Дело № 2а-263/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июля 2018 года пгт. Ноглики Сахалинской области
Ногликский районный суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Кучук Н.Ю., при секретаре Спириной Т.И., с участием помощника прокурора Ногликского района Дурнова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим постановления мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» от 12 февраля 2018 года № 21 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории на территории муниципального образования «Городской округ Ногликский»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории на территории муниципального образования «Городской округ Ногликский» (далее – административный регламент), постановление опубликовано в газете «Знамя труда» № 23 от 22 марта 2018 года.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в суд с административным иском о признании недействующим названного административного регламента, ссылаясь на его противоречие статье 2, части 2 статьи 15, статье 18 Конституции Российской Федерации, статьям 1-7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", статьям 11.9, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 31, 35, 37, 41 Устава муниципального образования «Городской округ Ногликский».
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что пункт 2.2 оспариваемого административного регламента требует от заявителя обратиться за муниципальной услугой в комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ Ногликский», то есть в орган местного самоуправления, не наделенный соответствующей компетенцией, поскольку согласно пункту 3 и подпункту 41«б» пункта 4 статьи 35 Устава муниципального образования «Городской округ Ногликский» комитет по управлению муниципальным имуществом осуществляет полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью муниципального образования «Городской округ Ногликский» и готовит только проекты постановлений мэра об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Помимо этого, в пункте 2.8 административного регламента указаны основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, которые не предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
В отзыве на административный иск представитель комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ Ногликский» полагает его не подлежащим удовлетворению, указывая, что комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ Ногликский» является органом местного самоуправления специальной компетенции, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью. В соответствии с пунктом 2.2.59 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ Ногликский», утвержденного решением Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» от 25 февраля 2016 года №100 (с учетом изменений, внесенных решением от 13 октября 2016 года №117), комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ Ногликский» в целях выполнения возложенных на него задач в установленном порядке утверждает схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или публичной кадастровой карте.
Административный истец ФИО1 и его представитель адвокат Крючков В.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали. Представители административного ответчика мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» и заинтересованных лиц комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ «Ногликский», администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения стороны административного истца, исследовав письменные материалы дела, оценив все представленные доказательства в совокупности и принимая во внимание заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как установлено судом, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратился к мэру муниципального образования «Городской округ «Ногликский» с заявлением об утверждении границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 730 кв.м (464 кв.м + 189 кв.м + 77 кв.м), расположенного по адресу<адрес> предназначенного для эксплуатации квартиры в двухквартирном жилом доме по указанному адресу и ведения личного подсобного хозяйства, согласно межевым планам и схемам расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выполненным кадастровым инженером ФИО7
Письмом мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ№-(о) административному истцу отказано в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных по адресу: <адрес> поскольку суммарная площадь образуемых земельных участков будет превышать предельно допустимую площадь, предусмотренную СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89» (приложение В) - 100 кв.м без учета площади застройки. Кроме того, образуемый земельный участок № перекрывает доступ к многоквартирному жилому дому № по <адрес>, образуемый земельный участок № не относится к территории <адрес> по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 повторно обратился к мэру муниципального образования «Городской округ «Ногликский» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, площадью 730 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства, согласно межевым планам и схемам расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выполненным кадастровым инженером ФИО7
Письмом исполняющего обязанности мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ№ административному истцу отказано в утверждении схемы расположения испрашиваемых земельных участков, прилегающих к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, поскольку суммарная площадь земельных участков, прилегающих к <адрес> будет составлять 730 кв.м, что превышает предельно допустимую площадь, предусмотренную к предоставлению для данного типа застройки местными нормативами.
При таких данных, ФИО1 является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, которым, по убеждению административного истца, нарушаются его права, свободы и законные интересы.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Согласно частям 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 3, 7 и 14 пункта 4 статьи 28 Устава муниципального образования «Городской округ Ногликский» мэр муниципального образования «Городской округ «Ногликский» издает в пределах своих полномочий правовые акты; осуществляет общее руководство органами и структурными подразделениями администрации, муниципальными предприятиями и учреждениями, органами местного самоуправления специальной компетенции муниципального образования «Городской округ Ногликский»; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления муниципального образования «Городской округ Ногликский» полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Сахалинской области.
Судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят мэром муниципального образования «Городской округ Ногликский» в пределах полномочий, предоставленных ему как главе муниципального образования «Городской округ Ногликский», с соблюдением требований законодательства к форме муниципального правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя содержание оспариваемого административного регламента, суд исходит из следующего.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 35 Устава муниципального образования «Городской округ Ногликский» комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ Ногликский», являясь органом местного самоуправления специальной компетенции, осуществляет полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью муниципального образования «Городской округ Ногликский», при этом в силу подпункта 41 пункта 4 указанной статьи комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ Ногликский» готовит проекты постановлений мэра об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно пункту 2.3 раздела 2 оспариваемого административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является: распоряжение комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Городской округ Ногликский" об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования "Городской округ Ногликский"; схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории; отказ в предоставлении муниципальной услуги.
При таких данных, когда приведенные положения оспариваемого административного регламента противоречат Уставу муниципального образования «Городской округ Ногликский», имеющему большую юридическую силу, в той части, в которой относят к полномочиям комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Городской округ Ногликский" утверждение схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования "Городской округ Ногликский", суд принимает решение о признании их не действующими.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги содержится в пункте 2.8 оспариваемого административного регламента, в соответствии с которым основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
2.8.1. Нарушение требований подраздела 2.6 настоящего административного регламента.
2.8.2. В заявлении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем. В данном случае запрос подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
2.8.3. В заявлении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. В данном случае орган местного самоуправления вправе оставить заявление без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить заявителю, направившему заявление, о недопустимости злоупотребления правом.
2.8.4. В заявлении не указаны фамилия гражданина, направившего письменное обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
2.8.5. В заявлении содержится вопрос, на который неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми запросами, и при этом в заявлении не приводятся новые доводы или обстоятельства. О данном решении уведомляется заявитель, направивший заявление.
2.8.6. Ответ по существу поставленного в заявлении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом <данные изъяты>. О данном решении уведомляется заявитель, направивший заявление.
2.8.7. Наличие пересечения границ смежных земельных участков.
2.8.8. Отсутствие доступа к образуемому земельному участку.
2.8.9. Если земельный участок находится в собственности, границы данного земельного участка ранее установлены, участок стоит на кадастровом учете.
2.8.10. Несоответствие намерений заявителя требованиям действующего законодательства.
2.8.11. Нахождение земельного участка в двух и более территориальных зонах.
2.8.12. Заявление подано ненадлежащим лицом.
2.8.13. Расположение земельного участка за пределами границ муниципального образования "Городской округ Ногликский".
2.8.14. Ограничение в обороте или изъятие из оборота земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
2.8.15. Наличие споров по испрашиваемому земельному участку.
2.8.16. Экстремальные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы, такие как пожар, наводнение, землетрясение, военные действия, гражданские беспорядки и т.д., препятствующие предоставлению муниципальной услуги).
В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В силу пунктов 4 и 5 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг, в числе прочих, являются: открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг; доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Вместе с тем, наличие у органа, предоставляющего муниципальную услугу, полномочий по отказу в предоставлении муниципальной услуги, в случае, если в заявлении содержится вопрос, на который неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми запросами, и при этом в заявлении не приводятся новые доводы или обстоятельства, противоречит приведенным нормам Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", регулирующего спорные правоотношения.
В этой связи, подпункт 2.8.5 пункта 2.8 раздела 2 оспариваемого административного регламента не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и также подлежит признанию не действующим.
Суд полагает, что в ходе рассмотрения дела нашло подтверждение то обстоятельство, что административный регламент в названной части нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, включая право на обращение за предоставлением муниципальных услуг, и признает их недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части суд полагает оспариваемый административный регламент соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу следующие положения административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории на территории муниципального образования «Городской округ Ногликский», утвержденного постановлением мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ№:
пункт 2.3 раздела 2 в части слов «распоряжение комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Городской округ Ногликский" об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования "Городской округ Ногликский";
подпункт 2.8.5 пункта 2.8 раздела 2 в полном объеме.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований ФИО1 - отказать.
Опубликовать решение суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Знамя труда».
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Ногликский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 16 июля 2018 года.
Председательствующий судья Н.Ю. Кучук
Копия верна: судья Кучук Н.Ю.