Дело № 2а-263/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Катайск Курганской области 30 августа 2019 года
Катайский районный суд Курганской области в составе: председательствующего, судьи Колесникова В.В.,
при секретаре Карлыковой Е.С.,
с участием административного ответчика ФИО1,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России № 1 по Курганской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец - МИФНС России № 1 по Курганской области обратился в суд с иском к ФИО1, согласно которому просит взыскать с неё в бюджет недоимку по земельному налогу за 2014, 2015, 2016, 2017 г. в размере 4 371 руб., пени за период с 02.12.2017 по 17.12.2018 – 43,90 руб., всего – 4414,90 руб.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что ФИО1 (ИНН №) имеет в собственности земельные участки:
- кадастровый № - Курганская обл., Катайский район, с.Петропавловское. Дата регистрации права 06.04.2002;
- кадастровый № - Курганская обл., Катайский район, с.Улугушское, ул..... Дата регистрации права 06.04.2002, дата утраты права 03.12.2015;
- кадастровый № - Курганская обл., г.Катайск, ул..... Дата регистрации права 24.09.2008, дата утраты права 31.12.2014.
В связи с неуплатой налога должнику было направлено требование об уплате налога и пени от 14.02.2018 № 1809, от 18.12.2018 № 23718. В указанный по требованию срок до 10.01.2018 задолженность уплачена не была.
Мировым судьей 25.03.2019 был вынесен судебный приказ для взыскания задолженности, который отменен 05.04.2019.
Оплата по указанному требованию в настоящее время в полном объеме не произведена, в связи с чем у ФИО1 образовалась недоимка по налогу за 2014-2017 гг. и пени за период с 02.12.2017 по 17.12.2018 (л.д. 4).
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно надлежащим образом (л.д. 32). Административный истец просил дело рассмотреть в свое отсутствие (л.д.4, 33, 34).
Судом в соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС Российской Федерации) принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца, признав причины его неявки неуважительными, явку – необязательной, удовлетворив ходатайство представителя административного истца о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании административный ответчик ФИО1 исковые требования признала частично, в размере – 4216,31 руб., о чем представила письменное заявление (л.д. 37). Предусмотренные ст. 157 КАС Российской Федерации последствия этого ФИО1 разъяснены и ей понятны. В остальной части административного иска ФИО1 просила отказать за необоснованностью, полагала, что срок требования налоговой задолженности за 2014, 2015 гг. истек. Не отрицала наличие в своей собственности указанного в административно иске имущества и периодов владениям им на праве собственности. Пояснила, что налоговые уведомления ей получены не были, требование налогового органа получено только одно.
Заслушав административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу, что исковые требования МИФНС России № 1 по Курганской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций - законны, обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу положений ст. 19, 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также – НК Российской Федерации) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Согласно п. 2 ст. 44 НК Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК Российской Федерации).
В соответствии с положениями п. 1 ст. 48 НК Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьёй.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истёк срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб., за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 ст. 48 НК Российской Федерации, согласно которому если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6-ти месяцев со дня истечения указанного 3-летнего срока.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу п. 3 ст. 48 НК Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
По правилам ст. 387 НК Российской Федерации земельный налог устанавливается НК Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (ст. 389 НК Российской Федерации).
В соответствии со ст. 388 НК Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со ст. 390-392 НК Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки. Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок. Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.
Налоговым периодом в соответствии со ст. 393 НК Российской Федерации признается календарный год.
Положениями ст. 394 НК Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 % в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в НК Российской Федерации.
Налоговые ставки земельного налога на территории г. Катайска определены решением Катайской городской Думы от 15.11.2010 № 84 «Об установлении земельного налога».
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником объектов налогообложения - земельных участков:
- кадастровый № - Курганская обл., Катайский район, с.Петропавловское. Дата регистрации права 06.04.2002;
- кадастровый № - Курганская обл., Катайский район, с.Улугушское, ул..... Дата регистрации права 06.04.2002, дата утраты права 03.12.2015;
- кадастровый № - Курганская обл., г.Катайск, ул..... Дата регистрации права 24.09.2008, дата утраты права 31.12.2014.
Налоговым органом составлялись налоговые уведомления № 70670405 от 04.07.2017, № 53759300 от 04.09.2017, № 5035742 от 23.06.2018 об уплате земельного налога за 2014, 2015, 2016, 2017 гг. на земельные участки с кадастровыми №, №, №, расположенные по вышеуказанным адресам, в общей сумме 4371 руб. (л.д. 21, 23, 25).
