ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2639/18 от 28.01.2018 Кировского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2А-2639/2018

24RS0028-01-2018-002803-17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2018 года г. Красноярск

Красноярский край

Кировский районный суд г. Красноярска Красноярского края в составе председательствующего - судьи Чернова В.И., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 24 по Красноярскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу, пени по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 24 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом изменений от 19 сентября 2018 года) к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу, пени по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, мотивируя свои требования тем, что ответчик состоит на учете в налоговой инспекции в качестве налогоплательщика, так как имеет в собственности автомобиль марки Тойота Ипсум, государственный номер . ФИО1 не исполнил обязанность по уплате транспортного налога, начисленного за 2016 год в сумме 4640 рублей, а также не уплатил пени по транспортному налогу в размере 6039 рублей 82 копейки, пени по налогу на имущество в размере 0,02 рубля, пени по земельному налогу в размере 0,03 рубля, всего 10679 рублей 87 копеек. Межрайонная ИФНС России № 24 по Красноярскому краю просит взыскать указанную сумму налога и пеней.

Суд, изучив материалы дела, находит необходимым отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения статьи 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям по взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов, требования об уплате которых направлены после дня вступления в силу статьи 2 настоящего Федерального закона, то есть после 04 апреля 2013 года.

В соответствии с п. п. 1, 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

В силу ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Согласно ч. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац введен Федеральным законом от 02.04.2014 года N 52-ФЗ, его положения вступили в силу с 01.01.2015 г.).

Согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Исходя из системного толкования закона, положения абзаца 3 пункта 2 статьи 52 НК РФ, введенном Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 52-ФЗ, не могут быть применимы к правоотношениям возникшим до 1 января 2015 года, поскольку нормативном правовым актом устанавливаются новые условия ухудшающие положение налогоплательщиков.

В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога у налогоплательщика возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Порядок направления налогового уведомления предусмотрен ст. 52 НК РФ, согласно которой, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В соответствии с ч. 1, ч. 2, ч. 4 и ч. 6 ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

При этом ч. 1 ст. 70 НК предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В силу положений ч. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Исходя из положений п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Как следует из административного иска и подтверждается материалами дела 25 июля 2017 года в адрес ФИО1 Межрайонной ИФНС России № 24 по Красноярскому краю было направлено уведомление № от 10 июля 2017 года об уплате транспортного налога за 2014 год в размере 4640 рублей и за 2016 год в размере 4640 рублей, срок для погашения налога установлен до 01 декабря 2018 года (л.д.13-14).

23 января 2018 года в адрес налогоплательщика направлено требование № об оплате задолженности недоимки по транспортному налогу в размере 9280 рублей и пени в размере 6082 рубля 17 копеек, срок уплаты до 26 января 2018 года (л.д.11-12).

Направление требования об уплате транспортного налога за 2014 год в 2017 году нельзя признать соответствующим нормам налогового законодательства, поскольку НК РФ не содержит норм, предусматривающих возможность направления налогового требования по истечении установленного срока, а также порядок и срок такого направления.

Административным истцом не представлено суду доказательств того, что ФИО1 в 2014 году (после превышения суммы налога 3000 рублей) направлялось требование о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц по состоянию на 2014 год. В связи с чем налоговым органом нарушен срок и порядок направления налогового уведомления и требования об уплате налога за 2014 год, что привело к утрате права на принудительное взыскание задолженности по транспортному налогу и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0,02 рубля за указанный налоговый период.

Кроме того, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налогов. Разграничение процедуры взыскания налога и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. Пени по транспортному налогу в размере 6039 рублей 82 копеек могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы самого налога.

Административным ответчиком ФИО1 оплачена недоимка по транспортному налогу за 2016 год в размере 4640 рублей 29 декабря 2017 года. В связи с чем, пени по уплате транспортного налога должно исчисляться в соответствии со ст. 75 НК РФ с 02 декабря 2017 года по 28 декабря 2017 года и равно 33 рублям 59 копейкам ((4640*16*1/300*8,25%)+(4640*11*1/300*7,75%)). Указанная сумма пени оплачена ФИО1 19 сентября 2018 года.

Кроме того, суд не находит основания для взыскания пени в размере 0,03 рубля по налогу на земельный участок, поскольку административным истцом не представлено доказательств того, что ответчику на праве собственности принадлежали земельные участки. Также информация об имеющихся в собственности ФИО1 земельных участках отсутствует в сведениях, предоставленных Управлением Росреестра по Красноярскому краю (л.д. 43-44).

На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении исковых требований к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу, пени по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 221-228 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России № 24 по Красноярскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу, пени по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд. Апелляционная жалоба подаётся через Кировский районный суд г. Красноярска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий В.И. Чернов