№ 2а-2635/2020
УИД №
Решение
именем Российской Федерации
Мотивированное решение составлено 22 декабря 2020 года.
27 ноября 2020 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г. Ижевска УР в составе судьи Чернышовой Э.Л., при секретаре судебного заседания Полянцевой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Удмуртской Республике к Андреевских Н.В. о взыскании транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога, пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №8 по Удмуртской Республике обратилась в суд с административным иском к Андреевских Н.В., просит взыскать с ответчика недоимку по транспортному налогу за -Дата-, -Дата- в размере 4188,00 руб., пени по транспортному налогу налогу в размере 55,15 руб., недоимку по налогу на имущество физических лиц за -Дата-, -Дата-, -Дата- в сумме 1032,00 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 17,40 руб., недоимку по земельному налогу за -Дата-, -Дата-, -Дата- в размере 96,33 руб., пени по земельному налогу 0,71 руб.
Требования мотивированы тем, что административный ответчик по сведениям регистрирующих органов имеет в собственности указанные в налоговом уведомлении объекты недвижимого имущества, транспортные средства, которые являются объектами налогообложения:
Автомобиль легковой: Mazda 3, государственный регистрационный знак: №, -Дата- выпуска, дата регистрации факта владения -Дата-, дата снятия с регистрации факта владения на объект собственности -Дата-.
Квартира, адрес: ..., Кадастровый номер №, дата регистрации факта владения недвижимым имуществом -Дата-, дата снятия с регистрации факта владения -Дата-;
Садовый домик в садоводческом товариществе, находящийся по адресу: ..., кадастровый номер №, дата регистрации факта владения недвижимым имуществом -Дата-, дата снятия с регистрации факта владения на объект собственности -Дата-
Земельный участок, находящийся по адресу: ..., кадастровый номер №, дата регистрации факта владения недвижимым имуществом -Дата-, дата снятия с регистрации факта владения на объект собственности -Дата-.
На основании указанных сведений налоговым органом произведен расчет налога.
В связи с отсутствием уплаты в установленный законодательством о налогах и сборах срок вышеуказанных налогов налогоплательщику начислены пени.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем направил заявление.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, судом о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, направил ходатайство об отказе в удовлетворении требований иска в связи с пропуском истцом срока для обращения в суд.
Суд определил: рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Через приемную суда от представителя административного истца поступило заявление об изменении предмета административного иска в связи с изменением суммы задолженности, окончательно просит взыскать с административного ответчика: транспортный налог с физических лиц в размере 4 188 руб., пени по транспортному налогу в размере 55,15 руб., налог на имущество в размере 790 руб., пени по налогу на имущество 16,34 руб., земельный налог 96,33 руб., пени по земельному налогу 0,71 руб.
Суд, исследовав представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу, что требования о взыскании, недоимки по транспортному налогу, пени по транспортному налогу, недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени по налогу на имущество физических лиц, недоимки по земельному налогу, пени по земельному налогу подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично - правовой, а не частно - правовой (гражданско - правовой), характер, что обусловлено публично - правовой природой государства и государственной власти, по смыслу статей 1 (часть 1), 3, 4 и 7 Конституции Российской Федерации.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В соответствии со ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
На основании ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 360 НК РФ налоговый период по транспортному налогу устанавливается как календарный год.
На основании ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками-физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.
Статьей 363 НК РФ и ст. 5 Закона Удмуртской Республики от 27.11.2002 №63-РЗ «О транспортном налоге в Удмуртской Республике» был установлен срок уплаты налога.
Ст. 359 НК РФ определяет налоговую базу по транспортному налогу как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Закон УР устанавливает налоговые ставки по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.
Ст. 362 НК РФ устанавливает порядок исчисления суммы налога. Так, согласно п. 2 ст. 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки – (налоговая база * налоговая ставка)/12 месяцев * количество месяцев, за которые производится расчет.