В личном кабинете налогоплательщика ФИО1 вносились обновления с указанными уведомлениями (л.д.22,24,26).
По правилам п. 4 ст. 52 НК Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Административный ответчик оспаривали получение налоговых уведомлений от МИФНС России № 1 по Курганской области, однако из материалов дело следует, что налоговые уведомления и требования налогового органа были доставлены административному ответчику путём выгрузки сведений в личный кабинет налогоплательщика (л.д. 18, 20, 22, 24, 26). Что не противоречит приведенным требованиям налогового законодательства, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что данные уведомления и налоговые требования направлялись административному ответчику надлежащим образом.
Налогоплательщик в силу п. 6 ст. 58 НК Российской Федерации обязан уплатить налог в течение 1 месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налогом уведомлении.
В установленные в уведомлениях сроки – не позднее 01.12.2017, 01.12.2017, 03.12.2018 Кокорина не оплатила указанный земельный налог, в связи с чем административным истцом через личный кабинет налогоплательщика ФИО1 14.02.2018 и 18.12.2018 вручены требования об уплате налога № 1809 по состоянию на 14.02.2018 и № 23718 по состоянию на 18.12.2018 (л.д. 18, 20).
Требованиями об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов административный ответчик ФИО1 поставлена истцом в известность о наличии недоимки по земельному налогу в общей сумме 4 371 руб., пени – 43,90 руб. (л.д. 17, 19).
В соответствии со ст. 75 НК Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пп. 3-4). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5).
Наличие у ФИО1 обязанности по уплате пени на земельный налог, уплачиваемого в соответствии с указанными требованиями действующего законодательства, размер данной задолженности административным ответчиком не по существу оспаривались.
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика неправомерности требований налогового органа о взыскании задолженности за 2014, 2015 г.г., поскольку из материалов дела следует, что налоговый орган обратился в том числе за взысканием данной налоговой задолженности ФИО1 тогда, когда сумма её задолженности превысила 3000 руб. В связи с этим действия административного ответчика соответствуют приведенным требованиям налогового законодательства. Основания для отказа в удовлетворении требований административного истца в данной части по приведенному ФИО1 основанию не имеется.
Поскольку в установленные сроки административный ответчик задолженность по данным видам налогов не оплатил в полном объёме, то МИФНС России № 1 по Курганской области правомерно начислила налогоплательщику пени в соответствии со ст. 75 НК Российской Федерации.
В соответствии со ст. 69 НК Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога; направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки; должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со ст. 101.4 НК Российской Федерации.
Пунктом 6 указанной статьи предусмотрено, что требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.
В силу указанной правовой нормы ФИО1 считается получившей налоговые требования. Размер пени на земельный налог административным ответчиком не оспаривается, суд разрешает спор в пределах заявленных требований.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о соблюдении административным истцом порядка истребования с ответчика налогов, пени, доведения указанной информации до налогоплательщика в установленном законом порядке, в связи с чем исковые требования о взыскании задолженности по налогу и пени подлежат удовлетворению в полном объеме.
Поскольку указанная задолженность ФИО1 перед налоговым органом не погашена, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований административного истца не имеется. При рассмотрении данного административного дела суд также учитывает частичное признание требований административного истца административным ответчиком.
В соответствии со ст. 114 КАС Российской Федерации и п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и госпошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. Учитывая, что государственные органы, выступающие в качестве административных истцов или ответчиков по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождены от уплаты госпошлины на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК Российской Федерации, госпошлина по данному делу подлежит взысканию с административного ответчика ФИО1 Размер госпошлины определен в порядке, установленном п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК Российской Федерации, и составляет 400 руб.
Руководствуясь ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования МИФНС России № 1 по Курганской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, <данные изъяты>, задолженность по земельному налогу за 2014, 2015, 2016, 2017 годы в размере 4 371 руб., пени за период с 02.12.2017 по 17.12.2018 – 43,90 руб., всего взыскать 4414 (Четыре тысячи четыреста четырнадцать) рублей 90 копеек.
Взыскать с ФИО1 в доход муниципального образования Катайского района Курганской области госпошлину по делу в размере 400 (Четыреста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Колесников В.В.
Мотивированное решение изготовлено: 30.08.2019