ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2635/2021 от 02.03.2021 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

14RS0035-01-2021-004163-35

Дело № 2а-2635/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 02 марта 2021 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кочкиной А.А., с участием прокурора Бердюгиной А.А., при секретаре Им А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием технического средства аудиозаписи административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Городской Думе ГО «город Якутск» о признании незаконным бездействия, нарушающего избирательные права граждан РФ,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с вышеуказанным административным иском, просят признать незаконным бездействие Якутской городской Думы, выразившееся в нарушении ст. 12 Конституции РФ, п. 7 ст. 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 2 ст. 12 Закона Республики Саха (Якутия) «О территориальной избирательной комиссии», нарушающим избирательные права граждан Российской Федерации. В обоснование требований указали, что в ходе избирательной кампании стало известно о нарушении п. 7 ст. 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку Якутская городская Дума не информировала избирательную комиссию муниципального образования (далее – ИКМО) и также в нарушение п. 2 ст. 12 Закона Республики Саха (Якутия) «О территориальной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия)» не обращалась в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) (далее – ЦИК РС (Я)) о передаче полномочий избирательной комиссии муниципального образования территориальной избирательной комиссии (далее – ТИК) после формирования нового состава территориальной избирательной комиссии на основании принятых постановлений Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от ____ года № и от ____ года № Таким образом, как полагают административные истцы, бездействие ответчика привело к тому, что избирательная комиссия муниципального образования действует с нарушением закона.

В судебном заседании административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 административные исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить. Дополнительно пояснили, что срок полномочий территориальной избирательной комиссии 5 лет, полномочия территориальной избирательной комиссии прекращается со дня первого заседания территориальной избирательной комиссии в новом составе. Доводы ответчика о том, что постановлением ЦИК РС (Я) от ____ года № полномочия ИКМО городского округа «Город Якутск» были возложены на Якутскую ТИК без указания срока действия прекращения данных полномочий противоречит пунктам 3 и 4 ст. 5 Закона РС (Я) «О территориальной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия)», пункту 5 ст. 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и являются заведомо ложными утверждениями. В подтверждение передачи полномочий ИКМО городского округа «Город Якутск» - Якутский ТИК ответчик по делу представил суду решение о возложении полномочий ИМКО на Якутский ТИК от ____ года за подписью председателя Якутской городской Думы ФИО14 и Главы городского «Город Якутск» ФИО15, полномочия которых давно прекращены. Полномочия Якутской ТИК, утвержденной Постановлением ЦИК РС (Я) от ____ года были прекращены Постановлением ЦИК РС ()Я «О формировании ТИК РС (Я)» от ____ года в новом составе. В материалах суда отсутствует документ о передаче полномочий ИКМО вновь образованному составу Якутской ТИК, действовавшему с ____ года по ____ года. Постановлением ЦИК РС ()Я от ____ года «О формировании ТИК РС (Я) состава 2020-2025» сформирован новый состав Якутской ТИК РС (Я). На эту дату председателем Якутской городской Думы депутатов работает ФИО16., а главой городского округа «город Якутск» ФИО17 однако в материалах дела отсутствует решение Якутской городской Думы о передаче полномочий ИКМО действующему составу Якутской ТИК. Существующий состав ТИК создан для проведения выборов в органы государственной власти, в ее территориальную деятельность входит также другой городской округ «Жатай», являющийся самостоятельным муниципальным образованием. Полагают, что указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении принципа самостоятельности органов местного самоуправления и невмешательства в их деятельность. Также указывают на незаконность бездействия ответчика в части длительного непринятия решения о формировании избирательной комиссии муниципального образования.