Административным истцом был произведен расчет транспортного налога:
за -Дата-:
Автомобиль MAZDA 3= 104,70 (налоговая база)* 20(налоговая ставка) = 2094,00 руб.
Автомобиль ВАЗ 11193 = 80,90 (налоговая база) * 8 (налоговая ставка) = 647,00 руб.
за -Дата-:
Автомобиль MAZDA 3= 104,70 (налоговая база) * 20 (налоговая ставка) = 2094,00 руб.
Согласно п.1 ст.363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом признается календарный год (п.1 ст. 360 НК РФ).
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» № 2003-1 плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.
Согласно ст. 2 Закона РФ объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также доля в праве общей собственности на указанное имущество.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество.
В соответствии со ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Дома и жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
Пунктом 3 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 этой же статьи, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
На основании ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (налоговая база * налоговая ставку) / 12 мес.* на количество месяцев, за которое производится расчет.
Законом Удмуртской Республики от 18 ноября 2014 г. N 63-РЗ с 1 января 2015 г. на территории Удмуртской Республики введен налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Решением Городской Думы г.Ижевска от 20 ноября 2014 г. N 658 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) на территории муниципального образования "Город Ижевск" установлены ставки налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах: 2.1. 0,1 процента - в отношении: жилых домов; жилых помещений (квартир, комнат)…
Пунктом 8 статьи 408 Кодекса установлено, что сумма налога за первые четыре налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, исчисляется с учетом положений пункта 9 статьи 408 Кодекса по следующей формуле:
Н = (Н1 - Н2) x К + Н2,
где Н - сумма налога, подлежащая уплате. В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений пунктов 4 - 6 статьи 408 Кодекса;
Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 408 Кодекса, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 Кодекса, без учета положений пунктов 4 - 6 статьи 408 Кодекса;
Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 статьи 408 Кодекса) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 Кодекса, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 Кодекса начиная с -Дата-;
К - коэффициент, равный:
0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 Кодекса.
0,4 - применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;
0,6 - применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса.
На основании п. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление в котором в соответствии с п.3 ст. 52 НК РФ в разрезе налогов указаны находящиеся в собственности у налогоплательщика объекты налогообложения, налоговая ставка, произведен расчет налоговой базы, суммы исчисленного налога, а также указан срок уплаты налога.
Межрайонной ИФНС России № 8 по УР в соответствии с законодательством РФ, п.8 ст. 408 НК РФ был начислен налог на имущество физических лиц (квартира):
-за -Дата-:
Н = (Н1 - Н2) x К + Н2 = (864 – 241) х 0.4 + 241= 491,00 руб.,
где Н1 (расчет суммы налога по кадастровой стоимости) = в сумме 864 руб. = (864772 руб. х 0,10 (налоговая ставка) за 12 мес.),
где Н2 (расчет суммы налога по инвентаризационной стоимости) = в сумме 241 руб. = (241052 руб. х 0,10 (налоговая ставка) за 12 мес.),
К = 0.4
Налог частично оплачен -Дата- на сумму 241,00 руб.
Итого остаток задолженности за -Дата- составил 250,00 руб.
- за -Дата-:
Н = (Н1 - Н2) x К + Н2 = (864 – 241) х 0.6 + 241= 614,8 руб.,
где Н1 (расчет суммы налога по кадастровой стоимости) = в сумме 864 руб. = (864772 руб. х 0,10 (налоговая ставка) за 12 мес.),
где Н2 (расчет суммы налога по инвентаризационной стоимости) = в сумме 241 руб. = (241052 руб. х 0,10 (налоговая ставка) за 12 мес.), К = 0.6
Согласно п. 8.1. ст. 408 НК РФ в случае, если сумма налога, исчисленная в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи), превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.
На основании изложенного, налог на имущество за -Дата- был рассчитан с учетом коэффициента 1,1 от суммы налога за предыдущий год, в соответствии с действующим законодательством:
Расчет налога: Н = (Н1 - Н2) x К + Н2 = (864 – 241) х 0.4 + 241= 491,00 руб. (налог за -Дата-).
