации представительными органами местного самоуправления муниципальных образований утверждаются правила землепользования и застройки на территории данных муниципальных образований, которые включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, определяющие правовой режим земельных участков, расположенных в пределах соответствующих территориальных зон.
В соответствии с пунктом 20 статьи 14 и пунктом 26 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения и городского округа относятся утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки, утверждение документации по планировке территории, осуществление земельного контроля за использованием земель муниципального образования.
В соответствии с заключением департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с Генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 № 25 п. 15 на рассматриваемом земельном участке планируется размещение объекта местного значения (дорога), земельный участок находится в зоне транспортной инфраструктуры.
Соответственно, администрацией муниципального образования город Краснодар правомерно было отказано административному истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку на рассматриваемом земельном участке расположен объект местного значения (автомобильная дорога).
Кроме того, в соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Принимая такое решение, суд также руководствуется положениями ст.123 Конституции РФ, разъяснениями, содержащимися в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31.10.95 г., в соответствии с которыми, обеспечивая равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств, при рассмотрении дела, суд исходит из представленных сторонами доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.174-179 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья
Составлено: 27.10.2016г.