В судебном заседании представитель ответчика Якутской городской Думы по доверенности ФИО5 административные исковые требования не признала, просила отказать, указав, что по решению ЦИК РС (Я), принятому на основании обращения представительного органа муниципального образования, на территориальную избирательную комиссию могут возлагаться полномочия избирательной комиссии муниципального образования. На основании решения Якутской городской Думы № от ____ года в ЦИК РС (Я) направлено обращение о возложении полномочий избирательной комиссии городского округа «город Якутск» на Якутскую городскую территориальную избирательную комиссию, что было опубликовано в газете «Эхо столицы» № от ____ года. Постановлением ЦИК РС (Я) от ____ года № полномочия избирательной комиссии городского округа «город Якутск» были возложены на Якутскую городскую территориальную избирательную комиссию без указания срока действия и срока прекращения данных полномочий. Территориальные комиссии действуют на постоянной основе, Якутская городская ТИК, на которую бессрочно возложены полномочия избирательной комиссии городского округа «город Якутск», является постоянно действующей избирательной комиссией. Пятилетний срок полномочий возлагается на конкретный состав Якутской городской территориальной комиссии. Таким образом, Якутская городская Дума в пределах своих полномочий приняла решение в рамках действующего законодательства, бездействие отсутствует.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Якутской городской территориальной избирательной комиссии по доверенности ФИО6 административные исковые требования не признала, просила отказать, указав, что ____ года постановлением ЦИК РС (Я) № полномочия избирательной комиссии городского округа «город Якутск» возложены на Якутскую городского ТИК. Данное постановление принято на основании решения Якутской городской Думы от ____ года № . Постановления в настоящее время не утратили свою силу. Якутская городская ТИК и избирательная комиссия городского округа «город Якутск» действуют на постоянной основе. Пятилетний срок полномочий распространяется на конкретный персональный состав Якутской городской ТИК, полномочия переданы Якутской городской ТИК как органу, истечение срока полномочий персонального состава такой комиссии не может рассматриваться как истечение срока полномочий самой комиссии. Дополнительно указала, что административными истцами не представлены доказательства нарушения их избирательных прав, при этом подтверждений каких – либо нарушений со стороны избирательной комиссии при подготовке к проведению досрочных выборов главы городского округа «город Якутск» не представлено.

Представитель заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) по доверенности ФИО7 административные исковые требования не признала, в удовлетворении которых просила отказать, в подтверждение своих доводов указала, что в муниципальном образовании в городском округе «город Якутск» не сформирована избирательная комиссия муниципального образования, ее полномочия возложены на Якутскую городскую ТИК. Действующим законодательством не предусмотрена норма, регламентирующая срок действия постановления избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, которым возлагаются соответствующие полномочия. В постановлении ЦИК РС (Я) от ____ года не указан срок, в течение которого Якутская городская ТИК исполняет полномочия избирательной комиссии городского округа «город Якутск», соответственно, действие данного постановления распространяются на новый состав Якутской городской ТИК 2020 – 2025 годов, в связи с чем, ЦИК РС (Я) не издавал постановления о возложении на Якутскую городскую ТИК полномочий избирательной комиссии городского округа «город Якутск» в 2020 году после формирования нового состава Якутской городской ТИК 2020 -2025 годы.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования удовлетворению не подлежат, изучив материалы дела, приходит к следующему.Решением Якутской городской Думы от ____ г. назначены досрочные выборы главы городского округа «город Якутск» на ____ г.

ФИО1 обратился в порядке самовыдвижения в ЯГТИК о регистрации в качестве кандидата на должность главы городского округа «город Якутск».

ФИО2 зарегистрирован по месту жительства по адресу: ____; ФИО4 зарегистрирован по месту жительства по адресу: ____; ФИО3 зарегистрирована по месту жительства по адресу: ____.

Таким образом, ФИО2, ФИО4, ФИО3 являются избирателями в выборах по городскому округу «город Якутск».

Главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право кандидатов и их доверенных лиц, избирательных объединений и их доверенных лиц, политических партий, их региональных отделений и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Избирательной комиссией, организующей выборы главы городского округа «город Якутск», является Избирательная комиссия городского округа «город Якутск».

Из обстоятельств дела следует, что избирательная комиссия городского округа «город Якутск» по настоящее время не создана.