Н = (Н1 - Н2) x К + Н2 = (864 – 241) х 0.6 + 241= 614,8 руб. (налог за -Дата-).
Так как сумма налога за -Дата- 614,8 руб. превышает сумму налога 491,00 руб. за -Дата- более чем на 10%, сумму налога за -Дата- рассчитываем с учетом коэффициента 1.1, руб. в соответствии с п.8.1 ст.408 НК РФ: 491+10%= 540,00 руб.
Таким образом, сумма налога на имущество физических лиц за -Дата-, подлежащая уплате, составила 540,00 руб.
Согласно ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, в отношении каждого земельного участка, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 4 ст. 390 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество
В силу ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков: занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
В соответствии с Положением о земельном налоге на 2014 год, утвержденным решением Совета депутатов МО «Ягульское», на территории которого расположен земельный участок, принадлежащий административному ответчику, установлены ставки земельного налога в размере 0,3 % в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. Аналогичная ставка земельного налога утверждена на 2016 и 2017 год (Решение Совета депутатов МО «Ягульское» Завьяловского района № 151 от 22.10.1015, № 15 от 20.10.2016).
На основании ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы - (налоговая база* налоговая ставка)/12 месяцев* количество месяцев, за которое производится расчет.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 НК РФ).
Согласно п.1 ст.397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 2, 3 статьи 52 и пункта 4 ст. 397 НК РФ налоговые органы исчисляют подлежащий уплате физическими лицами земельный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, и направляют налоговое уведомление (не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления), налогоплательщики уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Межрайонной ИФНС России № 8 по УР ответчику был начислен земельный налог: за -Дата- в размере 46,00 руб.
Налог уплачен частично -Дата- на сумму 14,67 руб. Итого остаток задолженности составил: 31,33 руб.
за -Дата- в размере 46,00 руб. Расчет налога: кадастровая стоимость (налоговая база) 15230 * налоговая ставка 0,30%= 46,00 руб.
за -Дата- в размере 19,00 руб. Расчет налога: кадастровая стоимость (налоговая база) 15230 * налоговая ставка 0,30%: 12 (количество месяцев в году)*5 (количество месяцев владения)= 19,00 руб.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган.
В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации.
Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления (Определение от 8 апреля 2010 года N 468-О-О).
Как установлено судом, не оспорено административным ответчиком, по данным регистрирующих органов, в собственности налогоплательщика Андреевских Н.В. находятся:
Автомобиль легковой: Mazda 3, государственный регистрационный знак: №, -Дата- выпуска, дата регистрации факта владения -Дата-, дата снятия с регистрации факта владения на объект собственности -Дата-.
Квартира, адрес: ..., Кадастровый номер №, дата регистрации факта владения недвижимым имуществом -Дата-, дата снятия с регистрации факта владения -Дата-;
Садовый домик в садоводческом товариществе, находящийся по адресу: ..., кадастровый номер №, дата регистрации факта владения недвижимым имуществом -Дата-, дата снятия с регистрации факта владения на объект собственности -Дата-.
Земельный участок, находящийся по адресу: ..., кадастровый номер №, дата регистрации факта владения недвижимым имуществом -Дата-, дата снятия с регистрации факта владения на объект собственности -Дата-.
Таким образом, Андреевских Н.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного налога на основании сведений, предоставляемых государственными органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств в налоговые органы в соответствии с п.4 ст. 85 НК РФ.
