ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2639/2022 от 30.08.2022 Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

УИД 34RS0005-01-2022-003689-41

Дело № 2а-2639/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2022 года г. Волгоград

Краснооктябрьский районный суд города Волгограда

в составе председательствующего судьи Костюк И.И.,

при помощнике судьи Грабельниковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Волгоградской области к Швецову Михаилу Владимировичу о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России № 9 по Волгоградской области обратилось в суд с административным иском к Швецову М.В. о взыскании обязательных платежей.

В обоснование иска указано, что на налоговом учете в МИФНС России № 9 по Волгоградской области состоит Швецов М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На основании пункта 1 статьи 419 НК РФ Швецов М.В. являлся плательщиком страховых взносов, был обязан уплатить страховые взносы в полном объеме. За ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов предусмотрено обеспечение исполнения обязательства в виде пени. Неисполнение обязанности, установленной статьи 45 НК РФ, явилось основанием для направления налогоплательщику, в порядке статьи 69 НК РФ:

-требования № 3254 от 15 февраля 2022 года об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года в размере 29 354 рублей 00 копеек и соответствующей суммы пени в размере 305 рублей 22 копейки; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01 января 2017 года в размере 6 884 рубля 00 копейки, соответствующей суммы пени в размере 75 рублей 05 копеек.

30 мая 2022 года мировым судьей судебного участка № 99 Волгоградской области было вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Швецова М.В. недоимки по налогам.

Просит взыскать с Швецова М.В. в пользу МИФНС России № 9 по Волгоградской области задолженность по требованию:

- № 3254 от 15 февраля 2022 года об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года в размере 1 561 рубль 00 копеек и соответствующей суммы пени в размере 305 рублей 22 копейки; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01 января 2017 года в размере 6 884 рубля 00 копейки, соответствующей суммы пени в размере 75 рублей 05 копеек, а всего взыскать 8 825 рублей 27 копеек.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области Божкова О.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивает. При этом на поставленные вопросы пояснила, что сумма, уплаченная ответчиком в счет задолженности была распределена между имеющейся задолженностью, в том числе за предыдущие периоды. В связи с этим инспекция обратилась в суд с иском.

Административный ответчик Швецов М.В. и его представитель Фролов А.А., действующий на основании ордера, в судебном заседании возражали против заявленных требований, на поставленные вопросы пояснили, что сумма страховых взносов была оплачена налогоплательщиком 25 января 2022 года, согласно квитанциям, то есть еще до выставления налоговым органом требования. Также указали на то, что в квитанции об оплате страховых взносов указаны налоговый период за 2021 год и наименование платежа.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, пп. 1 п. 3.4 с. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные страховые взносы.

Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно, пункта 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщиками сборов и плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В силу требований пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и утратившего силу с 01 января 2017 года, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01 января 2017 года Закон N 212-ФЗ утратил силу. Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с указанной даты регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ адвокаты являются плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Согласно статье 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (абзац 1 пункта 2 статьи 432 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 419, п. 1 ст. 430 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2021 года, 34 445 рублей за расчетный период 2022 года, 36 723 рублей за расчетный период 2023 года;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере страховых взносов, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2021 года, 8 766 рублей за расчетный период 2022 года, 9 119 рублей за расчетный период 2023 года.

Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45, пунктом 2 статьи 52 и пунктом 4 статьи 397 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена налогоплательщиком - физическим лицом в срок, установленный законодательством о налогах и сборах на основании налогового уведомления налогового органа.

В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, сборов, страховых взносов. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Как следует из материалов дела, Швецов М.А. являлся в спорный налоговый период адвокатом, состоит на учете в МИ ФНС № 9 по Волгоградской области в качестве плательщика страховых взносов и в соответствии с п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком страховых взносов.

В связи с неисполнением обязательств по оплате страховых взносов (на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование) административному ответчику было направлено требование:

№ 3254 от 15 февраля 2022 года об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года в размере 29 354 рублей 00 копеек и соответствующей суммы пени в размере 305 рублей 22 копейки; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01 января 2017 года в размере 6 884 рубля 00 копейки, соответствующей суммы пени в размере 75 рублей 05 копеек, со сроком уплаты задолженности до 21 марта 2022 года.

Требование № 3254 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 15 февраля 2022 года направлено Швецову М.В. через личный кабинет налогоплательщика.

В связи с неисполнением Швецовым М.В. обязательств по оплате страховых взносов, МИФНС России № 9 по Волгоградской области обратилась с заявлением к мировому судье судебного участка № 99 Волгоградской области о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование с Швецова М.В.

30 мая 2022 года мировым судьей судебного участка № 99 Волгоградской области было вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Швецова М.В. недоимки по налогам, поскольку до вынесения судебного приказа от должника поступили возражения относительно заявленных требований.

В силу части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Административное исковое заявление поступило в Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда 29 июля 2022 года, т.е. в установленный законом срок.

Сумма задолженности на момент рассмотрения дела в суде составляла по требованию:

- № 3254 от 15 февраля 2022 года об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года в размере 29 354 рублей 00 копеек и соответствующей суммы пени в размере 305 рублей 22 копейки; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01 января 2017 года в размере 6 884 рубля 00 копейки, соответствующей суммы пени в размере 75 рублей 05 копеек.

Вместе с тем, в процессе рассмотрения дела от административного ответчика поступили чеки ордера об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование 25 января 2022 года. Так согласно чека ордера от 25 января 2022 года, усматривается что административным ответчиком 25 января 2022 оплачены фиксированный взнос в ПФР за налоговый период 2021 год в размере 32 448 рублей 00 копеек, а согласно чека ордера от 25 января 2022 года административным ответчиком 25 января 2022 года оплачен фиксированный взнос в ФФОМС за налоговый период 2021 год в размере 8 426 рублей 00 копеек, так сумма обязательных платежей была уплачена налогоплательщиком, еще до направления налоговым органом требования № 3254 от 15 февраля 2022 года.

Факт зачета налоговым органом данной суммы в счет оплаты налога за предыдущие периоды, не может являться основанием для удовлетворения заявленного иска и не может быть признан судом обоснованным, поскольку представленные административным ответчиком квитанции содержат все реквизиты, позволяющие идентифицировать назначение платежа и сроки его уплаты.

Так у суда не имеется оснований для взыскания сумм задолженности.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Волгоградской области к Швецову М.В. о взыскании обязательных платежей – оставить без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175,177, 218, 219 292-293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Волгоградской области к Швецову Михаилу Владимировичу о взыскании обязательных платежей – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи жалобы через Краснооктябрьский районный суд города Волгограда.

Судья: И.И. Костюк

Справка: Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате 30 августа 2022 года. Решение в окончательной форме изготовлено 13 сентября 2022 года.

Судья: И.И. Костюк