Статьей 24 Федерального закона № 67-ФЗ, статьями 23 и 24 Закона о муниципальных выборах, статьей 47 Устава городского округа «город Якутск», утвержденного решением окружного Совета г. Якутска от 25.06.2007 № РОС-551-1, предусмотрены порядок формирования и полномочия избирательной комиссии городского округа «город Якутск», а также возможность возложения полномочий данной избирательной комиссии решением Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия), принятым на основании обращения Якутской городской Думы, на территориальную избирательную комиссию.

Решением Якутской городской Думы от ____ в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) направлено обращение о возложении полномочий избирательной комиссии городского округа «город Якутск» на Якутскую городскую территориальную избирательную комиссию. Данное решение на сегодняшний день не отменено и не признано недействующим.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от ____ полномочия избирательной комиссии городского округа «город Якутск» возложены на Якутскую городскую территориальную избирательную комиссию. Данное постановление в настоящее время также не отменено и не признано недействующим.

Постановление было опубликовано в газете «Эхо столицы» № 99 от 28 декабря 2010 года

В соответствии со ст. 26 Федерального закона № 67-ФЗ территориальные комиссии действуют на постоянной основе, срок их полномочий составляет пять лет.

При этом, анализ действующего законодательства позволяет делать вывод о том, что срок исполнения территориальной избирательной комиссией полномочий избирательной комиссии муниципального образования не находится в прямой зависимости от истечения срока полномочий территориальной избирательной комиссии соответствующего состава, что предусмотрено п. 2.4 Постановления ЦИК России от 17 февраля 2010 года № 192/1337-5 «О методических рекомендациях о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий».

То есть, истечение срока полномочий персонального состава территориальной избирательной комиссии не прекращает действие решения о возложении на ТИК полномочий избирательной комиссии муниципального образования, если они возложены без указания срока, прямого указания на такое прекращение в нормативно-правовых актах, регламентирующих порядок формирования избирательных комиссий, не имеется.

Доводы истцов об истечении пятилетнего срока полномочий избирательной комиссии городского округа «город Якутск» в связи с изменением персонального состава Якутской территориальной избирательной комиссии в числе иных оснований иска являлись предметом рассмотрения по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 об оспаривании решения избирательной комиссии городского округа «город Якутск» о трехдневном голосовании, в ходе рассмотрения дела указанные доводы были признаны судом несостоятельными, в удовлетворении административного иска судом отказано. По результатам рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции решение Якутского городского суда РС (Я) от 20 февраля 2021 года вступило в законную силу.

При рассмотрении указанного административного иска, на основании системного анализа норм права судом установлено, что решениями Якутской городской Думы и Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) полномочия избирательной комиссии городского округа «город Якутск» возложены на Якутскую городскую территориальную избирательную комиссию бессрочно, вне зависимости от конкретного состава комиссии. Оспариваемое в рамках рассмотренного судом дела решение избирательной комиссии городского округа «город Якутск» о трехдневном голосовании было признано принятым соответствующим уполномоченным органом.

Суд также пришел к выводу о недоказанности факта нарушения прав и законных интересов истцов оспариваемым решением избирательной комиссии.

В соответствии с ч.2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Доводы административных истцов о незаконном бездействии ответчика Городской Думы ГО «город Якутск», выразившемся в длительном непринятии решения о формировании избирательной комиссии муниципального образования, также не являются основанием для удовлетворения административного иска, поскольку ст. 24 Федерального закона № 67-ФЗ, статьями 23 и 24 Закона о муниципальных выборах предусмотрен альтернативный способ формирования ИКМО, при этом целесообразность принятия одного из предусмотренных законом альтернативных решений не может являться предметом судебной проверки с учетом разъяснений, изложенных в п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которым суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При таких обстоятельствах административный иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Городской Думе ГО «город Якутск» о признании незаконным бездействия, нарушающего избирательные права граждан РФ отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Судья ___ А.А.Кочкина

___

___

___

___