Из материалов дела следует, что Андреевских Н.В. направлялись налоговые уведомления, требования об уплате задолженности по налогам, сборам, пени, штрафам, процентов за -Дата-, -Дата-, -Дата-:
- налоговое уведомление № от -Дата- со сроком уплаты до -Дата- – произведен расчет транспортного налога за -Дата- по объектам Мазда 6, ВАЗ 11193 на сумму 2 741 руб.; земельный налог за -Дата-, -Дата- в сумме 92 руб., налог на имущество физических лиц за -Дата- по объекту садовый домик СНТ Майский в сумме 242 руб. (л.д.27);
- налоговое уведомление № от -Дата- со сроком уплаты не позднее -Дата- - произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за -Дата- по налоговому уведомлению № – квартира по ..., в сумме 491 руб. (л.д.52), при этом ранее направленное налоговое уведомление № суду не представлено, не указано в связи с чем произведен перерасчет налога;
- налоговое уведомление № от -Дата- со сроком уплаты не позднее -Дата-, содержит перерасчет транспортного налога по налоговому уведомлению № – произведен перерасчет транспортного налога за -Дата- по объекту Мазда 6 на сумму 2094 руб., произведен расчет налога на имущество физических лиц – квартира по ..., в сумме 241 руб. (л.д.31);
- налоговое уведомление № от -Дата- со сроком уплаты не позднее -Дата- – произведен расчет транспортного налога за -Дата- по объекту Мазда 6 на сумму 2 094 руб., земельного налога за -Дата- на сумму 19 руб., налога на имущество физических лиц – квартира по ..., в сумме 540 руб. (л.д.29).
Пункт 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст.69 и 70 НК РФ, в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налогов (излагаются в хронологическом порядке):
- требование № по состоянию на -Дата-, срок для добровольного исполнения до -Дата-, включена недоимка по транспортному налогу за -Дата- на сумму 2 741 руб., налогу на имущество физических лиц за -Дата- на сумму 242 руб., земельный налог за -Дата-, -Дата- на сумму 92 руб., пени. Общая сумма требования 3 075 руб. (л.д.22);
- требование № по состоянию на -Дата-, срок для добровольного исполнения до -Дата-, включена недоимка по транспортному налогу за -Дата- год на сумму 2 094 руб., налогу на имущество физических лиц за -Дата- в размере 241 руб., пени. Общая сумма требования 2 585 руб., сведений о том, что это требование уточненное, об отзыве ранее направленного требования указанное требование не содержит (л.д.17-18);
- требование № по состоянию на -Дата-, срок для добровольного исполнения до -Дата-, включена недоимка по транспортному налогу за -Дата- на сумму 2 904 руб., налогу на имущество физических лиц за -Дата- на сумму 540 руб., земельному налогу за -Дата- в размере 19 руб. (л.д.12-13).
Направление в адрес Андреевских Н.В. налоговых уведомлений и требований об уплате налога подтверждается соответствующими реестрами отправления заказной корреспонденции, скрин-шотом экрана о выгрузке уведомления, требования в личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии с п. 1 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу пункта 2.1 статьи 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
По общему правилу, закрепленному в абзаце втором пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации, ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, исправляются за период, в котором они были совершены.
Из абзаца 2 пункта 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.
На основании пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Посредством требования об уплате налога (сбора, пени, штрафа) налоговые органы понуждают налогоплательщика исполнить свои налоговые обязательства перед бюджетом.
В силу статьи 71 НК РФ, в случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора или плательщика страховых взносов по уплате налога, сбора или страховых взносов изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.
По смыслу закона налоговые органы не имеют права под видом уточненного налогового требования повторно направлять требование по одним и тем же налогам и за один и тот же период.
Направление требования об уплате налога является первой обязательной стадией принудительного взыскания налога (сбора, пени, штрафа). С направлением требования закон связывает действия налоговых органов по бесспорному взысканию налогов после истечения сроков, установленных для исполнения налогоплательщиком требования об уплате налога (пени, штрафа).
Следовательно, повторное направление налогоплательщику требований позволяет взыскать налоги и пени, срок принудительного взыскания которых налоговым органом пропущен, что является нарушением законодательства, а также, безусловно, нарушает законные права налогоплательщика.
Таким образом, основанием для выставления уточненного требования об уплате налога, сбора или штрафа является возникновение определенных обстоятельств, влекущих изменение налоговой обязанности.
Из сравнительного анализа требований № от -Дата- (л.д.22) и № от -Дата- суд усматривает, что требованием № от -Дата- Инспекцией исправлена ошибка при указании объектов налогообложения, а именно исключен автомобиль ВАЗ 111193 гос.рег.знак №, основания для исключения этого объекта из налогообложения административным истцом не обоснованы, дополнительно включен налог на имущество физических лиц за -Дата- (квартира), налога на имущество за -Дата- (квартира) 250 руб.
В требовании от № от -Дата- не содержится каких-либо ссылок на обстоятельства, которые повлекли изменение налоговой обязанности административного ответчика, поэтому, по своей сути, оно является повторным по отношению к требованию об уплате налогов № от -Дата-.
Основания для направления уточенного налогового уведомления и требования у налогового органа отсутствовали, ответственность за исправление ошибки Инспекции не может быть возложена на Андреевских Н.В.
Более того, в требовании № от -Дата- отсутствует указание о том, что ранее направленное требование № от -Дата- отзывается.
В заявлении о выдаче судебного приказа и в настоящем административном исковом заявлении содержатся требования, основанные на требовании и № от -Дата-, и № от -Дата-, что не может являться допустимым.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Суд полагает, что административным истца пропущен срок на обращение в суд по требованию № от -Дата-, который следует исчислять со дня истечения срока его исполнения (-Дата-) на основании следующего.
Как установлено судом, налоговым органом в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление № от -Дата-. В уведомлении представлен расчет транспортного налога на сумму 2741,00 руб., расчет налога на имущество физических лиц на сумму 242,00 руб., расчет земельного налога на сумму 92,00 руб.
Налогоплательщиком перечисленные налоги в установленный законом срок (не позднее -Дата-) не уплачены, в связи с чем, в адрес Андреевских Н.В. направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на -Дата- со сроком исполнения до -Дата-. В требование помимо включенных в уведомление об уплате налога сумм налогов, включены также пени за несвоевременную уплату налогов, сборов: пени по транспортному налогу 12,06 руб., пени по налогу на имущество физических лиц – 1,06 руб., пени по земельному налогу 0,40 руб.
Налогоплательщиком уплачена сумма налога, включенная в требование № от -Дата-, но не в полном объеме.
Вместе с тем, сумма требования № превысила 3000 руб., у налогового органа возникло право на обращение в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, то есть с -Дата-, вне зависимости от того обстоятельства, что налогоплательщиком была частично погашена задолженность, поскольку в ст. 48 НК РФ речь идет не о сумме административных исковых требований, а об общей сумме налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, рассчитанной в требовании.
Анализируя положения ст. 45, 48 и 69 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, следует констатировать, что транспортный налог, налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, не произвольно, а в соответствии с установленным порядком, то есть на основании налогового уведомления, неисполнение которого влечет направление требования об уплате налога, а истечение срока исполнения последнего возлагает обязанность на налоговый орган обратиться в суд.
Именно истечение данного срока является началом для исчисления общей суммы налога, пеней, штрафов и определяет день, когда их общая сумма превысила 3000 рублей, которым в рассматриваемом случае при изложенных обстоятельствах следует считать -Дата-, так как срок по требованию № от -Дата- о погашении задолженности истекал -Дата-.
Следовательно, с заявлением о взыскании в суд - за судебным приказом налоговый орган должен был обратиться в течение шести месяцев – до -Дата-.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
В силу ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, соблюден ли срок обращения в суд, возлагается на административного истца (часть 4).
Несмотря на безусловную значимость взыскания в бюджет не выплаченных налогоплательщиком налогов и пени, это не освобождает налоговый орган от обязанности обращаться в суд в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости доказательства уважительности его пропуска.
Административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа -Дата-
При таких обстоятельствах, административный истец утратил право на принудительное взыскание суммы обязательных платежей по требованию № от -Дата-, а именно: земельного налога 77,33 руб., пени по налогу на имущество физических лиц 1,06 руб., пени по земельному налогу 0,40 руб., в связи с пропуском установленного законом срока и отсутствием доказательств уважительности пропуска срока административным истцом, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований в указанной части необходимо отказать.
Также суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований о взыскании обязательных платежей по требованию № от -Дата-, а именно: налога на имущество физических лиц за -Дата- 250 руб., транспортного налога за -Дата- в размере 2 094 руб., пени по транспортному налогу 20,75 руб., пени по налогу на имущество физических лиц 7,47 руб., поскольку административным истцом не представлено доказательств наличия законных оснований для направления уточненного требования.
Требования административного иска подлежат удовлетворению частично в размере 2 696,58 руб. по следующим основаниям.
Налоговым органом в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление № от -Дата-. В уведомлении представлен расчет транспортного налога на сумму 2094,00 руб., расчет налога на имущество физических лиц на сумму 540,00 руб., расчет земельного налога на сумму 19,00 руб. за -Дата-.
Налогоплательщиком перечисленные налоги в установленный законом срок (не позднее -Дата-) не уплачены, в связи с чем, в адрес Андреевских Н.В. направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на -Дата- со сроком исполнения до -Дата-. В требование помимо включенных в уведомление об уплате налога сумм налогов, включены также пени за несвоевременную уплату налогов, сборов: пени по транспортному налогу 34,40 руб., пени по налогу на имущество физических лиц – 8,87 руб., пени по земельному налогу 0,31 руб. (за период с -Дата- по -Дата- – л.д. 14-15).
При подаче иска административный истец исходил из того, что общая задолженность по сумме требований № и № составляет 3 195,05 руб.
-Дата- в установленный законом срок (-Дата- срок для добровольного исполнения + 6 мес.) административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Андреевских Н.В. недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельного налога и пени. Определением мирового судьи от -Дата- судебный приказ отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Обращение в суд с настоящим иском последовало -Дата-, согласно штампу о регистрации входящей корреспонденции, проставленному в приемной суда. Таким образом, срок обращения с настоящим иском в течение 6 месяцев со дня отмены судебного приказа, административным истцом соблюден.
Представленный истцом расчет пени на сумму недоимки по налогу за -Дата- соответствует требованиям действующего законодательства, периоду просрочки уплаты налога.
На основании изложенного, суд считает, что требования истца о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу за -Дата- в сумме 2094,00 руб., пени по транспортному налогу за -Дата- в сумме 34,40 руб., по налогу на имущество физических лиц за -Дата- в сумме 540,00 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за -Дата- в сумме 8,87 руб., недоимка по земельному налогу за -Дата- в сумме 19,00 руб., пени по земельному налогу за -Дата- в сумме 0,31 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, ст. ст. 333.19, 333.36 НК РФ с административного ответчика Андреевских Н.В. подлежит взысканию госпошлина в размере 400,00 руб. в доход бюджета МО «город Ижевск».
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования Межрайонной Инспекции ФНС России №8 по УР к Андреевских Н.В. о взыскании задолженности по налогу, пени удовлетворить частично.
Взыскать с Андреевских Н.В. в доход бюджета на расчетный счет №:
- транспортный налог за -Дата- в размере 2094,00 руб. (КБК №),
- пени по транспортному налогу за -Дата- в размере 34,40 руб. (КБК №),
- налог на имущество физических лиц за -Дата- в размере 540 руб. (КБК №);
- пени по налогу на имущество физических лиц в размере 8,87 руб. (КБК №);
- земельный налог за -Дата- с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 19,00 руб. (КБК №);
- пени по земельному налогу с физических лиц в размере 0,31 руб. (КБК №).
Взыскать с Андреевских Н.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятитя решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Судья Э.Л. Чернышова